Как говорить правильно играть в бильярд или на бильярде
Как правильно играть в бильярд — Российская газета
Есть вещи, которым я уже не научусь никогда! Пора себе в этом признаться и не сожалеть о неиспользованных возможностях. Например, вряд ли я когда-нибудь встану на горные лыжи: боюсь. Не думаю, что смогу прыгнуть в воду вниз головой с десятиметровой вышки. Не уверена, что выучу китайский язык. И уж точно не научусь играть в бильярд. Или играть на бильярде... Собственно, в этом конкретном случае меня волнует только одно: НА бильярде или В бильярд.
Поскольку в последние годы мода на бильярд и бильярдные возродилась, вопрос не праздный. Я по крайней мере слышала оба предлога: и В бильярд, и НА бильярде. Так какой же из них правильный?
Начнем с самого слова "бильярд". Судя по Словарю Ожегова-Шведовой, у слова два значения. Первое - "игра на специальном столе, при которой ударами кия шары загоняются в лузы". Второе - сам этот стол с бортами и лузами для этой игры. Луза, кстати, - это такой сетчатый мешочек под отверстием у бортов бильярдного стола. Этих мешочков шесть.
Так вот, если мы говорим о первом значении, то есть об игре, то правильно будет - играть в бильярд, "партия в бильярд". Не верьте тому, кто будет склонять вас к варианту играть на бильярде и ссылаться при этом на классиков. Да, действительно, у Пушкина в "Евгении Онегине" вы найдете: "Он на бильярде в два шара/Играет с самого утра". Но такое употребление давно признано устарелым!
Играть на бильярде - это значит "играть на бильярдном столе". Если же речь идет об игре как таковой (не о футболе, не о хоккее, не о теннисе, а именно о бильярде), скажите играть в бильярд, не ошибетесь.
И еще: о написании самого этого слова - бильярд. Сейчас мы пишем его с мягким знаком между Л и Я, так и произносим: бильярд. Однако не всегда это было так. Раньше бильярд писали через И: биллиард. Понятно, что слово заимствованное. Оно пришло к нам когда-то из французского языка (от bille - бильярдный шар). И сначала, в конце XVIII века, выглядело именно как биллиард. Чуть позже на месте И возник мягкий знак - как вариант. Порой писали с одним Л, порой с двумя. В Словаре Даля, например, вы найдете билiард с одним Л и "И с точкой".
Сейчас, однако, варианты не приветствуются. Бильярд. Одна буква Л и мягкий знак в середине.
Как правильно: играть в бильярд или играть на бильярде?
Бильярд распространен в нашей стране уже много лет, но вот споры о том, как правильно говорить играть в бильярд или играть на бильярде не утихают до сих пор. Действительно, опросы среди знакомых показывают, что мнения на этот счет расходятся, причем у каждой из сторон есть свои аргументы. Казалось бы, чего там спорить: все играют в бильярд - как мы привыкли это слышать с экранов телевидения, но редко кто задумывается, правильно ли это.
Если обратиться к словарю (возьмем, к примеру, «Словарь современного русского языка» или «Словарь Ожегова»), то можно заметить, что слово «бильярд» имеет два значения. Во-первых, это игра, в которую принято играть на специальном столе, загоняя шары в лузы с помощью кия, а во-вторых, это тот самый стол, на котором эта вся игра и происходит. Профессионалы же сразу возразят: первое значение не совсем верное. Игры «бильярд» нет и быть не может. Бильярдисты обычно играют в пирамиду, пул, снукер, американку, новус, карамболь, каролину, у них даже мысли нет о том, играть на бильярде или играть в бильярд. Для них одна истина: играть можно НА бильярде, но В разные игры. Тем временем лингвисты с пеной у рта пытаются доказать, что слово «бильярд» можно рассматривать точно так же, как и слово «карты». И это тоже резонно, ведь игры «карты» не существует, можно играть в покер, преферанс, бридж или, на худой конец, в дурака. Но тем не менее, словосочетание «играть в карты» вопросов ни у кого не вызывает. К слову, популярная в сети энциклопедия Википедия подает тоже неоднозначное значение слова «бильярд»: это с одной стороны стол, а с другой - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами.
Учитывая невероятно богатую историю бильярда (ведь первый стол был изготовлен еще в 1469 году во Франции для короля Людовика ХІ, а основные правила игры возникли в древней Индии) и его популярность в нынешнее время, пора бы уже лингвистам и бильярдистам договориться о том, как правильно понимать и употреблять это слово в речи: играть на бильярде или играть в бильярд. В пользу первого варианта также выступают многие русские классики, например Пушкин и Чехов, которые в своих произведениях употребляют именно словосочетание «играть на бильярде». Кстати, во времена Пушкина распространенной еще была форма «биллиард». Такое написание можно обосновать тем, что слово походит от французского bille, что значит «шар», или же по другим данным от французского billiart, что значит «палка». В любом случае и там и там присутствует удвоение буквы «л», которое могло перекочевать и в русский язык. Форма «бильярд» была утверждена только в 1885 году.
