Как быстро играть гаммы на гитаре


Упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.

Автор текста – Молянов Павел



music-education.ru

Зачем изучать и играть гаммы на гитаре

Здравствуйте! В этой статье вы узнаете 10 причин, зачем гитаристу изучать и играть гаммы на гитаре. Если нет достаточно времени, вы можете сразу посмотреть видео в конце статьи, но я рекомендую вам прочитать материал, так как он намного полнее и с бОльшим количеством разъяснений, чем в видео.

Для начала, давайте дадим определение, что такое гамма.

Гамма – это последовательность, можно еще сказать по другому звукоряд, из нескольких нот (чаще всего семи) идущих друг за другом, сыгранная в восходящем и нисходящем порядке.

Кроме стандартных ладов (натуральный, гармонический, мелодический минор и мажор) есть множество других ладов и построенных в них гамм, например: пентатоника, арабская гамма, гамма кантри, блюзовый мажор и минор, цыганская гамма и.т.д.

Подробнее вы можете почитать и наглядно увидеть в удобном “Справочнике по ладам для гитариста”, который находится ЗДЕСЬ

В первую очередь, гаммы разучивают для развития техники игры, скорости исполнения пассажей и отработки различных приемов, таких как: легато, глассандо и пр. Но есть и другие причины, почему стоит учиться их играть, об этом ниже. А пока разберемся с небольшой классификацией гамм по виду и способу исполнения.

Гаммы бывают однооктавные, а также двух- и, даже, трехоктавные. Последние встречаются нечасто, но позволяют задействовать весь гриф и самые верхние позиции после 12 лада на первой струне.

Далее, гаммы делятся на те что играются в одной позиции, без перемещения левой руки по грифу, и на те, что играются со сменой позиций.

Также, гаммы бывают с игрой по открытым струнам и с игрой полностью в закрытых позициях (играем только по прижатым струнам).

Этого достаточно, чтобы понимать некоторые моменты в дальнейшем тексте, поэтому приступаем к остальным причинам, зачем и для чего гитаристу нужно изучать и играть гаммы.

1 Развитие мышц и повышение выносливости левой руки

Исполнение гамм - отличное упражнение для развития мышц, сухожилий пальцев левой руки и повышения их выносливости. Особенно хорошо прорабатываются эти моменты при исполнении гамм в очень медленном темпе и в очень быстром темпе.

2 Запоминание расположения нот на грифе гитары

Гаммы очень хороши для запоминания расположения нот на грифе гитары. Особенно после 5 лада. Для этого очень полезно проговаривать ноты одновременно с извлечением звуков при игре.

А еще лучше их пропевать. В этом случае вы ещё и активно развиваете свой музыкальный слух. В видео к этой статье есть демонстрация этого момента.

3 Отработка постановки левой и правой руки гитариста

Гаммы очень хорошие упражнения для отработки постановки рук.

В левой руке это сама постановка (округлость кисти, положение большого пальца на грифе и пр), точность постановки пальцев (пальцы прижимают струны непосредственно около порожка) и эргономичность постановки (каждый палец отвечает за свой лад).

В правой руке следует тоже соблюдать все основные рекомендации: играть около розетки (голосовика), сохранять округлость и положение запястья, следить за углом и силой атаки струн пальцами и пр.

За счет того что гамма быстро запоминается, вы можете сконцентрироваться только на задаче контроля сначала одной руки, потом другой руки, а потом и обеих рук одновременно.

Можно констатировать, что гаммы идеальны для работы над звукоизвлечением (чистота, сила звука, тембр) и отработки разных скоростей исполнения.

4 Синхронизация левой и правой руки гитариста

Здесь все просто. С помощью исполнения гаммы, вы быстро и эффективно учитесь извлекать звук правой рукой одновременно с постановкой пальца левой руки. Начинать, как обычно, следует с медленного темпа и постепенно его увеличивать.

5 Развитие чувства ритма и ровности игры на гитаре

Исполнение гамм под метроном отлично развивают чувство ритма и ровность игры. Про метроном будет еще отдельная статья и отдельное видео. А пока надо понимать, что если вы соедините эти две замечательные практики вместе, вы добьетесь куда больших результатов и за более короткое время.

Метроном можно использовать обычный механический, а можно скачать приложение для смартфона или ноутбука. Я перепробовал несколько десятков разных приложений для смартфона, и остановил свой выбор на “Metronom Beats Pro”. Очень удобный и точный метроном со множеством настроек.

Обращаю ваше внимание, что до того как использовать метроном, нужно полностью выучить гамму, запомнить, и отработать хорошо аппликатуры левой и правой руки. Потому что когда ваше внимание переключится на метроном, все это будет уже очень непросто контролировать.

Вообще, это одно из очень важных правил, учиться при игре на гитаре контролировать одномоментно только одну-две (лучше одну) задачи.

Для начала стоит научиться играть гамму ровно в варианте - один звук на один удар метронома. Далее, на 1 удар метронома - 2 звука (игра дуолями).

После этого нужно будет научиться играть гаммы триолями (3 звука на один удар метронома), квартолями (4 звука на 1 удар) и т.д. вплоть до септолей.

