Как играет саб без короба


Из чего делать короб для сабвуфера? Выбираем лучший матерьял

При создании своего сабвуфера и для его качественного и громкого звучания следует учитывать большое количество важных нюансов. К примеру, какой динамик к сабвуферу вы приобрели, на сколько правильный у вас короб, хватает ли мощности усилителя, достаточно ли усилителю мощности питания и т. д.

В этой статье мы затронем один из многих вопросов, который поможет вам приблизиться к более громкому и качественному басу. А именно ответим на вопрос, из какого материала лучше всего изготовить короб для сабвуфера?

Почему сабвуфер без короба не играет?

Если мы из короба работающего сабвуфера извлечём динамики, то обнаружим, что бас, который он качественно воспроизводил, исчезнет. То есть сабвуфер без короба (акустического оформления) не играет! Почему так происходит? Сабвуфер создаёт звуковые колебания в обе стороны, т. е. вперёд и назад. Если между этими сторонами нет экрана, звуковые колебания заглушают друг друга. Но если мы поместим сабвуферные динамики в закрытый ящик, то сможем разделить переднюю и заднюю часть сабвуфера и получить качественный звук. К слову, в фазоинверторе короб работает несколько по другому принципу, он воспроизводит звук в одном направлении, что увеличивает громкость по сравнению с З/Я примерно в 2 раза.

Принцип работы сабвуферных коробов

Вы скажете, зачем нам эта муть с частотами, волнами и коробами? Ответ прост, мы хотим наглядно и просто продемонстрировать вам, как влияет материал, из которого изготовлен короб на качество конечного результата.

Что происходит если короб сделан из не качественного материала

Теперь давайте представим, что вы сделали короб из бабушкиного шкафа, т. е. применили материал ДСП, который имеет толщину всего 15 мм. После этого изготовили из него сабвуфер средних мощностей. Что получится в результате?

Из-за недостаточной толщины стенок жёсткость короба занижена. При воспроизведении звука стенки короба начинают вибрировать, т. е. весь короб превращается в излучатель, звуковые волны, которые короб резонирует, в свою очередь гасят волны, которые излучает динамик с лицевой стороны.

Помните, мы говорили, что сабвуферный динамик без короба просто не может воспроизводить бас. Так и маложесткий короб будет создавать только частичное экранирование, которое не сможет полностью удержать взаимопроникновение звуковых волн, излучаемые динамиками сабвуфера. В результате, снижение уровня отдаваемой мощности и искажение звука.

Каким же должен быть сабвуферный короб

Ответ прост. Основное требование, которому должен соответствовать сабвуферный короб, это его жесткость и прочность. Чем жестче стенки, тем меньше вибрации, которые создаёт сабвуфер при работе. Конечно, в теории идеальным будет считаться короб, сделанный из керамической плиты или отлитый из свинца с 15 см стенками, но конечно, можно считать это за бред, т. к. такие сабвуферы будут иметь не только дорогое производство, но и огромный вес.

Виды и сравнение материалов для сабвуфера.

Рассмотрим реальные варианты материалов для изготовления сабвуфера и постараемся дать небольшое заключение по каждому из них.

Фанера

Лучше влагостойкая. На наш взгляд, это один из достойнейших материалов для изготовления акустического оборудования.

Но есть и пара минусов;

  • Это самый дорогой материал.
  • Проблемно найти фанеру толщиной более 18 мм.
  • При большой площади стенок начинает «звенеть» (нужны дополнительные рёбра жесткости или распорки)

 

МДФ

Сейчас набирает большую популярность. Он является неким промежутком между фанерой и ДСП. Основной его плюс — это меньшая, чем у фанеры цена (примерно как у ДСП) хорошая жесткость (но не дотягивает до фанеры). Легко пилится. Влагостойкость выше, чем у ДСП.

  • Проблемно, но возможно найти, толщину более 18 мм.
ДСП

Дешёвый, распространённый материал. Есть в каждой мебельной компании, в этих же компаниях можно заказать и распил. Этот короб вам обойдётся в 2-3 раза дешевле чем из фанеры. Недостатки:

  • Очень маленькая жесткость материала (пример про бабушкин шкаф выше).
  • Не влагостоек. Хорошо впитывает влагу и рассыпается. Особенно опасно если в ваш багажник попадает вода.

Как увеличить жесткость короба?

  1. Первое, самое простое и самое очевидное. Это толщина материала, чем толще материал, тем больше жесткость. Советуем при изготовлении сабвуфера использовать материалы как минимум 18 мм, это золотая середина. Если же ваш сабвуфер имеет мощность более 1500w RMS, то не будет лишним выбрать толщину материала 20 мм и более. Если у вас возникли сложности с поиском толстостенных материалов, можно воспользоваться следующими рекомендациями.
  2. Вариант, который добавит жесткости вашему коробу, это изготовление двойной передней стенки. Т. е. лицевой части, в которой установлен динамик. Эта часть сабвуфера больше всего подвержена нагрузке при его работе. Поэтому имея ширину материала 18 мм, сделав переднюю стенку двойной мы получаем 36 мм. Этот шаг существенно добавит жёсткости коробу. Также следует делать это при условии, что ваш сабвуфер имеет RMS(номинальную мощность) более 1500w. В случае если у вас сабвуфер на меньшую мощность, например,700w,переднюю стенку также можно сделать двойной. Смысл в этом есть, хотя эффект от таковогобудет не очень большой.
  3. Ещё совет, используйте распорки внутри сабвуфера для добавления дополнительной жесткости. Особенно это хорошо работает, когда сабвуфер имеет большой объём. Допустим у вас в коробе стоят два 12-дюймовых сабвуфера (динамика). В середине жесткость короба будет самой маленькой из-за большой площади. В этом случае вам не помешает укрепить конструкцию и установить распорку на этом месте.

Вот и всё что мы хотели вам рассказать про материалы для сабвуфера. Если эта статья помогла вам, оцените её по пятибалльной шкале ниже.

Хотите сами попробовать рассчитать короб? Для этого вам поможет наша статья «Учимся считать короб для сабвуфера».

 

Фазоинвертор или цельный (Закрытый) короб — Hyundai Coupe, 2.7 л., 2008 года на DRIVE2

Что такое Фазоинвертор.

