Как дома играть в библиотеку


Организация пространства домашней библиотеки: советы и лайфхаки

Организация пространства — это умение, которое особенно актуально в эпоху маленьких квартир. У вас есть домашняя библиотека? Самое время навести в ней порядок.

Если вы оглянетесь вокруг себя и увидите в своем жилище стопки книг, возможно, пришла пора их аккуратно упорядочить. Кстати, процесс накопления книг, которые вы собираетесь прочитать в один прекрасный день, называется на японском словом «tsundoku». А в начале XIX века среди британских аристократов существовала повальная мода на коллекционирование книг, вплоть до почти патологической страсти. В современную эпоху это уже не столь модно, но всё же горы книг создают много беспорядка, если вы не знаете, что такое организация пространства для вашей коллекции литературы. Как это можно сделать?

1. Оцените всю свою коллекцию

Проведите полную инвентаризацию того, что находится в вашей коллекции. Прежде чем вы начнете упорядочивать книги, вам нужно решить, что вы хотите сохранить, а что отдать. Не жадничайте и раздавайте всё то, что не представляет для вас ни интереса, ни ценности. Пусть ваша библиотека немного уменьшится в размерах, зато она станет более аккуратной и систематизированной.

2. Расставьте книги там, где они вам больше всего нужны

У многих библиофилов книги присутствуют в каждой комнате. Однако можно попробовать стать еще более организованным человеком и хранить их там, где они наиболее полезны. Это означает, что поваренные книги отправляются на кухню или в кладовку, любимые романы для чтения селятся в спальне, книги по хобби переезжают туда, где вы этим хобби занимаетесь, и так далее. Такая организация пространства подойдет для любителей разнообразия.

3. Используйте вертикальное пространство

Как только вы решите, где вы будете хранить книги в своем доме, инвестируйте в полки и книжные шкафы для всей коллекции. Занимайте ими вертикальное пространство вашего дома. Высокий книжный шкаф шириной в 1 метр вместит в два раза больше книг, чем низкий книжный шкаф аналогичной ширины. Некоторые модели шкафов даже оснащены стеклянными дверками, поэтому вы можете защитить свои книги от пыли.

4. Сгруппируйте похожие книги по разделам и подразделам

Следуйте организационному правилу «подобное к подобному», чтобы упростить процесс. Разделите книги на такие общие категории, как, например, художественная и научная литература. Художественную литературу можно разделить на подразделы (любовные романы, фантастика, приключения) или же по алфавиту с учетом имени их автора. Научная литература может быть разбита на категории, такие как история, путешествия, биографии, искусство и многое другое. Группировка похожих книг даст вам лучшее представление о том, что у вас вообще есть, и поможет вам принимать решения о том, что сохранить, а что отдать.

5. Используйте специальное приложение для каталогизации

Если организация пространства вашей библиотеки — процесс слишком трудоемкий, найдите тематический веб-сайт или соответствующие приложения. Например, LibraryThing, бесплатный сайт, на котором вы можете каталогизировать свою личную коллекцию онлайн. Другие популярные приложения для каталогизации книг – это libib (скачатьAndroid \ iOS) и Home Library (скачатьAndroid  \ iOS). А GoodReads – это бесплатный и весьма популярный англоязычный сайт, где библиофилы оценивают и рекомендуют свои любимые книги, а также могут предлагать идеи для новых дополнений в вашу библиотеку.

6. Найдите баланс между модой и функциональностью

У вас может возникнуть соблазн организовать ваши книги по цвету или попробовать что-то модное, например, повернув их переплетом внутрь. Это выглядит, наверное, оригинально, но вы рискуете тем, что не сможете быстро найти нужную вам книгу. Большая часть вашей библиотеки должна быть организована так, чтобы книги были легкодоступны, а не просто стильно красовались на полках.

7. Организуйте детскую библиотеку, чтобы привить детям любовь к чтению

Вы можете вырабатывать у своих детей интерес и любовь к чтению, создав им их миниатюрную домашнюю библиотеку. Развесьте книжные полки в детской спальне, где детские книжки можно расставить вместе с любимыми игрушками и фотографиями. Исследование социологов из Университета штата Невада (2010) показало, что наличие книг в доме оказывает позитивное влияние на будущие успехи детей при обучении в школе и вузе.

Грамотная организация пространства домашней библиотеки — дело непростое, но выполнимое. А вам помогли наши советы?

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
О пользе чтения: 5 причин взять в руки хорошую книгу!

Поделитесь постом с друзьями!

Как собрать домашнюю библиотеку : Daily Culture

 

Когда в фильмах и сериалах, повествующих о степенной жизни лордов и графинь викторианской эпохи XIX века в Англии, показывают, как они пропускают стаканчик виски в своей библиотеке, сидя у пылающего камина, приходится невольно вздыхать. Интуитивно ощущается потребность иметь такой же уголок с книгами, где можно было бы проводить свои рабочие часы, а после утомительных дел пролистать какой-нибудь симпатичный томик поэзии или прозы.

Но не осталась ли домашняя библиотека в качестве отжившего элемента аристократического общества, переместившись исключительно в общественные заведения? А те люди, которые обладают достаточным финансовым заработком, чтобы собирать в доме целые комнаты с домашней библиотекой, попросту используют ее в качестве показателя своей респектабельности?

Возможно ли вписать домашнюю библиотеку в реалии цифрового века, когда книга, даже десятки и сотни книг легко умещаются на плоском экране смартфона. Кто-то посчитает это изжившей себя нафталиновой архаичностью, ведь мир не стоит на месте, за компьютерными технологиями будущее и было бы глупо отрицать удобство и эргономичность хранения книг в электронном виде.

К ходу времени нужно уметь приспосабливаться, а значит, электронные книги можно оставить для утилитарных целей – чтения в метро, транспорте, в дальней дороге, когда тяжелые книги неразумно с собой носить. А в своем доме создать такое место, где будут жить сказочные и печальные образы, проходящие сквозь века, где можно наконец-то уединиться со своими мыслями, которые в повседневной жизни постоянно перебиваются агрессивным шквалом информационного потока, против воли вторгающегося в личное пространство, отнимающие возможность честно побыть наедине с собой.

Такую возможность может дать библиотека, созданная дома, — храм личностной гармонии и душевного спокойствия. В мире тотальной информатизации у человека обязательно должно быть место, где он сможет сбросить с себя груз ненужных новостей, сплетен, информационных поводов, лишних людей и т.д.

Безусловно, не у всех есть возможность выделить отдельную комнату под домашнюю библиотеку, но к большому облегчению, в этом нет острой необходимости. Чтобы достигать целей, необходимо ставить маленькие и легко осуществимые задачи. Создать себе уютное гнездышко можно, лишь заручившись поддержкой небольшого стеллажа и комфортабельного кресла с пледом, подушками и заварочным чайником.

«Умные» интерьеры предлагают большое количество способов, как можно экономично встроить книжный шкаф в самых неожиданных местах, но и самого обычного стеллажа в углу комнаты, гостиной или кухни вполне достаточно. Хорошо, если рядом будет окно — это полезно как для глаз, которые будут задумчиво отрываться от книги и вглядываться в даль горизонта, так и для души.

Какие же книги выбрать для своей личной библиотеки? Ответ заключается в самом вопросе — главное, следовать зову своего сердца. Домашняя библиотека — это отражение личного внутреннего мира владельца, поэтому она должна быть собрана исключительно согласно собственному вкусу и предпочтениям, чтобы избежать формализма в подборе.

Не только глаза, но и библиотека тоже станет отражением души. Когда гости будут приходить в дом и их взгляд упадет на собрание книг, они сразу поймут, родственные вы души или нет, это один из способов бессловесного общения.

Выбирая книги в магазине, вы сами почувствуете, какой хотите видеть свою библиотеку. Если вы во всем предпочитаете безукоризненный порядок и дисциплину, то руки сами потянутся к книгам, относящимся к одной серии оформления, чтобы, даже имея разное авторство и содержание, они гармонично смотрелись в библиотеке, потому что именно так вам спокойно и уютно. Если вы творческая и хаотичная натура, то вы будете приобретать самые разные книги: по формату, размеру, цвету, содержанию и времени создания. В таком случае вас совсем не смутит соседство руководства по домоводству и ядерной физике, Ивана Сергеевича Тургенева и Виктора Пелевина.

Если чувствуете склонность к определенной тематике (например, к историческому периоду второй половины XVIII века), то в помощь вам пригодятся электронные каталоги, которые появились почти во всех крупных сетях магазинов. В них есть возможность найти желаемую книгу по автору, названию, году написания, или просто просмотреть книги, имеющиеся по интересующей вас теме. Это поможет сориентироваться в огромном арсенале существующих изданий.

В последнее время многие читатели пытаются ориентироваться на отзывы при выборе книги, но как правило, это дело крайне неблагодарное. По той причине, что о вкусах не спорят и чтобы понять, ваша это книга или нет, придется — ни больше, ни меньше — самому приложить усилия к тому, чтобы ознакомиться с ней и составить собственное мнение.

