Как играет сабвуфер 10 дюймов


Сообщества › Автозвук › Блог › Без нежностей. Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Airtone F10

Совсем недавно была протестирована линейка усилителей Airtone Force, и вот теперь, как и обещал, логичное продолжение – 10-дюймовый сабвуфер, носящий это же имя. Название Force недвусмысленно намекает, что этот саб извлекает бас ни разу не изящным манером, а предпочитает брутальную силу. Описание скромно говорит об RMS мощности 600 Вт, но при такой конструкции многие не стыдятся заявлять намного больше. Да вы и сами это увидите.

Конструкция

Сабвуфер выглядит действительно брутально – крупный магнит, литая корзина, "губастый" гофр, крупная центрирующая шайба. На первый взгляд, каких-то особых изысков и украшательств тут нет. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что отдельные составляющие подобраны друг к другу очень даже осмысленно. Это приятно, трэш среди сабов нынче встречается куда как чаще.

Полный размер

Динамик построен на весьма распространенной корзине, которая используется многими фабриками и встречается у многих брендов. Вполне логичный ход, смысла изобретать велосипед в данном случае нет. Она крепкая, но с тонкими спицами, практически не создающими сопротивления движению воздуха с тыльной стороны динамика.

Полный размер

Диффузор из непрессованной целлюлозы достаточно жесткий. Этому способствует и крупный центральный колпак. Широкий полиуретановый гофр полукруглого сечения допускает большой ход и для надежности дополнительно прошит к диффузору толстой ниткой.

Полный размер

Центрирующая шайба тоже намекает на большой ход динамика. По внешнему краю она дополнительно прижата металлическим кольцом – скорее разорвет ее саму, чем оторвет. Хотя я не представляю что нужно сделать, чтобы довести до такого. Проводники от нажимных терминалов к звуковой катушке одеты в изоляцию и пропущены через центрирующую шайбу.

Полный размер

Полный размер

Мотор динамика построен на катушке диаметром 2,5 дюйма и сдвоенных магнитах с внешним диаметром 17 см. Обратил внимание на цвет магнита – во многих сабах используются дешевые магниты, имеющие менее равномерный и в целом более светлый оттенок. Здесь магнит темнее и имеет более равномерную окраску. Похоже, на нем экономить не стали, можно надеяться на хорошую повторяемость параметров. Но это покажет только практика.

Полный размер

Охлаждению звуковой катушки уделено особое внимание. Здесь есть традиционные осевое отверстие и окна под фланцем центрирующей шайбы. Все крупные окна и отверстия, дающие доступ к катушке и магнитному зазору, закрыты жесткой металлической сеткой.

Дополнительно в торцевой шайбе высверлены отверстия, открывающие доступ воздуху непосредственно к катушке. Даже удивительно, почему при таком подходе к охлаждению производитель поскромничал, указав RMS мощность 600 Вт. Тем более, что и намотка катушки здесь выполнена проводом никак не в волосок толщиной. Иные бренды для таких конструкций не стесняются и побольше написать. Зачтем такую честность в плюсы.

Полный размер

Ход диффузора в описании не указан, но насколько удалось подсмотреть длину намотки катушки, линейное перемещение как минимум по сантиметру в каждую сторону должно обеспечиваться. О механических пределах хода говорить смысла нет – глядя на конструкцию, можно предположить, что заставить динамик стучать катушкой тут просто невозможно.

Измерения и расчет

Несмотря на то, что динамик попал ко мне после небольшой разминки, ее оказалось явно недостаточно. Подвес хоть уже и не такой дубовый, как у совсем нового динамика, но все еще достаточно жесткий. Как и для всех жестких сабвуферов для стабилизации параметров требуется аккуратно погонять его хотя бы пару-тройку недель. Шутка ли, на неразмятом динамике резонанс выше 60 Гц, добротность выскакивает за 0,7, а эквивалентный объем вообще в районе 6 литров.

Полный размер

Так что в расчете корпуса ориентироваться буду по заявленным параметрам. Зная щепетильность людей, поддерживающих бренд Airtone, можно надеяться, что цифры в описании уложатся в допустимые пределы:

Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 45,5 л
Qts (полная добротность) – 0,54

А вот эффективную массу подвижки и силовой фактор, пожалуй, можно оценить и не дожидаясь полной разминки:

Mms (эффективная масса подвижной системы) – 162 г
BL (коэффициент электромеханической связи, 4 Ом) – 18,4 Тл м
BL (коэффициент электромеханической связи, 1 Ом) – 10,1 Тл м

Кстати, даже у жесткого неразмятого динамика опорная чувствительность получилась неплохая — в районе 84,5 дБ. Надо полагать, после разминки чувствительность в оформлении (не путать с опорной) имеет все шансы добраться до заявленных 93 дБ. Недурно, кстати, для десяточки.

Расчеты показывают, что динамик универсален по отношению к оформлению. Полагаю, что при явной ориентации на грубую силу предпочтение было бы правильней отдать фазоинвертору. Объем корпуса можно варьировать в пределах от 35 литров (синяя кривая) до 45 литров (красная кривая) с настройкой порта в районе 35 Гц. Его размеры получаются вполне вменяемые. Для ориентира – круглая труба диаметром 10 см получится длиной что-то около 45-35 см (меньше объем корпуса – длиннее порт при том же сечении). В расчетах для конкретного саба можно отталкиваться от этих пропорций.

Полный размер

А при желании можно будет вообще закрыть порт и превратить оформление в закрытый ящик. АЧХ, кстати, получится весьма недурная (зеленая кривая, 40 литров), да и бас получится более артикулированным. Естественно, все это только после разминки, когда подвесы станут помягче, и параметры стабилизируются.

Выводы

Конечно, это не аудиофильский динамик для SQ-систем, утонченные экзерсисы в стремлении достичь абсолютной артикуляции – это не его. Это мощный громкий крепыш, позволяющий хорошенько навалить басу и при этом не испустить дух в первом же раунде. Конструкция сделана с расчетом на одно – выдержать и не порваться ни при каких нагрузках. Про сжечь катушки ничего не говорю, с умом и от простеньких Prology в начале 2000-х получали приличное звуковое давление, а от балды некоторые и RE Audio XXX умудрялись клипом палить.

Лояльнос

Сообщества › Автозвук › Блог › Как по учебнику. Тест 10-дюймовго сабвуферного динамика BLAM Super Sub 10

В последнее время понятие автомобильного сабвуфера всё чаще ассоциируется с чем-то тяжёлым, и сотрясающим всё вокруг. Тем же, кто пока ещё помнит, что сабвуфер – это не вибромашина для укладки асфальта, что он нужен для нормального воспроизведения музыки, найти подходящую модель с лёгкой подвижной системой и хорошим импульсным откликом всё сложнее. Поэтому такие сабы привлекают особое внимание.

BLAM Super Sub 10 принадлежит к топовой серии LIVE, и пока это единственная модель в ней. Судя по всему, Ги Бонневилль не стремился сделать кучу сабов на разные вкусы, а воплотил в одной модели своё представление об идеальном низкочастотнике. Нескромное название Super Sub об этом как бы тоже недвусмысленно намекает. Кто не в курсе, до создания собственной компании Ги больше 25 лет проработал в Focal и является автором большинства прежних моделей акустики этого бренда. Тем интереснее посмотреть, что у него получилось без "давления сверху", и действительно ли этот саб такой Super.

Конструкция

Возвращаясь к тому же Focal, там в средних и топовых линейках всегда используются собственные оригинальные технологии – многослойные материалы ручного изготовления, хитрые подвесы и т.п. Подход, безусловно, заслуживает глубочайшего уважения, но у него есть один жирный недостаток – цены. Здесь же используются только проверенные материалы. Да, простецкими их не назовёшь, при выборе явно не ставилось каких-то ценовых ограничений, так что в результате получился действительно интересный аудиофильский сабвуфер. Но при этом по вполне ещё вменяемой для своего уровня цене.

Полный размер

Полный размер

Углеволоконный диффузор (не крашенная стеклоткань, а именно углеволокно) лёгкий, это будет видно на измерениях, но при этом неожиданно жёсткий. Волокна сцеплены каким-то связующим, полагаю, именно из-за его состава у диффузора нет характерных "карбоновых" звонких призвуков.

Полный размер

Полный размер

В остальном, глаз ни за что особо не зацепился. Литая корзина, двойной магнит средних (по нынешним меркам) размеров, подвес из вспененного полимера, крупная центрирующая шайба из мета-арамидного волокна Conex – всё это в том или ином виде и в разных сочетаниях можно встретить и у других производителей.

Полный размер

Полный размер

Так что основная фишка тут явно не в экстравагантных материалах, а, скорее, в том, как они использованы. А это можно увидеть только по результату. Так что перехожу к измерениям.

Измерения

Super Sub оказался чистокровным представителем старой "музыкальной" сабвуферной школы – с непривычно лёгкой по нынешним меркам подвижкой и высокой чувствительностью. Повторяемость параметров очень хорошая. В описании, правда, приведены значения для параллельного включения катушек (каждая по 2 Ом), но, полагаю, вряд ли кто в здравом уме будет включать аудиофильский сабвуфер в 1 Ом. Поэтому измерил динамик в 4-омном включении.