Фазоинвертор
Фазоинвертор по конструкции напоминает закрытый ящик, однако он не является полностью герметичным. Внутренний объем воздуха связывается с внешним пространством при помощи специального тоннеля, обычно круглой или прямоугольной формы, называемый фазоинвертором. Такая конструкция использует энергию от тыльной стороны диффузора и в результате волны излучаемые диффузором и фазоинвертором находятся в одинаковой фазе. Такой эффект достигается в довольно узком диапазоне частот, но КПД в нем значительно возрастает. На самом деле это может показаться странным, но в диапазоне настройки фазоинвертора большая часть звука излучается тоннелем, а колебания диффузора минимальны, что благоприятно сказывается на жизнеспособности головки. В этом диапазоне частот допустимо подводить максимально возможную мощность без особого риска механического повреждения головки.
К плюсам этого оформления стоит отнести то, что благодаря излучению фазоинвертора звуковое давление всей конструкции повышается в 2 раза, низкий уровень искажения, из-за небольшого хода диффузора и более низкая частота воспроизведения по сравнению с закрытым ящиком.

К минусам стоит отнести сложность расчета данного оформления, значительный объем корпуса и возможность появления аэродинамических шумов на больших уровнях звука, возникающих из-за завихрения воздуха на выходе порта.

При выборе акустического оформления необходимо помнить, что для каждого типа необходимо выбирать динамик, обладающий определенными характеристиками. Зачастую производители указывают рекомендуемые оформления на упаковках динамиков.

Теперь несколько слов о готовых корпусных сабвуферах, которых представлено достаточное количество на нашем рынке. Такие сабвуферы разделяются на активные и пассивные. Активные, в отличие от пассивных, уже содержат встроенный в корпус усилитель и кроссовер и все, что для него необходимо – это подключить источник питания и цепи входного сигнала. Плюс таких сабвуферов, конечно, низкая стоимость и простота в установке, так что, даже не обладая профессиональными навыками, можно установить корпус в самостоятельно. Минусы – низкое качество компонентов несомненно скажется на качестве звука.

Фазик

Закрытый ящик
Относится к самому простому типу акустического оформления. Колебания, излучаемые тыловой частью, находятся в замкнутом пространстве, в результате чего, в конечном счете, они гасятся, переходя в тепло. Для улучшения затухания волн, корпус внутри покрывается звукопоглощающим материалом.

Несмотря на простоту, этот тип акустического оформления имеет много плюсов. Во-первых, это простота в изготовлении и расчете. Во-вторых, колебания динамика сдерживаются упругостью воздушного объема корпуса, что снижает вероятность механического повреждения при экстремальных режимах работы. В-третьих, динамик, находящийся в грамотно спроектированном закрытом корпусе, имеет очень хорошие импульсные характеристики. Если вы поклонник стилей музыки, в которых требуется очень качественная передача низших частот, например, джаз или блюз, то, скорее всего, это ваш выбор.

Минус оформления – низкий коэффициент полезного действия. Поэтому лучше сразу подготовиться к большим энергозатратам

закрытый

Так что если еще будете говорить что все херня саб без фазиков не саб, просто утруждаете себя. Каждый подгоняет музыку под себя.

Сообщества › Автозвук › Блог › Первый опыт в строении короба под саб. И пару вопросов по не точной постройке написанной в расчете.

Всем привет.
прошу строго не ругать, а просто объяснить если что-то не то сделал.

Очень хороший человек Greek-VAZ рассчитал мне короб под мой динамик.
Вот что он мне дал из чего я все и начал строить:

Размеры деталей для параллелепипеда:

Передняя и задняя: 44 х 37 см.
Верхняя и нижняя: 44 х 40 см.
Боковые: 33 х 40 см.

Внутренние размеры фазоинвертора:
Диаметр: 11 см.
Глубина: 30 см.
Объём: 2,851 л.
Площадь отверстия: 95,03 см2
Частота настройки: 38,94 Гц

Внешние размеры фазоинвертора:
Диаметр: 11,2 см.
Глубина: 30 см.
Толщина стенки : 0.1 см.
Объём: 2,759 л.
Глубина внутри короба: 28 см.
[ Глубина — толщина материала короба ]
Объём, занимаемый ФИ в коробе: 2,562 л.
[ внешний объём ФИ — объём внутри стенки короба ]

Итоги расчитанных данных доступным языком
Короб с общим внутренним объёмом 52,8 л.(1,864 ft3)
и чистым: 47,741 л. (1,686 ft3) [ общий объём — внешний объём ФИ — объём корзины ]
с внешним размером 44 х 37 х 44 см.(верх: 37 см., низ: 51 см.)
из материала толщиной 2 см.
и фазоинвертор с объёмом 2,562 л. в коробе, диаметром 11 см. и полной глубиной 30 см.
с частотой настройки 38,94 Гц относительно чистого объёма и площадью отверстия 95,03 см2

вот наглядность для меня что должно было выйти

Ну вот собственно что у меня получилось:

Заготовки короба, Распилили сразу в строительном магазине

Герметиком промазывал стыки досок.

Расчет изначально был под трубу от канализации но мне еще посоветовали картонную. Но после того как сделал отверстие понял что с размером прогадал все же вернул пластик.

Процесс =))

Примерка. после чуть-чуть доработай напильником Динамик встал как в заводское отверстие без люфта.

Собственно само отверстие

Тут у нас уже ФИ поставлен

Во круг трубы намотал иззоленты чуть-чуть что бы вошло плотно. Но понял что от басса она расшатается и выпадет. принял решение вогнать 4 шурупа. Теперь рукой и силой не получается двигать. Стоит намервто.

Ну и вот собственно готово.

Ну и вот собственно готово. 2

Ну и вот собственно готово. 3

Каждую катушку решил вывести отдельно на короб, дабы играться с подключением было проще. 4ом 2ом или 1ом. Но в 1ом думаю будет не очень интересно. хотя усилок позволяет.

Естественно все прям как по бумаге у меня не получилось.
1 — Доски не нашел толщиной 2 см. либо 1.8 либо 2.2 Взял 2.2.
2 — по расчету ФИ должен войти во внутрь на 28 см, а у меня получилось только 25.5см.
Теперь думаю будит ли это кардинально влиять ? Не с играет большой роли ?
Допустим дерево подойдет, а вот ФИ не знаю. может нужно его поменять на длинее ?
3 — Поспрашивав про то какие мне на саб нужно провода мне сказали что что-бы было хорошо нужно 5 квадратов, я такого у себя не нарыл и поставил на каждую катушку по 2.5 квадрата. Длина их выходит не более 40 см. Думаю на этом расстоянии этого провода хватит. Если нет то скажите буду менять.

