Как играть бенд на губной гармошке


Бенд | HARMONICA.RU

Бендом называют прием, который позволяет вам изменить (понизить) высоту ноты. При игре на гармошке бенд может использоваться в двух случаях:

1. Для создания звукового эффекта, напоминающего вой животного, плач, или стенания человека.

2. Для извлечения отсутствующих в диатонической гамме нот.

Например, применив бенд на вдохе через 4-е отверстие, вы получите ноту Db, (или С#), которая в хроматической гамме располагается как раз между нотами С (4-е отверстие, выдох) и D (4-е отверстие, вдох).

 

Освоив бенд на вдохе и выдохе, вы практически сможете приблизиться к хроматической игре (подобно черным и белым клавишам фортепианной клавиатуры) на диатонической гармошке. Хотя этот прием исполняется в основном на вдохе в нижнем регистре инструмента, тем не менее, применительно к диатонической гармошке различают 4 типа бенда:

1. Бенд на вдохе

2. Бенд на выдохе

3. Оверблоу

4. Овердро

Мы в основном будем рассматривать самый распространенный вид бенда, а именно “бенд на вдохе”. Кстати, обратите внимание на то, что при обычном бенде на вдохе или выдохе высота звука понижается.

Ha стандартной диатонической гармошке бенды делаются обычно через 1-6 отверстия. Однако большинство исполнителей в стилях блюз, кантри и рок в основном исполняют бенды на вдохе через 2-е, 3-е и 4-е отверстия.

Хотя бенд на вдохе через 5-е отверстие технически возможен, его следует избегать. Во-первых, он не даст вам новой ноты, а во-вторых, будет способствовать быстрому износу соответствующего язычка. То же самое справедливо и для бенда на вдохе через 7-е отверстие.

Посредством бенда на вдохе через 1-е, 4-е и 6-е отверстия достигается понижение звука на полтона. Бенд на вдохе через 2-е отверстие опускает высоту звука на целый тон, а через 3-е -на малую терцию (3 полутона).

Таким образом, на стандартной С-мажорной гармошке бенд на вдохе через 1-е отверстие понижает ноту D до Db, (или С#), бенд на вдохе через 2-е отверстие понижает ноту G до F, а бенд на вдохе через 3-е отверстие понижает ноту В до Ab, (или G#). Бенд на вдохе через 4-е отверстие дает ту же ноту, что мы получили при использовании этого приема на вдохе через 1-е отверстие, то есть Db, (только звучащую октавой выше). И, наконец, бенд на вдохе через 6-е отверстие понижает ноту А до Ab, (или G#).

Надо сразу сказать, что если вы не освоили звукоизвлечение одиночной ноты, то бендами вам заниматься еще рано.

Итак, прием бенд включает себя два основных аспекта:

1. Дыхание

2. Угол атаки

Напомню только, что при дыхании вы должны не только направлять воздушную струю в отверстие гармошки, но и с силой проталкивать ее сквозь корпус инструмента. Чем слабее ваше усилие, тем сложнее исполнить бенд. Угол атаки определяет направление вашей воздушной струи. В обычной ситуации оно должно быть параллельно плоскостям язычка и верхней накладки. Когда вы меняете этот угол, струя воздуха начинает давить на язычок, замедляя его колебания, и понижая, таким образом, высоту звучащей ноты.

Чтобы извлекаемый вами звук стал ниже, вы должны направить воздух в направлении вашего верхнего нёба. То есть вы вытягиваете воздух из гармошки вверх. Это достаточно трудный для объяснения момент.

Различные пособия и преподаватели пытаются облегчить процесс освоения бенда при помощи различных комбинаций гласных и согласных или посредством определенных движений языка и челюсти. Однако все эти методы срабатывают далеко не всегда. Главное, вы должны помнить, что высота ноты понижается в результате изменения угла атаки воздушной струи.

 

Попытайтесь добиться этого своими средствами. Однако не стоит слишком много размышлять по этому поводу, это все равно не поможет. Усвойте сам принцип и пусть ваши руки и губы сделают все остальное.

Поначалу попробуйте проделать этот прием на вдохе через 4-е отверстие. Если получится, то повторяйте это до тех пор, пока не занесете информацию в мышечную память. Если не получается, то перейдите на 1-е отверстие. Если бенд в этом случае удался, то повторяйте, как описано выше. Если и в этом случае вас преследует неудача, то попытайте счастье на вдохе через 2-е или 3-е отверстия.

 

Если ни один из вышеперечисленных способов не привел к желаемому результату, возьмите гармошку за концы и приподнимите ее заднюю часть по направлению к носу. При этом она должна находиться во рту достаточно глубоко, как при извлечении одиночных нот.

Вся штука в том, что изменение геометрического положения гармошки в пространстве приводит к тому же самому изменению угла атаки.

Следите за тем, чтобы при поднятии гармошки направление вашей воздушной струи не изменялось. Другими словами, не меняйте направление потока вслед за гармошкой, иначе эффекта не произойдет. Ведь в этом случае вы не измените угол атаки.

Если бенд у вас получается только при поднятии задней стороны гармошки вверх, то некоторое время поиграйте так. Впоследствии вы научитесь изменять направление воздушной струи внутри ротовой полости, так что необходимость в поднятии задней стороны гармошки отпадет сама собой.

В любом случае не опускайте руки. Бенд наверное самый сложный прием для исполнения на губной гармошке, но одновременно и крайне необходимый. Чтобы освоить его, вы можете потратить от нескольких минут до нескольких месяцев. Те, у кого он получается сразу – просто счастливчики. Остальным же приходится немного потрудиться. Не могут освоить бенд только слабохарактерные люди. Запомните это!

Бывает, что бенд на вдохе через 4-е отверстие получается, а через 2-е – нет (или наоборот). Когда вы осваиваете бенд через оба отверстия, то кажется, что вы выполняете два разных технических приёма. Это еще один из ключевых моментов, касающихся бенда.

Дело в том, что каждый из язычков в 1 -м, 2-м, 3-м, 4-м и т.д. отверстиях имеет свою “ключевую точку”. Положение “ключевых точек” при вдохе через 2-е и 4-е отверстия различно. Когда вы изменяете угол атаки струи, это напоминает втягивание воздуха из какой-то точки внутри гармошки (например, с поверхности язычка). Напомню, что при обычном звукоизвлечении воздушный поток направляется параллельно плоскости язычка. Эти “ключевые точки” для разных отверстий имеют свое местоположение. Поэтому создается впечатление, что бенды на вдохе через различные отверстия, делаются по разному. Грубо говоря, при бенде на вдохе через 4-е отверстие угол атаки должен составлять 45 градусов, а при бенде на целый тон на вдохе через 2-е отверстие – 75-90 градусов. А для 3-го отверстия нужно выбирать угол в диапазоне 45-90 градусов.