Чтобы библиотека прослужила верой и правдой долгое время, стоит побеспокоиться о том, как хранить книги. Большой премудрости в этом нет, стоит помнить лишь несколько основных правил. Первое — чтобы защитить книги от пыли и внешних воздействий, необходимо задуматься о приобретении шкафа с дверцами, это решит многие проблемы.

Избегайте прямого освещения на стеллажи с книгами, так как они любят спокойную среду, без чрезмерного внешнего воздействия. Также книги хорошо и надолго впитывают окружающие запахи, в связи с чем нежелательно курить возле них или готовить рыбу.

Собрание домашней библиотеки настолько личное и почти священное действие, что какие-то советы были бы здесь лишними и бессмысленными. На самом деле, если вы надумаете приступить к этому предприятию, вас ожидает глубокая психологическая работа над собой. У вас появится возможность остановиться и обратиться к своему внутреннему миру, вы поймете, что вам интересно в этом мире, а что отталкивает, без чего вы не можете жить, а о чем и знать никогда бы не хотели. Вас ждет увлекательное путешествие по закоулкам собственной души и разума.

 

Анна Иоки



Гайд и прохождение The Longing

The Longing — нестандартная адвенчура с видом сбоку, оставляющая главного героя (и вас вместе с ним) в одиночестве на 400 дней. И речь идет о реальных сутках. То есть, чтобы увидеть финал, нужно либо прождать в игре 400 дней, либо отыскать различные способы ускорить время. Именно о них мы поговорим ниже!

После первого прохождения игры она будет заблокирована. Чтобы игра позволила вам пройти ее повторно, придется подождать (на экране с концовкой). Альтернативный вариант: открыть игру и ввести код 399d-23h-59m-59s. Игра сбросится до первого дня.

Как получить концовку The Longing / Как ускорить игру

Еще раз: вам не нужно ждать все 400 дней! Чтобы пройти игру быстрее, нужно найти и воспользоваться любыми способами ускорения времени. Кроме того, есть несколько концовок, и далеко не все из них требуют этих самых 400 дней. Но для получения каждой нужно выполнить определенные действия. Ходить через двери — безопасно, но так вы не увидите какой-либо концовки.

Несколько интересных фактов:

  1. Вы можете 1 раз запустить игру, начать ее, закрыть, а затем вернуться через 400 дней, чтобы увидеть финал.
  2. Также не забудьте войти в игру в день рождения Тени. С ним будет связано определенное событие.
  3. Всего в игре 4 концовки. Ниже мы о них рассказываем.

Все концовки The Longing

  1. Вы ждете, пока не пробудится король.
  2. Вы совершаете самоубийство. Самый быстрый способ завершить игру.
  3. Вы выбираетесь на поверхность, чтобы жить дальше. Нужно правильно решить последнюю загадку.
  4. Вы выбираетесь на поверхность, но умираете. Нужно неправильно решить последнюю загадку.

Перемещение

Вы не можете бегать. Дважды щелкните по любой точке, чтобы туда направился ваш персонаж. Вместо ЛКМ можно дважды нажать на «Пробел». Щелкнув по «короне» вверху, вы заставите героя автоматически вернуться в свое убежище. Рядом с короной есть «стрелка», вызывающая меню для запоминания локации. После этого вы сможете автоматически возвращаться к текущей локации. «Стрелка вниз» — запомнить место. «Стрелка вправо» — перейти к сохраненному месту.

Король

Вам нужно разбудить короля через 400 реальных дней. Необязательно ровно через 400. Можно и позже. Вы не можете разбудить его раньше времени. Король попросил ничего не делать, никуда не ходить. Не беспокойтесь. Факт изучения пещеры еще не означает, что вы получите неправильный финал. Нужны определенные действия! Чтобы выйти на улицу, вам нужно взаимодействовать с предметом на колодце. При этом игра закончится, как описано в концовках выше.

Карта

Лучше всего взять в руки листик бумаги с карандашом/ручкой и нарисовать собственную карту. На реальной бумаге. Делайте там заметки и отмечайте разные места. Также в пещере, в случайном месте можно отыскать внутриигровую карту. Но вы не можете взять ее с собой! Чтобы с ней взаимодействовать, просто ждите.

О чем мы говорим? Если вы посмотрите на карту, то герой скажет, что требуется время для ее расшифровки. Ждите перед картой. Через пару минут начнет медленно уменьшаться масштаб. Пока вы не увидите целую карту. Это также вызовет достижение.

Книги

Каждая прочитанная страница проматывает время на 1 минуту. Страница считается прочитанной, как только вы открыли ее на экране. Поэтому можно просто пропустить все страницы книг, очень быстро нажимая на кнопку «Следующая». Сокращать время можно только 1 раз на 1 уникальную страницу. Поэтому перечитывать книги бесполезно. Вы можете выбрать функцию автоматического чтения. Тень будет перелистывать страницы самостоятельно, вам не придется кликать по ним. При этом функция работает с закрытой книгой! Герой будет читать ее, пока не закончит, а вы сможете выполнять другие действия.

Читать книги необязательно, но в них есть некоторые подсказки. Впрочем, вы найдете их и в нашем руководстве. На последних страницах книг обычно есть советы от самого героя.

Рисунки / Картины

Пока вы дома, чем больше картин на стенах, тем быстрее идет время. Кроме того, в названиях некоторых картин есть подсказки. После того как вы нарисовали что-либо, больше не сможете удалить картину. Но вы можете ее переместить, если наведете курсор на верхнюю часть рамки, пока он не превратится в «руку». Вы можете найти больше бумаги в Залах Вечности.

Как получить достижение My Favourite Painting (Моя любимая картина): прочитайте книгу мыслей Тени, нарисуйте определенную картину 5 раз. Каждый раз разными цветами (их пять). Например, сделайте 5 изображений вшей, используя пять разных цветов.

Музыкальный инструмент и цветные камни

Части музыкального инструмента разбросаны в разных уголках пещеры. Не нужно с ними ничего делать. Только найти. Они никак не спрятаны от глаз! И все находятся в местах, которые открыты вам уже с первого дня. Просто внимательно осматривайте землю. Цветные камни также валяются на земле. Они маленькие, но блестят.

Как получить кристаллы

Вы найдете их в пещере. Чтобы добыть кристаллы, нужна кирка. Наличие кристаллов ускорит течение времени. Всего в игре 5 кристаллов. Получение синих кристаллов не имеет негативных последствий!

Как открыть двери

Некоторые двери открываются через время. Тень обязательно скажет вам об этом. При этом вам не нужно стоять перед дверью и ждать!

Как получить сталактит

Вам не нужно перед ним ждать. Попробуйте прыгнуть, чтобы Тень сказала, что сталактит упадет примерно через неделю. Вернитесь к нему через указанное время.

Как попасть в библиотеку

Вы не можете разблокировать дверь библиотеки, но есть другой способ в нее попасть. Подождите 1 месяц, пока вода не заполнит дыру в области мха. Затем пересеките эту дыру и войдите в библиотеку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ

Место встречи с ребенком: как сегодня работают детские библиотеки

Ирина Суслова,
библиотекарь и куратор проектов Детской библиотеки МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Все постоянные проекты нашей библиотеки так или иначе связаны с книгой: в студиях рисования дети делают иллюстрации, на игровых вечерах речь часто заходит о той или иной книге. Но такие занятия не делают детей настоящими читателями – мы это отлично понимаем. Читать приучаются в семье, я совершенно в этом уверена. Дело в другом.

Дети в нашей библиотеке получают возможность общаться и развиваться в свободном пространстве. Мы создаем среду, где тебе всегда улыбаются и никогда не унижают – это уже немало. Наши книги – не «обязаловка» в виде школьных списков для чтения летом и не бубнеж на уроках литературы. Эти книги читаются детьми свободно, по собственной воле. Доброжелательная среда расслабляет ребенка – он начинает оглядываться по сторонам. Берет с полки одну книгу, другую... Или берет в руки фломастеры и начинает рисовать. Или знакомится с окружающими.

Мы как бы говорим: «Эй, привет! Мы рады, что ты тут. Мультики – в пять, мастер-класс – в шесть. Видишь, нормальные люди тоже читают книги: разные книги, комиксы, журналы – новые, аппетитные… Читать можно вместе или по одному, на диване или на полу. Читай, что хочешь. Потом можем в настольные игры поиграть. А здесь у нас “домашку” делают. Ходи, общайся. Все в порядке, все хорошо».

__________________________________

Валентина Ивановна Ситникова
Заведующая Детской библиотекой МЦБС им. М.Ю. Лермонтова

Последние годы библиотеки приняли на себя роль досуговых учреждений. Нельзя сказать, что это плохо. Важно определить, насколько грамотно это делается и востребовано ли.

