Как играть арпеджио на электрогитаре
Восемь вещей, которые надо знать про арпеджио на гитаре

Рано или поздно в изучении музыки натыкаешься на понятие «арпеджио«. Мы уже ни раз о нем говорили, я так же предлагал скачать сборник арпеджио. В сегодняшнем уроке я бы хотел обобщить все знания, касаемые арпеджио.
Арпеджио — это отличный способ разнообразить игру и поупражнять пальцы. Из них можно составлять риффы, использовать в соло и создавать мелодии. Полезная, в общем, штука.
Все гитаристы используют арпеджио (в простонародье — перебор). Если ты еще не умеешь играть арпеджио, то внимательно читай статью и тренируйся, тренируйся, тренируйся. Если ты знаешь, что такое аккорды, ничего сложного в этом для тебя не будет.
Итак, вот несколько пунктов об арпеджио на гитаре:
- 01. Что такое арпеджио? Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его произносить — арпеджо), что в переводе означает — как будто на арфе — потому что именно для арфы он наиболее характерен. Гитаристы часто называют этот прием перебором.
- 02. Чем интересно арпеджио? С помощью арпеджио можно создавать быстрое, льющееся звучание. Навык игры арпеджио пригодится и для импровизаций. Это довольно просто в плане поиска нот — играть те ноты, которые есть в конкретном аккорде. То есть промахнуться невозможно. Можно попасть в неустойчивую ступень( устойчивые это 1-ая, 3-я и 5-ая), а сфальшивить не удастся.
- 03. Тональности и арпеджио. Не стоит путать тональность и арпеджио. Тональность — это определенный набор звуков, в определенном порядке, который музыкально сочетается с главной нотой — тоникой (для тональности G major набор нот будет G, A, B, C, D, E, F#). Арпеджио — это вид игры, где играют ноты, которые содержатся в аккорде (например для аккорда G major ноты будут G, B, D).
То есть в арпеджио играются только те ноты, которые содержаться в аккорде. Играют их в возрастающем, убывающем или случайном порядке.
- 04. Какие бывают арпеджио. Арпеджио играются на всех аккордах, какие есть. Начни с обычных аккордов C, A, G, E, D. Играй их в разных позициях на грифе, чтобы не пришлось долго вспоминать, куда поставить пальцы и где основной тон аккорда. Лучше выучить один аккорд на всех позициях, чем учить все сразу. Потом можно начать переходить с одного аккорд на другой (играя арпеджио, естественно).
- 05. С чего начать. Лучше всего попробовать обычные мажорные и минорные трезвучия. Они встречаются чаще всего. Трезвучия (1-ая, 3-я, 5-ая ступени) можно расширять последующими ступенями (9-ая, 11-ая, 13-ая и т.д.). Это даст неограниченные возможности для импровизаций.
- 06. Различное звукоизвлечение. Есть несколько способой играть арпеджио — переменный штрих, легато, hammer-on, pull-off, свип, тэппинг. Это основные, изучив которые, можно значительно расширить свои способности. Есть еще парочка приемов типа пропуска струн и фингер-роллинг. Экспериментируй с каждым способом, чтобы понять разницу в звуке.
Еще одна вещь о звукоизвлечении — играя арпеджио, струны затихают не сразу (если это не hammer-on) и звучат какое-то время вместе. То есть слышно целый аккорд вместе. Это также называется разложенным аккордом. По-научному, в арпеджио каждая нота звучит по очереди и не наслаивается.
![]() |
- 07. Начни с основного тона. Если ты совсем новичок в арпеджио — начни играть их с основной ноты аккорда, то есть с самой низкой. Далее иди вверх и потом опять вниз. Это поможет развить слух и разбирать тональности.
- 08. Скорость. Можно попробовать сразу заглушать струны после удара по ним, чтобы звуки не смешивались. Для этого подними пальцы левой руки сразу после того, как прозвучала струна. Начни упражнение медленно и дай пальцам привыкнуть. Незачем спешить, когда учишься игре на гитаре.
Если Вы всерьез решили научиться играть на гитаре, подписывайтесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы. Урок в день — отличное начало.
Оставить комментарийЧто должен знать об арпеджио каждый гитарист?

Если вы учитесь играть на гитаре, рано или поздно вы непременно столкнетесь с понятием «арпеджио«.
Это просто незаменимый прием, придающий вашей игре разнообразие и особый характер. Из арпеджио можно строить целые риффы, можно использовать их в соло и даже создавать мелодические линии благодаря его плавному звучанию.