Полный размер

Параметры (факт / заявка):
Fs (резонансная частота) – 46 / 48 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 27 / 22,5 л
Qms (механическая добротность) – 5,69 / 5,36
Qes (электрическая добротность) – 0,48 / 0,46
Qts (полная добротность) – 0,44 / 0,42
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 70 / 74 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,2 / 6,98 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 / 4 Ом (посл.)
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 0,95 / 1 Ом (пар.)
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,5 / 89,3 дБ

Расчёт акустического оформления

Классический пример динамика, не стремящегося угодить всем и сразу – и рыбку съесть, и в закрытый ящик влезть. Это чисто фазоинверторный саб, без вариантов. В описании указаны три варианта корпусов – 20, 30 и 40 литров с довольно высокими настройками портов – на 51, 45 и 41 Гц соответственно.

Полный размер

Расчётные АЧХ и ГВЗ в салоне для разных вариантов акустического оформления


Фиолетовая кривая – ФИ, 20 литров / 51 Гц
Синяя кривая – ФИ, 30 литров / 45 Гц
Красная кривая – ФИ, 40 литров / 41 Гц

Не знаю, чем руководствовался Ги, предлагая 30- и 40-литровый объёмы. Получить бас в стиле "брр-брр, туц-туц" можно и с более дешёвыми динамиками. А вот 20-литровый корпус действительно заслуживает внимания.

Этот объём получается как по учебнику – если бы это был ЗЯ, то результирующая добротность Qtc оказалась бы в пределах 0,6 – 0,65. Для "музыкального" ФИ такой объём как раз оптимален. А вот порт я бы настроил чуть ниже – примерно на 42 Гц. Это труба внутренним диаметром 8 см и длиной около 30 см. Получается практически хрестоматийный фазоинверторный сабвуфер с хорошей реальной чувствительностью почти 93 дБ (опорная чувствительность плюс акустическое усиление за счёт оформления). К тому же достаточно «быстрый» для ФИ, обратите внимание на график группового времени задержки. Практикой такой расклад тоже подтверждается, срастить бас с фронтом можно без проблем.

Полный размер

Расчётные АЧХ и ГВЗ в салоне для ФИ 20 литров / 42 Гц

С портом, кстати, стоит быть повнимательнее, после сборки корпуса лучше немного повозиться, чтобы точнее его настроить. Настройка ниже 40 Гц приведёт к снижению отдачи в области самого вкусного баса, а слишком высокая сделает бас чрезмерно "ударным". Последнее, в принципе, соответствует рекомендованному, но на мой взгляд этот вариант всё же менее интересен.

Выводы

Полагаю, BLAM Super Sub 10 должен понравиться тем, кто ценит точный, разборчивый и музыкальный бас. Он не заставляет коробиться от слова "фазоинвертор" – саб действительно получается прямо как по учебнику, с хорошим импульсным откликом. В конце концов, большинство моделей домашней акустики имеют именно это оформление. Любителям "гонять ветры" по салону и ничего кроме "негров" не слушать, можно не волноваться – это не для них. А вот тем, кто не прочь попробовать силы в соревнованиях в категории SQ, определённо есть смысл взять его на заметку. Дешёвым этот саб не назовёшь, но отказ от сложных и замороченных технологий всё равно дал свой результат – для топовой модели с

Сообщества › Автозвук › Блог › Клубная десятка. Тест 10-дюймового сабвуфера Kicker CWQ10

Всегда с большим интересам отношусь к новинкам от "старичков" car audio. На фоне новых брендов, фонтанирующих десятками новинок каждый год, у этих всегда чувствуется свой узнаваемый стиль, а каждый продукт находит своих постоянных фанатов. Этот саб – модель 2017 года, появился в продаже совсем недавно, и я просто не мог обойти его стороной.

Серия CompQ – одна из верхних в модельном ряду Kicker. По сути, это всё те же топовые "квадратные" сабвуферы L7, но в более привычном круглом форм-факторе.

КОНСТРУКЦИЯ

Первое впечатление Kicker CompQ произвёл очень хорошее. Несмотря на относительно небольшой размер – 10 дюймов – саб выглядит брутально и к тому же неожиданно увесист. Литая корзина, здоровенный магнит – всё как полагается.

Полный размер

Никаких ОЕМ-деталей – универсальных корзин, безликих диффузоров и подвесов. Всё исключительно своё собственное. В нынешних условиях это выглядит уже как роскошь, ведь в основном всё строится на однотипных комплектующих, убери логотип – и вообще не различишь кто где.

Полный размер

Диффузор имеет характерный "кикеровский" рельефный рисунок. Это не столько декор, сколько средство повышения жёсткости. Между прочим, достаточно действенное.

Рельефные "рёбра" на верхнем подвесе – ещё одна фирменная фишка Kicker. Они повышают жёсткость в поперечном направлении, при небольших ходах почти не влияя на жёсткость в продольном. На больших же ходах – мягко ограничивают движение диффузора. "Выплюнуть" или перекосить диффузор с таким подвесом практически невозможно.

Полный размер

Снизу диффузор крепится к звуковой катушке через небольшой конус.

Полный размер

Механические параметры подвеса задаются в основном центрирующей шайбой, а она у CompQ своя оригинальная и даже имеет собственное название – Blue-Lace Spider.

Полный размер

Интересная фишка магнитной системы – радиатор охлаждения на верхней шайбе магнитопровода. Подобное решение встречается у некоторых других производителей. Это позволяет отводить тепло от магнитной системы, обходясь без традиционного осевого отверстия.

Полный размер

Кстати, вместо обычных показателей мощности (которые давно превратились в бестолковые маркетинговые циферки) здесь просто даются рекомендации по мощности усилителя. Самое правильное, на мой звгляд, решение. Вся нужная информация есть вот на этом кусочке коробки:

Полный размер

Итак, для закрытого ящика оптимальный усилитель – от 450 до 700 Вт. Для фазоинверторного оформления – от 350 до 700 Вт. Разумеется, имеется ввиду номинальная (RMS) мощность усилителя.

ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

Этот саб имеет две версии – с катушками 4+4 Ом и 2+2 Ом. У меня на тестировании оказался второй вариант. При измерении катушки соединил последовательно.

Полный размер

Импеданс Kicker CWQ10

Параметры, заявленные / фактические:

Fs (собственная резонансная частота) – 39 Гц / 40 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 14,7 / 13,6 л
Qms (механическая добротность) – 8,61 / 9,04
Qes (электрическая добротность) – 0,47 / 0,49
Qts (полная добротность) – 0,44 / 0, 46
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 172 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 9,8 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 / 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,3 дБ / 84,9 дБ

И снова хорошая повторяемость параметров с отличием в сторону чуть более жёсткого подвеса. Динамик уже неплохо размят, но, по хорошему, нужно бы ещё хотя бы десяток часов работы. И тогда параметры попадут практически "в яблочко".

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Для начала неплохо бы проверить, что рекомендует описание. Это закрытый ящик от 19 до 35 литров и фазоинвертор от 35 до 63 литров. Нормальный такой разброс, да?

В описании для "фазиков" даются только размеры щелевых портов. По прикидкам в программе расчёта в маленьком корпусе настройка порта получается около 51 Гц, в большом – 42 Гц. Вот как это будет работать:

Полный размер

Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Kicker CWQ10 в разных акустических оформлениях

Зелёная – ЗЯ 19 литров (Qtc=0,55)
Синяя – ЗЯ 35 литров (Qtc=0,50)
Фиолетовая – ФИ 35 литров / 51 Гц
Красная – ФИ 63 литра / 42 Гц

Варианты если честно, на любителя, хотя и имеют право на существование. Например, фазоинверторы имеют бешеную отдачу в узкой полосе частот. "Вау-эффект" будет обеспечен, не всякая десяточка может так отбивать печень и почки, но бас получится уж слишком специфичным.

Поиграв немного с параметрами оформления, стали вырисовываться чуть более универсальные и аккуратные варианты.

Полный размер

Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Kicker CWQ10 в разных акустических оформлениях

Синяя – ЗЯ 15 литров (Qtc=0,60)
Красная – ФИ 20 литров / 45 Гц

15-литровый ЗЯ – это разумный минимум. И хоть Qtc пока ещё не поднялась до классической баттервортовской, делать корпус ещё меньше не нужно – диффузор будет слишком туго "подпёрт" воздухом, динамику окажется в нём слишком тесно.

20-литровый фазоинвертор с портом на 45 Гц будет звучать чуть аккуратнее рекомендованного, уменьшится эффект отставания баса на отдельных нотах. Правда, ценой небольшого снижения отдачи. Для такого корпуса круглый порт можно сделать диаметром 8 см и длиной 30 см (разумеется, с "раскрывами"). А ещё лучше рассчитать корпус со щелевым портом – с ним площадь порта можно сделать побольше. Проще всего – всё тем же калькулятором на сайте.