Детская библиотека нацелена на просвещение в широком смысле. Мы стараемся придумывать различные мероприятия, которые могли бы вызвать интерес к чтению, знаниям, общению, развитию творческих навыков и т.д. Наш слоган – «Чтение. Общение. Творчество». Чтение – на первом месте, но мы не ограничиваемся им.

Конечно, не всегда срабатывает тактика «посмотрел мультфильм, принял участие в мастер-классе, конкурсе – и сразу записался в библиотеку, начал читать». Но сколько детей стали нашими читателей именно после таких «некнижных» знакомств! Все наши развлекательно-познавательные встречи знакомят с какой-то темой, лишь слегка приоткрывая ее, чтобы дети остались «голодными», чтобы им захотелось самим найти информацию или ответ на заданную тему. Библиотека ничего не навязывает (должен читать – и все тут!), а слегка знакомит, вовлекает в процесс, предоставляя свободу выбора.

Детское книжное кафе «25 кило»
Наша детская библиотека участвует в Библионочи, в Ночи музеев, в Дне Достоевского, в уличных фестивалях – где только может. Поэтому идея поучаствовать в Ресторанном дне была встречена с энтузиазмом. Мы решили выйти на работу в воскресенье и в середине промозглого февраля порадовать читателей вкусной едой и горячим чаем.

Стали вспоминать книги о еде: «Мишкина кашу», «Омлет с сахаром», «Шоколадная война»... А я вспомнила рассказ Виктора Драгунского «25 кило», в котором Дениска Кораблев на детском празднике выпил большую бутылку лимонада, чтобы весить ровно 25 килограммов и получить приз. Вот так мы и назвали наше Детское книжное кафе – «25 кило».

Но мы никого не взвешивали – забыли. Просто кормили вкусностями и книжками. Угощали блинами с домашним вареньем от Карлсона, пробовали вафельные сердца из книги Марии Парр, ели печенья за чаепитием «Алисы в Стране Чудес», закусывали «лакричными пальчиками» миссис Корри из «Мэри Поппинс». Всё готовили сами накануне и ночью (лично я пекла с утра вафли).

Пили чай, кофе и тот самый лимонад Дениски. Присутствовал на столе и волшебный Самовар Даниила Хармса – но не чтобы разливать из него кипяток, а исключительно для общения.

На Ресторанный день пришло около ста человек: дети, родители, бабушки, знакомые студенты… Нам посоветовали новые рецепты и новые идеи. Все угощения смели до крошки!

В августе мы снова участвовали в Ресторанном дне: кафе «25 кило» представляло Голодные игры. Это значит, что еду нужно было заработать в разных испытаниях… но никто не ушел домой голодным!

__________________________________

Ирина Батуева,
заведующая сектором Детской библиотеки иностранной литературы

Думаю, многие из моих коллег согласятся с тем, что библиотека может быть и клубом, и местом для встреч, общения, отдыха и т. д., если контекстом для всей этой деятельности остается книга, текст. Конечно, мы не можем заставить читать тех, кто этого не хочет. Но сделать так, чтобы, находясь в пространстве книжной культуры, дети и подростки ощущали книгу как повод для радости, нам вполне по силам. Мне сложно судить, работают ли на «разворот» детей к чтению какие-то совсем уж «некнижные» мероприятия (в нашей библиотеке таких не проводится), но они тоже создают позитивную атмосферу библиотеки, а значит и библиотечных услуг. Если говорить о том, работает это или нет, то мне кажется, все, что связано с процессом воспитания, не может иметь мгновенного эффекта. Библиотекари, как и учителя, и родители, работают на перспективу.

Конкурс «Смотрю и перевожу»
В 2011 году в Детской библиотеке иностранной литературы был придуман проект «мастерской перевода», где ребенок 7-9 лет, не зная языка оригинальной иностранной книжки-картинки, исключительно по иллюстрациям пытался воссоздать историю. (Откровенно говоря, «мастерская перевода» была придумана, чтобы хоть как-то использовать красивейшие книжки-картинки на языках, которые редко изучают в школах, например, на голландском и шведском.)

Затем проект продолжил существование как конкурс «Смотрю и перевожу» в рамках международного фестиваля «Дни Европы». В сентябре 2013 года наша библиотека уже в третий раз приняла участие в этом фестивале и совместно с Датским институтом культуры и Генеральным консульством Швеции провела европейский литературный конкурс для школьников 9-11 лет.

Дети, не зная текста, писали сочинения-экспромты по мотивам датских и шведских книжек-картинок. Задание было очень трудным, многие книги не желали поддаваться мгновенной интерпретации. Однако ребята, благодаря своей фантазии и помощи Александры Орнфельт, ассистента из Датского института культуры, и Алины Грицковой, координатора по вопросам культуры и СМИ консульства Швеции, сумели создать очень остроумные «переводы». Победители были награждены на Европейской ярмарке, которая проходила в Аничковом дворце.

Осенью 2014 года мы снова планируем провести этот конкурс.

__________________________________

Юлия Шилина,
заведующая сектором массовой работы
Сланцевской центральной городской детской библиотеки

Конечно же, библиотека – это прежде всего территория чтения. А детская библиотека – это многогранный мир, в котором создается комфортная среда для любого читателя. Это место, где он учится взаимодействовать с окружающим миром. В отличие от развлекательных клубов мы не учим его танцевать, петь и т. д., а просто предлагаем условия для самореализации, в том числе и с помощью дискотеки в книжной среде. И мой опыт подтверждает, что это помогает развернуть маленьких посетителей к книге и чтению.

«Воробьиные» дискотеки
Мы считаем, что библиотека давно перестала быть библиотекой в самом строгом смысле этого слова, т. е. хранилищем книг. Тем более, библиотека маленького города. Она изменилась, и теперь сюда можно прийти надолго. Почитать с мамой и папой детскую книжку. Порассматривать ее. Вместе придумать историю. Поиграть с другими детьми. И поэтому танцевать здесь нужно обязательно! Танцуя, играя, развлекаясь вместе, дети разных возрастов создают свои образы. Создают свою сказку, свою историю. Сегодня с ними Пеппи Длинныйчулок, в следующую субботу – Мальвина и Буратино, потом могут быть Муми-тролли. А может быть, все отправятся в Хогвартс…

По субботам в нашей библиотеке проходят «воробьиные» дискотеки – «Топотушки». Мы заметили, что под музыку и в танце интересно читать стихи, играть, разыгрывать сказки. Особенный восторг у детей вызывает взрыв из шариков во время игры «Шарики-стишарики». Тут же малыши вспоминают известные строчки стихов Агнии Барто про Таню, которая громко плачет, и про Бычка, вздыхающего на ходу.

Возрастное ограничение для участников дискотеки – 10 лет. Для детей постарше это уже должно быть что-то другое с точки зрения игровой программы и музыки.

Музыку подбирают волонтеры-ведущие, учитывая тему и желания участников с прошлых дискотек. Танцы дети учат, повторяя движения за волонтерами, а на следующей дискотеке очень радуются, что могут уже танцевать самостоятельно. Баба Яга и Машенька водят хороводы под ремиксы популярных русских народных песен. Но любимым танцем малышей по-прежнему остается «Танец маленьких утят».

Выходя с дискотеки, дети идут выбирать с родителями книги, и даже если они пришли первый раз и еще не записаны в библиотеку, желание брать читать книги у них возникает неизменно. Мамы потом говорят воспитателям, а воспитатели – другим мамам, что такие дискотеки – с играми, танцами, волшебными героями, стихами и загадками – это элемент творческого развития ребенка. Вполне возможно. Главное, что в детской библиотеке дети чувствуют себя, как дома.

_________________________________

Ксения Карпенко,
главный библиотекарь отдела культурных программ
Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина

Современным читателям приходится непросто, когда они сталкиваются в книге с реалиями двухсотлетней давности. На мой взгляд, одна из задач детской библиотеки – облегчить детям восприятие классической литературы.

Один из способов, позволяющих это сделать, – погружение в эпоху. При этом школьница в джинсах превращается в барышню в пышном бальном платье и сама становится героиней той самой истории – так мир литературных героев, их переживания и поступки делаются более близкими и понятными. А полученный опыт позволит ей в будущем не чувствовать себя неуютно с книгой, в которой ей встретится множество непонятных вещей и событий. Пойдет наша героиня в библиотеку за новой книгой или нет – покажет время, но точно можно сказать, что ее отношение к книге изменится навсегда.

Литературные балы
В апреле 2014 года в большом зале старинного особняка, в котором располагается Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина, прошел литературный костюмированный бал, посвященный творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (юбиляра этого года).

Идея проводить балы появилась уже давно: к этому располагала и особая атмосфера 300 летнего петербургского особняка, и книги, позволившие много узнать о проведении балов, и, конечно же, интерес читателей библиотеки к этому событию.

Готовясь к празднику, мы изучали описания балов XIX века, традиции их проведения, учили танцы, читали про светские развлечения и принятые в то время манеры поведения.

Участниками стали старшеклассники – читатели нашей библиотеки и курсанты Нахимовского военно-морского училища, которые заранее подготовились к балу и познакомились с жизнью и культурой той эпохи.