Пусть нам не удалось выяснить правильно играть в бильярд или играть на бильярде, тем не менее, мы многое узнали о его истории и других проблемных вопросах, которые одновременно касаются этой азартной игры и чистоты русского языка. И пока однозначного ответа на поставленный вопрос нет, вам остается только пристать на одну из сторон и говорить так, как это нравится индивидуально вам.
Как правильно "играть в бильярд" или "играть на бильярде" ?
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
«Играть в бильярд или «Играть на бильярде» — 3 ответа
В бильярд или на бильярде
Автор Oksa задал вопрос в разделе Лингвистика
Как правильно: "Играть в бильярд или "Играть на бильярде" и получил лучший ответ
Ответ от Boa constrictor[гуру]
Игра в бильярд является одним из древних развлечений человечества, наряду с шахматами и картами. Бильярд – это классическое увлечение людей, не обделенных азартом. Но какой же предлог правильный – «на бильярде» или «в бильярд» ?
Поскольку в последние годы мода на бильярд и бильярдные возродилась, вопрос далеко непраздный.
Любители бильярда разделились в этом вопросе на два "лагеря". Одни увлеченно играют в бильярд, другие - на бильярде. Так как говорить правильно?
Если окунутся в историю, то еще пару столетий назад играли НА бильярде. Помните строки из "Евгения Онегина": "Он на бильярде в два шара играет с самого утра"?
Но попробуем обратиться к словарям. Судя по Словарю Ожегова-Шведовой и Словарю современного русского литературного языка у слова бильярд два значения. Первое - "игра на специальном столе, при которой ударами кия шары загоняются в лузы". Второе - сам этот стол с бортами и лузами для этой игры.
Играть на бильярде - это значит "играть на бильярдном столе". Но НА БИЛЬЯРДЕ (на столе) есть масса игр: пирамиды, пулы, снукеры. И если мы имеем в виду «играть в игру» , то правильно говорить «играть в бильярд» , «партия в бильярд». Запомним - правильно: играть в бильярд ( играть в игру) ; играть на бильярде (играть на столе) .
И еще: о написании самого этого слова - бильярд. Сейчас мы пишем его с мягким знаком между Л и Я, так и произносим: бильярд. Однако не всегда это было так. Раньше бильярд писали через И: биллиард. Понятно, что слово заимствованное. Оно пришло к нам когда-то из французского языка (от bille - бильярдный шар). И сначала, в конце XVIII века, выглядело именно как биллиард. Чуть позже на месте И возник мягкий знак - как вариант. Порой писали с одним Л, порой с двумя. В Словаре Даля, например, вы найдете билiард с одним Л и "И с точкой".
Источник: подсмотрел... что выдумывать
Ответ от Алекс Космо[гуру]
Игарть в Бильярд.
Ответ от Ѐенуар отдыхает[гуру]
на бильярде
Ответ от Катерина[эксперт]
Играть в бильярд
Ответ от Наташа *****[гуру]
В бильярд.
Ответ от Игорь Рекин[гуру]
Играть в бильярд
Ответ от Катенок[гуру]
Играть на бильярде - сленг профессионалов, играть в бильярд - так говорят любители и незнайки!! ! Тоже самое если вы работаете в туристическом бизнесе, то вы говорите туристский а если нет, то туристический. Это называется ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СЛЕНГ
Ответ от Їетвертое Измерение[гуру]
Начнем с самого слова "бильярд". Судя по Словарю Ожегова-Шведовой, у слова два значения. Первое - "игра на специальном столе, при которой ударами кия шары загоняются в лузы". Второе - сам этот стол с бортами и лузами для этой игры. Луза, кстати, - это такой сетчатый мешочек под отверстием у бортов бильярдного стола. Этих мешочков шесть.
Так вот, если мы говорим о первом значении, то есть об игре, то правильно будет - играть в бильярд, "партия в бильярд". Не верьте тому, кто будет склонять вас к варианту играть на бильярде и ссылаться при этом на классиков. Да, действительно, у Пушкина в "Евгении Онегине" вы найдете: "Он на бильярде в два шара/Играет с самого утра". Но такое употребление давно признано устарелым!
Играть на бильярде - это значит "играть на бильярдном столе". Если же речь идет об игре как таковой (не о футболе, не о хоккее, не о теннисе, а именно о бильярде) , скажите играть в бильярд, не ошибетесь.
И еще: о написании самого этого слова - бильярд. Сейчас мы пишем его с мягким знаком между Л и Я, так и произносим: бильярд. Однако не всегда это было так. Раньше бильярд писали через И: биллиард. Понятно, что слово заимствованное. Оно пришло к нам когда-то из французского языка (от bille - бильярдный шар). И сначала, в конце XVIII века, выглядело именно как биллиард. Чуть позже на месте И возник мягкий знак - как вариант. Порой писали с одним Л, порой с двумя. В Словаре Даля, например, вы найдете билiард с одним Л и "И с точкой".
Сейчас, однако, варианты не приветствуются. Бильярд. Одна буква Л и мягкий знак в середине.