ВЫВОДЫ

Однозначно, CompQ 10 – не для кисейных барышень. Как и полагается верхней линейке Kicker, он способен на неожиданно могучий для "десятки" бас. Но при этом на деле саб достаточно универсален, параметры динамика позволяют играть его оформлением в широких пределах и заметно менять характер звучания.

Например, можно сделать относительно крупный корпус и выжать из него максим

Доступные 10-дюймовые сабвуферы | журнал АвтоЗвук

Если вы заметили, драгоценные наши читатели, 10 дюймов — это у нас любимый калибр сабвуферов. Не за круглое значение в десятичной системе. По иной причине.

Hertz DS 25.3 || Rockford Fosgate R2SD4-10 || Kicker ES 10D4 || Polk Audio DB1040DVC || JL Audio 10WXv2-4 || MB Quart RLP 254 || Phoenix Gold RX 110d || Soundstream P.104 || Auditor RIP-250P || Airtone SWK-1024 || Ground Zero GZRW 10XD-AL || Coral HDS810

С ними, 10-дюймовыми, интересно, и не только правоверным аудиофилам и увлечённым автозвуковым спортсменам. В области науки о громкоговорителях простое масштабирование не работает, изменение диаметра диффузора на 20%, как происходит при переходе от 12-ти к 10-дюймовому калибру, явным образом меняет повадки динамика. Сегодня у нас собрались безусловно доступные сабвуферы, за самый дорогой из них можно заплатить одной купюрой, обязательной к приёму на территории Российской Федерации, самого недорогого, если поторговаться, за такую же купюру можно взять два. Характеристики же динамиков, в отличие, заметим, от участников аналогичного недавнего теста, но относящегося к дорогим моделям, оказались на удивление схожими между собой. Так, резонансная частота норовила оставаться вблизи 35 Гц, не без исключений, разумеется, большинство динамиков продемонстрировало в той или иной степени повышенную добротность. Здесь исключения тоже были, одно или два — даже ярко выраженных, но ведь это одно-два из двенадцати, поделите, если не лень.

Но главное не в этом, и именно потому для сегодняшнего теста был выбран такой заголовок. 10-дюймовые сабвуферы — идеальный инструмент для создания в машине правильного, корректного, музыкального баса. Так у них складываются параметры, это было подтверждено столько раз, что и повторять неловко, не то что искать дополнительные доказательства. А наиболее правильный (корректный и т.д.) бас достигается при работе динамика в закрытом ящике. Поэтому лейтмотивом теста, помимо прямой задачи — сопоставления достоинств и недостатков дюжины сравнимых по всем показателям моделей, стала демонстрация «правила десятки» (копирайт отмечаем, но не ставим под защиту закона).

Правило простое: если вы почему-либо выбрали для своего проекта сабвуферную головку этого калибра, в ту же минуту забудьте слово «фазоинвертор». Хотя бы на время, достаточное для того, чтобы пройтись по этому тесту внимательным взором и убедиться: большинство участников в компактных или очень компактных закрытых корпусах показывают идеальную АЧХ. Идеальной АЧХ применительно к этому калибру (не только к этому, но к этому — в намного большей степени, чем, скажем, к «пятнашкам», приобретаемым и устанавливаемым с несколько другими планами и жизненными ориентирами), мы считаем ровную и горизонтальную с учётом акустической функции салона. АЧХ в фазоинверторе по определению такой не будет, а раз так — оставим её для других калибров. Кроме того, как вы тоже сможете заметить, учиняя с участием «десятки» фазоинвертор, вы либо лишитесь одного из немаловажных достоинств этого калибра — компактности оформления, либо (реже) по полной огребёте технических проблем, связанных с расположением длинного тоннеля в небольшом ящике. Напомним забывчивым: при одной и той же частоте настройки тоннель должен быть тем длиннее, чем меньше объём корпуса. Несправедливо, знаю, но такова жизнь и её важная часть — физика.

Производители, приводя свои рекомендации по акустическому оформлению, дают цифры для ФИ в большинстве случаев. И часто разумнейшие рекомендации, касающиеся ЗЯ, сопровождаются чем-то чудовищным, когда речь заходит о ФИ. Заметим, свои рекомендации производители основывают на ими самими же заявленных параметрах, наше дело — нарисовать по приведённым данным и зарыдать. Особенно часто это случается с американскими производителями, ведь известно: герб США — орёл, держащий в одной лапе пучок стрел, а в другой — АЧХ фазоинвертора, настроенного на 50 — 60 Гц, что опаснее для жизни — ещё надо посмотреть.

По данным собственных измерений и следуя своим приоритетам, мы ФИ в этом тесте старались особо навязчиво не предлагать, но данные оформления и АЧХ приводили несколько раз, для иллюстрации того, что теряется и что приобретается. Исключение — ФИ, приспособленный для музыки в лучшем смысле слова, было примерно одно.

Оценивая АЧХ участников более тонко, чем «ровная-горбатая», мы принимали во внимание ещё одну особенность, которую можно обратить на большую для себя пользу. При определённом сочетании параметров у «десяток», встречающихся чаще, чем у других головок, АЧХ с учётом влияния салона может иметь равномерное по сабвуферному диапазону акустическое усиление. Оно в реальной жизни сложится с чувствительностью собственно динамика и, даже будучи умеренным (скажем, 3 дБ), станет равносильным удвоению подведённой к сабвуферу мощности, со всеми вытекающими в смысле динамического диапазона последствиями. Именно такие головки получали у нас наиболее высокие оценки в графе АЧХ в салоне.

В заключение — замечание, касающееся представления результатов измерения нелинейных искажений. Один читатель отметил, что их можно представить проще и нагляднее не в ущерб информативности, если убрать с поля графика кривую звукового давления, а оставить только кривую, соответствующую уровню нелинейных искажений 5%, принятому у нас за порог начала беспокойства. Мы попробовали — действительно, поле графика стало использоваться более эффективно. Надеюсь, оцените.

 

Победителями себя показали представитель одного из самых старых (в смысле — заслуженных) и одного из самых новых брендов сабвуферного мира: Kicker и Airtone. Здесь, однако, надо отметить, что некоторые численно одинаковые оценки два чемпиона заработали по-разному. Высокий балл за компактность оформления у «Кикера» включает в себя поощрение за возможность работы free air, у всех остальных участников эта возможность либо условна, либо отсутствует. Airtone же просто работает в корпусе фантастически (правда-правда) малого объёма, причём это его свойство, судя по документации, хорошо изучено (а значит — изначально задумано) и производителями, респект, однозначно. В число «Фаворитов» попали Rockford Fosgate — очень удачная реализация плоского сабвуфера, Auditor и Ground Zero. У каждого есть свои сильные стороны и свои особенности. «Рекомендации» мы даём ещё двум участникам: Phoenix Gold, единственной претензией к которому была невысокая чувствительность, а в число достоинств, помимо прочего, вошли исключительно низкие искажения; и итальянский Coral, его линейность в восторг не привела, но этот сабвуфер оказался очень всеядным в отношении акустического оформления и открывает широкие возможности для установщика с фантазией.


10-дюймовые сабвуферы «бизнес-класса» | журнал АвтоЗвук

Самый первый тест сабвуферов в этом журнале, я посмотрел, был посвящён головкам этого калибра.

Rainbow SL-S10-231395 || DLS RW10i || Massive Audio NEO10 || KickerCWRT 102 || CDT Audio HD-1000CF || Polk Audio MM1040UM || AlpineSWR-10D2 || Phoenix Gold Ti210D2 || MTX FPR10-04 || Audison AV 10

Лето 1998 года, между прочим. Статья называлась «Червонцы». Сегодня такой заголовок давать нельзя, поколение, которое знает, что такое червонец, растаяло или разъехалось, как кому повезло. Современные читатели журнала пребывают в убеждении, что «полтинник» — это пятидесятирублёвая купюра. Отсюда и ставшая многим малопонятной приписываемая Петру Аркадьевичу Столыпину фраза: «Я не червонец, чтобы нравиться всем». Не говоря уже о возможных проблемах с мягким знаком в последнем слове.

В отличие от премьера и подобно червонцу десятидюймовые сабвуферы нравятся, можно считать, всем. Нам — в особенности, в чём мы не раз признавались. Чемпионам автозвукового спорта — тоже, что они не раз доказывали. Любовь здесь земная, даже с интересом, именно так складываются карты электроакустических параметров, что десятидюймовые головки в оптимальном акустическом оформлении способны обеспечить максимально ровную и гладкую частотную характеристику в салоне, а объёмы оформления, оказавшиеся оптимальными, как правило, не пугающие, часто — небольшие, в отдельных случаях — мизерные. Ну как не полюбить?