6 Изучение и запоминание основных ступеней лада

Играя гаммы, вы естественным путем запоминаете основные ступени лада в котором построена гамма. А от каждого звука гаммы можно построить свой аккорд, который будет родным для данной тональности и лада.

Вот, пример аккордов, построенных на основе популярного лада до-мажор:

В дальнейшем, в отдельном видео и в отдельной статье, я расскажу об отношениях между ступенями лада (гаммы) и как применять все это на практике.

7 Развитие аппликатурного мышления на гитаре

С помощью гамм, вы можете развить в себе, так называемое, аппликатурное мышление. Образно говоря, это умение видеть гриф гитары как взаимосвязанную систему нот, интервалов, аккордов в разных позициях.

Очень важное умение для гитариста. Фактически, при достаточной практике, вы можете дойти до такого состояния, когда будете чувствовать каждый звук (и созвучие), его расположение на грифе. Пальцы сами будут находить и обрабатывать нужные позиции. А это, кроме всего прочего, ключ, к первоклассной импровизации на гитаре.

8 Изучение звуков (нот) тональности и интервалов между ними

С помощью гамм вы быстро узнаете и запомните все основные звуки присущие данной тональности и расстояния (интервалы) между ними.

Пункт похож на уже рассмотренный 6-й. Но здесь мы делаем больше акцент и упор именно на запоминание интервалов.

Расстояние, между двумя ладами на грифе гитары - это минимальный интервал полутон (½ тона). Соответственно 2 лада образуют тон.

9 Гаммы отличный тренажер для развития навыков импровизации на гитаре

Изучая гаммы в разных тональностях и в разных ладах, вы создаете сильную базу для дальнейшей виртуозной импровизации.

Например, вы сможете делать импровизационное гитарное соло (или линию гармонии под мелодию) со стандартными интервалами, а можете с нестандартными и звучать это будет свежее и интереснее. Сможете легко при импровизации отклоняться в другие тональности и возвращаться в базовую и т.д.

10 Гаммы научат вас всегда чередовать пальцы при игре на гитаре

На мой взгляд, один из главных эффектов от игры гамм в том, что они быстро приучают вас постоянно чередовать пальцы при игре на гитаре пассажных техник и не только. Во всяком случае, из всех упражнений именно игра гамм на гитаре дала мне наибольший эффект для развития этого качества. А у меня были действительно реальные проблемы с этим)))

В общем, как вы видите, замечательных эффектов от исполнения гамм на гитаре много. Надеюсь, я убедил вас, что нужно работать в этом направлении.

В следующих статьях о гаммах, я расскажу подробнее, как играть разные гаммы и специальные упражнения на их основе. Спасибо за внимание и желаю вам больших творческих достижений!

Видео по этой статье:

guitarsolo.info

Гаммы для гитары (гаммы До-мажор, Ля-минор), на гитаре

Гаммы для гитары:

Сейчас мы будем разучивать гаммы для более эффективного развития пальцев левой руки, тем самым развивая технику вашей игры на гитаре. Для полного понимания упражнений вам нужно уметь читать табулатуру и знать азы нотной грамоты.

  • Первым упражнением является распространенная двух — октавная гамма До -мажор (в седьмой позиции). Где каждую ноту нужно проигрывать четыре раза:

 

  • Второе упражнение на гамму До-мажор: 

Проигрывая это упражнение стремитесь к плавному переходу с одной струны на следующую.

Понятное дело, что в самом начале вам трудно будут даваться эти переходы, но если не будете спешить, то очень скоро проигрывание гамм станет доставлять вам лишь одно удовольствие! 🙂

На табулатуре данные переходы показаны выделенными кружочками:

  • Третье упражнение: (в видео добавлено замедленное действие)

Своего рода продолжение гаммы До-мажор, где четыре ноты  в восходящем или нисходящем порядке.

  • Четвертое упражнение: (в видео добавлено замедленное действие)

Гамма До-мажор исполняется мелодическими терциями.

  • Пятое упражнение:

Гамма Ля-минор (в пятой позиции).

При проигрывании гамм кисть левой руки в идеале не должна «ходить» вправо -влево. Бегают только пальцы.

Если будете стабильно проигрывать данные гаммы, то уровень вашей игры вырастит словно на дрожжах! 🙂
Успешного обучения!

УПРАЖНЕНИЯ НА ГИТАРЕ! 

 nagitaru.ru! 