 

 

 

 

 

Передувание на губной гармошке (Overbend, Overdraw)

Овербенд (от англ. overbend) — приём звукоизвлечения на диатонической губной гармонике, позволяющий наряду с бендами получать недостающие хроматические ноты. По своему характеру овербенды разделяются на оверблоу (англ., overblow), исполняемые на выдохе, и овердро (англ., overdraw), исполняемые на вдохе.

Овербенды предназначены для получения на гармонике тех хроматических нот, которые недоступны даже с помощью бендов. Рассмотрим вторую октаву диатонической гармоники в ключе C (До).

Как видно, на отверстиях 4 – 7 с учетом бендов можно получить ноты C2, C#2, D2, E2, F2, G2, G#2, A2, B2, С3. Но это только 9 нот из возможных 12 нот в октаве. Для получения оставшихся 3 нот и нужны овербенды. В среднем регистре гармоники – это оверблоу. Овеблоу на четвёртом отверстии дает нам D#2, на пятом — F#2, на шестом — A#2.

В низком регистре гармоники недостающая хроматическая нота только одна — это D#1. Она достигается с помощью оверблоу на первом отверстии. В высоком регистре (7 – 9) недостающие ноты — это C#3, G#3, C#4, которые извлекаются с помощью овердро.

Как можно заметить, при использовании оверблоу извлекается нота, повышенная на полтона по сравнению с нотой, извлекаемой на вдохе на том же отверстии, а при использовании овердро — нота, повышенная на полтона по сравнению с нотой, извлекаемой на выдохе на том же отверстии. В этом смысле говорят, что овербенды используются для повышения нот, а не для понижения, которое делается бендами. В принципе на одном отверстии можно получить не один овербенд, а несколько, как это показано на рисунке. Тем не менее практической необходимости в этом обычно нет.

Несмотря на то, что широкое использование овербендов началось лишь в последних десятилетиях XX века, есть документальные свидетельства, говорящие о том, что впервые овербенды были использованы еще в довоенном блюзе.

Впоследствии с открытием второй позиции, удобной для исполнения блюза с использованием бендов на вдох овербенды потеряли свое значение и долгое время не использовались. Все наиболее значимые классические блюзовые произведения были созданы без использования овербендов. В конце 1960-х годов эти приемы были вновь переоткрыты американским джазовым пианистом и гармонистом Ховардом Леви (Howard Levi). Закономерно, что это открытие пришло из джаза, более богатого гармонически, с более широким использованием музыкальных ладов, альтерации.

Название новых приёмов: overblow и overdraw — Ховард Леви позаимствовал у исполнителей на других духовых инструментах, которые называют так извлечение искусственных нот, не предусмотренных строем инструмента. До этого момента в джазе среди гармоник царила хроматическая гармоника. После открытия овербендов начинается эпоха джазовой диатонической губной гармоники.

Основной принцип при исполнении овербендов состоит в следующем. В результате этого приема язычок, который должен звучать при обычном извлечении звука, блокируется, но зато вибрирует второй язычок этого же отверстия, который обычно звучит при обратном направлении дыхания. Т. е. при исполнении оверблоу звучит только вдоховый язычок, а при исполнении овердро — выдоховый язычок. Быть может, это сначала кажется чем-то невероятным, но на самом деле здесь нет ничего особенного. По большому счету овербенды находятся в сильном родстве с обычными бендами, хотя это, может быть, и не так заметно.

Чтобы понять физику овербендов, рассмотрим сначала, что происходит при исполнении обычных бендов, например, на четвертом и третьем отверстиях. Колебания вдохового и выдохового язычков в четвертом отверстии различаются на тон при обычном дыхании. При этом на вдохе звучит вдоховый язычок, а на выдохе — выдоховый. При исполнение бенда во рту человека меняется объем резонаторной камеры, соответственно меняется давление воздушной струи на язычки, которые теперь начинают звучать с резонансной частотой, отличающейся на полтона от частоты звучания каждого язычка в отдельности. Язычки при этом задействованы в равной степени.

На третьем отверстии разница между частотами звучания язычков составляет 2 полутона и, соответственно, мы имеем три промежуточных ноты. Принцип их получения тот же самый, разница лишь заключается в объеме резонаторной камеры во рту и давлении воздуха. При взятии первого бенда наиболее задействован вдоховый язычок, а выдоховый язычок является вспомогательным. При взятии второго бенда выдоховый язычок начинает колебаться сильнее. И, наконец, при взятии третьего бенда основной звук уже создается выдоховым язычком, который перегинается на другую сторону слота, становится как бы меньше и начинает колебаться с частотой на полтона выше (т. е. G# для гармоники в ключе C) частоты своего естественного колебания (т. е. G для гармоники в ключе C). Напомним, что бенд при этом исполняется на вдохе.

В итоге мы получили, что при взятии третьего бенда на третьем отверстии выдоховый язычок начинает звучать на полтона выше своего естественного звучания, а вдоховый язычок практически не звучит. Если посмотреть определение овердро, то получится, что бенд на третьем отверстии тождественен овердро. Ту же самую аналогию можно провести и между оверблоу и бендами на выдохе.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что нормальное исполнение овербендов на неподготовленной гармонике практически невозможно. Конечно, при хорошей заводской сборке вполне вероятно, чтоб оверблоу и овердро будут извлекаться прямо «из коробки», но скорее всего качество звука, его тембр, стабильность будут плохи. Кроме того на кастомизированной гармонике овербенды извлекаются гораздо легче.

Не следует сразу учиться делать и оверблоу, и овердро. Практика показывает, что оверблоу осваиваются гораздо легче, да и больше необходимы при игре, чем овердро. Также нет смысла пытаться осваивать овербенды, пока не освоены бенды на вдох и выдох. Во-первых, бенды важнее с точки зрения игры — огромное число блюзовых пьес созданы без использования овербендов, а во-вторых, как показано выше, между бендами и овербендами существует органическая связь — только при уверенном исполнении бендов можно довольно быстро освоить овербенды.

Задача получения овербенда состоит в том, чтобы

  • заткнуть язычок, который должен звучать при естественном типе дыхания, т. е. для оверблоу — это выдоховый язычок, а для овердро — вдоховый;
  • заставить звучать второй, противоположный язычок, т. е. для оверблоу — вдоховый, а для овердро — выдоховый.

Описать, что происходит во рту человека при исполнении бендов, примерно так же трудно, как и для бендов. Однако, есть некоторые советы, которые могут помочь в освоении этих приемов игры. Для взятии овербендов обычно используется блокировка губами. Исполнение овербендов с блокировкой языком тоже возможно, но при этом значительно труднее контролировать высоту тона.

Существуют рекомендации, говорящие, что оверблоу на шестом отверстии легче, чем на других. На самом деле это может быть не так. В случае отсутствия опыта кастомизации, нечеткого понимания того, что делать со слотами платы и язычками, может получиться так, что некоторые язычки окажутся лучше подготовлены к взятию оверблоу, чем другие. Поэтому стоит пробовать взять оверблоу на отверстиях 4, 5 или 6. Не стоит сразу пытаться исполнить овербенд на первом отверстии, он довольно сложен для начинающих и требует хорошей предварительной кастомизации.