Практически все великие гитаристы имеют этот прием в своем арсенале. Но есть также и те, кто избегает арпеджио. Почему? Да потому что боятся заблудиться в лабиринтах теории и техники его исполнения. Вы же не относитесь к таким «музыкантам»? Если вы уже знакомы с тем, как работают аккорды, самое время приступить к арпеджио.
Вот восемь важных моментов, которые помогут вам одолеть этот непростой прием.
Что же такое арпеджио
Слово «арпеджио» происходит от итальянского «arpeggiare», означающего «играть на арфе». (Логично, ведь арфисты часто акцентируют ноты, играя их не в унисон, а одну за другой.) Арпеджио иногда называют «ломаными аккордами». По сути, это ноты аккорда, играемые по одиночке.
![]() |
Как арпеджио могут пригодиться гитаристу
Арпеджио создают эффект быстрой, плавной игры. Кроме того, с их помощью вы выведете свой навык импровизации на новый уровень. В арпеджио входят все ноты аккорда. Они легко свяжут ваше соло с аккордовой структурой и станут основой для отличных фраз.
На фоне соответствующего аккорда арпеджио всегда звучит хорошо, поэтому можно сказать, что это своего рода ключевые моменты мелодии. Вы можете смело импровизировать в рамках нот, входящих в арпеджио.
Гаммы vs. арпеджио
Давайте посмотрим, в чем разница между гаммами и арпеджио. Гаммы — это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенную тональность (например, в гамму G мажор входят ноты G, A, B, C, D, E, F#).
Арпеджио — это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенный аккорд (например, в арпеджио аккорда G мажор входят ноты G, B, D). И гаммы, и арпеджио линейны: в обоих случаях ноты извлекаются одна за другой. Но в отличие от гамм, которые содержат как аккордовые, так и неаккордовые ноты, арпеджио строятся исключительно из нот, образующих тот или иной аккорд. Как гаммы, так и арпеджио можно играть в восходящем, нисходящем направлении или же так, как хочется исполнителю.
Аппликатуры арпеджио
Как и в случае гамм, для арпеджио существует несколько аппликатур. Для каждого арпеджио можно насчитать пять аппликатур CAGED. (Исключение — уменьшенный септаккорд. Для него существует всего одна аппликатура.)
Выучите арпеджио в разных позициях на грифе — так вы запомните именно его форму, а не просто порядок ладов, которые нужно зажимать. Учите аппликатуры постепенно, одна за другой. Конечно, будет замечательно, если вы освоите все аппликатуры. Но в любом случае гораздо лучше знать и играть одну аппликатуру идеально, чем пять, но кое-как. Потренируйтесь в переходе от одной аппликатуры к другой. Возьмите, например, две каких-нибудь аппликатуры и чередуйте их между собой.
На каких арпеджио следует сконцентрироваться вначале
Лучше всего начать с мажорных (1, 3, 5) и минорных трезвучий (1, b3, 5). Это самые распространенные гитарные арпеджио в музыке любого стиля. В трезвучие входят всего три ноты, но арпеджио можно расширить, добавив к нему седьмую, девятую, одиннадцатую, тринадцатую и т.д. ступени. Возможностям нет предела!
Разные способы звукоизвлечения
Арпеджио можно играть разными способами. Это, помимо прочего, техника переменного штриха, легато, хаммер-оны и пулл-оффы, свип-пикинг и тэппинг. (Более опытным гитаристам нельзя забывать и о таких приемах, как игра через струну и перекат пальцев на грифе — все это позволяет значительно прибавить в скорости.) Поэкспериментируйте с каждым способом и выберите то, что подходит именно вам и вашему стилю игры.
А как же перебор? Аккорды, играемые перебором, с технической точки зрения тоже являются арпеджио, но в этом случае ноты не глушатся сразу после исполнения, а звучат одновременно. То есть колебания каждой ноты вместе дают нам тот или иной аккорд. Арпеджио в стандартном понимании подразумевают звучание только одной ноты в один момент времени, поэтому они все-таки отличаются от аккордов, исполняемых перебором.
Заключите арпеджио в рамки тоники
Если вы только начинаете работу над арпеджио, старайтесь, чтобы первой и последней его нотой была тоника соответствующего аккорда (нота, от которой построен аккорд). Это поможет вам научиться слышать и различать звучание данной гаммы. Начните с нижней тоники, дойдите до верхней ноты так быстро, как только сможете, затем вновь спуститесь вниз и вернитесь к тонике.