Актуальное для гитаристов:
  1. Упражнения для пальцев правой руки.
  2. Гамма
  3. Осваиваем квинт-аккорды! «Квинты»
  4. Вокальные упражнения – козырь в кармане любого вокалиста!
  5. Мажорные и минорные тональности

nagitaru.ru

Гаммы для гитары: как играть, аппликатура, примеры

Февраль 21st, 2014 Admin

Сегодняшняя статья будет посвящена упражнениям по игре на гитаре. Эти упражнения призваны повысить технику и скорость игры. В дальнейшем они помогут Вам играть сложные музыкальные пассажи. Подготовительные этапы мы уже прошли: изучили аккорды для гитары, тональности, разобрались с тем, что такое медиатор и как его правильно держать. Теперь пришло время объединить все эти знания и применить их на практике. Наша задача научиться играть гаммы на гитаре. Как эти гаммы записываются на нотном стане, и какие там присутствуют ключевые знаки я, надеюсь, Вы ознакомились. Если нет, то в этой статье представлен весь список гамм и их ключевые знаки. Я представлю аппликатуру нескольких гамм. Лучше всего играть их медиатором переменным штрихом (вниз-вверх-вниз-вверх). Так можно добиться чёткой и скоростной игры. Естественно начинать играть гаммы нужно в медленном темпе и желательно под метроном.

Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений Вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев.

Положение левой руки

Теперь посмотрим на аппликатуру конкретных гамм для гитары. Показан гитарный гриф также, как на обычных табулатурах. Для предельной ясности перечисляю струны сверху вниз: Ми[E]-Си[H]-Соль[G]-Ре[D]-Ля[A]-Ми[E]. Под грифом пронумерованы лады, а цифры в кружках обозначают номера пальцев, которыми следует зажимать струны. Можно также сказать, что это табулатуры гамм для гитары.

Гамма Соль Мажор

Гамма Соль Минор

Гамма До Мажор

Хотел бы вам показать ещё один вариант аппликатуры гаммы До Мажор.

Гамма До Минор

Гамма Ми Минор

Хочу уточнить, что играть гаммы ми минор и ми мажор на гитаре нужно с открытой шестой струны, так как это тоника – нота МИ (отмечено кружочком).

Гамма Ми Мажор

Гамма Ля Минор

Гамму нужно начинать играть с открытой 5-й струны. Именно поэтому название струны ля обведено в кружок.

Гамма Ля Мажор

Данная гамма также, как и предыдущая начинается с открытой 5-й струны.

Гамма Ре Минор

Гамма Ре Мажор

Гаммы Си Мажор

Гаммы Си Минор

Гамма Фа Мажор

В этой гамме необходимо играть ноты ля, ре, соль и ми на открытых струнах. Они отмечены кружками.

Гамма Фа Минор

В данном случае играются открытой 3-я струна (соль). Отмечено кружочком.

Итак, подведём итог. Мы ознакомились с аппликатурой основных гамм. Теперь Вам нужно усердно потренироваться, чтобы научиться хорошо их играть. Кстати, советую поиграть гаммы для гитары не только в разном темпе, но и разными длительностями, применить разные размеры. Это будет Ваша базовая основа для дальнейших интересных и разнообразных солирующих партий.

Если Вы хотите, чтобы на сайте были представлены аппликатуры каких-то других гамм – напишите это в комментариях.

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

Гаммы на гитаре. Гитаристам

Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий. Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.

В основе любой гаммы лежит лад - одно из важнейших понятий в музыкальной системе. Лад представляет собой ряд звуков, расположенных друг относительно друга на опеределенные интервалы. Наиболее распространенные семиступенные лады - мажорный и минорный.

В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:

б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм

и натурального минорного лада:

б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб

На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).

Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.

Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.

Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия. Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее. Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков.

Основным звуком аккорда является прима, а лада (гаммы) - тоника. Тоника - это не просто первый звук гаммы, - это первая ступень лада и опора лада, относительно которой строится всё остальное. Здесь можно привести аналогию с солнечной системой: тоника - солнце, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы - остальные звуки лада. Теория ладов на этом занятии не рассматривается, но вы можете познакомиться с ней в нашем теоретическом курсе.

Итак, мы можем сыграть мажорную гамму от ноты до на второй струне по белым тонам, а ля-минорную - по белым тонам от ля (на электрогитаре играть выше 12 лада не представляет особого труда). На этом моменте нужно остановиться и осмыслить его: зная зрительный шаблон расположения тонов мажорной гаммы, мы можем сыграть параллельную ему минорную гамму (находится на малую терцию ниже) с использованием этого же шаблона, добавив к нему два звука снизу, как показано на рис. 1. На этом как раз и основана игра гамм в боксах, когда запоминается не какое-то конкретное построение гаммы в конкретной позиции (как это приходится делать при игре на фортепиано), а в боксе – схеме-шаблоне для игры гаммы в пределах 5-7 ладов.

Чаще гаммы играются на нескольких струнах:

  • без изменения позиции:
    • в пределах одной позиции (четырёх соседних тонов)
    • в пределах одной расширенной позиции (пяти соседних тонов)
  • с изменение позиции:
    • небольшое смещение позиции в пределах бокса
    • за пределами бокса

Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.

Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.

Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.

Вариант 1:

  • Игра в одной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - больше справа
  • Используется три струны
  • На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить легко

Вариант 2а:

  • Игра происходит с коррекцией позиции при игре звуков 7 и 8. Можно сказать, что здесь происходит переход из позиции в расширенную позицию при игре звуков 7 и 8.
  • Расположение звуков относительно первого - слева
  • Используется четыре струны
  • На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить сложно

Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.