И сразу отвечу на вопросы что за динамик и что его будет качать.
Саб Carpower Monacor Predator-12
Усь Carpower Monacor Power-1/1000D

Выслушаю любую вашу критику по ошибкам если они есть.
Всем Бобра! ;-)

Маленький опыт с наполнителем короба саба. — Лада 2106, 1986 года на DRIVE2

Всем здорова!
Информации совсем мало, но стало скучно и я решил все таки написать то, что есть)
Свой короб для саба УРАЛ AS-10 я изначально и задумал и делал как тестовый, пробный, так как это мой ПЕРВЫЙ настоящий так сказать сабвуферный динамик, купленный в магазине новым. Все что было до этого — убитые ГДНы) от которых меня уже начало воротить. Так вот короб я запилил давным давно, однако совершенно не мог найти времени ставить какие то там опыты. А именно опыты по уменьшению и "увеличению" объема. Все что будет описано и показано дальше особо и опытом то не назовешь, просто выделил пару вечеров.
Вот собственно сабик и дома

Первая вылазка из домика, спустя год работы)


Хотелось бы отметить такой момент, саб отработал больше года от Кикса КАП27 мостом в 2ом) Саб в отличном состоянии.

Катуха как новенькая!


Катушка не воняет, приятного медного цвета, дымка там точно не было. И че народ говорит что уралы горят?) хотя я догадываюсь почему и главное кто так говорит)

вот их одежка)

Подводящие подклеил у диффа сразу после покупки. Ничего не оторвало. Так же сразу после покупки проверил хватает ли их длины при максимальном ходе диффа и при необходимости чуть подогнул контакты у клемм подводящих. И не брякают и не тянет их)
Подключил дома к челику валявшемуся без дела дома уже давненько. 2*70вт. Так же мостом. А че? Мой, что хочу, то и делаю) Использовался он в таком режиме очень кратковременно, питался правда всего лишь от БП комповского. Ну да ладно, не грелся даже, не успевал, я за всем следил)

Подключил


Ну а теперь к делу. Сначала было решено отнять объем. Отнимал банками с водой) Чтоб знать литраж. Ставил на полотенце прям внутрь короба. Вывод такой — чем меньше объем — тем более жесткие удары баса. И тем хуже играет низ. И без того низко сабик не играет совсем, а с уменьшением объема и подавно. Вариант с уменьшением забываем тут же. Не мой случай.
Далее выпросил у сестренки подушку с этим, как его.холофайбер вроде)))а он там в подушке весь в горошек)

и тут я расстроился.


я надеялся увидеть пышное волокнистое нечто белого цвета, которое я распушу и затолкаю в коробас. Но это походу не то совсем. В попытке найти нужный материал даже выпросил еще одну подушку :DD но там было точно такое же УГ. Что делать, второй день ездить без саба было вообще стремно. Будем пробовать то, что есть. Но как же мне эти шарики в саб затолкать? Ухх, взял нитку, иголку, и начал нанизывать эти шарики один за другим) иногда попадались большие комки. Я все это конечно распушал как мог. В итоге получились вот такие штуки.

Сначала так


А потом все в общий клубок.

Два комка, в два угла коробы по обе стороны от динамика.


Вот это нечто я и использовал) Что по звуку. В квартире не особо понятно было, но сразу заметно, что бас более плотный и вниз играет примерно так же как с пустым коробом. Но вроде как тише стало. Припер в тачку.
В принципе что дома, то и в тачке. Бас гуще, плотней, напористей, интересней, но тише как мне показалось. Чуть хуже стал играть низы. В общем и целом думаю варик с наполнителем хорош, но наполнитель нужно тоже пробовать подбирать, и по количеству его в коробе и по самому материалу наполнителя. Пока на этом выводе и остановился. Нет времени да и желания. Чота забот полные карманы. Последнее время. Не до музыки. Только слушаю и все, ниче не делаю. Вот такие пироги с холофайбером)
Это я все к тому, что пробуйте! не стесняйтесь) что то вредит, что то наоборот) Все индивидуально в каждой машине и системе)
Ну а теперь к другим приятностям)
Купили мы как то с другом себе кружки пивные! А один наш общий корефан имеет гравер дома и попросили мы его гравировку нам замутить) Ну вот и замутил)

Надпись — Прокачанный таз радует глаз:D


Додумался же до такого)))прикольно! Налил чай Нести специально чтоб сфоткать) иначе камера не видит толком гравировку. Короче условились купить ему такую же кружку и чтоб он тоже себе замутил ) Будем в гости ходить с кружками)

И еще немного добра, как говорил буду в БЖ музон закидывать. Ловите на этот раз басухи чутка) Низкого баса! Который я у себя так и не могу послушать (((

мазафака)


БАСУХА!

Грубо, но симпатично)

полуF.A.Q. Про наполнитель в ящике сабвуфера — Лада 2112, 1.5 л., 2003 года на DRIVE2

Всем привет. Вот вроде несмотря на лютую нехватку времени и обильное количество лени в организме я все таки закончил эксперименты в обозначенном названинем вопросе и даже готов поделиться выводами и своими соображениями на этот счет. обозвал тему полуFAQ потому что вопрос смогу осветить точнее с практической точки зрения, в теории могу кое какие нюансы упустить ввиду не полноты знаний. По этому эту запись как и к любую другую мою стоит воспринимать лишь как пищу для размышления а не как прямое руководство к действию. Чтоб бы я не писал и что бы вы не делали все равно окончательными судьями будут ваши уши и только они. Короче это все ерунда, перейдем к делу…

Что такое звукопоглотитель он же наполнитель, он же депфер в ящике саба? На что он влияет, как он работает а главное что можно считать демпфером! Тут сразу пара мифов.
1. Наполнитель необходим обязательно для лучшего звука. Это чепуха но объясним это позже.
2. Ящик изнутри обязательно нужно оклеить виброй или шумкой для того чтобы звук был лучше. Это вообще чушь. Кто такое сказал? с чего взял? у демпфера, сабвуфера и шумки общее только то что они как то, гдето, в каких то условиях влияют на звуковые колебания. Больше у них общего НИЧЕГО и шумка как демпфер работать не может но изменить звук способна. Об этом тоже чуть пониже.
3. Звукопоглатитель необходим для гашения "стоячих волн" в ящике. Эти мифические волны вызывают столбняк и животный страх у начинающих аудиофилов которые предпочитают спрашивать советов гаражных спецов впесто того чтоб вспомнить физику. тож конечно фигня. ниже в общих чертах напишу почему.