Во время бала необходимо было не только показать свое умение исполнять старинные танцы (полонез, мазурку и галоп), но и хорошо знать творчество поэтов. В перерывах между танцами ведущая рассказывала о традициях проведения дворянских балов, о том, кого на них приглашали и как проходила подготовка, а гости бала принимали участие в литературных играх: разгадывали шарады, разыгрывали сцены из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», писали миниатюры, используя определенный набор архаизмов, вставляли пропущенные слова в стихотворение «Бородино» и пробовали свои силы в качестве поэтов в буриме.

Старинные танцы, прекрасные наряды, музыка и поэзия позволили ребятам лучше почувствовать время и атмосферу той эпохи, в которую жили поэты, что, несомненно, помогло им не только лучше понять творчество Пушкина и Лермонтова, но и, надеемся, полюбить его.

_________________________________

Мира Васюкова,
заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга

С моей точки зрения, детская библиотека никогда и не была просто хранилищем книг. Ее деятельность всегда складывалась из комплекса индивидуальной и массовой работы со всеми категориями читателей. Поверьте моему почти сорокалетнему опыту работы в детской библиотеке: как раньше, так и сейчас есть в нашей профессии люди творческие, энергичные, активные, а есть и другие. Есть библиотеки, в которые хочется приходить снова и снова, а встречаются и такие, первый визит в которые становится последним. Все зависит от конкретных людей.

Любопытно, что практически всегда из библиотек хотели сделать что-то другое – придумывали и создавали «центры чтения», центры какого-нибудь воспитания и т. д. и т. п. Как будто библиотека по сути своей не является центром чтения или эстетического и иного воспитания. Не так давно мне пришлось выступать на семинаре, посвященном роли библиотек в сохранении культурного наследия. Свое выступление я назвала так: «Не назвать ли нам кошку кошкой, или Чем мы привлекательны нашим партнерам». Главный вывод – мы привлекательны тем, что мы – Библиотека, что главное у нас – это книги и знание о них, умение с ними работать, что наша просветительская и образовательная деятельность основана на книгах. И не важно, на каких носителях книга, хотя в детских библиотеках, конечно, предпочтение отдается книге бумажной.

Детская библиотека по сути своей очень живой организм, отзывчивый на изменения в окружающем мире. Стало в стране проблемно с досуговыми учреждениями – библиотеки расширили сферу деятельности, появилась потребность в образовательных программах для родителей с маленькими детьми – библиотеки откликнулись. Но только все эти новшества должны быть не вместо основной деятельности, а вместе с ней, дополнительно. И книга должна оставаться главной в любых видах деятельности. Ведь основная наша цель – помочь ребенку вырасти культурным и образованным человеком, умеющим получать знания и, как бы пафосно это ни звучало, чувствовать и сочувствовать.

В условиях, когда современное школьное образование практически не ориентируется на книгу в процессе обучения и воспитания, роль детской библиотеки в продвижении книги и чтения вырастает невероятно. Сомнения не вызывает, что делать это нужно занимательно, увлекательно, интерактивно, разнообразно. Важно помнить, для чего и с какой целью, – тогда в библиотеке уместны и кружки, и театральные постановки, и концерты, и игры, и мастер-классы, и конкурсы, и балы.

Есть очень важный момент: когда ребенок и взрослый впервые попадают в детскую библиотеку, они должны увидеть и осознать, что возможности ее почти безграничны, но главное в ней – книжные сокровища. От нас зависит, поймут они это или нет. Еще от нас зависит, найдут они дорогу в детскую библиотеку или нет. А еще это зависит от общественного мнения – отношения в обществе к библиотекам. Долгие годы оно было, как минимум, снисходительным. Был период, когда нас привычно осуждали: мол, несовременные, плохо оснащенные, пассивные. А кто осуждал? Тот, кто обычно в библиотеки не ходит или ходил когда-то давно. Сейчас иногда просто дух захватывает, когда я читаю или узнаю о затеях многих и многих детских библиотек. Как правило, все это ради того, чтобы дети приходили в библиотеку и становились читателями.

Сказка из чемодана
Иногда мне задают вопрос: «Чего не хватает вашей библиотеке, что могло бы удивить и порадовать читателей и сотрудников?» Раньше я отвечала: «У нас, как в Греции, – все есть». А в какой-то момент поняла, чего нам не хватает на самом деле. Кукольного театра! Так в библиотеке появились первые куклы – персонажи народных сказок, потом львенок – символ нашей библиотеки, потом Дед Мороз…

Однажды Кукольный театр сказки устроил в нашей библиотеке огромную выставку под названием «Театр кукол – сотворение миров», на которой художники, режиссеры и актеры рассказали о создании кукольного спектакля, от замысла до воплощения. А посетители могли «общаться» с куклами, которые совсем недавно отыграли свои спектакли и словно забежали в библиотеку ненадолго, чтобы немного отдохнуть.

Следующую театральную радость подарил нам знаменитый кукольник, драматург и режиссер кукольного театра Николай Юрьевич Боровков. Он частый гость нашей библиотеки. Вместе с ним иногда появляются перед нашими читателями куклы, которых он сделал сам для своих спектаклей. В его руках они абсолютно живые.

                    

Когда в нашей библиотеке в прошлом году появился с новой идеей известный драматург и мой добрый приятель Андрей Зинчук, произошло то, к чему мы давно шли, – театральный кукольный проект «Сказки нашего города».

Суть этого проекта в том, чтобы показать ребятам не готовые спектакли, а процесс их создания, устроить своего рода игру в создание спектакля прямо на глазах у зрителей и с их непосредственным участием. К слову, зрителем может стать любой желающий, так как анонсы всех событий мы стараемся размещать максимально широко.

Все сказки нашего проекта связаны с Петербургом. Ведь наша библиотека – Детская библиотека истории и культуры Петербурга.

Автор первой сказки – «Сказка Ангела» – народный артист России Андрей Юрьевич Толубеев. Сама книга поступила в библиотеку за пару лет до этого. Волшебные персонажи сказки появились прямо в зале из большого волшебного чемодана. А началось все с традиционной гимнастики кукольников, которая в этот раз проходила вместе с маленькими зрителями. Затем перед глазами ребят предстал Земной шар и на нем – шведская крепость Ниеншанц, появились почти настоящие море и замок, ну и главные герои – кот Брут и мышонок Алексашка.

А потом зрители смогли поближе познакомиться со всеми героями и артистами. В конце всем достались подарки – книги от издательства «Детгиз». Следующей встречи с нетерпением ждут и зрители, и исполнители.

Материал подготовила Ника Максимова
Фото из архивов библиотек г. Санкт-Петербурга

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека .» (старшая группа)

 

Цель: Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создавать интерес к работе в библиотеке.

Задачи:

  • Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с игрой библиотека, активировать воображение на основе сказки.

  • формировать представления детей о библиотеки;

  • воспитывать правила культуры поведения в общественных местах;

  • развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера;

  • Активизировать словарный запас детей: библиотека, формуляр, читальный зал, абонемент; стеллаж.

 

Предварительная работа.

 

  • чтение сказок и рассказов по желанию детей из книжного уголка;

  • С. Жупанина «Я – библиотекарь»;

  • В. Берестова «Как хорошо уметь читать»;

  • выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений;

  • открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг;

  • викторины: по русским народным сказкам, по детским писателям;

  • рассматривание иллюстраций по известным произведениям;

  • анкета для родителей «Традиции семейного чтения»;

 

Подготовка к игре:

-формуляры; новые книги; каталог- указатель; вывеска; стеллажи для книг; телефон; ручка; стол; стулья.

 

Ход игры.

В гости к детям приходит Незнайка и просят у них помощи: «Нам дали ответственное задание провести праздник в цветочном городе. А где взять игры и рецепты для праздничного - стола мы не знаем. Помогите нам, пожалуйста»

- Ребята как помочь нашим гостям из цветочного города? Где можно взять игры для праздника и рецепты для праздничного стола? (В книгах, журналах).

Подвести к тому, что много различной информации можно почерпнуть из книг, а много книг хранится в библиотеках. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.

- Правильно, молодцы. У нас есть в группе мини-библиотека, мы вам сможем помочь найти нужные для вас книги.

Предложить детям поиграть в «Библиотеку».

Уточнить у детей, какие атрибуты нужны для игры, где лучше всего расположить читальный зал, стеллажи с книгами. Попросить детей обосновать свой ответ. Предложить собрать атрибуты и предметы-заместители.

Воспитатель:

- Мы словно попали в волшебное царство:

В нём тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Для того, чтобы играть в игру нам надо распределить роли.

Распределение ролей.

Предложить детям распределить роли с помощью загадок. В этом нам помогут наш гость.

( Незнайка )

Напомнить, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них читателям, посоветовать, что можно почитать. Поэтому ребёнок, на роль библиотекаря должен отвечать этим требованиям.