Вариант 3:

  • Игра в одной расширенной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - справа
  • Используется три струны
  • На двух струнах одинаковая комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить легко

Вариант 1 удобен при игре на бас-гитаре. В расширенной позиции будет очень непросто (или невозможно) сыграть гамму на широких ладах. Для игры варианта 3 требуется хорошая растяжка пальцев, но запомнить его проще из всех. Вариант 2а - самый сложный из всех: используется 4 струны, разные варианты расположения тонов на струнах, смена позиции для игры звуков 7 и 8 . При использовании вариантов 2а и 2б гамма с использованием всех струн в боксе получится короче по сравнению с вариантами 1 и 3.

Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.

При игре гамм крайне важно с самого начала использовать правильную аппликатуру. Если растяжка пальцев слабая, то постоянно хочется зажать струну более удобным пальцем и подменить им тот, что указан на аппликатуре. Играть в позиции с непривычки сложно и левая рука пытается перестроить позицию пальцев так, чтобы было удобно. Это приводит к ошибкам и запинкам в игре. Неэффективная аппликатура и нежелание работать над игрой в позиции является мощнейшим тормозом при игре на гитаре. Часто гитарист не может быстро и точно сыграть фразу или рифф не потому, что у него пальцы не двигаются, а потому, что не теми пальцами он играет или не освоил игру в позиции. В результате проходят месяцы и годы, а качественного улучшения нет. Заниматься игрой на гитаре всю жизнь - это прекрасно, но не уметь играть на ней ничего всю жизнь - это слишком неинтересно и скучно!

Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:

  • два звука рядом слева
  • два звука рядом справа
  • звуки через лад

Звуки через лад - большая секунда (б.2), звуки рядом - малая секунда (м.2)

Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д. При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть. Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.

При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:

играем в позиции через лад, два слева, два справа

Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:

сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком

Осознание второй формулировки будет на порядок медленее первой. Импровизация закончится, пока поймёшь, что нужно делать. Чем короче формулировка алгоритма, тем быстрее его можно претворить в действие. Отсюда структура натурального мажора ббмбббм, а не б.2+б.2+м.2 и тд. или ещё дольше - большая секунда плюс большая секунда плюс малая секунда и т.д. Логично предположить, что при прочих равных условиях программистам-оптимизаторам легче даётся игра на гитаре чем пользователям. Не всегда, потому что часто происходит оптимизация не в ту сторону и вместо простого и понятного получается сложное и корявое.

Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).


Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.

Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.

Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:

ббмбббм - мажор
бмббмбб - минор

Если от тоники сыграть интервалы б.2+б.2, то мы автоматически выходим в мажор, если сыграть интервалы б.2+м.2, то выходим в минор. На практике часто игра происходит в параллельных тональностях - натуральном мажоре и гармоническом миноре (седьмая ступень повышена на полутон). В этом случае гаммы будут отличаться только строением одного блока (рис. 4).

Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.

Если сравнить построение этих гамм по схемам вариантов 1 и 2, то такой наглядности мы не увидим. Наглядность - это преимущество схемы варианта 3.

Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.

Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.

Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.

Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.

Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.

Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.

Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).

Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.

Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).

Рис. 6. Смена позиции на тонике.

Рис. 7. Смена позиции на квинте.

Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны. Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах. Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.

Логично выбрать самый понятный вариант 3.

Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.

И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них. В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс – это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры. То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.

Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:

  • голубым - соседние тоны через лад
  • розовым - соседние тоны слева
  • серым - соседние тоны справа

Короче, через лад, слева и справа. Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:

Гамма вверх - 2 через лад, 2 слева, 1 справа, 1 через лад.

Гамма вниз - 2 через лад, 2 справа, 2 слева

Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!

Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре. Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”. Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры. Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.

Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.

Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.

От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.

Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.

Рис. 10. Оптимизация боксов.

Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.

Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.

Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.

Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).

Рис. 11. Минорная пентатоника.

Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.

Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.


Рис. 12. Позиции пентатоники.

Всего получилось 10 разных позиций (позиция от первой струны совпадает с шестой и не учитывается). После сравнения видим, что левосторонние и правосторонние позиции находятся в октавной зависимости, и всего получается 5 разных позиций минорной пентатоники. Также можно выделить относительное расположение звуков пентатоники на струне - через лад или через два лада. Они образуют блоки, что можно использовать для простого запоминания позиций: при игре правосторонних боксов вверх, после струны тоники играется 3 через лад, а вниз - 3 через лад после одного через два лада.

В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).

Рис. 13. Октавные диагонали.

На практике всё несколько сложнее и фразы, основанные на гаммах, не обязательно играются от тоники и заканчиваются на ней. Если сольная партия основывается на обыгрывании аккордов, то в качестве дополнительных ориентиров выступают аккордовые звуки - звуки, которые входят в звучащий в данный момент времени аккорд. Какой аккорд играть сначала, а какие после него? Об этом мы узнаем на следующем занятии, где будут рассмотрены гармонические обороты - связанные последовательности аккордов. Успехов!

Александр Страшко
[email protected]
16.01.15

www.studio.starport.ru

Зачем гитаристам гаммы?