Теперь чуток ботанской теории Закрытых Ящиков.
Что такое саб с точки зрения ящика? Это некий поршень который очень быстро сжимает и разжимает воздух внутри ящика. При этом создаются колебания звуковой частоты как вовнутрь ящика так и наружу. При этом снаружи все что излучается мы слышим а то что вовнутрь гасится. Энергия при этом гасится трением материалов, упругостью стенок и частично переходит в тепло. То что излучается вовнутрь ЗЯ мы слышать не должны! Тут возникает миф о стоячих волнах. Для тех кто не шарит расскажу что эта фигня возникает тогда когда звук отражается от препятствия и возвращается к динамику в фазе или противофазе. То есть звук из динамика сталкивается с отраженным и либо усиливается либо ослабевает. Это приводит к тому что динамик на каких то частотах поет тихо а на каких то гудит. Ясное дело это это хреново.НО тут нужно четко понимать когда как и где возникают стоячие волны и только тогда и рассуждать. Я в общем то не планировал вас грузить снова кучей букаф но может кому интересно будет разобраться, остальные просто пропустите абзац пока я буду умничать :D.
В общем из курса школьной физики:
есть 2 условия возникновения стоячих волн.
1. параллельность излучающей и отражающей поверхностей.(для того чтоб большая часть волны вернулась к излучателю а не ушла в сторону или рассеялась)
2. расстояние от излучающей до отражающей поверхности должно быть равно или кратно длине волны.
Вот мне лично сложно представить как можно запилить коробок стенки которого будут строго параллельны диффузору имеющему форму конуса и который перемещается постоянно с достаточной амплитудой.Это во первых и во вторых я удлиннять выкладками статью не буду но любой из вас может найти простую формулу в википедии и посчитать длину волны герцах на 20-30-40 и кратные им величины.Думаю результат заставит вас улыбнуться после того как вы их сопоставите с размерами своего ящика )))) Вот вам и автозвуковая мифология. тут можно лишь добавить что стоячую волну в авто все же ловят и очень от нее страдают.Происходит это иногда с мидбасами в дверях которые направлены друг в друга. В этом расклаже расстояние между ними гораздо больше их диаметра и они в таком варианте являются точечным источником звука. То есть не конусами диффов а ровными и параллельными друг другу поверхностями. При этом в их диапазоне есть частоты вполне попадающе в расстояние мужду динамиками своей длиной волны. На слух это выражается так:
"…Сажусь за руль баса нет и звук какой то гулкий. Сажусь на заднее сидение и бас валит писец как…"
Лечится это либо доворотом мидов вверх либо изменением полярности на одном из мидов. Тогда там где не было баса он появится а где был пропадет :D как то так в общем.Как бы то ни было стоячие волны не способны оказать какое либо существенное влияние на звук в сабе.

А значит саб мы рассмотрим только с точки зрения камеры в которой поршнем резко сжимается и разжимается воздух поскольку именно тут и собака зарыта и скрывается еще 2 мифа.
Миф о шумке на стенках ящика. Блин это даже не миф а глупость какая то. Собсна говоря откуда он пошел то? А от лени как всегда. Сначала пилят а потом думают.
Короче вот вам 3 основных фундаментальных правила построения ЛЮБОГО ящика для саба.

1) Материал ящика должен быть максимально глухим.(постучите по фанере 8ке и потом по 20ке и вы поймете о чем я)

2) Коробок должен быть максимально прочным. (стыки и соединения должны быть прочнее чем сам материал)

3) Коробок должен быть по возможности максимально герметичным. (100% герметичности обеспечить практически не удается но стремиться к этому желательно).

И отсюда аксиома: правильно подобраный динамик, запиленый в грамотно расчитаный, толково спиленный и настроеный коробок ни в каком наполнителе НЕ нуждается!

Теперь опять немного нудной теории про саб.
Саб достаточно сильно сжимая и разжимая воздух в ящике всегда пытается раздувать и втягивать стенки ящика, при этом стенки неизбежно войдут в резонанс с динамиком на свой частоте и ящик "начнет гудеть".
Громкость гудения будет зависеть от амплитуды с которой саб шатает стенки(чем сильнее шатает стенки тем саб играет тише и тем сильнее гудит ящик) а частота на которой будет гудеть саб от частоты на которой она будет резонировать. Важно понимать что резонировать будет ЛЮБАЯ стенка ЛЮБОГО ящика. Но это не страшно. Сделав ящик из прочного, материала мы максимально снизим амплитуду колебания стенок а если материал к томуже будет глухим и толстым то резонанс его стенок будет находиться далеко за пределами рабочего диапазона саба и стало быть ящик ни коем образом не испортит звук. Так вот многие спилив сопливый ящик, наслушавшись его гудения потом оклеивают его шумкой изнутри и травят байки о волшебном ее действии.
Шумка не делает звук лучше и не поглащает шум даже при использовании по прямому назначению. Даже на кузове авто она просто за счет массы и собственной вязкости снижает высокий резонанс металла и высокочастотный шум просто не резонирует в салон.Тоже самое и при оклейке ящика.Гудеть саб перестанет но эффективность раздувая стенки с шумкой будет продолжать терять. На звук грамотно запиленого ящика из толкового материала оклейка шумкой не должна влиять НИКАК. Если влияет значит ящик вы собрали фуфловый.
…хозяйкам на заметку: брусок дерева протянутый по диагонали стенки с любой стороны или распорка от стенки до стенки разобъют поверхности на резонирующие участки частота которых отползет за диапазон работы саба. ;) Эффект будет гораздо лучше чем от онанизма с шумкой…

Ну теперь собсна к теме.
Аксиомы правильного ящика эт все конечно хорошо. Только вот в реальных условиях жизни при которых параметры на динамик производитель берет с головы а всех законов физики учесть невозможно приходится при изготовлении Закрытых ящиков в той или иной степени прибегать к наполнителю ящика. Собсна чего он делает то? Возьмем для примера ящик без наполнителя.Динамик двигаясь в одну сторону сжимает воздух внутри, при этом все больше растягивая свои подвесы и все сильнее опираясь на сжимаемый воздух внутри ящика. Потом двигается в другую опять же растягивая подвесы и борясь с разрежением воздуха в ящике которое его пытается удрержать. При этом уже играет не сам динамик а вся система саба. то есть звук уже будет зависеть не от параметров самого дина а еще и от поведения воздуха внутри. Сколько его там, как сильно он сожмется, как при этом будет удерживать динамик и т.д.(ну и + мусор в звуке который внесут бубнящие стенки и свистящие щели в криво собраном ящике). То есть если вдуматься то по сути динамик в ящике начинает считать что его диффузор стал тяжелее( катушка уже таскает не только дифф но еще и воздух). Соответсна исходя из параметров динамика которые учитывают упругость подвесов, ход и тд можно посчитать

Сообщества › Автозвук › Блог › Полная инструкция как я считал щелевой ФИ сабвуфер

Добрый день. Хотел поделиться опытом, как я проектировал щелевой ФИ сабвуфер. Сильно не пинайте. Может знающие люди подскажут ошибки или сделают замечания. Ведь для этого и создал эту тему. Расчет делал для глубокого мягкого баса (так сказать более менее универсальный от негров до клубняка).

