Как играть бенды на губной гармошке


Уменьшаем воздухопотери. Первые шаги: настраиваем гэпы, аркинг

Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке

Продолжаю цикл статей, посвященных ремонту и настройке диатонической гармошки.

Первое, что посоветует вам любой харпер (если что-то не устраивает в гармошке: она «сильно» травит воздух, «шипит», тяжело берутся бэнды, тихо звучат ноты), так это уменьшить гэпы.

Что же это такое?

Гэп — это высота, на которую кончик язычка отдалён от платы (см. фото). Очень часто, да практически всегда, у гармошки «из коробки» гэпы довольно велики и их стоит уменьшить.

Почему же так? Купили гармошку, заплатили немалые деньги, а тут: раскручивай, подправляй, уменьшай…

Несколько слов в оправдание производителей губных гармошек.

Дело в том, что на заводе гэп выставляется такой (максимальный), чтобы при игре любого, ещё только начинающего харпера, язычок «не заткнулся». Чем меньше зазор (гэп), тем большая вероятность того, что при сильной атаке, резком вдохе-выдохе язычок не начнет колебаться и звука не будет. А если у нас что-то не звучит, то виноват кто? Правильно — производитель гармошки (вспомните «проблему второй дырки«).

Вот чтобы уменьшить количество возвратов таких «поломок» гэпы и делают большими.

Открою ещё одну «большую тайну» : гармошка не рассчитана на игру бэндами. В настройке Рихтера она ДИАТОНИЧЕСКАЯ, а не хроматическая. И не надо от неё требовать дополнительных нот. Добывать на ней дополнительные несуществующие ноты это уже наши «извраты».

Ну что ж, начнём менять гэпы.

Для этого нам понадобится обыкновенная деревянная зубочистка. Такой инструмент не будет нам царапать поверхность язычка и менять его тон.

Обычно гэпы нам нужно уменьшать, поэтому воздействуем на поверхность язычка продольными от заклёпки к центру язычка поглаживаниями как бы стараясь вдавить язычок в слот.

Каково усилие — описать сложно, начинайте с небольших. Не надо спешить, 5-6 поглаживаний — и проверяем насколько прогибается язычок ближе к плате.

Обычно, настройка одного язычка у меня занимает 2-3 минуты и состоит из десятков таких подходов поглаживаний.

После существенных изменений в зазоре делается проверка — поиграть, не затыкается ли уже язычок. Если уже затыкается, значит перестарались и стоит провести поглаживания уже обратной стороны.

Сразу же тут замечу, что возможна ситуация, когда выставлены гэпы, ничего не затыкается, а вот когда окончательно собрали гармошку — обнаруживается «перебор». Не стоит огорчаться, надо сохранить терпение и усидчивость. У меня случается так, что приходится на некоторых отверстиях менять гэпы спустя несколько дней — обнаруживается затыкание.

Уменьшение гэпов это компромис: уменьшаем воздухопотери и увеличиваем вероятность того, что язычок заткнётся. Где «золотая середина»? — зависит от манеры игры. Привыкли атаковать ноту, исполняете быстрые пассажи — выставляйте гэпы больше. Вот он, первый этап, — «настроить гармошку под себя».

Размер/зазор равен толщине язычка на кончике, это приблизительный ориентир, пробуйте.

Хочу так же уделить внимание аркингу.

Язычок по своей длине неровный, имеет небольшой прогиб. Хорошим аркингом считается равномерное прогибание начиная с середины язычка, или даже чуть дальше, к кончику. Некоторые любят прогибать уже конечную часть 1/4 длины. Только не делайте на язычке резкий изгиб в одном месте, ему на пользу это не пойдёт. Перед вмешательством осмотрите все язычки, выберите те, что имеют красивую форму прогиба и, к тому же, устраивают по звучанию. Пусть они будут для вас ориентиром.