Этот вопрос задает мне практически каждый ученик на первоначальном уровне обучения. За свой десятилетний стаж работы я давал разрозненные ответы, которые в той или иной степени убеждали в необходимости этого вида музицирования. В этой статье я постарался собрать ответы на самые популярные вопросы, а также хотел поделиться своим преподавательским опытом на данном этапе.

Исполнение гамм считается необходимым условием обучения на любом музыкальном инструменте. На чем бы вы не учились, вы рано или поздно столкнетесь с необходимостью играть гаммы. Гитара конечно же не исключение, для нашего инструмента тоже существуют различные варианты исполнения гамм: одноктавные, двух-, трёхоктавные. Существует множество редакций гамм: А. Сеговии, М. Каркасси, П. Роча, Р.Зорькина, И.Кузнецова и др. Они сильно отличаются друг от друга в выборе аппликатуры.


Что такое гамма?

Как известно гамма это восходящие или нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав. Как правило педагоги начинают давать гаммы уже на ранних этапах обучения развивая тем самым у учеников беглость пальцев, силу звука и отрабатывая различные приемы звукоизвлечения. Мои ученики также начинают осваивать игру гамм в течение первого года обучения. Работа над гаммами решает целый комплекс исполнительских задач: развитие мелкой моторики, чувства ритма, работа над динамическими оттенками, также штрихами и т.д. На начальном этапе обучения гаммы рекомендуется играть в одну октаву. В середине первого-втором года обучения можно вводить несложные гаммы на две октавы. С трехоктавными гаммами, по моему опыту, справляются ученики на третьем-четвертом году обучения.


Как правильно играть гаммы?

Гамма должна быть исполнена в довольно подвижном темпе ровными длительностями, но в то же время гаммы можно играть различными ритмами: пунктиром, триолями, синкопами, шестнадцатыми, квинтолями. И те и другие способы игры гамм направлены на совершенствование технической базы исполнителя. Гаммы можно играть в интервал. В основном играют гаммы терциями, секстами или октавами. Умение играть гамму параллельными интервалами-очень важный навык для исполнителя. Такого рода сложности встречаются в большом количестве произведений любых стилей.

При разучивании гамм мы неизбежно столкнемся с игрой на разных струнах. Переходы со струны на струну могут выпадать на разные пальцы правой руки. У начинающих, при игре чередованием пальцев в правой руке, зачастую переходы со струны на струну могут вызывать трудности. При внимательном и контролируемом проигрывании гамм эти вопросы со временем решаются. Гамму стоит играть чередованием пальцев с аппликатурой: i,m или m,i. Возможен вариант также: m,a и a,m. И даже возможен вариант: p,i, который на первый взгляд может показаться экзотическим, но в музыкальной практике владение такой техникой игры часто является необходимой. Для развития скоростной техники можно и нужно пробовать аппликатуру: a,m,i. От себя могу добавить, что подобной аппликатурной формулой не стоит злоупотреблять. Освоив новую формулу есть соблазн играть ею абсолютно все пассажи, тогда как довольно часто обычные среднетемповые пассажи можно с лёгкостью сыграть традиционным способом.


Нужно ли играть гаммы под метроном?

Игра под метроном это базовый этап для достижения ровности исполнения гамм. Я рекомендую играть под метроном с раннего этапа работы выставляя медленный темп и постепенно ускоряя его. Как показывает практика игра со счётом вслух результативна в сочетании с метрономом.


Можно ли играть этюды вместо гамм?

Существует распространенное мнение среди музыкантов, что игру гамм можно заменить проигрыванием этюдов, в которых встречаются гаммообразные пассажи. Это мнение не лишено смысла. Каждый этюд написан для отрабатывания того или иного вида техники, в том числе и техники исполнения всевозможных пассажей. Хорошо написанный этюд также может служить для достижения нескольких технических задач. Можно взять для примера этюд 1 М. Каркасси из цикла 25 этюдов оп. 60.

М.Каркасси этюд 1 оп.60 такты 13-14

М.Каркасси этюд 1 оп.60 такты 37-40.

В представленных примерах видно, что здесь обыгрывается гамма ля-минор, а также гамма до-мажор. Помимо этого есть фрагмент с арпеджио.

М.Каркасси этюд 1 оп. 60 такты 29-36

Для наибольшей эффективности работу над этюдами нужно совмещать с проигрыванием гамм. Обычно на технических зачётах в музыкальных школах требуется исполнить гамму и один или два этюда, технический зачёт устраивается с переодичностью два раза в год. Эту практику могут взять на заметку гитаристы, которые учатся самостоятельно или у частного педагога.


Что даёт исполнителю работа над гаммами?

Игра гамм знакомит, а также учит свободно владеть всеми тональностями. Для гитариста это весьма важно, потому что практически нет музыки написанной для гитары в "трудных тональностях" с большим количеством знаков при ключе. Такие тональности как скажем ре-бемоль мажор или ми-бемоль минор являются в гитарной практике малоупотребительными. Если это только не аккомпанемент к песне, где гитарист играет посредством каподастра. Как известно существует 24 тональности, за каждой из которой закреплён свой порядок знаков при ключе: диезов или бемолей. Выучить такой большой объем информации зачастую непросто, но с постепенным освоением гамм это всё-таки возможно.