Что не следует делать:

  • Понятие овербенда, иногда переводимое на русский язык словом «передув», не означает, что надо с силой дуть в гармонику. Все требования кзвукоизвлечению остаются без изменений при исполнении оверблоу.
  • Овербенды извлекаются без дополнительного напряжения губ или каких-либо других мышц лица. Все изменения происходят лишь внутри рта, а также могут быть связаны с небольшими движениями нижней челюсти.

Одна из рекомендаций по получению оверблоу состоит в сравнении ощущений при исполнении этого приёма и обычных бендов на выдох. При этом, как уже говорилось, используется блокировка губами. Конечно, возможно существование других способов получения оверблоу, и нельзя сказать наверняка, что именно описанная ниже техника поможет в их получении.

Некоторые публикации объясняют технику, которая использует кончик языка для форсирования звучания оверблоу. Это очень плохой путь обучения воспроизведения оверблоу, т. к. требует большого напряжения мускулов, которые не используются при игре чистых нот и бендов, это делает ноты нестабильными по выстоте, сводит на нет возможность ровного перехода с одной ноты на другую.

Как для воспроизведения всех видов бендов, так и для оверблоу можно использовать так называемый метод точки Х (“ха”). Точка X находится в том месте языка, которое перекрывает движение воздуха, когда пытаешься озвучить мелкое хихикание. Я знаю, что это весьма туманное объяснение, но суть в том, что действие происходит глубоко в месте перехода языка в горло, а не на кончике языка. Задача исполнителя – подобрать конфигурацию рта, с помощью изменения положения челюсти, мышц языка, щек, голосовых связок и подать в отверстие гармоники воздух из легких с нужной силой. При этом для бендов и овербендов эти конфигурации незначительно отличаются, поэтому вернее будет говорить не об одной точки Х, а о нескольких точках. Для понимания значения правильной конфигурации рта для взятия бенда и овербенда можно сначала попробовать просвистеть восходящую или нисходящую последовательность звуков и проследить изменения, происходящие с голосовым аппаратом. Другой прием – проговаривание слогов, начинающихся с буквы X: хэ, хо, ху, хи, хы, ха и т. д. Для того, чтобы нормально играть оверблоу, практически наверняка необходимо уметь плавно понижать высоту ноты при взятии обычных бендов.

Хотя суть оверблоу состоит в звучании язычка на вдох при выдохе, тем не менее, первым шагом в достижении этого является затыкивание язычка на выдохе. Чтобы язычок легко затыкался, зазор между язычком и платой должен быть довольно мал. Если зазор слишком маленький, то при игре язычок вообще не будет звучать и тут же будет затыкаться. Если же зазор слишком большой, то язычок вообще не будет затыкаться. Одной из трудностей подготовки гармоники для оверблоу состоит в поиске оптимального зазора, когда язычок мог бы как играть, так и затыкаться хорошо. В значительной мере это зависит от стиля игры исполнителя. Дыхание должно быть нерезким, чтобы язычок не затыкался при игре обычных нот.

При регулировке зазора язычка нужно добиться минимальной утечки воздуха при его затыкании. Чрезмерное изгибание язычка отразиться на его возможности затыкаться, потому что при этом язычок не сможет больше перекрывать пазуху на пластине как следует.

С целью отработки хорошего контроля затыкания язычка на выдох, будет уместна практика по затыканию изолированного язычка (на 4, 5 или 6 отверстиях). Открутите крышки гармоники и блокируйте язычок на вдох, заклеив слот скотчем или изолентой (можно также заткнуть слот пальцем, но это менее удобно и помешает полностью сосредоточить на отработке приёма). Попробуйте сделать бенд на выдох, следуя описанным выше рекомендациям. Если зазор между язычком и платой выставлен правильно, то в какой-то момент звучание язычка должно прекратить, и будет слышен только выходящий воздух. При этом можно заметить, что имеется несколько конфигураций рта, при которых происходит затыкание язычка. Но при всех из них будет звучать вдоховый язычок при реальном исполнении оверблоу.

Как только язычок заткнется, нужно немного увеличить давление выдоха и стараться удержать язычок заткнутым как можно дольше. Обычно это не представляет большой сложности.

Отработка звучания язычка на вдох — это легкая часть оверблоу. Всё что нужно — это резонировать с нужной частотой. Опять же я посоветовал бы начать с изолированного язычка, блокированием язычка на выдох. При этом задача фактически состоит в поиске нужной конфигурации рта при произнесении того или иного слога, начинающегося с “х” (см. выше). Если есть некоторые трудности, можно попробовать прослушать ноту, которую надо получить, а затем просвистеть или пропеть её. Нет разницы как сильно вы дуете, изолированный язычок на вдох будет звучать от легкого дуновения, если вы резонируете правильно.

Последний этап состоит в соединении обеих частей оверблоу. Как только станет уверенно получаться по отдельности затыкание выдохового язычка и звучание вдохового, можно приступить к оверблоу. Прежде всего, надо полностью сконцентрироваться на язычке на выдох: слегка начать делать бенд и постараться дойти до той точки, когда язычок на выдох заткнется. При этом может так произойти, что сразу начнет звучать вдоховый язычок, возможно при этом дребезжа. Не нужно пугать сломать гармонику, следующий этап — заставить нормально звучать вдоховый язычок. Не теряя концентрации в удержании заткнутого язычка на выдох, нужно начать подстраивать вокальный тракт гортани для нахождения резонирующего положения.

Обычно, у людей, умеющих делать контролируемые бенды на вдохе и выдохе, уходит от одного до нескольких дней, чтобы понять принцип оверблоу и научиться их делать. Однако, кроме возможностей исполнителя здесь значительную роль играет кастомизация. Если гармоника не кастомизирована или неправильно кастомизирована, то возможно, вообще не получится сделать нормальные оверблоу. Этот момент очень важен.

Овердро довольно труден в техническом исполнении, потому что очень трудно заткнуть короткие язычки на вдох.

Если вы изолируете язычки на выдох, то вы почувствуете, как трудно они звучат при вдохе. Проблема состоит в затыкивании язычков на вдох, т.к. они должны быть черезчур впритирку к плате, чтобы они хорошо затыкались.

Из-за их малого отношения длина/ширина, они имеют больший эффект осевой вибрации. Обычно у меня уходит много времени на отладку верхних вдоховых язычков методом проб и ошибок. Если язычки хорошо отлажены, то овердро играется аналогично оверблоу, задней частью языка. Кончик языка расслаблен.

Опять же необходимо помнить, что необходимо концентрироваться на затыкании вдохового язычка. При этом ощущения от овердро напоминают приблизительно ощущения при всасывании через трубочку холодного густого молочного коктейля.

Практика Никто еще не смог сказать, что оверблоу легко играть. Большинство сходятся в одном, что игра оверблоу требует большой практики. Что нужно практиковать и как дойти до момента, когда вы сможете присовокупить оверблоу в вашу копилку мастерства и что наиболее важно: как именно вам следует практиковаться?