Ответ от Daimon[новичек]
Играть в пул)
Ответ от Белый и пушистый. ну почти[гуру]
играть на бильярдном столе в бильярд
Ответ от Алексей[новичек]
Из выше сказанного: "Запомним - правильно: играть в бильярд ( играть в игру) ; играть на бильярде (играть на столе)". Все логично но вот есть одно НО такой игры "бильярд" нет, есть "Русский бильярд", "Русская пирамида", "Американка" и т. д. поэтому правильно будет к примеру: "Играть на бильярде в "Американку"". Типа играем на столе в игру а игры могут быть разными! Вот когда появится именно игра с название "бильярд" со своими правилами, тогда будет правильно говорить "в бильярд", "играем на бильярде в бильярд".
Ответ от Паркин Дмитрий[активный]
бильяд - это площадка НА которой играют (стол, "поляна", как футбольное или хоккейное поле или теннисный корт). Слово двукоренное типа как "поляна длябитвы", а НА хоккейном поле можно играть и В хоккей, и В догонялки при желании, и можно поставить стол и играть В карты. так же и НА бильярде можно играть В разные игры: пул, американка...
Так же как ездить ПО дороге но соревноваться В скорости или В дрифте.
Ехать НА коньках, С клюшкой, но играть В хоккей, НА ледовом поле
Ответ от Panda08[эксперт]
Я буду играть на бильярде. И обыграюваю в бильярд)
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как правильно: "Играть в бильярд или "Играть на бильярде"
Ответ от 3 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Бильярд на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Бильярд
Советы начинающим игрокам | Лига любителей бильярда
Советы начинающим игрокам.
Умелый игрок в бильярд, который великолепно владеет кием, выполняет точные и красивые удары, непременно будет вызывать всеобщее восхищение. Наблюдая за его игрой, публика получает большое удовольствие. В каком-то смысле бильярд является универсальным способом разностороннего развития личности, он доступен и полезен людям любого возраста.
Большинство начинающих игроков и спортсменов среднего уровня считают, что причина невысокого уровня их игры- в отсутствии должной концентрации. Это верно лишь отчасти. Основной источник ошибок неофитов - несовершенная техника. Между тем это - самое главное, без этого в принципе невозможен прогресс.
Присмотритесь к игрокам в клубе, где вы играете. "Любители" по большей части не осознают критической важности постановки техники. Они много знают - про накат, оттяжку, винты, выходы, но не могут этим эффективно пользоваться. Не хватает технического арсенала. Почему? Они проскочили первый этап обучения - постановку удара. С тем ударом, который у них есть, они могут забить шарик, два или три, но собрать партию с кия им не под силу. Именно из-за того, что их удар нестабилен.
Более того, многие игроки даже не осознают того, как несовершенен их удар и то, что они могли бы поднять игру только за счет того, что уделили бы больше внимания технике. Проблема в том, что ряд тонких моментов просто невозможно объяснить на бумаге, и лишь взгляд опытного профессионала поможет "настроить" ударное движение правильно. Поверьте, отнюдь не зря каждый автор книги о бильярде рекомендует начинающим игрокам взять пару уроков - это самый простой, быстрый и эффективный способ начать играть в бильярд, а не просто катать шарики по поляне.
На наш взгляд, идеальный учебный курс для начинающих можно условно разделить на 4 этапа:
Первое и самое важное - постановка правильного удара. Эта нудная работа над собой отнимает много времени и сил, но она совершенно необходима для того, чтобы прилично играть в бильярд.
После того, как игрок достигает какого-то прогресса в технике (например, стабильно собирает линейку из 15 шаров), для него наступает пора заняться продвинутой техникой: остановкой битка, накатом, оттяжкой, боковиками и заинтересоваться позиционной игрой. В процессе игры крайне важно не забывать о технике. В этом случае, применяя на практике накаты и оттяжки, начинающий бильярдист сможет еще больше улучшить свою технику, постичь неочевидные с первого взгляда нюансы и значительно поднять игру.
Третий этап: тактическая игра, понятие отыгрыша, система бортов, специфические удары ("дуговики", перескоки и т.п). На этом уровне весь новый технический арсенал должен отрабатываться в сочетании с правильным подходом к каждому удару. Примечательно, что после того, как ученик овладел практически всей теорией, он возвращается к тому, с чего начинал: совершенствует технику. Большинство ошибок, которые игрок этого уровня все еще допускает, обусловлены недостаточно отработанной техникой и редко случаются по причине отсутствия теоретических знаний.
Перед тем, как перейти к рассмотрению важнейших технических параметров - стойки, хвата, кистевого упора (моста) и движения кия, еще раз подчеркнем, только единый алгоритм действий в подходе к каждому удару (будь это удар "с руки", когда прицельный шар "висит" в лузе, или тонкая резка через всю поляну) и идеально отработанная единая техника смогут сделать вашу игру более стабильной. Без этого вы очень скоро обнаружите, что никакие усилия, никакие многочасовые тренировки не делают игру лучше.