На гаммах хорошо отрабатывать смену позиций-перемещение руки вдоль грифа. Позиционная смена всегда представляет собой техническую трудность, особенно если речь заходит об игре за 12 ладом. Необходимо, чтобы большой палец левой руки запоминал положение на грифе и при каждой смене позиции непременно возвращался на то же место. Достигается это многократными повторениями.

Проигрывание гамм помогает привыкнуть к новому незнакомому ранее инструменту. Не секрет, что все инструменты отличаются друг от друга. Когда вы берете в руки новую гитару и проигрываете на ней гаммы, вы привыкаете к определенной толщине грифа и высоте струн.


Как добавить мотивации если гаммы играть скучно?

Гаммы играть намного интереснее, если ставить определенные задачи, например, играть с динамикой. При восходящем движении играть крещендо, а при нисходящем диминуэндо. Также возможны любые другие динамические комбинации. А также возможна игра с абсолютной динамической ровностью во всех регистрах под метроном. Гамму также не стоит играть без внимания и контроля, так сказать "без головы". Надо их играть осознанно. Нужно следить за синхронными действиями обеих рук.


Какие разновидности гамм существуют?

В исполнительской практике принято играть мажор натуральный. Но ещё существует гармонический вид мажора, в котором понижается VI ступень и мелодический вид, в котором при восходящем движении играется натуральный мажор, а в нисходящем движении понижаются VII и VI ступени. Минор же играют в основном только мелодический, в котором при восходящем движении повышаются VI и VII ступени, а при нисходящем движении играется натуральный вид минора. Существуют также другие разновидности минора: натуральный и гармонический, в котором повышается VII ступень. Коснемся этой темы ещё немного глубже и скажем, что существуют ещё и старинные церковные лады: ионийский, лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, эолийский, локрийский. Ионийский соответствует обычной мажорной гамме. Лидийский соответствует мажорной гамме с повышенной IV ступенью. Миксолидийский соответствует мажорной гамме с пониженной VII ступенью. Дорийский соответствует натуральной минорной гамме с повышенной VI ступенью. Фригийский соответствует натуральной минорной гамме с пониженной II ступенью. Эолийский соответствует натуральной минорной гамме. Локрийский соответствует минорной гамме с пониженной II и V ступенями.


Если гаммы играть сложно, то существуют ли какие-нибудь упражнения для подготовки пальцев?

Перед освоением гамм можно поиграть некоторые упражнения А. Иванова-Крамского, Э. Пухоля, А. Карлеваро, которые подготавливают пальцы к растяжкам и смене позиции.

А.Карлеваро упражнение.

Э.Пухоль упражнение 57.

Э.Пухоль упражнение 105

А. Иванов-Крамской упражнение

guitarsolo.info

Как играть быстрее, часть 4. Как повысить скорость игры на гитаре.


&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Rig Raizon
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 02 ноября 2011 г.

Так как же играть быстрее? Надеюсь, вы поняли, что легкого пути, ведущего к скорости нет. Но есть путь, который поможет вам избежать зря потраченного на бесполезные занятия времени. Возможно, вы уже играете довольно быстро и даже способны на некое подобие шред-запила в минорной пентатонике. Тогда воспользуйтесь советом Майкла Энжело. Сыграйте как можно быстрее какой-нибудь пассаж. Что угодно, только не из того, что вы обычно играете. Сыграли? Отлично! А теперь попробуйте сыграть то же самое, только медленно. Что вы говорите? Это была импровизация, спонтанная игра? Но зачем же играть что-то даже не имея представления, что именно вы играете? Зачем играть что-то быстро, если вы не способны сыграть это медленно? Такой подход не ведет к профессионализму. Вы должны контролировать свою игру, ведь никто другой за вас этого не сделает. А потому, единственный путь, ведущий к скорости – это полный контроль над вашими действиями, который можно осуществить только на малых УВМ! Да, да, как бы парадоксально это не звучало, но чтобы играть быстро, надо играть медленно! Всегда помните об этом!

А теперь разминка. Как вы уже, надеюсь, уяснили, она является неотъемлемой частью ежедневных занятий. И первое упражнение будет направлено на растяжку пальцев. Играйте без метронома. Основной акцент делайте на то, куда вы ставите пальцы, и как вы это делаете. Каждая нота должна звучать отчетливо, пальцы должны соприкасаться с грифом прямо за металлическим ладом – ни на нем, ни перед ним. Если упражнение дается тяжело – попробуйте сместиться на один-два лада вверх, если упражнение не является проблемой – начинайте играть его одним ладом ниже. И так до тех пор, пока не дойдете до нижнего порожка.

Guitar Pro

Следующее упражнение направленно на развитие независимости пальцев. Не самое сложное, надо сказать. В следующем уроке я уделю этой теме особое внимание, а пока просто постарайтесь не сбиться.