Незнайка:

1. Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!  (библиотека)

 

Воспитатель. Молодец Аня , ты будешь библиотекарем. Когда ребята выберут нужную им книгу, куда ты будешь их записывать? (формуляр или компьютерная картотека). Но ведь нам нужен еще библиотекарь в читальный зал.

Незнайка:

2. Таблетки и микстуру

Вам продаёт аптекарь,

Учебники и книги

Найдёт вам. (Библиотекарь)

- Молодец Вика ты будешь вторым библиотекарем.

Воспитатель.

3. Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты …(Читатель)

 

- Как называют посетителей библиотеки? (отв. дет.)

Кто хочет быть читателем ?

Незнайка. Я.

Воспитатель - А что они должны там делать (рассматривают книги, выбирают книги, журналы и т. д.)

- Добро пожаловать в абонемент

Наполнено царство таинственным светом,

Здесь спряталась где- то в тени тишина.

И слышно дыхание каждой страницы,

И можно услышать книг голоса…

Мы рады видеть вас.

У нас сегодня новое поступление книг.

Прошу пройдите к стеллажам.

Прошу познакомиться. (показывает книги и рекомендует их).

 

-Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки? (отв. детей)

-Молодцы, что знаете правила.

Дети выбирают книги.

- Лиза, тебе понравилась эта книга? (спрашивает библиотекарь)

- Гоша , а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу и вы сможете взять её домой для чтения (библиотекарь заполняет формуляр соответствующими знаками).

Аня (библиотекарь абонемента) спрашивает у Незнайки , какая книга ему нужна. Он ей говорит, что нужна книга с рецептами к праздничному столу и игры для праздника. Библиотекарь подыскивает нужные для гостя книги в компьютерной картотеки, и записывает их в формуляр (обозначающими знаками).

- Спасибо. ( Незнайка) .

Второй библиотекарь предлагает найти дополнительную информацию в газетах и журналах, которые находятся в читальном зале.

Воспитатель: Я приглашаю вас в читальный зал

В этом зале есть старые книги, а есть молодые.

Их все за всю жизнь невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому нужно их свято …. беречь.

Окончание игры. Раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям читального зала сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.

- Спасибо вам ребята. Мы нашли много интересной и полезной информации в вашей библиотеке и читальном зале. Теперь у нас получится настоящий праздник ( Незнайка ). – До свидания!

Уточнения педагога: Ребята, вам понравилось играть в библиотеку? а что понравилось больше всего? (ответы детей)


Библиотечный урок - игра "В поисках книжных сокровищ"

Интерактивный библиотечный урок - игра

«В поисках книжных сокровищ»

Цель урока: в игровой форме показать первоклассникам путь в школьную библиотеку и с помощью активных читателей – старшеклассников провести первую экскурсию по библиотеке

МАЛЬВИНА: заходит в класс.

Привет, ребята! Здравствуйте!

Мы с Буратино узнали, что в вашей школе спрятаны сказки и веселые истории и решили их найти. А еще мы узнали, что спрятаны они могут быть только в книжном хранилище за заветной дверью. Шли мы, шли и заблудились. Буратино куда-то делся… Может быть, вы мне поможете? Давайте вместе отправимся на поиски заветной двери!

Уважаемая учительница, разрешите вашим ученикам помочь мне и Буратино. Вы даже, можете отправиться с нами.

Спасибо.

Хочу вас предупредить: путь у нас неблизкий и нелегкий. Нужно запастись терпением, пословицами, песнями и смекалкой. Вперед!

СТАНЦИЯ «АЛФАВИТНО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ»

Посмотрите, какое странное название у этой станции. Зайдем?

Здравствуйте! Мы ищем какую–то заветную дверь, может даже с сокровищами.

СТ.СМОТРИТЕЛЬ: я знаю такую дверь и знаю, кто может показать дорогу к ней

МАЛЬВИНА: подскажите, пожалуйста.

СТ.СМОТРИТЕЛЬ: подскажу, только мне нужно знать: дети, которые с тобой пришли, умеют читать и считать?………

Тогда ответьте мне на несколько вопросов:

  1. Сколько букв в русском алфавите? () , а в украинском? ( )

  2. Назовите цифры на букву «Д» (2,12,9,19,90 и т.д.)

  3. Какие буквы выглядят так же, как и цифры 0 и 3 («О» и «З»)

Молодцы! Ищите станцию «Зоологическую», там вам подскажут, куда идти дальше.

СТАНЦИЯ «ЗООЛОГИЧЕСКАЯ»

КОШЕЧКА: (Наташа) Мяу, что вы ищите, дети?

(заветную дверь, за которой спрятаны сказки и истории)

Сама я не знаю, где эта дверь, но могу сказать, кто знает. Но вначале ответьте на мои вопросы:

  1. Назовите птиц на букву «С». (сорока, скворец, синица, сова)

  2. Назовите домашних животных на букву «К». (корова, кошка, кролик, коза)

  3. Расскажите стишок о какой-либо зверюшке.

Молодцы! Идите прямо. Ищите станцию «СМЕКАЛИСТУЮ»

СТАНЦИЯ «СМЕКАЛИСТАЯ»

МАТРЕШКА (из окошка): здравствуйте, дети. Куда идете? Что ищите? (отвечают)……

Знаю я дорогу, да не знаю, сможете ли вы пройти. Отгадайте мои загадки:

  1. Говорит она беззвучно,

Но понятно, а не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (КНИГА)

  1. Вам выражения знакомы,

Про первый блин, что вечно комом,

Про сор, что из избы несут,

Как их в народе все зовут? (ПОСЛОВИЦЫ)

  1. Хорошо, а сами-то вы знаете пословицы о книгах и о чтении?

……(отвечают)

Молодцы! Идите все время прямо: встретите «Веселушку» с баяном. Она вам и покажет заветную дверь.

СТАНЦИЯ «ВЕСЕЛАЯ - МУЗЫКАЛЬНАЯ»

ВЕСЕЛУШКА: Здравствуйте! Кто такие? Что ищите?(отвечают)……

Конечно, покажу. И ключик заветный от заветной дверцы дам. Только спойте со мной песенку: что-то грустно мне здесь одной. А мне грустить нельзя. Поможете?

(поют песню «Про Букварь»)

Молодцы! Долго думала я, кому ключик отдать. Вижу, заслужили вы его. Берите ключ и отдайте тому, кто первый на пути встретится.

(встречают библиотекаря)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, ребята! Я – заведующая школьной библиотекой, Ольга Петровна, а это – библиотекарь, Вера Александровна. Вы к нам в гости идете? Давно у нас посетителей не было. Перестали дети книжки читать, и поэтому, потерялся ключик от заветной дверцы. А найдет его тот, кто много читает, да много знает.

ДЕТИ: у нас ключ!

БИБЛИОТЕКАРЬ: так вот, кто спасет нашу библиотеку и откроет ее! Раз уж ключ у вас, значит, вы его заслужили.

БУРАТИНО: Ребята, меня подождите! Я с вами! Я тоже читать хочу. Я могу вам рассказать стихотворение-загадку:

Снаружи смотришь – дом, как дом

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины.

И Черномор, и князь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот том? Попробуй, отгадай.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно, заходи, Буратино, мы всем рады. Заходите, ребята!

Заходите, очень просим! В наш просторный книжный дом.

Заходите, очень просим, мы всегда, всегда вас ждём!

А знаете ли вы, что означает слово «БИБЛИОТЕКА»? правильно. А если быть точными, то «библио» в переводе с греческого языка означает «книга», а «тека» - хранилище, значит, библиотека – это хранилище книг.

МАЛЬВИНА:

Как-то раз возник вопрос,

да не в шутку, а всерьез:

книг так много издают,

где же все они живут?

Неужели дома нет?

Но словарь (конец печали!)

Дал на это нам ответ.

Со слов находчивого грека,

Есть дом у книг – библиотека!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Дети, вы видите, что книжечки не просто сложены на полу или на полках. Зачем-то, по всей библиотеке развешены картинки, надписи.

У каждой книжки, как и вас есть свой адрес. Адрес дается для того, чтобы легко и быстро можно было найти и человека, и книгу.

Представьте, что библиотека – это большой город, Библиоград. А эти шкафы с полками, называются стеллажами, которые и являются для книг улицами, домами и квартирами, потому что у каждой книги на полке есть свое определенное место.

МАТРЕШКА:

Книги здесь стоят рядами: полка к полке – посмотри!

Корешки пестрят цветами: красный, желтый, раз, два, три.

Все стоят по алфавиту: «А» - Астафьев, «Б» - Бажов,

Волков, Горький и Ершов.

Можешь ты домой их взять, только, чур, вернуть назад!

КОШЕЧКА:

У нас, в библиотеке, есть много разных книг.

Есть книги – «великаны», есть книги- «малыши»,

Они стоят в коробке, их рассмотреть спеши.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Для вашего возраста книги тоже находятся в определенном месте. Вот их «домик. И квартиры у них не под номерами, а с названиями: «сказки», «рассказы», «стихи».