Удобство оформления и результаты, достигнутые с его помощью, особенно ярко проявляются, когда речь идёт о закрытых ящиках, а в них «десятки» чаще всего и ставят, ФИ применяется намного реже, и у этого есть совершенно понятное основание. В домашней акустике ФИ стал, насколько я могу судить, практически единственным применяемым типом акустического оформления для головок калибра 100 мм и выше. Там ФИ делают с целью получения возможно более низкой граничной частоты громкоговорителя. У нас такой проблемы нет, с учётом действия передаточной функции салона граничная частота 60 — 70 Гц (в открытом пространстве) превращается теоретически в ноль герц. Практически, конечно, не в ноль, но до 20 Гц дотянуть — ни разу не проблема. Зачем ставят ФИ в автомобиль? Это шаг в другом направлении, это — погоня за уровнем звукового давления, которое ФИ может обеспечить существенно большее, во всяком случае — в некотором частотном диапазоне. Но те, для кого главное — звуковое давление, обычно проходят мимо витрины с «десятками» не поднимая глаз, для них приемлемый калибр начинается с 12 дюймов.

«Десятки» в большинстве своём в ФИ работать тоже могут, и, когда это так, мы приводим такой вариант оформления, даже если изготовители об этом забыли или не стали рекомендовать по своим соображениям. Заметим в этой связи: на практике многие такие фазоинверторы реализуются не без труда. Оптимальный объём корпуса ФИ получается небольшим (что хорошо, разумеется), но у тоннеля ФИ другие привычки: чем ящик меньше, тем длиннее требуется порт для настройки на ту же частоту. Иногда получается, что требуемый тоннель в получившийся ящик просто так запихнуть нельзя, надо идти на ухищрения: изгибать его, делать щелевые конструкции или уменьшать диаметр, что одновременно снижает эффективность ФИ и повышает вероятность струйных шумов в тоннеле.

Всё сказанное относится, в принципе, ко всем «десяткам» сразу независимо (или почти независимо) от их цены. Что тогда в относительно дорогих 10-дюймовых головках лучше, чем в безотносительно недорогих?

Во-первых, разумеется, конструкция. Литые корзины, продвинутые материалы диффузоров, усложнённые системы вентиляции звуковой катушки, усиленные клеммы, всё это — составляющие надёжности и долговечности. Но не только. У некоторых сабвуферов этого теста мы обнаружили нетривиальные схемы подвеса диффузора, давшие ясно видимый эффект повышения линейности. У одного ничего необычного в подвесе даже слегка вооружённым глазом заметно не было, а эффект — тоже налицо. Короче: десятки «бизнес-класса» более линейны, то есть (ещё короче) играют чище. Раньше бывало, что более дорогие головки требовали намного меньших объёмов оформления, сейчас мы отмечаем смягчение (не исчезновение, а именно смягчение) этой тенденции. Похоже, изготовители перестали увлекаться сверхжёсткими головками, способными работать в считанных литрах, жертвуя при этом чувствительностью и переходными характеристиками одновременно, а реализовать фантастически малые объёмы всё равно удавалось не всегда: у динамика есть собственные объём и габариты, они-то и начинали определять возможные очертания ящика. Но похвально компактные экземпляры обнаружились компактные в смысле оформления, а не собственных габаритов. Но и габаритов — тоже, в группе тестируемых встретились представители разновидности плоских и довольно плоских, как бы уплощённых, головок, одна из таких оказалась просто уникальной: плоская сабвуферная головка, пригодная для установки в акустический экран, то есть в плоское оформление нулевого объёма. Это — редкостная инсталляционная возможность, мы оценили. И вообще, с бизнес-классом дело иметь приятно.

 

КОМУ — ЧТО

Один из определяющих факторов при выборе сабвуфера — объём необходимого акустического оформления, и чем меньше — тем лучше. С этой позиции выбор богатый. Лишь два участника требуют достаточно солидного объёма, и, что интересно, одинакового для ЗЯ и ФИ. Так что советуем обратить внимание любителям нетривиальных решений и владельцам кабриолетов: лёгким движением руки сабвуфер может превратиться из ФИ в ЗЯ и обратно.

Остальные участники также могут работать как в ЗЯ, так и в ФИ — но уже существенно различающегося между собой объёма. Весьма компактный ЗЯ (всего 15 л) с привлекательной АЧХ получается у Rainbow. Основательный, как бы в оправдание марки, Massive Audio NEO10 прекрасно чувствует себя во free air, можно сказать, это его предназначение. Если позволят размеры задней полки — отличный выбор для седанов и «Рекомендация» для участника.

Богато выглядящий CDT Audio HD-1000CF отличается неплохой линейностью, но требует либо объёма оформления, либо мощности усилителя, либо всего сразу.

Скромный с виду DLS RW10i вольностей не допускает, его импеданс 2 Ом, что сразу предполагает прирост мощности усилителя на 30 — 50% или больше — если повезло с усилителем. Потребный объём оформления немалый, зато его тип (ЗЯ или ФИ) можно менять буквально на ходу. И всё это — за очень разумные деньги.

Основательно сделанный Polk Audio MM1040UM благодаря небольшой установочной глубине и «морской» конструкции заинтересует не только яхтсменов и мотоциклистов. Искажений немного, их спектр благоприятный.

Создателям Kicker CWRT 102 удалось сделать не только предельно плоский (установочная глубина 87 мм), но и весьма линейный сабвуфер. Искажения представлены лишь «музыкальной» второй гармоникой, в сочетании с броским внешним видом это отличный выбор. Оригинальная формула импеданса «3 + 3» придаёт гибкости при подключении, можем со всей ответственностью рекомендовать. Ещё один «плоский» участник может работать во free air — сочетание редчайшее. Уровень искажений MTX FPR10-04 не самый низкий, но конструкция вызывает восхищение. Приз зрительских симпатий и наша «Рекомендация».

Универсальная формула импеданса «2 + 2» обнаружилась у двух участников — Alpine SWR-10D2 и Phoenix Gold Ti210D2. Они же отличаются очень компактным (а Phoenix Gold — предельно компактным) оформлением и, несмотря на совершенно непохожие конструкции подвесов и магнитных систем, высочайшей линейностью. Наш вердикт — «Фавориты». Безусловный «Лидер» — Audison AV 10. Высочайшая линейность сочетается с великолепными импульсными характеристиками и отличной АЧХ. Плюс возможность трансформации ЗЯ в ФИ.


Клубная десятка. Тест 10-дюймового сабвуфера Kicker CWQ10 — DRIVE2

Всегда с большим интересам отношусь к новинкам от "старичков" car audio. На фоне новых брендов, фонтанирующих десятками новинок каждый год, у этих всегда чувствуется свой узнаваемый стиль, а каждый продукт находит своих постоянных фанатов. Этот саб – модель 2017 года, появился в продаже совсем недавно, и я просто не мог обойти его стороной.

Серия CompQ – одна из верхних в модельном ряду Kicker. По сути, это всё те же топовые "квадратные" сабвуферы L7, но в более привычном круглом форм-факторе.

КОНСТРУКЦИЯ

Первое впечатление Kicker CompQ произвёл очень хорошее. Несмотря на относительно небольшой размер – 10 дюймов – саб выглядит брутально и к тому же неожиданно увесист. Литая корзина, здоровенный магнит – всё как полагается.

Полный размер

Никаких ОЕМ-деталей – универсальных корзин, безликих диффузоров и подвесов. Всё исключительно своё собственное. В нынешних условиях это выглядит уже как роскошь, ведь в основном всё строится на однотипных комплектующих, убери логотип – и вообще не различишь кто где.

Полный размер

Диффузор имеет характерный "кикеровский" рельефный рисунок. Это не столько декор, сколько средство повышения жёсткости. Между прочим, достаточно действенное.

Рельефные "рёбра" на верхнем подвесе – ещё одна фирменная фишка Kicker. Они повышают жёсткость в поперечном направлении, при небольших ходах почти не влияя на жёсткость в продольном. На больших же ходах – мягко ограничивают движение диффузора. "Выплюнуть" или перекосить диффузор с таким подвесом практически невозможно.

Полный размер

Снизу диффузор крепится к звуковой катушке через небольшой конус.

Полный размер

Механические параметры подвеса задаются в основном центрирующей шайбой, а она у CompQ своя оригинальная и даже имеет собственное название – Blue-Lace Spider.

Полный размер

Интересная фишка магнитной системы – радиатор охлаждения на верхней шайбе магнитопровода. Подобное решение встречается у некоторых других производителей. Это позволяет отводить тепло от магнитной системы, обходясь без традиционного осевого отверстия.

Полный размер

Кстати, вместо обычных показателей мощности (которые давно превратились в бестолковые маркетинговые циферки) здесь просто даются рекомендации по мощности усилителя. Самое правильное, на мой звгляд, решение. Вся нужная информация есть вот на этом кусочке коробки:

Полный размер

Итак, для закрытого ящика оптимальный усилитель – от 450 до 700 Вт. Для фазоинверторного оформления – от 350 до 700 Вт. Разумеется, имеется ввиду номинальная (RMS) мощность усилителя.

ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

Этот саб имеет две версии – с катушками 4+4 Ом и 2+2 Ом. У меня на тестировании оказался второй вариант. При измерении катушки соединил последовательно.