Сразу, конечно, хотел купить активный саб, но прочитал, что они не очень. Потом думаю, возьму себе пассивный с магазина, но тоже не нашел для себя подходящий. И вот решил его сделать своими руками. Но сейчас просто расчеты.

Выбор пал на динамик Alphard Machete m12/D2 (2+2 Ом) 350 Вт мощности.
Нужные нам параметры динамика:
Fs=33,1
Vas= 37,93
Qts=0,55
Xmax=14 мм
D диффузора=245 мм
D уставновочный = 285 мм
Установочная глубина = 160 мм

Усилок Alphard m450d:
180 Вт при 4 Ом нагрузке
310 Вт при 2 Ом нагрузке
450 Вт при 1 Ом нагрузке

Усилок будет работать в 1 Ом (450 Вт), так как этот динамик можно подключить в 1 Ом или 4 Ом. В нашем случае усилок в 4 Ом выдаст 180 Вт (это для нас мало!).

Материал фанера: 20 мм

Для расчета взял 2 программы:
1) jbl speakershop
2) bass port

1) Запускаем jbl speakershop.

2) Ставим галочку рядом с авто и жмем File – new Design

3) Вводим 3 параметры динамика (этого хватит)

4) Прога посчитала нам чистый объем саба 76,298 л. Ну и взяла свою частоту.

5) Универсальная частота для сабвуфера 37-38 Гц. Негры и клубняк будут отыгрываться нормально. Но я возьму 36 Гц (ну даже не знаю почему так выбрал, так захотел!)

5) Нажимаем кнопку Custom и вводим нужные нам параметры.

Полный размер

Fb — ввел мои 36 Гц, литраж выбрал 62 л (почему 62 л? Ну нажимал я для нашего Custom кнопку Plot и смотрел график АЧХ. Пик вышел 8 Дб = 39,8 Гц; при 6,9 Дб = 32,4 Гц. Я так понимаю, что при таких частотах громкость басов будет отличной).

6) Теперь рассчитаем наш порт в программе bass port. Вводим наши параметры. На фото все понятно.
Скорость звука не трогать.
W = 60 мм (это ширина порта, это произвольная величина).
h – высота стенки сабвуфера (без учета стенок материала). Я выбрал этот размер 350 мм.

Эти 2 величины W и h я подбирал из того, чтобы высота мне подходила по багажнику, а W – чтобы площадь порта вышла ну в районе 200 квадратных сантиметров.

Длина порта вышла L=649.34 мм
Площадь порта S=W*h=210 кв.см
Объем порта = 13,636 л

Как мы знаем чистый объем саба (это без учета объема порта, объема самого динамика, объема стенок порта). Теперь посчитаем грязный объем – именно тот размер короба, который и будем строить.

при этом посчитаем грязный объем саба.
1) V порта = 13, 636 л
2) V динамика = 3,5 л (ну примерно для этого динамика взял такой объем).
3) V стенок порта=(толщина фанеры*длина порта*чистая высота короба)/1000000=(20*649,34*350)/1000000=4,55 л

V грязный = 62+13,636+3,5+4,55=83,686 л

Теперь определимся уже с точными размера короба. Как мы указали, чистая высота короба 35 см. Глубину я также взял 35 см. Посчитаем нужную длину из нашего грязного объема.

(83,686*1000)/35/35=68,31 см= 683 мм

Итог. Размеры без учета стенок материала ( у нас фанера 20 мм).

Теперь считаем остальные размеры, при этом смотрим где нужно прибавить материал фанеры.

Итог.

Осталось посчитать порт. Длина его выделена красной линией. Она идет в середине. В нашем случае = 649,34 мм. Картинка условная, дабы показать порт.

Теперь определим размеры синей линии. 370-30-30-20-20=270 мм
Смотри фото с результатом.

И считаем еще продольную стенку. Смотри фото. На фото выделил вертикальную белую линию. Нам к этой белой линии нужно посчитать размер красной линии. И так: 20+270+20+30+30=370 мм

И так оставшаяся длина= Длина всего порта – 370 мм= 649,34-370=279,34 мм

Наш чертеж конечный:

Построил короб в проге SketchUp.

Полный размер

Полный размер

Может знающие люди подскажут ошибки или сделают замечания. Ведь для этого и создал эту тему.

Может есть лучше альтернатива динамику и усилку? Расчет делал для глубокого мягкого баса (так сказать более менее универсальный от негров до клубняка).

Сборка короба для саба его установка — Audi A4, 2.0 л., 2009 года на DRIVE2

Долго выбирал саб, и вроде решил что для меня больше подойдет…
Экономить не получилось, ибо не получил бы того чего хотел сделать. Выбор пал на сабы JL Audio. Сначала думал взять из серии w6 в котором привлекало наличие 2-х звуковых катушек и соответственно возможности коммутации, но в последствии взял саб из топовой линейки JL Audio 10w7.
Саб тяжеленный, массивный, с литой конструкцией. Для такого саба нужно было делать такой же качественный короб. В планы вписывался только закрытый ящик в ущерб децибелам. Поскольку система собираеться для SQ продумывались все способы установки начиная от самого лучшего для этих целей — саба в полку с ЗЯ. После прикидки стало понятно, что это возможно, другие варианты рассматривать не придеться, но будет очень много сложностей.
Но как говориться глаза боятся, а руки делают.
Но нужно было рассчитать короб исходя из 2 требований:
1. объем около 34 литра;
2. особенности багажника и возможность установки саба для игры в полку.

Для изготовления ЗЯ был использован МДФ 25 мм., мастика, врезные гайки, стальные шпильки, и ковролин.

Обшивать ЗЯ карпетом не захотелось. Уж слишком дешево для моей ласточки. В итоге нашелся очень качественный ковролин, хоть и в 3 раза дороже карпета, зато 1 в 1 с родной аудюшной обшивкой, если не лучше )))

Итак, сам процесс.

Первым делом предстояло снять обшивку задней полки и штатный саб, что я и сделал.

После этого изготовили ЗЯ, промазали мастикой, и установили в него саб, а все это хозяйство уже в заднюю полку.

Ну и конечно фотоотчет.

Собственно сама обшивка задней полки. Демонтируем ее для работы с задней полкой.

Чудо под названием штатный саб! ))) Его мы тоже демонтируем

Задняя полка. Все уже подогнано под новый саб.

Закрытый ящик неправильной формы из МДФ 25 мм. Все расчитано по параметрам багажника и задней полки. Кольцо сделали для того чтоб саб дул в салон. С обратной стороны кольца устанавливаем врезные гайки для винтов на которые мы в последующем посадим саб.

Сажаем готовое кольцо на ЗЯ на жидкие гвозди и саморезы. Вид со стороны прилегающей к сиденьям.