Вы можете взять здесь книжку и почитать ее дома, но, прежде – библиотекарь должен записать такую книжку в документ, который называется «читательский формуляр». Почитаете книжку дома или в классе, не позже, чем через десять дней вернете книгу в библиотеку и библиотекарь сделает отметку в формуляре, что книга сдана. Такое место в библиотеке, где книжки дают на дом, называется «абонемент».

Но, чтобы быть хорошим читателем, недостаточно вовремя возвращать книги, нужно выполнять еще и правила бережного отношения к книге.

КНИГА:

Я — книга! Я — товарищ твой. Будь же бережным со мной!

Мой чистый вид всегда приятен, оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай — мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь — листая, пальцы не слюнявь.

Не забывай меня в саду — вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни. Где взял меня — туда верни!

Не загибай мои листы,а про закладку помнишь ты?!

Запомни! Я твой лучший друг, Но только не для грязных рук.

МАЛЬВИНА:

Запомните эти правила, ребята!

  • – берите книгу только чистыми руками;

  • – не перегибайте книгу: от этого выпадают страницы;

  • – не кладите в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет;

  • – не загибайте страницы – пользуйтесь закладкой;

  • – не читайте книгу во время еды.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Есть в каждой библиотеке комната, где хранятся книжки, которые нельзя брать домой. Эти книги находятся библиотеке в одном экземпляре, а читателям могут понадобиться каждый день, и не одному читателю, а всему классу, например. Вот эти книги: словари, различные справочники, энциклопедии. Об этих таинственных и всем нужных книгах мы поговорим с вами отдельно на другой встрече. А пока я хочу, чтобы вы запомнили, как называется такая комната. Она называется «Читальный зал». И название говорит о том, что он предназначен для чтения.

БУРАТИНО:

В читальном зале – тишина,

Она здесь каждому нужна.

Кому-то для зачётов,

Кому-то для отчётов.

Приятно думать в тишине,

Или слагать стихи в уме.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Рассаживайтесь по местам и сейчас мы вами поиграем. Скажите, вы уже умеете читать? А что вы любите читать? Если вы любите книги, вам обязательно понравится наша игра.

(Дети участвуют в викторине с использованием ИКТ.)

Вы просто молодцы, дети! Настоящие читатели. Теперь вы можете приходить в нашу школьную библиотеку, так как, у каждого из вас есть формуляр. Вы помните, это документ, куда записываются книги, которые захотите почитать дома.

Правила обращения с книгой, я надеюсь, тоже помните? Давайте повторим.

(Мальвина показывает таблички с правилами обращения с книгой и дети все вместе их повторяют)

Ну, на сегодня, наверное, достаточно. Понравилось вам наше путешествие?

А помогали вам в путешествии сказочные герои, они же – ученики 9 – го класса. Давайте поблагодарим их, ведь благодаря этим людям вы сегодня узнали очень много интересного. Правда?

До новых встреч.

Будем ждать вас в гости.

Использованный материал:

стихи, пословицы, загадки, викторины для младших школьников;

плакаты и таблицы, изготовленные читательским активом библиотеки.

Составила: заведующий библиотеки, Усович Ольга Петровна

Интерактивный библиотечный урок

для учащихся 1 - 2-х классов

Библиопутешествие

«В ПОИСКАХ ЗАВЕТНОЙ ДВЕРИ»

Составила: зав.библиотекой МОШ № 72 Усович О.П.

Провела: библиотекарь МОШ № 72 Черемисина В.А.

Библиотечный проект "Литературная квест-игра «Ночь в библиотеке»"

Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор

Жанлис Ф.

Введение

Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.

Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.

Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.

Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.

Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение такой глобальной проблемы. Именно эта причина и послужила поводом создания данной работы, которая является частью задуманного нами двухгодичного проекта по чтению.

Цели и задачи работы:

– сделать как можно больше наших учеников активными читателями, превратить чтение в привычку;
– способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
– приобщить наших лицеистов к чтению за счет формирования его нового имиджа.

Двухгодичный проект состоит из 5 частей:

1. Литературнаяквест – игра «Ночь в библиотеке» для 8-б класса.
2. «Школа рекламы книги» для лицеистов 7-9 классов.
3. Конкурс рисунков по любимой книге среди 5-7 классов.
4. Написание эссе, отзывов и аннотаций к прочитанным за лето книгам с 7-Б классом.
5. «Портфель читателя» для 5-6 классов.

Часть 1. Литературная квест – игра «Ночь в библиотеке»

«Квест» – это поиск приключений, путешествие, персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Литературный квест – это путешествие по жанрам литературы.
Работая над программой по привлечению к чтению наших лицеистов, я решила найти что-нибудь интересное и необычное. Поэтому не случайно пришла в голову идея проведения литературного конкурса именно в вечернее время. Практика проведения такого вида работы известна давно.

Основная часть.

А теперь расскажу более подробно о первой части нашего проекта: литературной квест-игре «Ночь в библиотеке», которая проходила в стенах лицея. Главными участниками были лицеисты 8-б класса. Были задействованы не только читальный зал библиотеки, но и три кабинета литературы, специально оформленные. «Ночь в библиотеке» — большое мероприятие, требующее основательной подготовки: продумывания и написания сценария, оформления библиотеки и других задействованных аудиторий с использованием компьютеров, аудио-, видеотехники, создания костюмов, подбора реквизита и много других важных вопросов, которые приходилось нам решать. Сначала мы составили план работы и назначили организаторов. Их получилось 4 человека (по количеству задуманных станций). Мы обговорили с участниками игры условия проведения конкурса. Им было дано задание заранее разбиться на команды и выбрать капитана. Кроме того, был составлен список литературы, которую ребята должны были прочитать заранее. Для тех, кто не мог в столь поздний час добраться до дома самостоятельно, был заказан автобус.

Организаторы искали материал для своей станции, обменивались идеями. Каждую станцию мы тщательно продумывали. Так как наш конкурс предполагал использование театральных сценок, нам пришлось привлечь ребят из 9-б и 7-б классов. Мы решили, что наше мероприятие будет костюмированным. Все выдерживалось в теме. Для ведущих станций были придуманы костюмы литературных героев. В конце мероприятия мы планировали провести конкурс на лучший костюм.

Мы долго работали над сценарием нашей квест-игры, несколько раз переделывая и дорабатывая его (Приложение 1).

Согласно сценарию, главная цель квест-игры – поиск «Послания к юному читателю XXI века» Н.В. Гоголя (Приложение 7), спрятанного в нашей библиотеке. Сначала все команды, получив маршрутные листы, должны были пройти по четырем станциям: «Русский фольклор», «Приключенческая литература», «Памятники литературным героям»,«Сказка за сказкой»и выдержать все испытания, показав свои знания по литературе. Также мы продумали призы и за правильные ответы решили давать жетоны с изображениями предметов, подходящих к теме станции. Ребята радовались, зарабатывая очки для своей команды.

Игра проходила с использованием слайдовых презентаций, которые оживили и разнообразили привычные для нас викторины. Так как мероприятие проводилось в вечернее время, то почти во всех помещениях был приглушен верхний свет, что создавало необычайную атмосферу таинственности. Команды с воодушевлением выполняли задания, активно отвечали на вопросы блиц-турнира, показывали широту своего кругозора, умение выходить из сложных ситуаций, и просто радоваться за себя и своих друзей.

Успешно пройдя все станции, команды встретились в библиотеке, где проходила заключительная часть квест-игры – конкурс капитанов. Капитанам команд было дано задание: используя зашифрованные ключи-подсказки, найти спрятанное в фонде «Послание к юному читателю XXI века» Н.В. Гоголя, в котором содержится призыв к чтению (Приложение 6). Это задание нам показалась самым увлекательным и интересным. Члены команд переживали за своих капитанов, стараясь им помочь. Капитаны работали дружно и без труда нашли «Послание».

Все ребята остались довольны и получили грамоты за участие в литературном конкурсе, а самые активные были награждены дополнительными подарками. Команде-победителю был вручен торт. Затем все участники игры сфотографировались на память.

Целых три с половиной часа мы были в библиотеке. День проведения мероприятия совпал с днем рождения одноклассницы, и, по окончании мероприятия, мы решили организовать чаепитие. Всем было очень весело. На нашем празднике присутствовали и некоторые родители. Сюрпризом от них был салют, устроенный для ребят. Он придал нашему вечеру торжественную законченность и еще больше поднял наше праздничное настроение.

На следующий день на классном часе мы обсудили нашу«Ночь в библиотеке». Каждому участнику была дана возможность высказать свое мнение по поводу квест-игры. Ребята поделились впечатлениями, отметили все плюсы и минусы игры. В целом, все остались довольны, и мы думаем, что этот праздник запомнится не только участникам викторины, нои всем, кто этим вечером пришел в библиотеку.

Теперь мы расскажем о каждой станции нашей квест – игры более подробно.

Мы попросили ведущих описать свою станцию, проанализировать свою работу и дать оценку работы членов команд.