Полный размер

Импеданс Kicker CWQ10

Параметры, заявленные / фактические:

Fs (собственная резонансная частота) – 39 Гц / 40 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 14,7 / 13,6 л
Qms (механическая добротность) – 8,61 / 9,04
Qes (электрическая добротность) – 0,47 / 0,49
Qts (полная добротность) – 0,44 / 0, 46
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 172 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 9,8 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 / 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,3 дБ / 84,9 дБ

И снова хорошая повторяемость параметров с отличием в сторону чуть более жёсткого подвеса. Динамик уже неплохо размят, но, по хорошему, нужно бы ещё хотя бы десяток часов работы. И тогда параметры попадут практически "в яблочко".

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Для начала неплохо бы проверить, что рекомендует описание. Это закрытый ящик от 19 до 35 литров и фазоинвертор от 35 до 63 литров. Нормальный такой разброс, да?

В описании для "фазиков" даются только размеры щелевых портов. По прикидкам в программе расчёта в маленьком корпусе настройка порта получается около 51 Гц, в большом – 42 Гц. Вот как это будет работать:

Полный размер

Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Kicker CWQ10 в разных акустических оформлениях

Зелёная – ЗЯ 19 литров (Qtc=0,55)
Синяя – ЗЯ 35 литров (Qtc=0,50)
Фиолетовая – ФИ 35 литров / 51 Гц
Красная – ФИ 63 литра / 42 Гц

Варианты если честно, на любителя, хотя и имеют право на существование. Например, фазоинверторы имеют бешеную отдачу в узкой полосе частот. "Вау-эффект" будет обеспечен, не всякая десяточка может так отбивать печень и почки, но бас получится уж слишком специфичным.

Поиграв немного с параметрами оформления, стали вырисовываться чуть более универсальные и аккуратные варианты.

Полный размер

Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Kicker CWQ10 в разных акустических оформлениях

Синяя – ЗЯ 15 литров (Qtc=0,60)
Красная – ФИ 20 литров / 45 Гц

15-литровый ЗЯ – это разумный минимум. И хоть Qtc пока ещё не поднялась до классической баттервортовской, делать корпус ещё меньше не нужно – диффузор будет слишком туго "подпёрт" воздухом, динамику окажется в нём слишком тесно.

20-литровый фазоинвертор с портом на 45 Гц будет звучать

Volkswagen Polo Sedan БарБосс › Бортжурнал › Сабвуфер 10' в ЗЯ, моноблок, штатное ГУ в БарБосса. Часть 1.

Ну что. начнём историю автозвука в моём БарБоссе с истории о моём лучшем друге и о Лачетти)))
Мой друг, Виталя, является чемпионом России по автозвуку в каком-то классе (не понимаю я там пока ничего).
Он меня и заразил автозвуком)))
Но денег было жалко) Было ДР… появились финансы, которые можно потратить на себя. Решил. сабу быть!
С выбором компонентов помогал мне, конечно, Виталя. за что спасибо ему и низкий поклон! ОН МОЛОДЕЦ!)

Теперь про лачу немного… Благодаря всё тому же Виталику, в Лаче стоял у меня алпайн UTE-81R. вроде так. в общем мультимедиа ресивер бюджетный… но с очень хорошей функций. типа басы прибавляет.
Колонки у меня стояли еще штатные… и при включении данной функции машину качало (ну не прям чтоб аж. но как раз то, что мне надо было)…
Но после того, как у меня с штатных басов сбивались механические зеркала на Лаче… в поло низов вообще не хватало… эквалайзер крути не крути… НЕ ТО! Еще один довод на "САБУ БЫТЬ!

Собравшись с мыслями начал изучать теорию автозвука… тут помог уже не малоизвестный Виталя))
Пересмотрел кучу видео… перечитал кучу статей… надоел Виталику. и решил.
Что мне хватит 10' в ЗЯ на 30л чистого объема (почему десятка? да потому что у меня не боевой саб…а для поднятия низов).
Начал рассчитывать… померил багажник. подогнал внешние габариты. посчитал чистый объем… подогнал внешние габариты))) в итоге пришел к кубику 35*35*35 из 15 фанеры!
В защиту себя по поводу параметров Тиля-Смолла… я ставил выбранную голову в готовый ЗЯ 30-литровый "из магазина"… результат — то, что надо! Так что у меня была задача получить внешне 30 литров внутреннего объема… пф. сложно как то написал… но я достиг результата!
И еще раз повторюсь. я готовлю машину не на соревнования… а для себя…для поднятия низов. так что всё гуд)

// параллельно мне, Виталя собирает короб под ту же десятку…но в форд3.

Ну и поехал пилить.

Полный размер

Мужик пылил тщательно. но не без косяков. на 5-7мм длиннее одну стенку сделал. пришлось тупой пилой отпиливать в гараже… ну ладно хоть больше, а не меньше.

Полный размер

Заготовки в гараже

Короб собирали на 30 (вроде.мб 35) саморезы и на герметик.

Собрав в первый раз примерил в багажник.

Полный размер

ТО, ЧТО НАДО! Ссори за бардак

Полный размер

Вот он красавчик)

Полный размер

Два короба в сборе…Мой и в форд 3ий

Полный размер

Отверстия под бананы

На косяки не смотрите. короба не для соревнований… для себя любимых!

Ну а дальше всё промазывалось герметиком

Полный размер

Доволен вообще результатом

Полный размер

Оставили сохнуть на сутки-двое

Собрав ЗЯ, я продолжил подбирать/покупать компоненты.

Начну с головы

Полный размер

Сабвуфер Alphard Machete MS-10D2

Бананы

Полный размер

выбрал вот такие

Так как в планах нет менять ГУ. приобрёл линейный преобразователь

Тесты в лаборатории Car&Music "для своих". Сабвуфер RE Audio SR PRO 10 дюймов — DRIVE2

На днях продолжил изучение американских сабов RE Audio в лаборатории Car&Music (журнал Тюнинг Автомобилей), эта техника с недавнего времени начала продаваться у нас в России (например, тут). Пишу, что называется, по свежим следам. Материал для "внутреннего использования" и в журнал не пойдет, так что считайте, что читаете эксклюзив.

Итак, сегодня у меня в руках сабвуферный динамик RE Audio серии SR PRO калибра 10 дюймов. Параметры есть на оф. сайте, при желании можете посмотреть цифры, я же остановлюсь как всегда на результатах "живого" тестирования.

Для начала конструкция. Самое простое, что есть в этом сабе — это корзина. Она стальная штампованная. Но при этом достаточно толстая и, самое главное, абсолютно глухая. Все остальное не просто достойно своей цены, я бы даже сказал, что есть много даже более дорогих, но более простых сабов. И чем дальше я изучал динамик, тем больше укреплялся в этом мнении, разрабатывался он не просто "чтоб давило так нормально, ага", а с умом.

Магнитная система крупная. Широкий и высокий гофр и крупная центрирующая шайба говорят о большом запасе линейного хода, что, на мой взгляд, 10-дюймовому сабу не помешает. Это на случай, когда захочется поддать громкости на ACDC или Van Buuren`е (да, вот такой я универсальный по музыкальным предпочтениям). Диффузор — составной, нижний конус — классика жанра, непрессованная целлюлоза. Клеммы — винтовые под шестигранник. Надежно. На диффузоре снизу в районе клемм наклеено по небольшому мягкому кругу — чтобы не было призвуков от "косичек", идущих от клемм до звуковой катушки.

Измерения показали, что динамик чуть жестче, чем заявлено. Но он у нас только-только начал разминаться, так что все ОК, после более длительной разминки параметры окажутся довольно близкими к заявленным (катушки включал обмотки в параллель). Параметр Mms (грубо говоря, масса подвижной системы) — в районе 160 г. На мой взгляд, это "золотая середина" — с такой подвижкой несложно обеспечить низкую резонансную частоту и получить сочное басовое "мясо", но при этом не потерять в контроле и артикуляции баса.

Прикидываем корпус. Динамик универсален, и при этом отлично работает всего в 8-9 литрах ЗЯ (отличный вариант для получения точного и достаточно глубокого баса) или в 15-литрах ФИ с портом, настроенным на 35 Гц (для любителей "поколбасее"). В последнем варианте, кстати, получается практически хрестоматийное акустическое оформление с очень и очень небольшими задержками сигнала (большинство фазиков имеют дикое отставание на отдельных частотах).

Ну вот, прикинули, настало время практики. Фазик попробовать возможности не было, но расчет по ЗЯ подтвердился полностью. Саб в совсем небольшом корпусе показал действительно очень хорошую артикуляцию. Бас плотный, насыщенный, упругий. Чувствительность, кстати, вполне нормальная для автомобильных 10-дюймовых сабов, далеко не самая низкая. Требования к усилителю средние — моноблок, выдающий на гора 300-400 Вт будет ему в самый раз.

Теперь о том, что у нас получилось. Во-первых, этот саб ломает мнение о том, что 10 дюймов — это ни о чем, оказывается, еще как о чем. Быстрый, напористый, тактильный бас, толкающий в грудь. Во-вторых, полностью подтвердились слова Дирка Экера (это шеф-инженер RE Audio/US Amps, имел честь с ним общаться) о том, что RE Audio делает упор при разработке "гражданских" сабов в первую очередь на четкий контролируемый бас. Короче, получилось почти как в передаче про разрушителей мифов — слухи слухами, а практика иногда оказывается ломающей стереотипы.