Guitar Pro

Лучшими упражнениями на развитие скорости являются гаммы и гаммообразные фигурации. В этом уроке я покажу некоторые из них, а также расскажу о принципах их построения, для того чтобы в будущем вы смогли сами придумывать себе упражнения.

Итак, гаммы. Если вы не хотите вдаваться в длинные определения, то и не надо. Для нас гаммы будут просто упражнениями. Но все же пару слов о них стоит сказать. Нота, с которой начинается гамма, называется тоникой. По тонике определяется тональность гаммы. Если, например, вы играете в миноре, и нота, с которой начинается гамма в которой вы играете – ля диез, то вы играете в ля диез миноре :) Гаммы на гитаре представляют собой боксы, которые можно двигать вдоль грифа, при этом, само собой меняется тональность гаммы. А теперь пара гамм, которые я советую вам вызубрить и играть двадцать пять часов в сутки, восемь дней в неделю.

Первая гамма – до мажор. Перед вами все ноты этой гаммы от первого до двенадцатого лада. Дальше, как вы знаете, картина в точности повторяется. В конечном итоге, профессиональный гитарист именно так и видит гриф – совокупностью нот той гаммы, в которой он играет. Ему уже практически не нужны опорный точки – он видит всю картину целиком и может играть в любой позиции. Мы же пока ограничимся только седьмой, она обведена в красный квадрат. Начинайте играть с ноты до, не забывая отсчитывать ногой сильную долю. В результате вы должны сыграть что-то вроде этого:

C-D-E-F---G-A-B-C---D-E-F-G---A-B-C-D---C-B-A-G---F-E-D-C---B-A-G-F---E-D-C-B. После этого гамму можно повторить и не один раз.

Аудио (100 УВМ)

Следующая гамма – ля минор. Как вы видите, ноты на тех же местах, что и в до мажоре, только тоника другая. Но не забывайте, что гамму можно передвигать вдоль грифа, изменяя при этом ее тональность.

Аудио (100 УВМ)

А теперь пару слов о гаммообразных фигурациях или секвенциях. Секвенция – это мелодическая фраза, повторяющаяся в неизменном виде, но начинающаяся с разных ступеней гаммы. Возьмем, к примеру, ля минор и выберем следующую фразу: A-B-C-D. Это первая, вторая, третья и четвертая ступени. Если теперь повторить эту фразу на других ступенях гаммы, то получиться следующая секвенция: A-B-C-D---B-C-D-E---C-D-E-F---D-E-F-G---E-F-G-A---F-G-A-B и т.д. Когда дойдете до ноты до, играйте в обратную сторону: C-B-A-G---B-A-G-F---A-G-F-E и т.д. Это потрясающая вещь, которую просто нельзя обходить стороной.

Аудио (100 УВМ)

И напоследок хочется сказать, что не стоит ограничивать себя игрой в одной позиции, играйте в разных. Перед вами фа-мажорная гамма. Попробуйте сделать следующее. Начните играть с ноты фа на первом ладу шестой струны, затем соль, ля и си-бемоль (Bb). После этого спуститесь на пятую и сыграйте до, ре, ми и фа. Затем на четвертой соль, ля, си-бемоль и до. После этого на третьей ре, ми, фа. На второй соль, ля, си-бемоль. И, наконец, на первой до, ре, ми и фа (на тринадцатом ладу).

Аудио (100 УВМ)

На этом, пожалуй, пришло время остановиться. Я рассказал о переменном штрихе, все что хотел. Теперь дело за вами. Не забывайте, что лучше уделять гитаре по часу ежедневно, чем восемь часов раз в неделю. До встречи в следующем уроке, посвященном легатной технике.

guitar.ru

Обучение гитаре с нуля: Минорная гамма

В этой статье мы продолжим рассматривать наиболее популярные гаммы, на этот раз – это будет натуральный и гармонический минор.

Натуральный минор

Натуральный минор, один из наиболее распространенных мелодических ладов. Но, не смотря на распространенность и популярность, он не так прост, как пентатоника или хроматика о которых подробно мы говорили в статье: Обучение гитаре с нуля: хроматика в пентатонике, для его изучения потребуется время и достаточная усидчивость.

На схеме ниже мы приведем аппликатуру первой позиции минорной гамы в тональности ля:

Черным отмечена тоника данной гамы, арабские цифры как обычно отмечают номера пальцев левой руки, а римские цифры внизу схемы — номера ладов.

Как вы видите, данная гамма является достаточно сложной для освоения. Для начала попробуйте сыграть простые восходящие и нисходящие пассажи, что б сориентироваться в гамме и почувствовать ее тактильно. Только хорошо разучив эту позицию можно переходить к следующей.

Как вы видите, на схеме выше представлена вторая позиция ля-минорной гаммы, она так же достаточно сложная и требует время на освоение.

В третьей позиции вам понадобится хорошая растяжка у пальцев, используйте ее так же как возможность развития левой руки.

Четвертая позиция, достаточно простая, однако не следует спешить, уделите ей достаточно времени.


Если вы уже разучили первые четыре позиции, то с пятой у вас не должно возникнуть никаких проблем, однако обратите внимание на то, что она находится в районе 12-ого лада и понадобится достаточная аккуратность для чистого исполнения.