Форма и скорость
Играя арпеджио, глушите каждую ноту сразу после ее извлечения. Делать это можно, например, снимая пальцы левой руки с зажатых струн. Так ноты не будут звучать одновременно, и ваше арпеджио будет отличаться от простого аккорда, сыгранного перебором. Каждая нота должна прозвучать отдельно!
Начинайте в медленном темпе. Первое время следует уделять внимание тому, как вы исполняете арпеджио. Скорость придет со временем. Вы же не хотите играть с ошибками, правда? Кроме того, исправлять ошибки сложнее, чем сразу учиться правильно.
Если вы хотите узнать об арпеджио больше, читайте один из прошлых уроков об арпеджио. И не забывайте подписываться, чтобы каждый день получать новые уроки и интересные статьи.
Оставить комментарийАРПЕДЖИО. Что такое арпеджио?, на гитаре
Способы ведения аккомпанемента:
Арпеджио – самый простой из способов исполнения аккордов. При котором исполнитель большим пальцем правой руки проводит по струнам в аккорде, начиная с басовой. Рука при этом лежит на корпусе в локтевом сгибе. Пальцы округлые, кисть свободна, напряжения не должно быть. Арпеджио имеет обозначение в виде волнистой линии.
Перебор – поочередное перебирание струн пальцами правой руки. Способ весьма распространенный, но исполнять его уже посложнее.
Большой палец правой руки первым дергает одну из басовых струн (4,5,6) , а затем указательным пальцем извлекаем звук из третьей струны, средним – из второй, безымянным – из первой. С одинаковым интервалом времени. Дальше движемся снизу вверх. Получается такой порядок перебираемых струн. 5-3-2-1-2-3-(4)
Помните, что возвращаясь на басовую струну, нельзя повторяться. Если перед этим была 5-я, то можно извлечь 4-ю. В зависимости от зажатого аккорда. (виды переборов для гитары) УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПЕРЕБОРА!
Гитарный бой – представляет собой ритмичные удары по струнам с при глушением или без. Существует несколько видов.
Простой пример:
Большим пальцем стремительно проводим по всем струнам сверху вниз , поле этого поднимаем руку без касания и резко проводим по всем струнам вниз и 2 раза вверх (нужно успеть опустить руку перед вторым рывком) Когда двигаемся вверх, то звук извлекаем ногтем. Все движения делаем под счет: раз -> (вниз), два -> (вниз-вверх- вверх). Длинных пауз быть не должно. Более подробно смотрите здесь!
Бас — аккорд ( «щипок») — сначала играем одну из басовых струн, а затем сразу дергаем 3 нижних струны в аккорде. Бас -(3+2+1) и снова бас — (3+2+1). и т.д. Если «щипнуть» 3 струны не один раз а два , то получится мелодия вальса.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЩИПКА
Упражнения с арпеджио: смена аккордов

Итак, вы уже умеете хорошо играть арпеджио. Что дальше?
Теперь надо научиться перемещаться между ними! Арпеджио — прекрасный инструмент в арсенале гитариста, позволяющий создавать гармонически богатые мелодии. Еще арпеджио позволяют изящно переходить с одного аккорда на другой. Заучив достаточное количество форм арпеджио, можно легко перемещаться между аккордами, даже не задумываясь.
Обычно, когда я упражняюсь, я беру какую-нибудь тональность и отрабатываю ее. Играть по тональностям очень полезно. Например, я хочу обыграть какую-нибудь мажорную тональность. Для этого я следую следующей схеме аккордов: I (Major) — ii (minor) — iii (minor) — IV (Major) — V (Major/Dominant) — vi (minor) — vii (diminished). »Diminished» означает »уменьшенный аккорд».
Дистанции между аккордами и представляют собой суть этой схемы: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
В этом уроке мы разберем шестиструнные арпеджио, основанные на самых обычных мажорных, минорных и уменьшенных аккордах.
![]() |
Для следующего упражнения я выбрал тональность G major (Соль мажор). Сначала поднимаемся вверх по первому аккорду, затем перемещаемся ко второму и спускаемся вниз. Возвращаемся к первому аккорду, поднимаемся по нему, перемещаемся на четыре лада вперед и, на позиции третьего аккорда, опускаемся. Начинаем всегда с первого аккорда.