Отрабатываем интонацию Оверблоу имеет естественную тенденцию к слегка плоскому звучанию, поэтому для их использования нужно их бендить вверх. Воспроизведите оверблоу, легко и без усилий, и попробуйте слегка бендить вверх. По мере того как вы бендите оверблоу выше, язычок на вдох будет больше вибрировать, и больше воздуха будет уходить и соответственно больше воздуха необходимо для поддержания звучания овербенда.

Пока вы делаете это, старайтесь концентрироваться на том, чтобы язычок на выдох был заткнут и старайтесь не напрягать мышцы, которые не влияют на тональность оверблоу. Это означает, что нужно держать расслабленными щеки, губы и кончик языка. (ссылка на звуковой файл бенды оверблоу)

Как только вы почувствуете, что стабильно контролируете тональность оверблоу, начинайте практиковаться в инициализации оверблоу в правильной тональности. Используйте пианино или другие музыкальные инструменты для контроля вашей интонации. Я обнаружил, что игра мелодий, которые мне знакомы с детства, отлично подходят для отработки интонаций. Когда я играю песню, которую я учил в детстве, то мне ли не знать ноты, которые я хочу играть и то, как они должны звучать?

Не думайте о нотах как о названии, скажем «оверблоу на 5 дырке», а думайте их звучанием и тем как вы хотите играть, прежде чем играть.

Когда вы много упражняетесь в оверблоу, возможно вы привыкнете к плоскому звучанию нот, и чтобы избежать этого, старайтесь регулярно записывать себя, чтобы убедиться в правильной интонации.

Отрабатываем затык. Чтобы играть хороший и стабильный оверблоу, вам нужно хорошо контролировать затыкание язычков. Упражняйтесь в затыкании изолированных язычков при различных давлениях дутья. Хорошим упражнением по затыканию будет следующее: на нижний нотах на выдох начните бенд вниз при этом, стараясь чтобы язычок на вдох перестал звучать. Как только язычок на выход достигнет точки когда он должен заткнуться , вы можете поддерживать его звучание повышением воздушного давления. Это зачастую приводит к тому, что язычок на вдох отзоветься первым. Работа над тем, чтобы не давать язычку на вдох звучать, даст вам хороший контроль над двумя отдельными частями оверблоу.

15 неделя Не насилуйте гармошку, пытаясь с силой дуть, в надежде воспроизвести оверблоу и овердро. Подойдите к этому более деликатно. Оверблоу звучит при аккуратном исполнении, а не при натужном дутье. Следует играть при расслабленных губах, шеках и бровях. Конечно упоминание о бровях звучит глупо, но я обычно шевелил бровями когда играл оверблоу, и я уверяю вас, что это нисколечки не помогает.

16 неделя Эту неделю я работал над атакой и замиранием оверблоу. Я работал над началом оверблоу очень мягко, затем доводил его до очень громкого звучания и потом давал ему замирать до шепота. Для того, чтобы уметь это делать, необходими контролировать следующие элементы:

  • Вы должны контролировать выдуваемый поток воздуха.
  • Во время выдоха любой заткнутый язычок должен оставаться заткнутым.
  • Интонация ноты нужно подстраивать уровнем давления.

Думаю, что работа над этими тремя элементами поможет уменьшить разность громкости звучания между бендами, оверблоу и чистыми нотами.

17 неделя Гаммы это хорошая вещь для практики. Упражняя гаммы, вы можете почувствовать возможности вашего инструмента. Как и детские мелодии, мажорная гамма это то, что вы можете воспроизводить. Упражняясь в различных мажорных гаммах может помочь в улучшении вашей интонации. Прислушайтесь когда вы играете гаммы и попытайтесь вникнуть в звуки которые вы производите. Это может быть трудным когда вы только начинаете и все еще пытаетесь найти правильные ноты. Не пытайтесь играть быстро, обыгрывайте гаммы аккуратно. Обратите внимание на переходы с одной ноты на другую, длину каждой ноты и тональности. (ссылка на звуковой файл хроматическая гамма)

19 неделя Когда играете короткую ноту с силой, то пытайтесь играть это с зафиксированным языком и губами. Убедитесь, что сила, которая нужна для короткой звуковой атаки, идет из диафрагмы, а не от движений языка. Вначале воспроизведите ноту медленно, концентрируясь на положении языка. Прекратите дуть, не изменяя положения внутри ротовой полости, и резко воспроизведите ноту коротким тычком диафрагмы. Когда делаете это, думайте о дыхании через гармонику.

21 неделя Обыгрывание гамм и арпеджио поможет в аккуратной игре оверблоу.

27 неделя Хорошим методом для упражнений релаксации лицевых мускулов при игре оверблоу, является игра очень медленного вибрато. Мягко воспроизведите оверблоу и начните медленное и широкое вибрато. Когда играете вибрато, сконцентрируйтесь на мышцах губ и щек. Они должны быть расслабленными, т.к. они не участвуют при игре оверблоу и вибрато. (ссылка на звуковой файл пример медленного вибрато Eb).

Далеко не каждая, из имеющихся в продаже гармошек, готова для исполнения овербэндов, хотя, почти любую гармонику можно переделать под овербенды самому. Что для этого нужно (общие рекоммендации):

  • Минимальный геппинг.
  • Качественный эмбоссинг.
  • Аркинг и скупинг

Во-первых, язычки на вашей гармошке должны располагаться достаточно плотно к пластине. Это, достигается в результате специальной регулировки. Во-вторых, эти приемы требуют хорошего уровня координации участвующих в звукоизвлечений органов и мышц.

Для того чтобы понять, как звучит правильный осербэнд, нужно убрать пластины покрытия вашей гармоники, и дуть в выбранное отверстие, заблокировав Blow пластину пальцем. Теперь попытайтесь привести в движение DRAW пластину, продолжая играть на выдохе. Это даст вам понятие о механизме возникновения OVERBLOW нот и ощущение того, как их получают. Теперь попытайтесь сделать то же самое, но уже без пальцев (как, не понятно. Прим.ред.).

Овербенд имеет специфический окрас звучания, нравящийся далеко не всем исполнителям (и слушателям). Даже при очень хорошей технике игры овербенд будет отличаться от других нот. Поэтому, игра с овербендами в другой позиции не заменят вам игру в одинаковой позиции на гармошках разных тональностей.

Инструмент, настроенный для овербендов, звучит несколько иначе по сравнению с не-овербенд настройкой (это вызвано низкими гепами и аркингом.) Овербенд-настройка требует более деликатной игры. При излишней атаке ноты имеют склонность затыкаться. (Разумеется, чем квалифицированнее подготовлена гармошка, тем сложнее ее заткнуть случайно, но вцелом такая тенденция существует.)