Дальше продолжу исследовать серии постарше. Хотя, может, поподробнее и в этой еще что-нибудь попробую — в ней есть 15-шка ценой около 9 тысяч с очень заманчивыми для своей цены параметрами и возможностями.

Сабвуферы калибра 10 ДЮЙМОВ от 3600 до 7200 рублей

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Термин WAF впервые появился на страницах печатного издания в сентябре 1983 года, но тот, кто его впервые использовал в письменном виде, не приписывает себе авторства.

WAF означает Wife Acceptance Factor — фактор согласия жены, и применяется он только в нашей отрасли (в широком смысле), а печатное издание называлось и называется «Stereophile».

Ivolga Drive 10F | MB Quart RLP254 | ESX SX 1040 | Precision Power A.10 | Audio System Radion 10 Plus | Rockford Fosgate P2D4-10 | Focal P25DB | Pioneer TS-SW2501S4 | Kicker KM 10 | Ground Zero GZRW 10S-AL | Polk Audio MM1040UM | Helix P10W-SVC4 | Alpine SWR-1043D | Massive TW10

Устно же впервые, в 50-х годах минувшего столетия, употребил это выражение известный музыкант и специалист в области акустики одновременно Льюис Липник. Употребил, говоря про акустические системы того времени, габариты которых нередко давали повод для локальных конфликтов в семье. Тогда же жена профессора Липника предложила другой термин: MIF (Marriage Interference Factor — фактор помехи браку), фактически — схему мирного урегулирования: «Мужья-аудиофилы должны уравновешивать свои огромные и уродливые электронные приобретения подарками жёнам, выбираемыми по принципу сопоставимости расходов, рекомендуемые варианты — билеты в оперу, ювелирные украшения или отпуск за границей». Конец цитаты. Немного же изменилось за 60 лет, разве что билеты в оперу с некоторых пор и у нас стали сопоставимы по стоимости с отпуском за границей и ювелиркой. Ну и с Hi-Fi компонентами — тоже…

Несмотря на некоторые происходящие и в России, и в остальном мире гендерные пертурбации (здорово завернул, да?) в области автозвука, и занятие это, и наш журнал всё же остаются по преимуществу мужскими. Мы тут привыкли ориентироваться на целевую аудиторию и в своём мужском шовинизме нечасто открыто задаёмся вопросом: а как нашу технику будут принимать представительницы прекрасного пола? Ну хорошо, головное устройство — как бы часть автомобиля, нам же не придёт в голову спрашивать: нравится ли тебе оформление рулевого колеса? Что же касается усилителей и сабвуферов… Усилители обсудим как-нибудь отдельно, а вот про сабвуферы можно небезосновательно предположить: «десятки» имеют больше шансов быть одобренными нашими подругами, нежели «двенашки» и тем более «пятнашки». Потому что они компактные и изящные.

Компактны, разумеется, не головки сами по себе, а ящики, в которые они монтируются. Было уже не раз сказано: с переходом к следующему калибру типичный эквивалентный объём, грубо говоря, удваивается, примерно настолько же увеличивается объём акустического оформления. Естественно, самым компактным получается оформление для «восьмёрок», но нынче их делают так, что в том минимальном объёме, на который они рассчитаны, чаще всего попросту невозможно уместить головку. «Десятки» делаются более сбалансированно, в подавляющем большинстве они оптимально работают в ЗЯ от 10 до 20 л. Те же 10-дюймовые головки, которые (как участники сегодняшнего теста) выходят за пределы начальной ценой категории, как правило, рассчитаны на ещё более компактное оформление. Так, для участников нынешнего теста (за единственным исключением) объём оптимального ЗЯ был заключён в пределах от 9 до 18 л. «Оптимальным» мы считаем ЗЯ, в котором обеспечивается минимальная неравномерность АЧХ, у кого критерии иные, пусть и объёмы выбирают другие сами.

Теперь по поводу изящества. Разумеется, автомобильный сабвуфер и утончённость форм — понятия малосовместимые. Но даже массивные корпусные детали в 10-дюймовом типоразмере смотрятся изящнее, нежели у «двенашек». И магнитные системы у 10-дюймовых сабвуферов делаются компактнее. Кроме того, велика вероятность, что ваша половина увидит сабвуфер только в готовом виде, то есть в оформлении (компактном, как было сказано). А качество исполнения видимых глазом деталей не самых дешёвых головок закономерно выше, нежели у сабвуферов стартовой ценовой категории.

Чтобы к вопросу качества изготовления больше не возвращаться, отмечу, что те из участников теста, которые получили повышенную оценку за «Конструкцию и исполнение», больше отличаются от остальных «коллег» продуманностью конструкции, нежели качеством исполнения. А попутно напомню, что, как мы всегда говорим, оценки в нашей рейтинговой таблице имеют хождение лишь в рамках данного теста. В частности, это касается компактности. В том смысле, что практически все сегодняшние одноклассники рассчитаны на работу в оформлении малого объёма, и уже внутри категории «малый» нам пришлось разделять участников на подгруппы, различающиеся оценками по данному параметру.

Между прочим, когда моделирование объёмов оформлений формализовано по форме АЧХ — неравномерности для ЗЯ и ширине полосы с частотой максимума для ФИ, — возникает возможность сделать интересные наблюдения. В частности, как оказалось, соотношение объёмов, формализованных ЗЯ и ФИ, заключено в пределах от 0,33:1 до 0,5:1 (было лишь одно исключение). Чаще оно ближе к верхней границе, но если показатель EBP имеет низкое значение (ниже 50), соотношение смещается в нижнюю сторону диапазона. Вывод: головки с низким EBP (это, напомню, результат деления Fs на Qes) больше пригодны для ЗЯ, чем для ФИ (фазик получается довольно объёмистым). Думаю, вы не удивитесь, если я скажу, что подобный вывод был сделан классиками электроакустики ещё много лет назад — безотносительно к автомобильной акустике и воспроизведению басов в среде с компрессией. При выводе параметров головки из базы данных программы Speakershop даже появляется соответствующая номограмма, указывающая, для какого применения головка больше пригодна. Собственно, для того параметр EBP и вводился, жаль, его незаслуженно забыли нынче. Мы же, напомню, используем его в качестве начального ориентира, даёт ли головка большое усиление либо, наоборот, может обеспечить аудиофильски ровную АЧХ в салоне. Здесь снова убеждаемся, что граница между первыми и вторыми пролегает по значению EBP = 50. Для ФИ с формализованной АЧХ (и для ЗЯ тоже, но это не так очевидно) EBP определяет величину среднего акустического усиления. Правда, некоторые флуктуации вносит частота настройки порта: ниже настройка — ниже и усиление. Впрочем, эти 0,2 — 0,3 дБ на общую тенденцию не влияют. Тут в очередной раз проявляется одна из фундаментальных зависимостей электроакустики: шире полоса (при низкой настройке порта) — ниже чувствительность.

Тест продвинутых «десяток» в этом сезоне запоздал на пару месяцев (активные сабы шли вне очереди), так что номинально у нас последний сабвуферный тест 2011 года. А в предисловии к последнему тесту мы традиционно даём таблицу с накопленной статистикой измеренных параметров головок, которую мы ведём с 2004-го. Как обычно, в скобках приводятся данные годичной давности, чтобы легче было проследить тенденции изменения показателей во времени.

Калибр сабвуфера, дюймов 8 10 12 15
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,15 (85,18) 85,62 (85,75) 87,17 (87,31) 88,38 (88,56)
Средний КНИ (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 2,921 (2,764) 2,330 (2,319) 2,005 (2,008) 2,231 (2,267)
Средний эквивалентный объём Vas, л 16,12 (16,40) 34,05 (34,05) 79,62 (82,04) 161,8 (163,3)

Для тех, кто впервые увидел такую таблицу, тут найдётся много интересного. Видно, как возрастает опорная чувствительность с ростом калибра и как (в общем) снижается величина нелинейных искажений. Видно также, что мы не очень сильно отклоняемся от истины, когда говорим, что с переходом к следующему типоразмеру эквивалентный объём возрастает вдвое. Статистику несколько нарушает средний показатель КНИ для «пятнашек», «по закону» он должен быть ниже. Стало быть, в ходе предыдущих измерений нам попались какие-то из участников, которые эту статистику существенно нарушили. Теперь с каждым новым годичным циклом показатели приходят «к норме», но чтобы всё встало на места, понадобится ещё некоторое время. В очередной раз можно подтвердить уже известную тенденцию: с каждым годом головки становятся «жёстче» (эквивалентный объём меньше), а чувствительность их снижается. За компактность и за WAF мы платим снижением звукового давления при той же величине подводимой мощности. Возникает ехидный вопрос: а что, машины со временем становятся меньше? Вроде нет. А почему нелинейности с каждым годом стабильно растут? А с этим — не к нам, какие производители, такие и нелинейности.