Вид сбоку

Для максимальной жесткости, стенки ЗЯ перетянули стальными шпильками крест на крест. Ящик стал очень жестким. Хороший низ сабу обеспечен.

Тут можно рассмотреть как закреплены стальные шпильки. В качестве винтов использовали все те же врезные гайки и винты для фиксации.

Протянули в ящик акустический кабель DAXX S30 (5,2мм.) Для удобства соединения саба с моноблоком устанавливаем специальный штеккер. Очень удобная штука. Видно что он расчитан на сдвоенный саб либо саб с двойной звуковой катушкой. Герметичность тут очено важна, поэтому в место выхода акустического кабеля закачиваем жидкие гвозди.

Ответный штеккер на кабеле моноблока

После обтяжки ящика ковролином ящик почти полностью готов. Рядом томиться 10w7.

Внутреннюю часть ящика демпфируем — промазываем мастикой в 2 слоя. На место посадки фланца саба наносим силиконовый герметик.

Равномерно промазываем силиконовый герметик и даем ему подсохнуть.

Укладываем на стенки синтепон, а для рассеивания волн на дно ставим яичную клетку пропитанную смолой

Ну вот и готовое изделие!

ЗЯ на стадии примерки в заднюю полку, до обтяжки ковролином.

Вид багажника с ЗЯ еще на стадии изготовления ящика, до обтяжки ковролином. Громоздко все таки, хоть это и ЗЯ

Вид снаружи, через тыловое стекло

Вид с салона

В итоге кольцо решили убрать, т.к. саб сильно выпячивался в салон

В итоге саб в заднюю полку в ЗЯ удался.
Саб соединен с моноблоком. Все работает.
В багажнике пока полный бардак, но собирать обшивки багажника пока нет смысла, т.к. система пока еще отстраивается, и окончательный список компонентов пока не определен. Испытываем то что есть, а дальше будет видно устанавливать либо искать другое.
Чуть позже закачаю фотку с готовым сабом в багажнике.

Сабвуферы ФИ ЗЯ — DRIVE2

ФИ плюсы и минусы
ФИ преимуществаПреимущество ФИ существенны — это высокое КПД корпуса, то есть при одной и той же подводимой мощности к динамику в ФИ звуковое давление будет больше на определенных частотах. При построении СПЛ систем данный тип корпуса подходит идеально. Настройкой фазоинвертора, можно подчеркнуть нужную вам частоту, если хотите, чтобы максимальное звуковое давление было на 30Гц, настраиваете фазоинвертор, и получаете требуемый эффект, чего нельзя сделать в ЗЯ.
Недостатки ФИ — это сложное изготовление, не так изготовление как расчет самого фи, для данного типа оформления всегда требуется больше объем ящика чем для ЗЯ, качество звука не такое мелодичное, сложно добиться мягкого звучания, особенно если нуждается мягкий бас, данная система нуждается в фильтре (частот ниже 20Гц). Любители звукового давления, на вопрос ЗЯ или ФИ, всегда выбирают ФИ, так как с него можно выжать больше! Громкие сабвуферы стараются делать у ФИ исполнении.

ФЗ

ЗЯ

ЗЯ

Преимущества ЗЯ очевидны, данный тип корпуса легко рассчитать, и еще легче собрать. Объем корпуса сабвуфера для одного и того же низкочастотного динамика требуется меньше, нежели у фазоинвертора. В данном типе корпуса получается хорошая, ровная АЧХ, что дает качественный ровный бас. При работе на больших мощностях, вероятность вылета диффузора сабвуфера с корпуса небольшая, когда при ФИ такое бывает. Происходит это из-за того, что при подаче очень низкочастотного сигнала 15-25гц, диффузор сабвуфера пытается максимально отойти от магнита самого динамика, и в закрытом ящике воздух внутри, держит диффузор, а в ФИ на такой частоте, воздух спокойно проходит в фазоинверторе, и не держит диффузор динамика.

Если вам надо громкое звучание, чтобы слышно было на пару кварталов то лучше ФИ но сразу надо готовится к сложным работам с корпусом и мучительным настройкам ФИ. А если Вам надо качественное и приятное звучание, то лучше выбрать ЗЯ, немного теряете в давлении, но выигрываете в качестве и в размере ящика. Когда у меня спрашивают ФИ или ЗЯ, то я выбираю ЗЯ — качество звучания прежде всего, если не считать SPL:)…

ЧВ

В данной статье мы не будем углубляться в теорию четвертьволнового резонатора или в простонародье – четвертьволновик (ЧВ), а рассмотрим вещи с бытовой точки зрения обычного пользователя. У данного типа оформления, используемого для сабвуфера, есть как преимущества, так и недостатки, последних впрочем совсем не много.

tn_1.jpg tn_2.jpg tn_3.jpg

Основные преимуществами ЧВ являются:

1. Низкий уровень групповых задержек, точность проработки баса и детальность порой даже выше закрытого ящика;
2. Плавный и на удивление широкий диапазон воспроизводимых частот, при правильном подходе ЧВ легко отрабатывает как верхний бас, так и самый нижний;

3. Высокий КПД, с одинаковой мощности Вы получаете отдачу, в среднем на 20-40% превышающую фазоинверторы или бандпассы, и на 150-300% закрытый ящик.

Согласитесь, это просто отличный бонус даже к самому хорошему сабвуферу.

Однако, есть и недостатки:

1. Занимает приличную часть багажника, если не его весь;

2. Довольно требователен к выбору динамика, слабые магнитные системы, низкая величина линейного хода и тяжелая подвижная часть – все это не для ЧВ, противопоказан к использованию с мощностями, в 2 и более раза превышающими номинальную мощность сабвуфера.

И так какие же сабвуферные головки можно использовать в данном типе оформления:

В данном оформлении можно применять любые динамики 10", 12" с добротностью до 0.5!
Для каллибра 15" добротность до 0.45 а 18" не выше 0.4!
Рекомендую использовать динамики с большим линейным ходом, это даст очень хорошую прибавку в отдаче!

_________________________________________________________________________________________
Особенно важно следить за превышением допустимого хода диффузора! В отличие от ФИ Четверьволновой резонатор может играть очень низко! Короб типа ФИ ниже частоты настройки будет плохо демпфировать динамик и будут слышны шумы и искажания, в ЧВ этого нет! Спад АЧХ относительно частоты настройки не более 6 Дб\октаву! То есть на частоте 25-27 Гц, будет слышан бас он будет глушить искажения, от черезмерного хода!
Вывод из всего выщеизложенного то что ЧВ демфирует динамик лучше ФИ но на самых низких частотах НЕОБХОДИМО не допускать превышения линейного хода динамика! В этом может помочь правильно настроенный сабсоник! настраивать его необходимо на 10-15 Гц ниже частоты настройки! Но и он не всегда спасает…Так что следить за ходом динамика просто необходимо!