  • Во время овербенда звучит противоположный язычок. (если овербенд на вдох – то звучит выдоховый и наоборот)
  • Технически исполнение овербенда состоит из двух навыков – 1) умение “заткнуть” натурально звучащий язычок и 2) умение заставить звучать после этого противоположный язычок.
  • По ощущениям оверблоу похож на бенды на выдох на высокой гармошке.
  • Практически овербенд всегда требует специальной подготовки инструмента.
  • Существует мнение, что использование передувов сказывается на долговечности гармошки. С другой стороны физическая аналогичность процессов, происходящих при взятии бенда и овербенда, позволяет усомниться в этом этом утверждении и полагать, что использование овебендов столько же изнашивает гармонику, как и использование бендов. В любом случае сегодня стоимость гармоник и запчастей к ним не так велика, чтобы ограничиваться только использованием бендов, в то время как овербенды позволяют не только значительно обогатить игру блюзового музыканта, но и использовать гармонику в джазе и классической музыке.
  • Однако можно однозначно сказать, что исполнение овербендов без навыков и на неподготовленном инструменте гарантировано его испортит.

Автор статьи: Miraclefoxx, 2011

Brandon O. Bailey | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Брэндон О. Бейли (Brandon O. Bailey) — яркий представитель молодого поколения харперов, которые так любят эксперименты с трансформацией звучания. Кто-то из вас верно заметит, что экспериментировать со звуком губной гармошки начали еще Литтл Уолтер, и даже Сонни Бой (оба:), и многие другие музыканты после. Но в то время речь шла скорее лишь об усилении звучания. Сегодня же современные технологии, разнообразные ревербераторы, комбоусилители, лупы (циклически повторяющиеся записанные музыкальные фразы — прим.) и другие чудеса техники позволяют создавать совершенно неожиданные музыкальные миксы.

Когда многие открывают для себя губную гармошку через блюзовую музыку, Брэндон наоборот, — увлекшись вначале инструментом, открыл для себя блюз. Опираясь на корни, он соединяет в своей игре битбокс и гармошку.

«Я не скучаю по раннему блюзу. Как и все музыкальные формы, он должен прогрессировать и расти вместе со временем. Но, если говорить о музыке будущего, я очень надеюсь, что музыкальность и сочинительство не будут забыты. В эту эру технологий и электроники очень легко сделать хорошее звучание при отсутствии мастерства. Я надеюсь, что истинный музыкальный талант не потеряется в будущем и будет сфокусирован прежде всего на творчестве.» — говорит музыкант.

Брэндон родился 19 июля 1991 года на юге США, в городе Мемфисе. Однажды бабушка рассказала маленькому Бейли, что ее отец, то есть его прадедушка, часто развлекал семью, играя на губной гармошке и имитируя звучание поезда. Так парню впервые тоже захотелось попробовать поиграть, и родители купили ему гармошку. Но серьезно Брэндон увлекся инструментом уже будучи подростком.

На ютубе он нашел видео Бенджамина Дарвилла (Benjamin Darvill), более известного под сценическим псевдонимом Son of Dave, и был очень поражен увиденным и услышанным. Пересмотрев все, он долгое время занимался самостоятельно, а однажды, найдя видеоуроки Адама Гассова (Adam Gussow), начал обучаться по ним, совершенно не подозревая, что онлайн обучение перерастет в дальнейшем в дружбу и сотрудничество.

В 2008 году Брэндон участвует в музыкальном конкурсе “Orpheum Star Search” в Мемфисе, где исполняет известную композицию “Whammer Jammer”, которую он выучил из обучающих видео Гассова. Он попадает в финал и знакомится со своим учителем вживую.

На сегодня Брэндону О. Бейли удалось записать три альбома. Ему также выпала возможность выступать на одной сцене со своими кумирами: Adam Gussow, Jason Ricci and New Blood, Billy Gibson, Blind Mississippi Morris и другими.

Блюз на губной гармошке. Какие использовать ноты

Данная статья является частью теоретических материалов Двухмесячного практикума по блюзу Константина Колесниченко.

В этой статье мы рассмотрим какие именно ноты можно играть в блюзе во второй позиции, какие из них проходящие, а какие опорные, а также затронем некоторые другие аспекты.

Нот, которые расположены между 1 и 4 отверстиями вашей гармошки, уже достаточно для того, чтобы сыграть полноценный и интересный блюз. Потому начинаем прямо сейчас!

Блюзовая гамма во второй позиции на До гармонике выглядит следующим образом: G Bb C Db D  F. Соответственно, мы можем сделать вывод, что ноты нашей блюзовой гаммы в нижнем регистре это:

+1 -1′ -1 -2’’ -2 +3 -3’ +4 -4’ +4 – ноты блюзовой гаммы

К тому же есть еще три ноты, которые затесались к нам из мажорной пентатоники (пока остановимся на том, что это простая гамма, состоящая из пяти нот) – это нота ми или +2 и нота ля или -3″ и нота Си -3. Тут я хочу сделать небольшое отступление. Если вы совсем начинающий любитель блюза, то я рекомендую вам играть эти ноты как проходящие (ноты, которые не являются основными в фразе), это связано с тем, что не во всех блюзах они будут звучать легально, но со временем вы научитесь определять, где их играть можно, а где нет (это так же будет рассмотрено в следующих статьях).

Таким образом, наша полноценная последовательность «легальных» нот выглядит следующим образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3 -3’’-3’ -3 +4 -4’ 4

К сожалению, полностью блюзовая гамма  не поместилась в нашей первой октаве, но, к счастью, у нас есть все важные ноты, используя которые, мы можем запросто сыграть блюз.

Что же это за ноты?

Самая важная нота – это наша тоника, самая главная нота гаммы. С нее гамма начинается и на ней же и заканчивается. Как вы уже должно быть знаете – это -2, нота Соль. Из-за специфики губной гармоники настройки Рихтера эта же нота у нас продублирована и на третьем отверстии на выдох +3.

Казалось бы, в чем разница? Но эти ноты из-за разного направления дыхания получают разную атаку и тембральную окраску и соответственно звучат немного по-разному.

Следующей по важности нотой в нашем наборе является -3′. Нота эта очень важна в блюзе, именно она придает ему специфическую окраску! Если вы не владеете техникой оверблоу или не уверены в точности ваших бендов на выдох, то убедительно советую вам научиться брать этот бенд точно и правильно, потому что на гармонике она встречается еще раз как оверблоу на 6 отверстии и как двойной бенд на выдох на 10. Для этого нам понадобится немножко гармошечной акробатики! Потренируемся брать этот бенд отдельно и точно!

Есть еще две важные ноты, которые являются ключевыми для нашего блюза на трех аккордах. Это главная нота так называемого «четвертого» аккорда —  нота До  (+1 и +4), а также главная нота нашего «пятого» аккорда – нота Ре  (-1 и -4). Играя ваши импровизации или придумывая свои инструменталы, играйте эти ноты как опорные.