Первая станция называлась «Памятники литературным героям» (Приложение 2, Презентация 2).

«К проведению этой станции мы основательно подготовились. Продумали оригинальное оформление кабинета, подготовили интересную презентацию и подходящий реквизит. Выбрали также и костюмы для ведущих. Для этого замечательную сказку «Бременские музыканты» мы переделали на современный лад, а ведущие в костюмах Русалочки и Барона Мюнхгаузена будут менеджерами этой музыкальной группы.

Самым интересным заданием было объяснение значений крыловских выражений. Командам предлагались фразы из басен Крылова. По истечении 30 секунд им необходимо было объяснить их значение. Мы пришли к выводу, что басни И.А. Крылова они знают хорошо.

Сложным оказался вопрос: «Кого из героев книг можно назвать баронами Мюнхгаузенами?». Ребята долго думали, но после наводящих вопросов вспоминали таких героев.

Нас удивило, что никто не смог назвать автора произведения «Барон Мюнхгаузен», хотя в списках литературы, которую необходимо прочитать это произведение было.

Каждому из упомянутых героев нашей литературной викторины был установлен памятник в одном или нескольких местах. С историей создания этих памятников мы познакомили ребят на нашей станции. Таким образом, мы не только проверили знания ребят по литературным произведениям, но рассказали им много нового и интересного.

Нас несколько огорчила скованность ребят. Они знали правильные ответы, но произносили их тихо и неуверенно.

Все команды набрали на станции много баллов. Две из них со всеми заданиями справились быстро, и у нас осталось свободное время. Ребята играли на гитарах».

Вторая станция называлась «Приключенческая литература» (Приложение 3, Презентация 1).

Эта станция была для ребят самой сложной, поэтому подготовка к проведению конкурсов и викторин на ней проходила достаточно долго. Но, несмотря на это, сам процесс был очень интересен. «Несколько раз нам приходилось все менять, потому что идей было много. Но, в итоге, мы пришли единому мнению. Викторина была составлена по таким произведениям, как «Остров сокровищ» Р.Л.Стивенсона, «Приключения Барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распе, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Дети капитана Гранта» Ж.Верна и «Три мушкетера» А.Дюма. Много вопросов было составлено и по любимой книге детства всех ребят – «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого.

Кстати, великолепное знание этой книги помогло одной из команд заработать рекордное количество очков и выйти в победители».

Ведущему этой станции подобрали великолепный костюм: тельняшку и шляпу пирата.

Станция «Приключенческая литература» отличалась своей необычной атрибутикой: на столе стоял загадочный сундук, необычной формы бутылка с морскими записками путешественников и мореплавателей, попугай, достающий задания из конвертов для участников игры.

Хочется отметить, что участники литературной игры работали коллективно, каждый имел возможность высказаться, предложить свой вариант ответа. Тем самым, ребята показали, как сплоченно и слаженно они умеют работать в команде, добиваться своей цели, несмотря ни на что, выходить из трудного положения, помогать другу, который оказался в затруднительном положении. В итоге, игра получилась интересной и познавательной.

Тихая мелодия прекрасно заполняла паузы, в то время, когда ребята размышляли над ответами на вопросы викторины.

Третья станция называлась «Плавание на корабле «Русский фольклор» (Приложение 4).

У ведущего был костюм соответствующей тематики: рубаха – косоворотка, подпоясанная ремнем.

«Ребята работали активно. Все вопросы викторины были составлены по русским пословицам, поговоркам и загадкам. Особенно активно ребята отвечали на загадки. Некоторые из них были простые, известные из раннего детства. Но попадались и довольно сложные, ответы на которые ребята не моги долго найти. Запомнилось, что многие не могли разгадать такую простую загадку, как «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка», потому что не все знали что такое «краюшка». А на загадку о волке «Из-под кустика хватыш» смог дать ответ только один из всех участников игры. Ребята никогда не слышали слова «хватыш». На фольклорной станции ребята пополнили свой багаж знаний новыми и интересными фактами».

Последняя станция называлась «Сказка за сказкой» (Приложение 5).

Ведущая была в костюме Красной Шапочки.

«Ребята работали активно. Иногда приходилось давать подсказки, которые мы придумали вместе с ребятами, помогавшими на станции. В этом проявился весь наш креатив: выстроить ассоциативный ряд, чтобы он привел к нужному понятию. Это была задача для головы, и мы успешно справились. А на блиц-вопросах с ограниченным временем ведущая подобно Тине Канделаки старалась говорить слова четко и быстро, чтобы команда не переспрашивала, теряя время. Все прошло на «отлично».

Надеюсь, ребята смогли закрепить полученные знания и открыть для себя что-то новое, повысить интерес к творчеству, чтению и литературе в целом.

Заключение

Итак, мы рассказали обо всех станциях, которые посетили ребята, участвуя в литературном конкурсе, о проделанной нами работе, о наших незабываемых впечатлениях. Безусловно, работая над этой частью нашего проекта, мы получили огромный опыт, обрели новые знания, узнали много интересной, увлекательной и полезной информации.

На наш взгляд, мы успешно выполнили свои задачи. Проведя литературное мероприятие такого рода, тем самым мы постарались повернуть лицо ребят от новомодных гаджетов к книге и чтению; заставили перечитать, прочитанное раньше и прочитать много нового и интересного; сделать из участников игры активных читателей, умеющих размышлять о прочитанном.

Мы постарались показать нашим читателям, что жизнь в библиотеке не замирает ни на минуту. Даже ночью книжное царство не спит, а его жители занимаются своими делами: общаются друг с другом, отправляются в путешествия.

Проанализировав нашу литературную квест-игру, мы выявили следующие плюсы и минусы:

Плюсы:

+ Узнали много нового. Все вопросы викторины были направлены не только на проверку знаний, но и на получение новой информации.
+ При подготовке к мероприятию прочитали много новых книг.
+ Вспомнили ранее изученное на уроках литературы
+ Провели много времени со своими друзьями, что способствовало еще большему сплочению нашего классного коллектива.
+ Воплотили в жизнь свою давнюю мечту: поучаствовать в каком-нибудь необычном лицейском мероприятии.
+ Еще раз напомнили ребятам о необходимости и важности чтения.

Минусы:

– Скованность и неуверенность некоторых членов команд. Ребята не с

Методическая копилка

Публикации 2015 года

IV квартал

Инфографика: новые возможности или пустая трата времени? Скачать

«Волшебный песок» в руках ребенка Или особая терапия в условиях библиотеки. Скачать

Поэтапное создание библиотечного блога. Часть 1. Скачать

Поэтапное создание библиотечного блога. Часть 2. Скачать

Виртуально экспонироваться. Скачать

Как делать буктрейлер. Скачать

Как сделать библиотечный блог полезным, интересным и привлекательным. Скачать

Рабочая программа внеурочной деятельности «История книги своими руками». Скачать

Сервисы для создания виртуальных книжных выставок и размещения их в блоге и на сайте. Скачать

Чтение детей и подростков в России: книги, библиотеки, Интернет. Скачать

Связь чтения с моделями образования. Скачать

Соцсети - инструмент педагога и библиотекаря. Скачать

III квартал

Библио-гейм: от читателя до волонтера. Скачать

Виртуальные экскурсии для детей. Скачать

Возьми домой корзину сказок. Организация летнего досуга взрослых и детей. Скачать

Музей в библиотеке: реальный и виртуальный. Скачать

Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето. Опыт организации досуга детей в каникулы. Скачать

100 форм работы по продвижению чтения, и не только. Скачать

100 форм работы по продвижению чтения, и не только - 2. Скачать

Приглашаем дошколят. Жизнь начинается с книги. Скачать

Родительское собрание по чтению. Скачать

Сервисы визуализации информации в деятельности библиотекаря. Скачать

II квартал

Аналогов нет!: О читательских марафонах Марины Волковой в Тольятти. Скачать

Художественная литература о детях войны (1941-1945 г.г.). Скачать

От года Культуры к году Литературы. Скачать

Мир как дело чести: Алан Александр Милн – писатель – фронтовик. Скачать

Кабачек О. В ожидании чуда. Скачать

Кое-что о «витамине роста», или родителям о детской поэзии абсурда. Скачать

Художественные образы девочек в современной детской литературе. Скачать

«Ужастики» в жизни детей младшего школьного возраста. Скачать

I квартал

Блог «Сельская библиотека» как эффективный способ продвижения в интернет-пространстве. Скачать

Формы и методы работы в год литературы Скачать

Книжная полка XXI век Скачать

Важность чтения Скачать

Можно ли привлечь подростка к чтению без Интернета? Скачать

Обновила. Настольные игры в библиотеку - как удалить игру из библиотеки - запись пользователя Анастасия (id1565221) в сообществе Настольные игры в категории обсуждения, вопросы

Обновление.