Несколько советов, пожеланий:

— не стоит вдавливать язычок в слот. То есть не делайте так, чтобы поверхность язычка была вровень с платой или, чего хуже, была ниже;

— не стоит делать несколько прогибов («волны» по длине язычка), это приведёт к паразитным колебаниям и неприятным призвукам при игре;

— при выставлении гэпов поглаживания должны быть только продольные, это избавит от децентровки язычка в слоте;

— обычно гэпы на плате выдоха выставляются больше, чем на плате вдоха. Это тоже связано с манерой игры, выдоховые язычки легче затыкаются. Учтите это!;

— после крепления плат к гребёнке внимательно осмотрите язычки вдоха – наверняка размеры гэпов стали другие, не те, что вы выставили. Это связано с тем, что плата «в свободном состоянии» имеет неровности, прогибы. После фиксации болтами она меняется в плоскости соприкосновения с платой. Приходится опять подстраивать. Так что не спешите крепить крышки – поиграйте.

Следующий короткий видеоролик — это «наглядное пособие» того, о чём я рассказал в этой статье.

Всем удачи, успехов в освоении и отличного настроения!

Об авторе статьи

Олег Коропецкий

Играет на губной гармонике более пяти лет.

Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.

Канал на YouTube.

Профиль Вконтакте.

Формирование воздушного потока во время игры на губной гармошке

Знали ли вы, что в губную гармошку нельзя дуть?

Нет, можно конечно, но губная гармоника вовсе не предназначена для такого нелепого обращения с ней.

Именно поэтому у большинства начинающих гармонистов, которые по незнанию дуют в губную гармошку и «всасывают» воздух, начальный этап обучения характеризуется следующими проблемами:

  • очень сложно даётся игра одиночными нотами. И даже если со временем более-менее удаётся худо-бедно научиться играть, попадая в каждое отверстие по отдельности, этот навык постоянно «хромает»;
  • как правило, не играет (или плохо играет) второе отверстие на вдох (похожие проблемы могут быть также и с другими отверстиями, например с восьмым на вдох), а на некоторых отверстиях язычки могут и вовсе затыкаться и «молчать»;
  • звук губной гармошки при таком способе формирования воздушного потока очень «задавленный» и неприятный для уха;
  • а вероятность сломать язычки (что часто у начинающих и происходит) повышается во много десятков раз.

И это ещё не весь перечень проблем, которые возникают из-за неправильного «обращения» с губной гармоникой.

Как же всё-таки нужно играть на губной гармошке, чтобы это было безопасно для инструмента, приятно для уха слушателя и комфортно для самого исполнителя?

Всё дело в формировании воздушного потока.

Существует только 2 «режима» формирования воздушного потока и течения частиц в нём:

  • ламинарный
  • турбулентный

Мы, гармонисты, чаще называем их тёплым и холодным воздушным потоком, хотя эти прилагательные не передают всей сути и всех характеристик, о которых следует знать каждому гармонисту.

При ламинарном течении потока воздуха (от латинского слова lamina – слой) отдельные слои движутся строго в одном направлении, параллельно и не взаимодействуют между собой. Добиться такого воздушного потока легче всего дыша максимально тёплым воздухом (например, когда греем зимой руки).

Турбулентный поток характеризуется неупорядоченным, хаотическим движением частиц по сложным непредсказуемым траекториям. И такой неуправляемый поток мы получаем, когда дуем или «всасываем» воздух.

Посмотрите, пожалуйста, видео, в котором показано, как ведут себя частицы при ламинарном и турбулентном течении.

Заметьте, что при ламинарном потоке:

  • скорость движения частиц достаточно низкая,
  • скорость движения частиц достигает своего максимума в центре потока и достаточно низкая около стенок трубы (возможно, именно поэтому при турбулентном потоке так сложно играть одиночными нотами, а при ламинарном — очень легко. См. фото.),
  • движение потока воздуха предсказуемое, а значит управляемое.

Чтобы избежать формирования турбулентного потока воздуха, который по своей сути является абсолютно НЕконтролируемым, НЕуправляемым и НЕ подходит для игры на губной гармошке, важно знать о причинах его возникновения.

Турбулентный поток возникает в таких случаях:

1. При возникновении препятствий на пути воздушного потока.
К этому же пункту стоит отнести и влияние формы воздушного канала и наличие в нём «узких мест».

В связи с этим необходимо помнить о важности того, чтобы гортань и мышцы шеи были всегда открыты и в расслабленном состоянии, не препятствуя свободному течению потока воздуха.