Стойка
Бильярд - очень демократичный вид спорта. В него играют мужчины и женщины, молодые и старые, толстые и худые, высокие и низкие люди. Очевидно, найти универсальное, пригодное для всех положение ног и корпуса практически невозможно. Когда Вы подходите к удару обязательно лишь соблюдение трех основных условий:
удобное и надежное положение корпуса;
прямолинейное ведения кия;
свободный ход кия.
Общие рекомендации
Первое: не стойте фронтально и не стойте боком к вектору удара. Ноги должны располагаются примерно под углом от 30 до 45 градусов к линии прицеливания.
Во-вторых, повторимся, стойка должна быть такой, чтобы положение корпуса не мешало прямолинейному и максимально ровному по отношению к игровому полю движению кия. Подъем турняка на 1 см дает погрешность в технике удара от 1 до 2%. Игрок, который "задирает" ручку кия на 15 см получает коэффициент излишних ошибок 15-30%!!! И третье, рекомендуется держать опорную (для правшей - левую) руку прямой, что позволит нам исключить одну из переменных.
Хватка
Не сжимайте кий как бейсбольную биту, крепко обхватив его всеми пятью пальцами. Не держите его одними лишь кончиками пальцев, как пижон - чайную ложечку. Большинство игроков легко, но крепко держат кий большим и указательным пальцами. Еще один или два пальца легко придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе - поддерживайте его только большим и указательным пальцами, а при нанесении удара - всеми пятью пальцами.
Два величайших бильярдиста всех времен, Вилли Хоппе и Ральф Гринлиф, нарушали те или иные предписания. Талант, годы напряженных тренировок, фанатичная воля к победе могут компенсировать любые технические огрехи. А тем, кто по роду своей деятельности не имеет возможности с утра до вечера играть в пул, лучше придерживаться ортодоксальных методов.
Ударно-маховое движение кия
Маховой является рука, удерживающая кий за турняк (правша держит кий правой рукой, левша, соответственно, левой). Высокие игроки держат кий несколько ближе к краю, чем низкорослые игроки и дети.
Как определить для себя место хвата? Самый простой и надежный способ: при подведения наклейки кия к битку, предплечье маховой руки должно смотреть перпендикулярно вниз и угол «плечо-предпречье» должен быть близок к 90 градусам.
Преимущество такого хвата в том, что кий ходит свободно, а рука проходит одинаковое расстояние как при замахе, так и при сопровождении. Данное положение считается оптимальным, но отнюдь не обязательным.
Положение головы и корпуса:
Кистевой упор
Есть два основных вида кистевого упора, который также называют мостом (bridge- прямое заимствование из английского): открытый и закрытый упор.
Для нанесения удара с накатом закрытым мостом надо приподнять упор, не отрывая основание ладони от сукна.
Для оттяжки надо максимально опустить средний и указательный пальцы. Кий должен двигаться горизонтально.
Начинающие игроки обычно испытывают определенные сложности при постановке кистевого упора в сложных ситуациях. Например, когда биток находится близко к борту или когда необходимо нанести удар по битку через шар («с шара»). В этом случае мосту следует уделить особое внимание — без надежного упора движение кия не будет прямолинейным, и вы просто не попадете в ту точку на битке, в которую целитесь.
Открытый мост годится только для ударов небольшой силы, без боковой подкрутки, при трудном доступе к битку. В остальных случаях рекомендуется начинающим использовать закрытый мост. Впрочем, это не аксиома.
Причину, по которой большинство профи играет закрытым кистевым упором, американский тренер Джек Келлер видит в том, что большинство из них начинали играть еще детьми. Ручки у будущих шпилей были короткие, поэтому они держали кий в месте центра тяжести, а то и еще ближе к центру. И чтобы зафиксировать шафт, им приходилось использовать закрытый упор. Вырастая, они, разумеется, придерживались привычной техники.
Если у вас возникло желание поднять свой уровень мастерства, вы можете связаться с профессиональными игроками в любом бильярдном клубе вашего города и обсудить все вопросы, касающиеся процесса обучения.
В бильярдной игре приходится постоянно рассматривать удары шаров, имеющих два или даже три движения. Нетрудно заметить, что шары соприкасаются с собой в точках. Надо добавить, что при сильном ударе эти точки являются далеко не геометрическими. Поэтому шары легко передают друг другу не только поступательное, но и вращательное движение.
Разновидность удара по битку определяется точкой на нем, в которую необходимо нанести удар кием. И хотя на шаре имеется бесчисленное множество таких точек, достаточно изучить удары по девяти из них, расположенных на стороне битка, обращенной к игроку.
Переходим теперь, собственно, к ударам:
Клапштос
Физика учит, что, если шары имеют одинаковый размер, то, когда один шар ударит другого, последний отскочит, а ударившийся остановится на месте. То же самое всегда бывает на бильярде, но для этого необходимо нанести такой удар, чтобы шар получил только одно поступательное движение (центральный удар). Тогда после удара чужой полетит в лузу, а свой остановится на месте. Это и есть "клапштос".
Клапштос очень красивый и полезный удар. Он легок на коротком расстоянии и очень труден на дальнем.