Девочки, пришли наши игры в библиотеку:


Нам всем большое спасибо 😁

Поскольку мое второе (а может и первое) большое хобби - это чтение, я завела аккаунт на платформе livelib. Это большая база данных, она же соцсеть, посвященная литературе. На livelib есть раздел "Помощь библиотекам", куда пишут библиотекари из маленьких городов и сел с просьбой о помощи в пополнении книжных фондов. Как правило, это библиотеки детские или общие.

Нужно сказать, раздел очень полезный, на просьбы библиотек откликаются охотно, высылая не только книги из домашних библиотек, но и заказывая новые.

Теперь ближе к делу. Одна из библиотек

www.livelib.ru/group/425/post/34532-provintsialnaya-biblioteka-prosit-pomoschi-krasnoyarskij-kraj-g-nazarovo

просит помочь с настольными играми. Я списалась с библиотекарем, Лариса ответила, что игры нужны для клуба и читального зала, особенно это все актуально на период школьных каникул. Игры могут быть на любой возраст. Я уточнила, готовы ли ведущие разобраться с правилами и объяснить их детям, и ответ получила утвердительный.

Хочется поддержать библиотеку и заказать для них несколько игр. Если кто-то готов присоединиться, будет замечательно. В этом случае напишите, пожалуйста, в комментариях или в личку о готовности поучаствовать.

UPD

Девочки, у нас уже очень хорошая сумма получилась. На сегодняшний день пришли суммы:

500 на телефон 13.06 в 10.20

200 на телефон 13.06. в 15.20

1000 на райффайзен 13.06 в 17.00

300 на райффайзен 13.06 в 19.30

400 на телефон 13.06 в 20.30

500 на тинькоф 13.06

400 на телефон 14.06 в 7.00

200 на телефон 14.06 в 10.15

Итого 3800 вместе с моими.

UPD 2

Заказала и оплатила игры


Спасибо участницам!

Современная библиотека: из настоящего в будущее

– Библиотека – это хранилище книг. Как-то сухо и однозначно, на правда ли? Библиотека – это царство информации и знаний, прибежище для одиноких и место встречи для друзей, место, где можно не только пополнить свой багаж знаний, но и интересно провести досуг, – рассуждает библиотекарь Молодежного отдела Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ксения Семкина. Давайте заглянем немного в прошлое. Раньше книги были не доступны для простого рабочего человека, книги были роскошью. Библиотеки были только в церквях или в богатых домах, литература в них была в основном специфическая. А сейчас? Открытые просторные залы, множество стеллажей с книгами, электронные залы с компьютерами, телевизоры, проекторы, акустическое оборудование для мероприятий. «Тишина должна быть в библиотеке!», – нет, нет, да услышишь эту полюбившуюся всем фразу. Но если раньше ее произносили часто и очень строго, сейчас ее произносят, разве, что в шутку. Да что говорить, сами библиотекари проводят веселые шумные мероприятия, выставляют колонки в окна и читают в микрофон произведения классиков.

Современная библиотека. Какая она? Мое представление о современной библиотеке складывается на основании увиденного в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, в которой я работаю, школьной при МОУ СОШ № 9, Челябинской областной юношеской библиотеке, Детской библиотеке им. Горького, которую посещаю с дочерью, а также на основании прочитанных статей в интернете и в журналах.


Для удержания имеющихся читателей и привлечения новых библиотеке приходится постоянно меняться, подстраиваться под изменения, происходящие в современном обществе. Сейчас у челябинской Пушкинки есть свой блог, сайт и странички в социальных сетях, помимо традиционных книг, библиотека позволяет читателям просматривать книги в электронном варианте, покупая для них доступ на таких торговых площадках, как «ЛитРес». В нашей библиотеке пока нет штрих-кодов на книгах и электронных считывателей информации, нет даже магнитных пластиковых читательских билетов, между тем, библиотека все же развивается. Совсем недавно был открыт «Молодежный отдел», поставлены аппараты с напитками и шоколадом. Есть место не только для отдыха и развлечений, но и для работы. В отделе открыт доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеки (НЭБ), пользоваться которыми вы можете как через стационарный компьютер, так и с помощью Wi-Fi.



В Красногвардейском районе культурной столицы нашей страны г. Санкт-Петербурга, расположена библиотека им Н.В. Гоголя. Вместо традиционного книгохранилища – библиотрансформер, где хорошо и хипстеру на фрилансе, и сообразительному пенсионеру, не испугавшемуся робототехники на книговыдаче. Кованые люстры и перила лестницы – все, что осталось от прежних красот. Теперь здесь есть конференц-зал, медиатека, арт-холл и зона ресепшн. Книжные клубы в отраслевом зале превращаются то в сцену, то в амфитеатр – как захочется, а у стеллажей на колесах бенефис, они выступают сразу в трех ролях: это одновременно книжные полки, рабочие места и перегородки, зонирующие пространство. В ней нет читального зала – посетители могут читать книгу в любом месте, например, на диванчике, встроенном в книжную полку, или на «холмах» зоны отдыха прямо на полу.

  





В одной из публичных библиотек Сингапура с успехом функционирует новый сервис – музыкальная студия Silent Studio (Тихая студия). В ней установлено оборудование, позволяющее минимизировать громкость звука и не беспокоить других посетителей библиотеки. Библиотечные пользователи могут приходить в студию со своими переносными музыкальными инструментами или пользоваться библиотечными.
Публичная библиотека в городе Шарлотт (Северная Каролина, США) организовала для подростков особую зону – Лофт (чердак), где молодежь может записывать музыку, создавать анимационное видео, играть в видеоигры и, конечно, читать книги и журналы. Туда имеют доступ только подростки от 12 до 18 лет и те библиотекари, которые их обслуживают. Лофт – это некое убежище, где нет ни родителей, ни учителей, и где подростки общаются между собой, шумят, разрисовывают маркерами стеклянные стены. В английских библиотеках молодежь привлекается к формированию единого библиотечного фонда. Молодые люди вместе с комплектаторами участвуют в отборе и приобретении художественной, отраслевой и учебной литературы. А что дальше? Что ждет библиотеки в будущем? Для любителей фантастики все видится таким образом: множество ячеек, в этих ячейках книги, посреди зала стоит огромный механический робот с бесчисленным количеством хватательных устройств. Читатели нажимают на кнопку запроса, и робот в мгновение ока преподносит ему необходимую книгу. Или, к примеру, библиотекари летают на аэродосках вдоль высоких стеллажей с книгами в поисках нужной книги, которая для удобства ярко подсвечена.
Ну это все шутки. А если серьезно, уже сейчас есть множество различных технологий, которые в дальнейшем найдут применение в библиотеке. Наверняка вместо читательских билетов, которые читатели забывают дома или просто не носят с собой, будет разработано специальное приложение для смартфона. Это было бы очень удобно. Помимо личной информации о читателе, там может содержаться информация о полученных на руки книгах, о сроках возврата. Могут приходить уведомления о предстоящих мероприятиях, с возможностью записи в режиме онлайн, о новых поступлениях, также могут проводиться опросы различной тематики. Чтобы взять в библиотеке книгу, можно пойти и найти ее, либо подождать, пока она найдет вас. Будущее за беспилотными летательными аппаратами, и так же как дроны Amazon доставляют товары покупателям, библиотеки смогут доставлять книги своим читателям. Библиотечные дроны – это даже не ближайшее будущее. Они уже существуют. Молодая австралийская компания Flirtey объединилась с сервисом проката книг Zookal для создания первой в мире системы доставки учебников. Эта система использует гексакоптеры – дроны с шестью винтами – для доставки заказанных учебников. Самое интересное, что дрон может найти вас по местоположению вашего смартфона, так что совсем необязательно сообщать свой конкретный адрес. Очень хорошая функция для работы с читателями, имеющими ограниченные возможности здоровья. Сейчас постоянно открываются бескнижные библиотеки, в которых невозможно найти ни одной печатной книги. Естественно, они не вытеснят традиционные библиотеки, так же как электронные книги не вытесняют печатные. У электронных книг свои недостатки. Мне кажется, в каждой электронной библиотеке должна быть возможность моментальной печати выбранной книги. Давайте отложим вопрос, кто будет за это платить. Самое главное, что в некоторых случаях пользу может принести только печатная книга. Книжная Эспрессо-машина действительно существует. Ее разработала компания Xerox, а продает On Demand Books. Пока вы ждете, она напечатает книгу в бумажном переплете со скоростью 150 страниц в минуту. Это устройство подключено к онлайн-каталогу из семи миллионов книг: среди них есть охраняемые авторским правом, а также открытые источники. Кроме того, на книжной Эспрессо-машине можно печатать книги, принесенные заказчиком. Современная тенденция увлечения молодежи «живой» книгой позволяет надеяться, что в будущем библиотеки станут еще популярнее, а государство с каждым годом будет все больше финансировать эту область культуры. Будьте с нами и помогите нам стать лучше и современнее, приходите в Молодежный отдел Центральной библиотеки им А. С. Пушкина, вход с ул. Свободы 60, тел. 264-64-21.
Ксения Семкина


Смотрите также