Частой ошибкой начинающих гармонистов являются попытки играть с таким положением ротовой полости, которое напоминает положение при произношении буквы «И» (или ещё хуже — буквы «Й»).

Заметьте, что в таком положении воздушный канал резко сужается, а язык становится существенным препятствием для воздушного потока. К тому же, из-за сужения канала резко увеличивается скорость течения частиц, а это в свою очередь является второй причиной возникновения турбулентного воздушного потока, о чём речь пойдёт ниже.

2. Второй причиной, из-за которой поток становится турбулентным, является высокая скорость воздушного потока. Необходимо знать, что с увеличением скорости движения частиц, в определённый момент ламинарное течение ВСЕГДА перерастает в турбулентное.

Именно поэтому гармонисты, как правило, играют «тёплым» дыханием. Похожий тип дыхания мы используем во время речи и пения. Ведь даже если попытаться громко крикнуть, то скорость такого потока воздуха будет всё равно в разы ниже, чем если бы мы подули холодным потоком, при котором сразу же возникла бы турбулентность.

Теперь, зная о том, что существует только два режима течения воздушного потока, вы можете начать сознательно отслеживать во время игры на губной гармошке, как вы формируете поток воздуха и целенаправленно работать над тем, чтобы создавать ламинарный поток воздуха.

Возможно именно этот навык и данная информация станут для вас решающими в некоторых аспектах вашего обучения игре на губной гармошке и позволят вам:

  • добиться уверенных и стабильных одиночных нот, что позволит держать губную гармошку глубоко во рту.
  • Вы сможете избавиться от стандартных «проблем начинающего гармониста», связанных со звукоизвлечением на некоторых отверстиях.
  • Вы гарантированно увеличите срок жизни вашей губной гармошки во много раз.
  • И что самое главное — существенно улучшите качество вашего звучания.

Выйдите из зоны турбулентности, научитесь формировать ламинарный поток воздуха и пусть ваше звучание всегда свидетельствует только о вашем профессионализме!

Успехов вам!

Разбиваем навык на элементы | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Одним из самых эффективных методов обучения любому навыку, является умение разбивать навык на минимально возможные элементы (мини-навыки).

Разбиение навыка на составляющие помогает нам избежать чувства растерянности во время обучения.
Тогда намного проще выделить главные элементы, сосредотачиваясь на которых, можно добиться большего прогресса и лучших результатов при меньших затратах сил.
Последовательно отрабатывая каждый из мини-навыков, а потом соединяя их, мы намного эффективнее и быстрее обучаемся.

Чтобы понять достаточно ли мы разбили навык на элементы, необходимо руководствоваться двумя основными критериями, по которым можно оценить каждый из элементов навыка, задавая себе простые вопросы.

Критерии:

1) Достижимость.

Вопрос, который стоит себе задать: достаточно ли у меня опыта и знаний на данном этапе развития, чтобы научиться этому навыку?

Например, чтобы научиться играть бенды на губной гармошке, необходимо очень хорошо развить навык игры одиночными нотами и достаточно уверенно играть композиции, при этом применять на практике три главных правила звукоизвлечения. Если эти навыки игры не отработаны, то переходить к изучению бендов просто бессмысленно, так как вы потратите много времени и усилий, но так и не добьётесь качественного результата.

2) Краткосрочность.

Вопрос: реально ли достичь результата за достаточно короткий промежуток времени (одно или несколько занятий)? Этот критерий важен именно потому, что нам необходимо освоить этот навык, будучи в состоянии «интереса», «вызова». Как долго вы готовы поддерживать живой интерес к обучению, если у вас не получается пробрести тот или иной навык?

Если мы разбили навык на такие элементы, которые требуют очень много времени, прежде чем появится результат, то скорее всего у нас очень быстро пропадёт интерес, что повлечёт снижение продуктивности, нам станет неинтересно, скучно. Часто за этим следует раздражение и, возможно, мы так и не дойдем до результата. К сожалению, большинство начинающих гармонистов бросает обучение из-за утраченного интереса, который возникает при первых трудностях. А всё дело в неправильном разбиении навыка на поднавыки и непоследовательности их приобретения.

Приступая к изучению очередного навыка игры на губной гармошке, разбейте его на составляющие элементы и оцените их качество, исходя из критериев достижимости и краткосрочности. Если вы честно будете себе отвечать на вышеприведённые вопросы, то сможете обучаться последовательно и быстро.