Накат
Часто бывает нужно, чтобы свой шар после удара пошел вперед. Для этого по нему наносят протяжный длинный удар в плоскости, параллельной бильярду, в верхнюю часть шара. Тогда свой шар, двигаясь вперед, начнёт вращаться еще и сверху вниз, и, когда ударит по чужому шару, он передаст последнему только свое поступательное движение; движение же сверху вниз шар сохранит и поэтому, задержавшись на мгновение на месте, после удара двинется вперед. Подобный удар называется "накатом".
Накат - самый обыкновенный и самый легкий удар. При накате вернее всего прицел и удар, поэтому есть весьма сильные игроки, употребляющие исключительно этот удар.
Оттяжка
Иногда требуется, чтобы после удара свой шар ушел назад. Для этого необходимо сообщить ему два движения: одно поступательное, а другое - вращательное снизу вверх. Тогда свой шар после удара передаст чужому поступательное движение, сохранив вращение снизу вверх, и, постояв на месте, двинется назад. Этот удар называется оттяжкой.
Оттяжка самый красивый и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки. Применение этого удара весьма обширно. При оттяжке наибольшее значение имеют мгновенность и мягкость удара. Притом, очень важна наклейка - до известной степени эластичная и шероховатая.
Если игрок хочет сделать очень крутую оттяжку, или если два шара стоят слишком близко, необходимо наносить удар сверху вниз под углом в 45°. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден.
Боковые или французские удары
Все рассмотренные удары - обыкновенные штосы, употребляемые игроками средней и высокой силы. Они производятся ударом кия в вертикальной плоскости в центр шара, выше или ниже его. Но игроки превосходной силы для разнообразия выхода и отыгрыша употребляют еще и так называемые "боковые" удары, которые наносятся киём по точкам, находящимся справа или слева от центральной вертикальной линии шара. Эти удары довольно трудны, особенно в плане оценки силы удара кием. Употребление их весьма разнообразно.
Правый боковик
Это удар в среднюю точку на правой стороне битка. При таком ударе биток кроме поступательного движения вперед получает также вращательное движение вокруг вертикальной оси, которая проходит через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром, передав ему поступательное движение, завертевшись волчком и увлекаемый своим вращательным движением, шар пойдет только вправо.
Левый боковик
Удар в среднюю точку на левой стороне битка. Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.
Дуговик
Предположим, что один чужой шар стоит над лузой, а другой загораживает его. Тогда, чтобы сыграть чужого над лузой, необходимо играть дуговиком. Для этого наносят удар по своему шару кием влево (вправо) и вниз, сообщая ему сильное вращение вокруг вертикальной оси слева направо, и в то же время сообщая ему поступательное движение вправо от линии между центрами своего и первого чужого. Тогда сложение этих двух движений в результате даст движение по дуге (парабола).
Если бы свой шар, пущенный вправо от упомянутой линии между центрами шаров, не имел бокового вращения вокруг оси, то он пошел бы по прямой линии. Но, т. к. боковое вращение слева направо беспрерывно увлекает его влево, то он пойдет и вправо, и влево, т. е. по дуге.
Перескок
Это такой удар, когда свой шар, перескакивая через загораживающий чужой, кладет в лузу другой чужой. Для достижения этого штоса, по своему шару наносится протяжный и сильный удар под углом в 30° вниз шара. Тогда свой, оттолкнувшись от поверхности стола, подскочит и покатится по прямой линии. Этого результата можно достигнуть и другим способом. Держа кий в плоскости, параллельной поверхности бильярда, подводят конец кия под нижнюю часть своего. Затем вскидывают этот шар и перебрасывают его через чужой. Этот способ легче, но не так надежен, как предыдущий.
Советы Роберта Бирна
Примите решение до того, как наклониться над столом.
При тихих ударах располагайте кистевой упор ближе к битку, а при сильных - дальше.
При тихих ударах держите кий ближе к передней части рукоятки, а при сильных - к задней.
Поднесите наклейку почти вплотную к битку, непосредственно к той точке, в которую вы намерены нанести удар.
Убедитесь в том, что ваш кистевой упор хорошо "подогнан".
Всегда держите кий как можно более горизонтально, даже при выполнении оттяжки. Исключение составляют лишь массе или перескок.
Произведите несколько разминочных движений, чтобы подобрать необходимое ускорение и скорректировать прицел.
Старайтесь выполнять разминочные движения спокойно, легко, плавно, прямолинейно, грациозно, равномерно, размеренно, уверенно и солидно, а не второпях, сгорбившись, "лениво и неуклюже".
He напрягайте запястье.
Произведите по крайней мере три разминочных движения, но не больше шести или восьми, за исключением особо изощренных и сложных ударов. "Не затягивайте подготовку к удару".
При выполнении большинства разминочных движений, и в особенности заключительных, не подносите наклейку близко к битку.
He торопитесь при заключительном замахе, а отведя руку назад, не затягивайте паузу.
В последний момент смотрите либо на биток, либо на прицельный шар. По существу, если вы "поймали цель" и "накатали колею", можно наносить удар с закрытыми глазами, при этом мало что изменится.
При выполнении сильного удара посылайте кий вперед быстрее, чем во время разминочных маховых движений.