Разобравшись с этими упражнениями (они требуют времени!), попробуйте тоже самое, только начиная со второго аккорда. Поднимайтесь по второму аккорду, переходите на два лада вперед, опускайтесь по третьему аккорду, возвращайтесь ко второму, поднимайтесь снова, затем вперед на три лада вперед к четвертому аккорду и опускайтесь по нему. И так далее.
Советую попробовать такую схему для всех семи аккордов, в разных тональностях, на разных частях грифа, с разной скоростью. Так вы точно научитесь быстрой игре и перемещению между аккордами.
Оставить комментарийАрпеджио. Или проще «гитарный перебор»

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Сегодня я расскажу об арпеджио или как в народе говорят — переборе. Сам по себе термин арпеджио обозначает исполнение нот какого либо аккорда в разной последовательности, начинают играть предпочтительно с басовых струн.
Покажу вам небольшой примерчик, попробуйте проиграть его и помните — правая рука должна быть расслаблена.
Значит так, всё играется на открытых струнах, то есть не прижатых к грифу. Начинаете большим пальцем с шестой струны, напоминаю — самой верхней и толстой.
Далее указательным дёргаете третью, средним — вторую и безымянным — первую. В этом арпеджио меняется только бас. Сначала шестая струна, потом пятая, шестая, четвёртая.
![]() |
Далее перебор чуть посложнее:
В этом упражнении, доходя до первой струны, вам нужно будет вернуться на третью, потом опять бас. Как вы могли заметить, здесь изменился размер такта. Добавились ещё две доли. Значит теперь на такт приходится 6 сильных долей — 6 ударов ноги. В настоящее время в продаже можно такое замечательное устройство как арпеджиатор — узнать о нём Вы можете в статье.
*****Задание*****
Поиграть два эти упражнения, постепенно наращивать скорость.
В следующем упражнении есть места, где пальцы левой руки должны зажимать одновременно три ноты, беря аккорд. К этому моменту, если вы тщательно следовали всем приведенным выше инструкциям, ваша левая кисть уже достаточно сильна, чтобы справиться с этой задачей, но не забывайте о том, что движения левой руки между аккордами должны быть плавными и быстрыми, а каждый ее палец должен по кратчайшему пути перемещаться от своего предыдущего положения к последующему, чтобы темп мелодии оставался постоянным.
Последовательность аккордов в левой руке должна отрабатываться отдельно.
Это упражнение в основном для правой руки с полным арпеджио. Действия правой кисти должны быть разучены отдельно — при этом обращайте внимание па то, чтобы сама рука при игре не двигалась, а все струны звучали с постоянным тембром и громкостью.
На счете два и три в четвертом такте схема игры правой рукой меняется, и теперь ее пальцы играют на четвертой, третьей и второй струнах. Финальным аккордом является Е minor(ми-минор) — для его исполнения большой палец одним маховым движением последовательно касается каждой струны, на что указывает стоящая перед аккордом волнистая линия.
Стрелка на верхнем конце этой линии говорит о том, что это движение по тональности должно быть восходящим (иначе говоря, большой палец направляется по струнам сверху вниз). Тактовый счет должен приходиться на самую высокую (последнюю) ноту этого аккорда, Е (ми), поэтому начинать исполнение аккорда следует чуть раньше.
Мелодия в гитарном переборе
Эта техника очень характерна для классической гитары, так как представляет собой практичный и эффективный способ объединения в одно целое мелодии, ритма и гармонии — трех столпов музыки.
Как и в предыдуих упражнениях, здесь гитарный перебор одновременно обеспечивает гармонию и ритм, однако в этой пьесе в верхней части присутствует и мелодия, обозначенная нотами с направленными вверх вертикальными черточками.
Эти ноты должны играться чуть громче остальных, чего с легкостью можно достичь, если играть часть арпеджио (шестнадцатые ноты) с громкостью рр. Действия правой руки должны быть разучены отдельно — при этом обращайте внимание на то, чтобы палец а слегка акцентировал ноты верхней струны.
Символ -ф в конце третьего такта означает, что, дойдя до этого места (после повторения), вы должны перескочить с первого знака сразу на второй и немедленно сыграть последний такт как завершение всей пьесы.
Если Вам понравился этот урок и Вы хотите продолжить обучение вместе с Гитаршколой, подписывайтесь на нашу бесплатную рассылку и получайте уроки гитары каждый день.
Оставить комментарий