Используя эти знания, вы уже можете смело играть блюз и звучать правильно, но не мешало бы расширить наш исполнительский диапазон, потому рассмотрим, что же мы можем играть в диапазоне с 1 по 6 отверстие!

Благодаря тому, что диапазон нашей игры расширился, блюзовая гамма приобрела законченный вид и выглядит она следующим образом:

-2 -3′ +4 -4’ -4 -5 +6

Сыграйте эту последовательность, и вы получите без 5 минут ’’Juke”!

И опять не забываем про нашу ноту Ми (E в латинской литерации): +2, а так же +5. Напомню, что она пришла к нам из мажорной пентатоники.

Из мажорной пентатоники к нам попала и нота Ля (А), которая расположена у нас на отверстиях -3″ и -6. Она так же не принадлежит нашей блюзовой гамме, но известные харперы, такие как Литтл Уолтер или Биг Уолтер, могли заставить её работать в блюзовом направлении, почему бы и нам этого не сделать? 

Итак, все наши «легальные» ноты выглядят таким образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3  -3’’ -3’ +4 -4’ -4 +5 -5 +6 -6

Сыграйте эту последовательность, чтобы запомнить все ноты и все бенды. Вот этим и хороша вторая позиция, что мы можем использовать практически все ноты наших двух октав!

Немного о важных нотах, у нас добавилась еще одна тоника – наша самая важная нота, наша опора. Расположена она на шестом отверстии на выдох +6. Теперь мы можем начинать или заканчивать все наши фразы не только на -2 или +3, но и на +6, что добавляет нам больше свободы в импровизации!

Для тех, кто, может быть, еще не успел разобраться, что к чему, и доверился своим ушам, я приведу простую табличку, которая покажет соответствие наших нот в разных регистрах. Со временем, вы сможете делать это на лету, а поначалу можно подглядывать в нашу шпаргалку! 

Нижний регистр губной гармоники Нота Средний регистр губной гармоники Верхний регистр губной гармоники
+1 С (до) +4 +7 и +10
-1′ Db (ре бемоль) -4’ -7o и -10о
-1 D (ре) -4 -8
+2 E (ми) +5 +8
-2″ F (фа) -5 -9
-2 или +3 G (соль) +6 +9
-3″ А (ля) -6 -10
-3′ Bb (си бемоль) +6o +10″

Как вы обратили внимание, я добавил в таблицу ноты верхнего регистра, а это означает, что пора затронуть и эту тему!

У нас стало больше нот, но, к сожалению, чтобы сыграть полноценную блюзовую гамму в этом диапазоне мы должны владеть техникой овербендов. В этой статье мы коснемся этого аспекта вскользь и оставим этот вопрос для следующих, более продвинутых материалов.

Блюзовая гамма во второй позиции в верхнем диапазоне гармоники выглядит следующим образом

+ 6 +6о +7 -7о -8 -9 +9

Плохая новость — нам понадобится овердро, хорошая новость – нам не понадобятся бенды на выдох.

Нельзя забывать про десятое отверстие гармоники, оно может быть сложным для новичков, но в нём хранятся аж три ноты нашей блюзовой гаммы (если бы у гармошки было больше отверстий, мы смогли бы достроить еще одну последовательность от +9)

+10″ +10 – 10o

Опять же спешу напомнить про ноту ля и ми. Они расположены на -10 и +8 соответственно.

Таким образом, вся наша последовательность легальных нот для блюза по всему диапазону гармошки выглядит следующим образом (проходные ноты выделены синим цветом):

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3  -3’’ -3’ -3 +4 -4’ -4 +5 -5 +6 -6 +6о +7 -7 -7о -8  +8 – 9 +9 +10″ +10′ +10  -10 – 10o

Это довольно внушительный набор! Умение играть их легко и «в кассу» возводит вас в высшую лигу блюзовой губной гармоники!

Но это еще не все!

В следующих статьях мы рассмотрим теоретические основы игры на губной гармонике, потому сейчас эту тему мы раскрывать не будем, обращу лишь ваше внимание на такой момент. Так как наш блюз является трехаккордным, то мы можем использовать не только ноты основной блюзовой гаммы, но и гамм построенных для нот, которые являются главными для четвертого и пятого аккордов – от нот С и D соответственно.

В определенном месте нашего блюзового квадрата, на 4 аккорд, мы можем играть еще ноты: Gb и Eb

Gb: -2’ +5o +9’

Eb: +1o +4o +8’

А на пятый аккорд еще и ноту Ab (вдобавок к ноте Ля первого аккорда): Ab  — это -3’’’ -6’ -9o

Напоследок хочу дать небольшую подсказку для немного более продвинутых харперов. Этот совет поможет  вашим импровизациям стать легче и уверенней. Если вы знакомы с позициями хотя бы поверхностно, то запомните простую схему, которая вас никогда не подведет: на четвертый аккорд блюзового квадрата мы можем играть все, что подходит для первой позиции, а на пятый – все, что для третьей!

Мы рассмотрели с вами основные понятия того, что мы можем, а чего лучше не играть во время стандартного блюзового квадрата! Чтобы проверить эти знания на практике, возьмите любой минус и поиграйте под него блюзовую гамму, а на смену аккордов можно сыграть, например, октавы -1 -4 или +1 +4. Звучит здорово, не так ли?!

Об авторе

Константин Колесниченко

Один из лучших блюзовых гармонистов СНГ. Ценитель, знаток, коллекционер и исследователь блюзовой музыки.

Автор и ведущий блюзовых интенсивов для продвинутых.

Издал уже два альбома и самый свежий альбом можно прослушать и приобрести здесь.

Уровень его мастерства игры на гармонике высоко оценили такие известные западные харперы как Adam Gussow, Jason Ricci, David Barrett, Rick Estrin и Mark Hummel.

Канал YouTube, профиль Вконтакте и Facebook.

Табы для губной гармошки. ТОП5 самых популярных композиций

Дорогие друзья!

Мы проанализировали статистику посещений страниц нашего самоучителя и хотим поделиться с вами списком самых популярных табулатур для губной гармошки.

А перед этим расскажем несколько интересных фактов.

Факт 1: каждый месяц приблизительно 3000 человек в поисковых системах ищут не «табы для губной гармошки», а загадочное «табу губной гармошки» 🙂

Факт 2: Как вы думаете, сколько человек вписывает правильный запрос «табы для губной гармошки»? Вы не поверите, но их меньше — всего 2000 человек.

Напоминаем, что все табулатуры с детальными аудиопримерами на губной гармонике и минусами для репетиций находятся здесь. А в верхнем меню сайта вы можете выбирать, какие табы (табулатуры) вас интересуют: для начинающих, для продолжающих, или для продвинутых.

А вот и ТОП 5 табулатур (табов) для губной гармоники:

1 место: Behind Blue Eyes

2 место: Californication

3 место: What a wonderful world

4 место: Natural Blues

5 место: Summertime

Напоминаем, что в нашем самоучителе вы найдёте более 60-ти композиций с табулатурами.