При ударе по битку подключайте кисть.
Наносите удар "сквозь" биток без ощущения какой-либо задержки, даже при выполнении оттяжки. Столкновение с битком должно быть мягким.
Сопровождение битка вперед должно быть по крайней мере таким же, как при выполнении оттяжки.
Старайтесь сохранить прямолинейное направление сопровождения, не пытаясь "рулить" битком, уводя наклейку в ту или иную сторону.
При ударе по битку сохраняйте неподвижность локтя, головы и плеча. "Ударно-маховое движение совершает кисть и часть руки от локтя до запястья... Тем, кто бросается всем телом вслед за битком, лучше прекратить играть вовсе, потому что они лишены чувства мягкости удара и устойчивости тела, без чего успех невозможен".
Сохраняйте кистевой упор вплоть до полного завершения сопровождения битка.
Не выпускайте кий до полного завершения сопровождения битка.
С битком не следует "нянчиться". Хороший удар нужно выполнять в нарастающем темпе крещендо, то есть ускоряя биток в процессе сопровождения. Нерешительность приводит к провалу удара.
Пусть ваш друг критически оценит вашу стойку, хватку и ударно-маховое движение.
После промаха отойдите от стола, сохраняя спокойствие и достоинство. Удвойте свою решимость и ждите следующего шанса, не предаваясь болезненным переживаниям о неудачном ударе. "Никто не любит самоуверенных ослов" (Солженицын), но никто не любит и нытиков.
Если вы проиграли, не расстраивайтесь. Это всего лишь игра. Игра, которая волнует не меньше, чем прыжки с парашютом, но дешевле и не столь требовательна. Не объясняйте победителю, как отвратительно вы играли. Вместо этого поздравьте его с прекрасной победой, ведь он обыграл сильного соперника.
Игрок, не умеющий проигрывать достойно, представляет собой постыдное зрелище, поэтому стремитесь не столько к победе, сколько к повышению своего мастерства.
Удар с рук Под ударом с рук понимается ввод битка в игру с некоторого произвольного, но ограниченного правилами игры, места игрового поля. Необходимость ввода битка в игру ударом с рук возникает после сыгрывания его в лузу или выскакивания за борт в играх, ведущихся одним шаром, то есть – битком. Для игры «Малая русская пирамида» Русского Биллиарда место для ввода битка в игру ограничено пределами дома. При этом подразумевается, что биток до обязательного касания с прицельным шаром должен сначала покинуть дом. Такие же правила установлены и в дисциплине Пирамиды «Комбинированная» (Московская). В дисциплине Пирамиды «Динамичная» (Невская) место для ввода битка в игру может быть любым в пределах всего игрового поля; так же – и в игре "Поединок". Помимо разных ограничений участка игрового поля для ввода битка в игру с рук, различные правила игр накладывают и ограничения на технические действия игрока, признающиеся при этом результативными. В правилах игр это выражено в форме запретов на сыгрывание шаров определённым техническим действием. Так, в «Малой русской пирамиде» не засчитываются прицельные шары, сыгранные при вводе битка ударом с рук напрямую в средние лузы. В «Московской» (Комбинированной) такого ограничения нет. В «Динамичной» (Невской) при вводе битка в игру ударом с рук запрещается сыгрывать биток от любого прицельного шара в любую лузу. В игре "Поединок" при вводе битка в игру ударом с рук запрещается сыгрывать "прямолетяшие" шары – как прицельные, так и биток. Несмотря на все ограничения, возможность произвольно устанавливать биток в некоторой области игрового поля даёт игроку несомненное преимущество по сравнению с ударом с игры, то есть – при случайном положении битка. Поэтому, исходя из ограничений на удар с рук, а также тактических соображений, диктуемых остальными правилами конкретной игры, игроку целесообразно устанавливать биток в такое допустимое место, из которого возможно совершить наиболее простой технически и надёжный тактически результативный удар. Рассмотрим такие места для разных игр. Малая русская пирамида В этой игре сыгрывание битка не считается результативным ударом, поэтому необходимость ввода битка в игру ударом с рук из дома изредка возникает при штрафном сыгрывании битка в лузу, или как говорят «на себя». Поэтому, не следует забывать, что в определённых ситуациях у игрока есть смысл не выполнять удар с рук, а уступить очередь хода сопернику. Запрет на сыгрывание прицельных шаров в средние лузы в этой игре исходит из того, чтобы не было двойного наказания игрока, допустившего штрафное сыгрывание битка, так как он и так за штраф наказан десятью очками. Это правило также уменьшает влияние случайности на игру. Московская пирамида В отличие от «Малой русской пирамиды», в «Московской пирамиде» сыгрывание битка является результативным ударом, поэтому необходимость ввода битка в игру ударом с рук возникает не изредка (при незаказном сыгрывании битка или вылете его со стола), а очень часто (после заказного сыгрывания битка). Это обуславливает возможность построения серии посредством результативного сыгрывания битка ударами с рук из дома. Собственно, эта особенность и определяет изрядную техническую и тактическую однобокость «Московской пирамиды». Исходя из этой особенности, то есть – возможности строить серию ударами с руки, определяется наилучшее место в доме