Время от времени мы задаём себе вопросы, на которые сами же и отвечаем. Ну, типа, какие головки лучше — с одиночной катушкой или с двойной? Во-первых, двойная она только по технологии, поскольку мотается в два провода. По сути, катушка, конечно, одна, но у неё две секции. Благодаря наличию двух секций увеличивается число возможных вариантов подключения, однако если сабвуфер некрупный и не слишком навороченный, и вы изначально рассчитываете «качать» его обычным усилителем в мостовом включении, то вам более всего подойдёт одиночная катушка 4 Ом. Собственно говоря, так и делается, двухсекционными катушками, как правило, оснащаются сравнительно претенциозные (и более крупные, нежели «десятки») сабвуферы.

Показатели допустимой мощности, как и прежде, указываются многими изготовителями с изрядной долей фантазии. Пиковую (музыкальную, кратковременную) мощность можно мерить по различным, в том числе и собственным, в том числе и уникальным, в том числе и диким, методикам. В этом случае к публикуемым показателям формально придраться сложно, зато мощность RMS измеряется на непрерывном сигнале и напрямую связана с размером звуковой катушки. Некоторые изготовители (Focal, Kicker, Helix) величину RMS-мощности указывают честно (150, 250, 350 Вт для катушек 1,5, 2, 2,5 дюйма). У остальных честность, несомненно, тоже наличествует, только она временами тактически отступает перед превосходящими силами отдела маркетинга.

Сегодня нам встретилась пара так называемых «морских» сабвуферов, которые отличаются от прочих брызгозащитным исполнением (что, конечно, не означает, что их следует заливать водой «по горло». Такие головки могут оказаться полезными и в нашей отрасли, не раз, например, именно их выбирали студии, занимающиеся установкой звука на мотоциклы.

Теперь перечислим те особенности устройства сабвуферов, которые будут приняты по умолчанию. Корзина штампованная. Центральный колпачок выпуклый, если, конечно, не сказано иного. Материал подвеса, естественно, резина. Высота кольца магнита 20 мм. В нижней шайбе магнитной системы сделана кольцевая проточка, на что указывает характерный прилив снаружи. Диаметр звуковой катушки 2 дюйма, или 50 мм (на самом деле примерно 52 мм, поскольку калибр указывается по диаметру оправки каркаса, но это мелочи). Центрирующая шайба плоская с регулярной формой гофров, а зажимы пружинные.

Ну а теперь пора знакомиться с конкретными предложениями, подлежащими одобрению сами знаете кем…

Сразу пятеро участников финишировали с максимальным баллом 43. Как обычно, мы считаем, что весомость баллов, полученных за качество исполнения, несколько ниже, чем полученных за рабочие характеристики, поэтому двое из перечисленной пятёрки получают звание «Фаворита», это Focal и Alpine, а трое становятся «Лидерами»: Audio System, ESX и Massive. И ещё трое получают нашу «Рекомендацию», это Ground Zero, Polk Audio и Helix.


Сабвуферы калибра 10 дюймов до 3600 рублей

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

В сегодняшнем тесте участвуют 12 сабвуферов. Только не надо спрашивать, как это можно разбить группу из 12 участников на пятёрки. Сам удивляюсь.

Philips CSPI 1000/51 | Dragster DWB 105 | TEAC TE-SW205 | Kicker ES104 | Memphis 15-SR10S4 | MB Quart ONX254 | Phoenix Gold R110d | Alpine SWG-1044 | VIBE BA10-V4 | Ivolga Drive 10C | JL Audio 10WX-4 | Auditor Rip-250P DB

Лидирующие позиции в нашей отрасли, как вы, конечно, знаете, занимают «двенашки», «десятки» идут за ними, строго соблюдая требование дорожного знака «обгон запрещён». Все прочие типоразмеры (которых осталось два) на обгон и не претендуют. Есть у «десяток», однако особенность чисто мировоззренческого характера, отсутствующая у остальных типоразмеров, как опережающих, так и отстающих в движении по платной магистрали «объёмы продаж». У «двенашек» стоимостной спектр сплошной, как у солнечного света, а у десяток — полосками, как у натрия, и вот почему.

Есть две причины, по которым покупатель предпочитает этот калибр, а производитель, зная обе, этот калибр закладывает в тот или иной проект. Первая причина — практическая: 10-дюймовая головка дешевле (ненамного, говорю для порядка), а главное — требует меньшего объёма оформления (теперь уже намного).

Вторая причина: «десятка» — признанно аудиофильский калибр. Здесь нет никакой метафизики и нумерологии, причины совершенно естественнонаучные, но сейчас не совсем подходящий момент разбирать их по косточкам, потому что участники конкретно этого теста находятся в зоне действия первой из двух причин. Но нельзя не сказать, что эксклюзивные и супердорогие головки, ориентированные на самое высокое качество звучания, нередко (в масштабах своей, по определению немногочисленной, стоимостной категории) появляются только в калибре 10 дюймов. Примеры: Audison Thesis, Pioneer RS, Brax Matrix. Как-то так…

Доступные 10-дюймовые сабвуферы с наибольшей вероятностью попадают в недорогие авто. Или нет, не так. Они охотнее всего попадают в относительно компактные авто, многие из которых — недорогие.

И независимо от того, Lanos это или Lotus, лидирующим требованием, предъявляемым к басовому звену, будет компактность оформления, а «десятки» этому требованию отвечают наилучшим образом. Типичный объём закрытого ящика, в котором достигается наиболее ровная частотная характеристика, для участников нынешнего теста составляет 15 — 20 л. А иные из них способны продуктивно работать в объёме 9 — 11 л. Кстати, 9 л — это минимальный объём прямоугольного ящика для «десятки», то есть такого, в который головка помещается без ухищрений и не упирается магнитом в заднюю стенку. (Внутренние размеры 230 х 230 х 200 мм минус 1,5 л вытесняемого головкой объёма.) Формально всё здорово.

Если же без формализма… Давно известно: чем выше чувствительность головки, тем больший для неё требуется ящик. И наоборот, чем компактнее оптимальный ящик, тем меньше чувствительность. Сегодняшний тест в очередной раз подтвердил эту закономерность: наивысшие оценки за компактность получили те же участники, которые по реальной чувствительности оказались в отстающих. Разумеется, тут мы открытия не сделали, это одна из фундаментальных закономерностей электроакустики. Помните, как выглядят аудиофильские «колоночки», предназначенные для работы с маломощными ламповыми усилителями и потому имеющие высокую чувствительность? Что-то вроде кухонных «пеналов». У нас, конечно, мощности иные, усилитель сабвуфера просто обязан выдавать в нагрузку, скажем, 200 Вт, но если чувствительность головки 82 дБ/Вт, то при этой мощности звуковое давление даже теоретически не превысит 105 дБ, а это совсем не рекорд по SPL. Конечно, салон автомобиля — не безэховая камера, в нём набежит ещё децибел несколько, но для подавляющего большинства конструкций головок пропорциональность между напряжением сигнала и звуковым давлением будет нарушена при куда более низкой мощности, так что из тех 105 дБ надо ещё сколько-то вычесть. При работе в ЗЯ акустическое усиление редко превышает пару децибел, и есть ощущение, что в погоне за компактностью оформления кое-кто из производителей перегнул палку.

Как-то я очень лихо разобрался с акустическим усилением, наверное, надо ещё вернуться к этой позиции. Думается, те из вас, кто давно читает «АвтоЗвук», уже усвоили, что акустическое усиление зависит от величины фактора EBP (потому мы его и даём), но для тех, кто ещё не совсем в теме, придётся повторить. Величина EBP представляет собой отношение частоты собственного резонанса головки Fs к её электрической добротности Qes. Чем выше EBP, тем меньше акустическое усиление в любом оформлении, хотя для ФИ диапазон изменения усиления значительно шире. Одновременно чем выше EBP, тем ровнее АЧХ в ЗЯ. По уточнённым данным, граничное значение EBP, при котором АЧХ помещается в допуск «менее 2,0 дБ» (в диапазоне 25 — 100 Гц), равно 50. (У одного из сегодняшних участников при EBP, равном 49,5, минимальная неравномерность АЧХ ровно 2,0 дБ.) По мере роста показателя EBP может возникнуть такая ситуация, когда усиление в ЗЯ становится отрицательным. В фазике усиление всегда положительное, оно может лишь снизиться примерно до 3 дБ. Величина акустического усиления в ФИ в какой-то мере зависит от частоты настройки порта: ниже частота — меньше усиление. Это ещё одна фундаментальная закономерность — за расширение полосы вниз приходится платить реальной чувствительностью. А низкую частоту настройки порта нужно выбирать для головок с низкой частотой собственного резонанса. В сегодняшней группе встретились четыре участника (то есть каждый третий) с частотой собственного резонанса ниже 30 Гц, у одного из них эта частота оказалась равной 22 Гц — как у домашней басовой головки. А вообще для нашего ФИ с нормированной формой АЧХ частота настройки порта колеблется от 29 до 37 Гц. Если частота настройки выше, АЧХ приобретает «колбасный» характер, переходящий в SPL. Ниже — возникает ненужная раскачка на инфразвуке вкупе с растущей неравномерностью в области информативного баса. Впрочем, что для кого-то «колбаса», для другого вполне спокойная музыкальная настройка.