Нужны ли гаммы музыканту-самоучке | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Привет!

Ты решил самостоятельно заниматься на музыкальном инструменте. Если ещё не решил — решайся. А я отвечу на частый вопрос о том, что такое гаммы, зачем они нужны и какие бывают. Но самое главное — нужны ли они тебе.

Гамма — это чередование звуков, нот в октаве. Гамма всегда начинается и заканчивается одной и той же нотой. Этого пока хватит, не забивай голову.

Какие гаммы бывают.

Они называются по имени первой ноты. Например до-мажор или ми-минор. Если в двух словах, то мажор весёлый, минор грустный. Строятся они по-разному, не думай пока об этом.

Для чего нужны гаммы.

Гаммы придумали для развития техники владения инструментом. Играя гамму, ты привыкаешь к звуку инструмента. Запоминаешь, где какая нота как звучит.

Я опросил своих знакомых музыкантов и вот что они говорят. Часть из них никогда не играла гамм. Даже те, кто учились в музыкальной школе. Эти ребята познавали инструмент, играя дни напролёт различные композиции. Они делали упражнения для развития техники, но никогда не играли гамм. При этом они здорово играют и знают свой инструмент как облупленный. Другая часть играла и упражнения, и гаммы, и композиции. И они тоже здорово делают музыку. Но их всех объединяет одно:
музыка их прёт, они ей дышат, они её обожают.

Какой можно сделать из этого вывод.

Если ты самоучка, то можешь не учить и не играть гаммы. Это твоё право, ты сам отвечаешь за своё образование. Но я точно знаю, что когда ты дорастёшь до импровизаций и начнёшь пробовать различные стили, то знание гамм будет хорошим бонусом для тебя. Главное — люби музыку.

P.S. — В одной из статей я расскажу, как гаммы помогли моей знакомой в решающий момент. А тебе хочу сказать, что учиться самому — это круто. Правда. Не каждый может. Но учиться в команде гораздо продуктивнее и интересней. Так что присоединяйся к нам и будем расти вместе. Я в тебя верю.
Удачи!

Rod Piazza | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Rod Piazza (Род Пиацца) родился в декабре 1947 года в городе Риверсайд, штат Калифорния. Его юношеские годы как раз пришлись на период стремительного развития блюза в 60-е годы. В 16 лет он создал свою первую блюзовую команду. Он познакомился со своим кумиром, а в будущем наставником George «Harmonica» Smith, который переехал в Лос-Анджелес из Чикаго, где блюзовая музыка достигла в то время вершины своего развития.

В 1967 Род Пиацца создал группу The Dirty Blues Band, которая позже стала называться Bacon Fat. К ней присоединился George «Harmonica» Smith и вместе они устраивали гармошечные дуэли на сцене.

В 1976 г. Rod Piazza организовал группу под названием The Chicago Flying Saucer Band, которая позже сменила название на The Mighty Flyers и уже под этим названием группа завоевала мировую славу на сцене блюза.

The Mighty Flyers считается одной из самых сыгранных групп в мировом блюзе. Они издали большое количество дисков и пластинок, постоянно выступают в клубах, на фестивалях по всему миру и дают сольные концерты.

Rod Piazza одинаково хорошо играет как на диатонической губной гармонике, так и хроматической.

Группа Рода Пиаццы играет West Coast jump blues – это смесь блюзового чикагского звучания с вкраплениями лос-анджелесского послевоенного джаза, свинга и R&B.

Сам музыкант считает себя просто блюзменом: «Люди любят классифицировать блюз по направлениям. Однако когда я рос и слушал записи блюзовых артистов, потом стал играть в группе с George «Harmonica» Smith, и мы выступали с такими музыкантами как Big Mama Thornton, Big Joe Turner, T-Bone Walker, мы не думали, какой блюз мы играем: west coast или чикагский. Это был просто блюз. Да, вы можете считать по-своему, но для меня главное, как ансамбль звучит: хорошо или плохо».

А оценить как звучит Rod Piazza и его группа The Mighty Flyers вы можете прослушав подборку их композиций.

 


Смотрите также