для ввода битка в игру. Причём, в некоторых случаях даже нецелесообразно сыгрывать битком с руки «застрявшего» в лузе прицельного шара, если есть лёгкая альтернатива сыграть биток. Исходя из этой особенности, в «Комбинированной пирамиде» (с самосъёмом) искушённые игроки сами снимают прицельного шара-подставку, чтобы продолжить серию свояков из дома без риска подставить этого прицельного шара в лузе в случае промаха свояка с рук. И наоборот, в «Московской пирамиде» (снимает соперник) сопернику порой выгодно оставить прицельного шара – подставку (с которого игроку ещё нужно сделать выход), а снять тот прицельный шар, от которого игрок сможет сыграть наиболее простого свояка и опять получить биток в руке. Теперь следует подробней разобрать, какое же место для битка следует выбрать в доме для его сыгрывания ударом с рук. Это будет зависеть от предполагаемой техники удара. Есть немало техник сыгрывания свояков, но технически простых, подходящих для уверенного сыгрывания битка ударом с рук, можно выделить три: скаткой битка, ударом накатом и ударом в отскок. Рассмотрим их подробнее. Скатка битка. Смысл этой техники удара заключается в том, чтобы в случае промаха оставить биток около лузы на расстоянии не более 1-2 диаметра шара. То есть, в первую очередь в этом ударе контролируется размер движения битка. Это достигается тем, что удар по битку кием наносится с такими параметрами (резка, винт, сила), чтобы обеспечить достаточно медленное его движение с выраженным вращением относительно довольно круто наклонённой оси. По сути, именно энергия вертикального вращения шара «тащит» биток в сторону лузы и, если бы вращения не было, и биток просто катился, то при той же начальной скорости отражения от прицельного шара он рисковал бы не докатиться до лузы. В случае промаха при скатке в угловую лузу биток, ударившись о борта в районе лузы, теряет оставшееся вертикальное вращение, что и обуславливает его остановку вблизи лузы. Для того чтобы у битка после его отскока от прицельного шара было выраженное вертикальное вращение, необходимо чтобы и до соударения с прицельным шаром у битка было такое вращение. Смысл такой резки состоит в том, что отскок катящегося битка от прицельного шара максимален именно на такой резке, а при резке толще или тоньше, чем «полшара», отскок битка при той же начальной скорости будет меньше. Здесь важно подчеркнуть, что указанное относится именно к катящемуся битку. Поэтому, при ударе скаткой битка от недалеко стоящего прицельного шара, важно убедиться, что применённый нижний винт успеет «стереться» о сукно до касания битка с прицельным шаром; более того, нужно чтобы биток к моменту касания с прицельным шаром прекратил проскальзывать по сукну и покатился. Поэтому, когда скатывают биток в среднюю лузу от прицельного шара, расположенного недалеко от линии дома, биток устанавливают не у линии дома, а глубже в доме – чтобы обеспечить "стирание" нижнего винта битка о сукно и раскрутку верхнего вращения битка до состояния качения при соударении с прицельным шаром. Свойство максимальности отскока катящегося битка при резке в полшара даёт возможность сыгрывать шары даже при небольшой ошибке в резке – при условии, что правильно выбран размер удара. Причём, выраженное вертикальное вращение битка при скатке позволяет допустить несколько большую ошибку в размере удара по сравнению с аналогичным ударом простым накатом. Это объясняется тем, что удар с нижне-боковым винтом необходимо делать с большей силой, чем удар накатом в тех же условиях; а значит, влияние одной и той же ошибки в размере удара скажется на результате удара накатом в большей степени, чем на результате удара с нижне-боковым винтом. Именно эти два параметра удара (резка в полшара и выраженное вертикальное вращение битка) обуславливают объективно высокую результативность приёма скатки битка. К тому же, прицеливание в «полшара» максимально комфортно для зрения, так как взгляд фокусируется на контрастной границе белого и зелёного цветов. Удар накатом. Эта техника является упрощенной по сравнению с техникой скатки битка. Также как и при скатке, ударом накатом биток сыгрывается с резкой в полшара, однако цель оставить биток в районе лузы в случае промаха не преследуется. Напротив, зачастую при сыгрывании битка в угловую лузу этой техникой подразумевается, что биток в случае промаха вернётся в дом, где нет шаров и поэтому относительно безопасно. Или же целью применения этой техники сыгрывания битка может быть поднятие прицельного шара в центр стола, чтобы создать позицию для сыгрывания битка в среднюю лузу от этого прицельного шара следующим ударом. Такой удар используется и в том случае, если остановка битка в районе угловой лузы тактически невыгодна, так как у угловой лузы по тому же борту (или у средней лузы) расположен прицельный шар, от которого не составит труда сыграть свояка. Возможны и иные цели. Поэтому, сыгрывание битка накатом производится на более сильном ударе, чем скатка битка, и применение нижнего винта в этом случае особого смысла не имеет. А вот применение бокового винта, совмещённого с верхним, имеет смысл. Причём, смысл заключается не только в том, чтобы увеличить вертикальное вращение битка