Заметим, как делали уже не раз: на практике оформление ФИ у «десяток» нередко оказывается труднореализуемым как раз из-за малых объёмов оформления. Фазоинвертор — это разновидность резонатора Гельмгольца, он придуман за 80 лет до первого динамика, поэтому не подозревает о его существовании, продолжая жить по законам акустики (а не электроакустики и не рынка). А по этим законам чем меньше объём, тем длиннее должна быть труба (при той же частоте, а она у нас — та же, с чего бы ей стать другой?). В итоге тоннель требуемой длины никак не помещается внутри компактного корпуса, а вариант оформления ФИ остаётся теоретической возможностью. Однако если вспомнить одно из предназначений «десяток» — быть отрадой аудиофила, оплакивать фазоинвертор и не стоит: истинные ценители точного баса признают только ЗЯ.

Отличительной особенностью наиболее доступных сабвуферных головок остаются скромные размеры магнитов. Скажем так, из дюжины одноклассников только двое требуют от вас определённого напряжения мышц, остальные берутся одной левой. Не будь они «десятки», полная добротность у многих из них была бы выше единицы. Но благодаря лёгкой подвижной системе (в сравнении с другими типоразмерами) ни у одного из участников не была зафиксирована добротность выше (или даже равная) 0,8. Есть и ещё один фактор — чуть ли не половина одноклассников (пять из двенадцати) имеют диаметр звуковой катушки 1,5 дюйма (38 мм во французских единицах), что позволяет использовать облегчённые магниты, но и ужесточает требования к подводимой мощности. С заявленными производителем мощностями ситуация привычная. В том смысле, что даже при желании не удаётся обнаружить какую-то корреляцию между конструктивными особенностями головок и указываемой изготовителем мощностью. Скажем, для одной головки с 1,5-дюймовой катушкой указана RMS-мощность 400 Вт, а для другой, с катушкой калибром 2 дюйма — 125 Вт. Мы по-прежнему призываем ориентироваться на среднеквадратичную мощность 150 Вт для головок с 1,5-дюймовыми катушками и 250 Вт, если диаметр катушки 2 дюйма.

Почти половина участников сегодняшнего теста (опять же пятеро) имеет двухсекционные катушки. Принято думать (вернее, принято слышать от производителей), что динамики с такими катушками обладают большей гибкостью в инсталляции. Как нам кажется, здесь это безоговорочно относится только к головкам с формулой импеданса 2 + 2. У них можно к каждой секции подключить канал «обычного» усилителя (для которого минимум импеданса нагрузки 2 Ом) либо каналы включить мостом, а секции соединить последовательно на 4 Ом (таков минимум для «обычных» усилителей в мостовом режиме), если же запланировано использование моноблока с допустимым импедансом нагрузки 1 Ом, секции надо будет включить параллельно.

Если же импеданс каждой секции 4 Ом, то практических вариантов существенно меньше. Секции, включённые параллельно, дадут импеданс, слишком низкий для «обычного мостом» и слишком высокий для полного использования возможностей моноблока, раздельно по каналам — опять работа вполсилы, так что в этом случае гибкость — мнимая. Пользуясь случаем, напомню: 2-омные секции (2 + 2) мы при измерениях включаем последовательно, а 4-омные (4 + 4) параллельно. Параметры Тиля — Смолла от способа включения, разумеется, не зависят, меняется только величина силового фактора Bl. Если импеданс катушки отличен от 4 Ом, мы сообщаем, каким был бы силовой фактор 4-омного «аналога» при той же конструкции магнитной системы. Чисто для ориентира.

Интересно, что почти у половины участников теста (если я скажу, что этих тоже пятеро, вы уже не удивитесь) так называемый составной диффузор. То есть сверху шаровой (или параболический) сегмент, а снизу — обычный полноразмерный конус. Плюс такой конструкции — повышенная жёсткость. Минус — масса, тоже повышенная. Конечно, сабвуфер не пищалка, прямого резона облегчать подвижную систему вроде бы не видно, однако повышенная масса оборачивается пониженной чувствительностью. А ещё бросается в глаза «победное шествие» винтовых зажимов (угадайте с пяти раз, у какого количества участников были обнаружены такие зажимы?). Лично я к винтовым зажимам отношусь сдержанно, подозреваю, что от вибраций они могут ослабнуть, а ежели затягивать их плоскогубцами, недолго и провод перерубить. Но, значит, имеется и иное мнение.

Теперь осталось перечислить особенности устройства головок, которые в ходе описания конструкции мы будем подразумевать по умолчанию. Материал подвеса — резина. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой гофров. Контактные зажимы пружинного типа. Диаметр звуковой катушки 51,8 мм, сиречь 2 дюйма. Высота ферритового кольца 20 мм (если она не указана). Диффузородержатель, разумеется, штампованный, сегодня встретится лишь одно (и небесплатное) исключение из этого правила. Как обычно, считаем, что на нижней шайбе магнитной системы присутствует внутренняя кольцевая проточка, на что указывает характерный прилив снаружи.

А теперь вопрос на внимание: сколько пятёрок (в смысле групп по пять) вы насчитали? Четыре? Садитесь, неправильно. Значит так. Головки с двухсекционной катушкой — пять. Головки с катушкой в полтора дюйма — столько же. Динамиков с составным диффузором тоже. Столько же в сегодняшнем тесте участвует сабвуферов с винтовыми зажимами. И ровно столько же — с пружинными. Итого наша группа из двенадцати разбивается на сколько подгрупп? Теперь правильно, садитесь, пять…

Участников розыгрыша призов сегодня было много. Претендентов на награды — тоже. Призы самого высокого разбора достаются Alpine и Phoenix Gold. На Alpine лучше не подавать запредельную мощность, Phoenix Gold имеет не самую высокую чувствительность, других претензий к победителям мы сформулировать не смогли. С минимальным отставанием от лидеров финишировали сразу пятеро (опять!) участников. Это Philips, VIBE, Ivolga, JL Audio и Auditor. У одного из них (VIBE) низковата чувствительность, поэтому ему достаётся «Рекомендация». Auditor на фоне остальных выглядит существенно более солидно сделанным басовым устройством, но нам не совсем понравились его характеристики линейности. Поэтому пока тоже ограничимся «Рекомендацией», подтверждающей, что по большинству характеристик сабвуфер — хоть куда. Оставшиеся трое становятся «Фаворитами», но и к этому мы сделаем комментарий. Основная масса награждённых оккупировала вторую половину теста, а Philips был открывающим, так как предъявил самый легковесный ценник. За что ему, помимо уже оформленной награды, отдельный респект.


Сабвуферные динамики 8 и 10 дюймов. Стоит ли их покупать? В чем их преимущества?

06.08.2018

Когда автолюбитель не готов предоставить все багажное пространство для установки сабвуфера, но при этом хочет добавить баса, он начинает смотреть в сторону 8ми и 10ти дюймовых сабвуферов. Именно данный типоразмер позволяет динамику уже иметь серьезный басовый потенциал, но при этом не требуя огромных объемов, как, например, этого хотят их 15ти и 18ти дюймовые собратья. Помимо небольшого объема, у данных динамиков есть ещё одно неоспоримое преимущество: их скорость. Маленький диффузор имеет меньшую массу, обладает меньшей инерцией и способен воспроизводить более упругий и артикулированный басс.  При выборе таких динамиков также можно получить компромисс в угоду громкости басса, потеряв немного в скорости, установив сабвуферы данных типоразмеров в корпуса фазоинверторного типа ( ФИ), ибо именно такие «малыши» обладают самым оптимальным балансом параметров. Вы только вдумайтесь : вы можете установить их в нишу запаски, в крыло, в закрытый ящик (ЗЯ), в фазоинверторный корпус (ФИ), под сиденье, можете даже установить восьмидюймовый сабвуфер прямо в центральную консоль! Такие решения тоже встречаются, причем нередко. Теперь, давайте немного пробежимся по линейкам.

Если наша цель занять минимум места в салоне, потратив при этом как можно меньше денег, стоит обратить внимание на 10ти дюймовые головки Molot и TT.

При возникновении желания иметь не только маленький, но еще и предрасположенный к давлению, а, возможно, и соревнованиям сабвуфер, нужно обратить внимание в сторону линейки Patriot, а Bulava является как раз золотой серединой между первым и вторым.

Сабвуферы диаметром 8 дюймов, как правило, не предназначены для ценителей громкого баса (опять же, если их не устанавливать в количестве от 6 штук), но благодаря своим крохотным размерам они позволяют устанавливать их туда, где, казалось бы, сабвуфер не может быть установлен априори.

Таким образом, данные типоразмеры подойдут тем, кто ограничен в пространстве, выделяемом под сабвуфер; тем, кто хочет, в первую очередь, дополнить «вкус» звуковой картины в автомобиле; тем, кто хочет получить максимально упругий и артикулированный басс; тем, кто хочет создать необычную систему с нестандартным расположением сабвуферного динамика.

Рассказать друзьям:


Смотрите также