К каждой композиции нами детально подготовлены:

1) аудиопримеры, сыгранные на губной гармошке,
2) табы (табулатуры) — это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки, который понятен даже людям, не владеющими музыкальной грамотой.
3) А также минусы (аудиофонограммы) для того, чтобы каждую композицию, разучивая, вы могли играть под аккомпанемент.

А если вы хотите научиться играть без табулатур, создавать собственные композиции, импровизировать и уверенно играть под аккомпанемент, то приглашаем вас на наш Полный 5-шаговый онлайн курс по игре и импровизации на губной гармошке.

Табы для губной гармошки

Что же такое табы для губной гармошки и с чем их едят? Зачем они нужны? Как по ним играть? Чем табы для губной гармошки отличаются от табулатур для других музыкальных инструментов? С чего начинать, если вы новичок? На что обращать внимание? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Итак. Табы для губной гармошки — ещё их называют табулатуры — это упрощённый способ записывания нот, композиций, мелодий в виде указания вдохов и выдохов на заданных отверстиях губной гармошки.

Чем они удобны? Чтобы играть по табам на губной гармошке не нужно знать нот. Всё, что надо, это понимать, где на гармошке первое отверстие, а где десятое. Благо, на инструменте это обычно указано.

Какие бывают табы для губной гармошки и как они обозначаются?

Чаще всего встречается способ записывания с плюсом и минусом перед цифрой. Цифра в данном случае номер отверстия на губной гармошке. Плюс — это выдох на этом отверстии. Минус — вдох.

Например гамма До мажор в таком виде записывается так:

+4 -4 +5 -5 +6 -6 -7 +7

Второй частый вид табов на губной гармошке пишется с круглыми скобками вместо минуса. Плюс в нём не пишут.

4 (4) 5 (5) 6 (6) (7) 7

Здесь 4 — это четвёртое отверстие на выдох,

а (4) — оно же на вдох.

Ещё часто можно встретить такой вариант:

4 +4

Здесь 4 — это вдох, +4 — выдох.

Используют также способ, где вдоховая нота берётся в кружок:

Иногда табы для губной гармошки обозначаются в виде стрелок под цифрами. Цифры — всё те же отверстия. Стрелка вверх — это выдох. Стрелка вниз — вдох. Для большего понимания можно провести аналогию: при вдохе воздух идёт по груди вниз, при выдохе поднимается из лёгких вверх.

Важный момент! В одной композиции никогда не смешивают разные способы написания табулатур. Если она написана в виде 4 (4), то там не может быть обозначения -4 +4. Это стоит учитывать и при самостоятельном записывании мелодии с помощью табулатуры для губной гармошки.

Более продвинутые музыканты добавляют к цифровым обозначениям ноты.

Чем табы для губной гармошки отличаются от, например, табулатур для гитары? В гитарных табах ноты обозначаются буквами, а аккорды набором этих букв. Например Am, Dm.

В случае губной гармошки вам надо знать только номера отверстий и не заучивать никаких обозначений. Аккорды на вдох пишутся в круглых скобках, на выдох — в квадратных:

(123) — одновременный вдох на отверстиях 1,2 и 3

[234] — одновременный выдох в отверстиях 2,3 и 4

(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5

(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4

[56] — одновременный выдох в отверстиях 5 и 6

Или так:

-(123) вдох

+(123) выдох

-(45) вдох

+(56) выдох

Часто в композициях на губной гармошке используются бенды. То есть понижение ноты на полтона, тон или полтора тона. Используются они на вдоховых нотах. С бендами табы на губной гармошке выглядят так:

Самый распространённый способ с апострофом над цифрой

-2  -2′  -2» — где один апостроф понижает ноту на полтона, два на тон.

-3  -3′  -3»  -3»’ — где три апострофа — полтора тона. Бывает только на третьем отверстии губной гармошки.

Бывает и такое обозначение:

(3) (3>) (3>>) (3>>>)

Как вы видите, интуитивно становится понятно, где полтона, где тон и т.д.

Повышение ноты на полтона называется овербендом и обозначается следующими способами:

+1о +4о — ноты на выдох

-7о — ноты на вдох,

или с кружком над цифрой

Встречаются и другие табы для губной гармошки. Но они редки и в них тоже всё обычно понятно. Главное разобраться, где вдох, а где выдох.

Но если с написанием табов для губной гармошки всё ясно, то с тем, как по ним играть чуть сложнее. Дело в том, что в табулатуре для гармошки не указываются паузы и длительности нот. И для того, чтобы сыграть композицию, её нужно услышать в аудиопримере. Однако, сегодня в интернете полно этих записей, поэтому сложности сыграть знакомую или незнакомую мелодию на самом деле нет. 

На нашем сайте есть раздел «Табы для губной гармошки», который в верхнем меню нашего самоучителя обозначен, как «Композиции. (Табы)». В нём вы найдёте не только множество табулатур известных композиций, которые мы постоянно пополняем. Но также вы найдёте аудиопримеры этих композиций в оригинальном исполнении и в исполнении на губной гармошке. Ещё мы подготовили для вас минусовые записи, чтобы вы могли с удовольствием и радостью репетировать под них. И записи в плюсе, для более удобного прослушивания сложных моментов. В них минус не мешает сосредоточиться на губной гармошке.

С каких табулатур лучше начинать играть?

Мы советуем начинать с простых композиций, без бендов. Лучше всего вообще не играть бенды как можно дольше. Пусть ваши губы привыкнут держать только одно отверстие, не задевая соседние. Пусть ваше дыхание станет свободней и расслабленней, а игра мягче и нежнее. Постепенно берите композиции посложнее, где будет больше нот. Скоро вы станете чувствовать себя по-настоящему уверенно в игре одиночными нотами. Теперь можете найти табы для губной гармошки, где есть бенды, и можете пробовать играть по ним.

Итак, допустим вы нашли табулатуру для губной гармошки. Выбрали несложную композицию без бендов. Взяли в руки свою губную гармошку и готовы начинать.

Как же играть по табам на губной гармошке?

Мы дадим алгоритм, которым можно смело пользоваться.

  1. Прослушайте мелодию много раз. Пусть она засядет у вас в голове. Привыкните к ней. Слушайте её до тех пор, пока не сможете полностью повторить про себя.
  2. Сначала запомните последовательность нот. Играйте глядя на табы и запоминайте, на каком отверстии вдох, а когда выдох.
  3. Теперь поиграйте её под плюс (под аудиопример с губной гармошкой). Ваше тело уже помнит, как играть. Теперь слух поможет ему расставить паузы и длину нот. Играйте под плюс, пока не станете точно попадать во все ноты.
  4. Теперь поиграйте под минус. Почувствуйте мелодию, пустите музыку в вашу жизнь и играйте. Вы уже всё выучили, освободите голову, расслабьтесь и играйте.
  5. Когда нет возможности сыграть под минус, играйте самостоятельно. Только вы и губная гармошка. Поймайте ритм и вперёд.
  6. Когда вы запомнили табулатуру и все цифры как будто перед глазами, забудьте о них. Играйте без табов. Если забыли ноту, вспоминайте её на слух, ищите её на губной гармошке. Вы всегда можете сыграть знакомую мелодию с листа. Глядя на табы для губной гармошки. Но лучше, запомнив один раз, больше к ним не возвращайтесь. Так быстрее разовьётся ваш музыкальный слух и так вы быстрее привыкнете к своему инструменту.