и вследствие этого – допустимую ошибку в размере удара, но и в том, чтобы создать эффект ввинчивания битка в лузу при попадании его в губу. Поэтому, налузный или отлузный боковик берётся в зависимости от того, с какой губой лузы будет соударяться биток при его сыгрывании. Удар в отскок. При этой технике удара, в отличие от предыдущих двух, не стремятся к тому, чтобы биток в момент соударения с прицельным шаром находился в состоянии качения. Напротив, добиваются того, чтобы у битка в момент соударения не было ни прямого (наката), ни обратного (оттяжки) вращения. Это достигается тем, что удар кием по битку наносится с некоторым нижним винтом, пропорциональным расстоянию от битка до прицельного шара, причём – тем меньшим, чем сильнее удар. Другими словами, сила удара и глубина нижнего винта подбираются в таком сочетании, чтобы к моменту соударения битка с прицельным шаром обратное вращение битка полностью "стёрлось" о сукно. Такое соударение битка с прицельным шаром называется "плоским". Выгода плоского соударения битка с прицельным шаром заключена в том, что в этом случае биток отражается от прицельного шара по прямой линии, не искривляя свою траекторию, как при ударе накатом в полшара, и поэтому довольно просто определить точку прицеливания – к примеру, с помощью метода совмещения "ломтиков". Примечание: О прицеливании удара с боковым винтом. Правильное прицеливание при ударе с боковым винтом заключается в том, что линию взора* необходимо проводить через центр битка в направлении точки прицеливания (к примеру "полшара"), не обращая внимания на ось кия. Можно порекомендовать провести предварительные замахи кием в принятой стойке по этой линии прицеливания ещё до того, как применён боковой винт, то есть при совпадении линии прицеливания с осью кия. Это позволит руке "запомнить" направление удара. После чего, не меняя стойки и линии взора, движением кисти "моста" взять необходимый боковой винт и наносить удар по линии предварительных замахов. Если при таком прицеливании биток не попадает в намеченную точку, необходимо подобрать правильную точку хвата кия и правильное расстояние от моста до битка. Если подобрать такое сочетание не удаётся, то, скорее всего, у вас – неигровой кий с недопустимо жёстким, мало-упругим шафтом. Динамичная пирамида Ввод битка в игру ударом с рук в "Динамичной пирамиде" производится с любого места игрового поля; при этом, биток запрещается сыгрывать в лузу. Как правило, выбирается наиболее близкий к лузе прицельный шар, и биток устанавливается за ним на прямую короткую пару, после чего удар выполняется либо с накатом, либо с оттяжкой, что чаще, с целью выхода битком в обширную зону для сыгрывания наиболее комфортного свояка в текущей позиции шаров. Собственно это обуславливает технический примитивизм и однобокость игры. В этом случае необходимо принять меры для того, чтобы прицельный шар при ударе не застрял в лузе. Это достигается тем, что прицельному шару сообщается боковое вращение "ввинчивающее" его в лузу при ударе его о губу лузы. Такое вращение возникает от действия силы трения между шарами при их соударении, если при ударе по битку был применён отлузный боковой винт, то есть – винт со стороны поля, а не борта. При этом нужно учитывать, что сила трения между шарами не только придаёт вращение прицельному шару, но и отклоняет его траекторию, что называется эффектом отброса прицельного шара (ЭОПШ). Поэтому, устанавливая биток под удар с рук без резки, направление пары шаров нужно выбирать не на створ лузы, а с отклонением в сторону игрового поля, величина которого будет зависеть от состояния поверхности шаров и параметров удара. Величина вертикального вращения прицельного шара не так и важна, главное, чтобы оно было в нужном, ввинчивающем направлении. Сила же трения шара о губу, которая и направляет его в глубь лузы, зависит от силы промятия губы и коэффициента трения шара по сукну губы и практически не зависит от скорости вращения шара. Коэффициент трения в свою очередь зависит только от состояния поверхности шара и сукна. Если сукно изношенное, а тем более протёртое на остриях губ до дыр так, что видна резина, то коэффициент трения будет выше, и бортовые шары будут сыгрываться проще. Придавая битку боковой винт при ударе без резки, для 68 мм шаров, на мой взгляд, лучше использовать боковое отклонение точки удара от центра битка, равное 6-:-7 мм. При таком винте и достаточной для промятия губы скорости удара, ЭОПШ составляет примерно 1-2 градуса, которые и необходимо учесть при установке прямой пары шаров с отклонением от створа лузы. Для грубой оценки такого угла можно применить правило: сколько шаров от лузы до прицельного шара, столько миллиметров нужно отступить от острия губы лузы при установке битка под прямую пару шаров. Боковой винт при ударе можно совместить с небольшим (4-:-5 мм) нижним винтом, который при соударении с прицельным шаром вызовет не только его "ввинчивающее" вращение, но и накат, что не помешает. А вот перебарщивать с силой удара не стоит, потому что существует оптимальная скорость битка, обеспечивающая наилучшее для сыгрывания прицельного шара сочетание величины промятия губы лузы и величины ввинчивающего вращения. |