Также желательно ипользовать усилитель с хорошим контролем динамика!
Этот момент продлит жизнь вашему динамику и положительно повлияет на конечный воспроизводимый звук!
_________________________________________________________________________________________

В двух словах, если Вам не жалко места – ЧВ будет лучшим выбором оформления для сабвуфера.
Итак, классический четвертьволновой резонатор представляет из себя тоннель определенной длины и определенной площади сечения, и все. Он удивительно прост в расчетах и при наличии свободного пространства, прост и в изготовлении. На рисунке 1 представлена принципиальная схема работы ЧВ, где красной линией указана расчетная длина туннеля. На рисунке изображен туннель с круглым сечением, но на практике в подавляющем большинстве случаев используется квадратное сечение той же площади.
TQ.jpg
Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, а именно от его эффективной площади!
Таблица средних площадей динамиков.

8" 195 кв.см
10" 310 кв.см
12" 480 кв.см
15" 810 кв.см
18" 1210 кв.см

Рассчитывается по следующей формуле. Sтуннеля = S(эффективн.) * 1.5. Длинна туннеля определяет настройку ЧВ. Используется вот такая простая формула: Lтуннеля = (343/Fb)/4, где Fb – желаемая частота настройки, результат в метрах. Мы рекомендуем использовать настройки от 34 до 47Гц, оптимальной и наиболее универсальной настройкой считаем 39-41Гц.

Пример расчета ЧВ, настроенного на 40Гц, для сабвуфера калибром 12″(Эффективная площадь — 480 кв.см). Sтуннеля = 480*1.5 = 730кв.см. Lтуннеля = (343/40)/4 = 2,14метра. Для удобства, длинна туннеля (L) на всех наших рисунках изображена красной линией. Как мы видим, длина прямого ЧВ выходит около 2-х метров, для автомобиля это конечно не приемлемо и на практике не используется. Для того, чтобы уместить туннель такой длины в багажник, его необходимо свернуть. На рисунке ниже показаны классические схемы сворачивания туннеля. Рассчитали, выбрали наиболее удобную форму сворачивания, путем не сложных геометрических построений и расчетов выполнили чертеж, и готово, можно пилить и наслаждаться великолепным басом!
2.jpg
Для тех наших пользователей, которым качество звучания особенно важно, мы рекомендуем использовать сужающийся свернутый ЧВ. Он гораздо сложнее в изготовлении и больше в объеме, но результат безусловно впечатляющий – бас уникально быстрый, точный и глубокий. Этот вид корпуса отлично себя проявит в соревнованиях на качество звука. Разница с классическим ЧВ заключена в том, что туннель плавно сужается от 3 площадей НЧ динамика в начале до 1.5 на выходе в конце. Традиционные схемы сужающегося свернутого ЧВ показаны на рисунке ниже.
3.jpg
Наверняка после предварительных расчетов всех Вас беспокоит вот такой вопрос: “габариты корпуса выходят слишком большими для желаемой настройки, что будет если уменьшить площадь сечения?..” Ответ на этот вопрос прост – при уменьшении площади сечения вплоть до 0.75 площади НЧ динамика постепенно исчезают и все преимущества ЧВ. На еще меньших площадях сечения туннеля появляются неприятные струйные шумы. При площади туннеля меньше 0.5, струйные шумы вероятно на слух будут громче баса. Думаю, что теперь многим стало понятно, что такое ЧВ и почему он столь обсуждаем. Стройте свои уникальные басовые установки и делитесь впечатлениями!

Также таблица длинны ЧВ в зависимости от настройки.

Частота Расчетная длинна ЧВ
30Гц 2.86м.
31Гц 2.78м.
32Гц 2.7м.
33Гц 2.62м.
34Гц 2.54м.
35Гц 2.46м.
36Гц 2.398м.
37Гц 2.336м.
38Гц 2.274м.
39Гц 2.212м.
40Гц 2.15м.
41Гц 2.102м.
42Гц 2.054м.
43Гц 2.006м.
44Гц 1.958м.
45Гц 1.91м.

Добавлю еще то что ЧВ строится не так как обычный ФИ. Унего нет такой величины как обьем, есть только два основных параметра
Длинна и площадь. После расчетов используя эти два параметра можно расчитать короб.Используя площадь находим высоту и ширину которая будет максимально удобной. Длину ЧВ размещяем лабиринтом как будет удобно.
Очень важный аспект — в получившемся коробе надо обязательно скруглить углы!
Подобно тому что указанно на рисунке.

ЧВ

Запил саба под Fx30 и установка. — Лада Приора Хэтчбек, 1.6 л., 2013 года на DRIVE2

Текста будет мало, чертеж выкладывал в прошлом бж.
! КОРОБ УЖАСНЫЙ, НЕ СОВЕТУЮ ДЕЛАТЬ, ОТДАЧИ ОТ ДИНАМИКА ПОЧТИ НЕТУ!

Что купил :
200 саморезов. (3,5x4,5)(~150р) (ушло ровно 195 саморезов в итоге)

ПВА клей по дереву. (~120р)

Герметик самый дешевый (за ~80р)
Лист фанеры 18мм (1525х1525) ( 750р)
Сразу в ЛеруаМерлен запилил по размерам, вышло по деньгам 210р.

Первое с чего начал, это двойная стенка, вырезал под динамик отверстие, налил клея равномерно и приложил 2 куска фанеры, затем не дожидаясь пока высохнет сразу стянул 6 саморезами для прочности.

2 куска фанеры между ними уже клей

Стянул саморезами


Дальше всё как у всех, собрал ящик, хоть зазоров и не было между стенками, а даже наоборот, клей в некоторых местах выступал в роли герметика и вылазил, всё равно было принято решение залить внутри все стыки герметиком, тем более не пропадать же добру…

Выдавливал герметик и затем пальцем аккуратно проводил по стыку и герметик сам принимал нужную форму, а лишний оставался на пальце. Советую надеть перчатки, которые потом не жалко выкинуть!

Нашел у себя 2.5 метра аудио провода 2х5.0 (бесценно)
Долго я думал как лучше вывести провод из короба, изначально хотел всё таки тупо просверлить дырку сбоку и вытащить через нее провод, залив эту дырку герметиком, но потом пришла вот такая идея, многие пользуются очень часто, своего рода "терминалы".