Надеемся, что эта статья была вам полезна и верим в ваш успех. Удачи!

Лечебные свойства губной гармошки | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

А известно ли вам, что игра на губной гармошке обладает выраженным лечебным свойством?

Современная медицина, как и древние восточные учения, сходятся во мнении, что дыхательные упражнения можно рассматривать в качестве наиболее сильного средства для физического и психического оздоровления организма.

С давних времен человечество пытается найти наиболее эффективную методику для профилактики и лечения заболеваний органов дыхания, которая позволяла бы без особых затрат, что актуально для современного общества, добиться определенного лечебного эффекта.

Сейчас самыми известными и наиболее полезными для здоровья, что подтверждено многими исследованиями, являются следующие дыхательные гимнастики и комплексы упражнений:

  • Пранаяма: дыхательные практики в йоге
  • Восточная гимнастика тай-цзи
  • Эндогенное дыхание по Фролову
  • Система трехфазного дыхания (система правильного дыхания)
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  • Метод Бутейко

Каждая из вышеперечисленных методик может существенно улучшить качество жизни больных с трудно излечимыми хроническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, а также полностью излечить от огромного количества заболеваний и предотвратить ещё большее. Самое удивительное, что губная гармошка — это единственный музыкальный инструмент, который объединяет в себе все полезные свойства и качества вышеуказанных комплексов упражнений и методик, усиливая свое полезное воздействие еще и тем, что дыхание при игре на губной гармошке тренируется как на выдох, так и на вдох. На губной гармошке невозможно научиться играть, не научившись дышать правильно.

Регулярная игра на губной гармонике необходима при следующих заболеваниях:

1) Болезни дыхательных путей: бронхит, пневмония, различные формы туберкулеза, бронхиальная астма, хронические обструктивные болезни легких, в том числе бронхит «курильщика».
В первую очередь, конечно же, игра на губной гармонике является одной из самых лучших профилактик заболеваний дыхательных путей. Людям, которые часто болеют, рекомендуется заниматься ежедневными специальными дыхательными упражнениями или задуматься о покупке губной гармошки. Регулярные занятия на губной гармонике настолько положительно сказываются на улучшении функции легких, укреплении дыхательной мускулатуры и тренировки диафрагмы, что в некоторых развитых странах гармошку активно используют в медицинских учреждениях даже для лечения такого тяжелого заболевания, как бронхиальная астма.
А для тех, кто борется с так называемым «бронхитом курильщика» или желает намного быстрее очистить организм после долгих лет табакокурения — нет лучшего способа, чем начать регулярно играть на губной гармонике.
Те, кто страдает хроническими заболеваниями, перед тем, как начнут регулярно играть на губной гармошке, должны обязательно проконсультироваться у своего врача. Такие занятия должны проходить только в период ремиссии!

2) Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Регулярная игра на губной гармонике способствует насыщению кислородом всего организма и позволяет улучшить кровообращение. А у тех, кто страдает гипертонической болезнью, нормализуется артериальное давление.

3) Заболевания центральной нервной системы, в том числе инсульты.

Как известно, инсульты многих способны «приковать к постели». Таким больным требуется длительная реабилитация, для того, чтобы заново научиться ходить, выполнять простые действия. Для более быстрого восстановления утраченных функций, необходима дыхательная гимнастика, в том числе будет полезна игра на губной гармошке. Так как при задействии функций одних органов, по механизму висцеро-висцеральных рефлексов, будет происходить восстановление функций других органов и систем. Кроме того, игра на губной гармонике способствует развитию мелкой моторики, что чрезвычайно важно для неврологических больных.

4) Психические расстройства и заболевания.
Здесь идет речь не только обо всем известном благоприятном воздействии музыки на психику человека, а и об уникальных возможностях именно губной гармоники. Во-первых, правильное дыхание, без которого игра на губной гармошке невозможна, напрямую и моментально влияет на психическое и физическое состояние организма. Известная истина: «хочешь изменить состояние — измени дыхание» работает в реальном времени. Человеку, который находится в негативном состоянии, достаточно изменить тип и ритм дыхания в данный момент времени, чтобы «выскочить» в другое состояние, а игра на губной гармошке способствует «переходу» исключительно в позитивное состояние. Во-вторых, губная гармошка еще и буквально физически влияет на психическое состояние человека. Каким образом? Звук на губной гармонике возникает при воздействии воздушной струи на язычки губной гармошки, от чего те начинают колебаться. Данные колебания, на самом деле, очень хорошо ощущаются и распространяются в черепной коробке и даже во всем теле, что приводит к тому, что человек входит в лёгкое «измененное состояние сознания» сродни тем, которые достигаются медитативными релаксационными техниками (сравните с вибрациями в теле во время медитации «Ом»). Регулярное пребывание в таких измененных состояниях наилучшим образом сказывается на психическом и физическом состоянии организма, улучшается настроение, появляется ощущение гармонии, прилива сил и энергии. Губная гармошка выводит человека из депрессивных состояний и повышает интерес к жизни!

5) Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата.
Игра на губной гармошке особенно актуальна для больных, вынужденных длительное время находиться в лежачем состоянии. У таких больных происходят застойные явления в легких, которые впоследствии приводят к развитию гипостатической пневмонии, которая, в свою очередь, влечет за собой серьезные последствия, вплоть до летального исхода. Поэтому таким больным крайне необходимо проводить дыхательную гимнастику. Губная гармошка способствует чередованию вдоха и выдоха, что благоприятным образом сказывается на функциях органов дыхания.

6) Тяжелые заболевания детей и подростков.

Сюда относятся: ДЦП (детский церебральный паралич), аутизм, синдром Дауна и др. Для таких детей игра на губной гармошке может являться еще одной «ниточкой» к познанию окружающего мира. Т.к. способствует развитию слуха, координации движений.

7) Беременность.
Доказано, что во время беременности ребенок способен слышать музыку. Что может быть приятней игры будущей мамы на губной гармошке? Кроме этого, для самой мамы это прекрасное занятие оказывает большую пользу. По мере роста срока беременности наблюдается увеличение живота, который начинает сдавливать нижние отделы легких. (Отсюда же возникает одышка при ходьбе). Во время музыкальных занятий на губной гармонике, происходит расправление нижних отделов легких, что способствует увеличению дыхательного объема легких и профилактике гипоксии плода.

Быть губным гармонистом — это удивительная возможность не только получать удовольствие от музыки, но и ощущать себя здоровым и счастливым человеком!

Зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн курс "БЫСТРЫЙ СТАРТ"!


Смотрите также