стяжку прихлопнул строительным степлером для удобства

Снаружи

Потребовалось 6 гаек м8, 12 шайб м8, "барашки" м8 2 шт. Ну и сам болт, в моем случае, это был не болт а просто основание его.
Переходим к самому динамику, сопротивление у него 2+2, а это значит он будет играть либо в 4ом, либо в 1ом, мне нужно в 1ом, значит нужно все "+" в кучу, все "-" в кучу. Так и сделал, на фото ниже привел пример того, как закрепил провод, чтобы тот не болтался, те же стяжки пришли на помощь.

Ну и всё собрав, положив в багажник, подключил всё это дело.


Приехал в гараж в 12.00, уехал в 19.40 -_-
P.S. Сейчас динамик прикрутил на 6 саморезов таких же черных, на которых собирал короб, знаю это не правильно, ну что-то посерьезнее, что кто посоветует?
P.S.2 Первые впечатления. Саб еще не настроен, всё на моноблоке выкручено в 0, кроме сабсоника, который поставил ~25гц и гейна чуть-чуть. На днях будет всё нормально настроено, а пока что-то скромно "бухает" в багажнике)
! КОРОБ УЖАСНЫЙ, НЕ СОВЕТУЮ ДЕЛАТЬ, ОТДАЧИ ОТ ДИНАМИКА ПОЧТИ НЕТУ!

Toyota Chaser ✪ ПреслеДователЬ ✪ › Бортжурнал › Правильный сабвуфер с Г-образным коробом в заднюю полку для Mark/Chaser/Cresta X90/100.

Категорически всех приветствую!

Сегодня речь пойдёт об изготовлении сабвуфера для маркообразных в 90/100 кузове. Проблемой этих автомобилей является расположение бензобака сразу за спинкой заднего кресла. Поэтому звук сабвуфера гасится очень сильно, особенно когда бак полный. Так же из-за этого размер багажника не большой, а если поставить саб, то места вообще очень мало.
Бродя по просторам Д2 искал какие-нибудь пути решения, кто-то ставит мощный саб за 1000вт, кто-то врезает динамик в полку, ну и есть такие, кто делал короба между задней полкой и баком, а ширина там всего 13см. Решил попробовать вставить динамик с моего сабвуфера (бывший хозяин саба X999OH … ещё раз спасибо) в полку…итог — динамик без короба вообще не играет, даже хуже, чем обычные блины в полке.
Решил строить короб, но с сохранением правильного литража, а это для 12-ого динамика 50-60 литров. Рассчитал, что если сделать короб во всю ширину, высоту и длину задней полки, то объём был около 30л, а это мало (для закрытого ящика идеал), решил опустить один конец вниз бензобака, тем самым получая Г-образный короб и получил заветные 60 литров по расчётам (для корпуса с фазоинвертором хватает).

Так же, чтобы динамик играл в салон, надо пильнуть заднюю панель, где должен стоять или стоит штатный саб, но без фанатизма, а то стекло на кочках выпадет. Я аккуратно пильнул где надо и закатал всё слоем виброизоляции, сверху накинул шумку, теперь ничего не дребезжит.

Материалом короба стала 16мм фанера, конечно лучше ДСП, но для этого динамика пойдет и это, чай не в SPL выступаю. Долго вымерял, т.к ни у кого не нашёл размеров, потом пилил, ещё раз вымерял и так много раз. Получил короб в 59.3л, все стыки промазаны жидкими гвоздями внутри и снаружи. Далее принялся за расчёт фазоинвертора…повседневная частота которого должна быть 30-40Гц…это когда и басы хорошие, и потроха шатает, ниже — уже не слышно хорошего баса, выше — уже не та глубина (потроха не так шатает). На данный короб фазоинвертором выступила говн канализационная труба диаметром 110мм и длинной 40см, настройка получилась на 32Гц, самое оно. Фазик был направлен в левое крыло, ездил я так около месяца…звук хороший, но хотелось большего…переделал фазик с сохранением длинны в салон, теперь то, что хотел…для 200вт номинала саба играет хорошо. Точнее сказать играет как я и хотел, это не как у пасанов на девятке, слышен один бас и ничего больше, но и не штатные сабы, которые кое-как что-то отыгрывают, золотая середина.
Ну а

Заполнение корпусов сабвуферов (синтепон?) — Сообщество «Автозвук» на DRIVE2

Продолжаю сборку машины, после изготовления сабвуферов в боковины задних крыльев, меня не совсем устраивала подача суббаса и ранний перегруз сабвуферов.

Обьем я подбирал долго для моих Crescendo Etud 2.10, в багажнике побывало несколько вариантов корпуса. В итоге в боковины я изготовил осмысленный обьем 22 литра.

Но, все тестовые корпуса были изготовлены из фанеры 21мм и имели минимальные площади стенок. Были более прочными, но бъемы внутреннего пространства крыла не позволяли использовать толстую фанеру, стенки изготовили из 16мм.

После установки в боковины я получил посторонние призвуки и ранний перегруз динамика. В силу узкого ящика у меня появились проблемы с воспроизведением суббаса.

Начал искать хоть какое то решение проблемы без переделки боковин…

Сначала был куплен дорогущий синтепон в аудиомании "Visaton". Производитель утверждает что одной упаковки 125гр. достаточно для заполнения корпуса 20литров… После заполнения я получил отчетливо слышимые изменения в положительную сторону, но вопросов оставалось много. Долго изучал энторнет на эту тему. Есть противоречивые статьи:

ВЫЙТИ ЗА ВОЗДУХ
НЕЗАКРЫТАЯ ТЕМА
Сказ(ка) о синтепоне

Мысли о проверки прочитанного в интернете, вернулись совершенно неожидано в хозяйственном магазине)))

На прилавке я случайно увидел его :D

А потом и его:

(шерсть имеет заметно более высокие характеристики по теплоемкости, поэтому заполнители из натуральной шерсти более дорогие)

В итоге, мне нужно было ~ 20гр на литр, я купил 1 п.м. шерстепона, на весах в магазине это оказалось 700гр. (при ширине погонного метра — 2.2м)

Разделил пополам, по 350гр на каждый корпус, хорошенько его распушил и заполнил плотно корпус. вокруг динамика выложил ложемент из синтепона Visaton (который был в наличии с первой покупки).

Эффект превысил все мои ожидания). Работа суббаса мне очень понравилась, появилась недостающая глубина, пропали посторонние призвуки, соответственно ушла привязка. Но это для негров.
Сильно крадет атаку(. Живые инструменты (бас гитара, бас бочка) нет той энергетики.(

Теперь смело могу рекомендовать заполнение корпусов сабвуфера или хотя бы провести эксперимент, сумма большая не потребуется.

ЗЫ. обсуждая данный вопрос с некоторыми опытными коллегами, получил мнение что заполнение корпуса напрочь убивает динамику, крадет панч и четкость суббаса.

Есть ли мнения на этот счет?


Смотрите также