Оборотите внимание на то, что шестая позиция находится в начале грифа.

Гармонический минор

Ознакомившись с натуральным минором, можно перейти к еще одной его вариации – гармоническому минору.

Позиции гармонического минора, схожи с позициями натурального. Поэтому с их освоением не должно возникнуть проблем. Ниже мы приведем их аппликатуры в тональности ля.

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Черными кружками на данной схеме отмечены основные ноты гаммы, а кружками со звездочкой тоники.

Как мы видим основным отличием гармонического минора является повышенная седьмая ступень, сделано это для того что бы разрешение неустоя в устой было наиболее незаметно. А вот почитать о дополнительных ступенях в других гаммах вы можете в статье: Обучение гитаре с нуля: дополнительные ступени минорной пентатоники

Данная гамма одна из наиболее распространенных, в современной музыке, и выучить ее нужно в обязательном порядке. Однако что б это было не скучно, давайте немного усложним восходящие и нисходящие пассажи.

Разучиваем гамму гармонического минора

Пример 1

Данный пример основан на нисходящем и восходящем движении в гамме, однако от обычных пассажей его отличает джазовое звучание, в такой манере можно играть в любой позиции гаммы.

Пример 2

Данный пример так же основан на нисходящих и восходящих движениях, однако он сложнее первого и имеет ярко выраженный джазовый окрас, играться так же может во всех позициях.

Лики гармонического минора

Однако разобравший с упражнениями и хорошо освоившись в позициях, хотелось бы вынести из гаммы и что-то полезное для импровизации. Сделать это более чем возможно. Ниже мы приведем несколько примеров в джазовой стилистике, с указанными аккордовыми последовательностями.  А подробнее узнать, о том что такое гитарные лики, можно из статьи: Обучение гитаре с нуля: Guitar Licks

Пример 1

Данная мелодическая линия, за счет аккорда Ам7, в начале звучит достаточно напряженно, но переходя к Соль мажору разрешается.
Играйте данный пример сначала под метроном в медленном ритме, после чего можно добавить аккомпанемент и увеличить скорость.

Пример 2

Данный лик в первую очередь отличается достаточно сложными аккордами для начинающих и не самым популярным использованием гармонического минора. Однако немного разобравший с аккомпанементом, в вашем арсенале может появиться достаточно интересная фраза, которой можно украсить не только джазовую импровизацию.

Пример 3

Простой лик, как в плане мелодической линии так и аккомпанемента, однако при этом достаточно интересно звучит, что лишний раз говорит о том, что все гениальное просто.

Заключение

Гармонический минор действительно великолепная гамма, при его помощи можно не только играть джаз, но и популярную музыку, в чем вы сами можете убедится, посмотрев данное видео.

gtars.ru

Игра гамм на гитаре 🎶 Теория гитары! Советы новичкам! Примеры!

Добрый день. Сегодня опять про надоедливую теорию поговорим. 

И затронем такие понятия как гаммы и игра гамм на гитаре ! Но начнем мы с такого понятия в музыке как лад! По науке лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). Каждый лад имеет самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные. Это нота, вокруг которой строится музыкальное произведение, обычно с нее начинается и заканчивается песня. Называется она тоникой лада (не путать с тоникой аккорда). Звуки, отстоящие от тоники на интервал терции и квинты, относительно устойчивы. Вместе эти три звука образуют тоническое трезвучие! Остальные звуки лада неустойчивы.

По виду тонического трезвучия и высоте основного тона определяют тональность музыкального произведения.

Что же такое тональность? Мы частенько слышим такие термины как «до мажор», «ля минор». И на вопрос, что же такое минор и мажор, ответим примерно так: «Мажор — это веселая, светлая музыка, а минор — грустная, трагическая, траурная». Но не всегда! Представьте себе русскую народную песню: «Степь да степь кругом, путь далек, лежит, в той степи глухой замерзал ямщик». Далеко не веселая песня, однако написана в мажоре! Или известная песня Тухманова: «Мой адрес — Советский Союз» — достаточно оптимистичная песня, а написана в миноре. В забугорной музыке яркими примерами являются — негритянские блюзы: часто трагические по содержанию, они очень редко исполняются в миноре.

Повторюсь по высоте основного тона и виду тонического трезвучия определяют тональность музыкального произведения. Например, основной тон — ФА и тоническое трезвучие — мажорное, следовательно, тональность — фа мажор (сокращенно Fdur). Или основной тон — СИ, тоническое трезвучие — минорное, тональность — си минор (Bmoll).

Мажор и минор относятся к понятию лада. Если сыграть все звуки лада от тоники до ее октавного повторения, то получится гамма! Обычно гамма и лад — это синонимы.

Лады могут состоять из разного количества звуков: пять (пентатоника), шесть (целотонный), семь (мажор, минор), двенадцать (хроматический). Количество ладов огромно, но для начала мы рассмотрим мажор и минор! А также рассмотрим игру гамм на гитаре.

1. Мажор

Тоническое трезвучие — мажорное, состоит из семи звуков. Строение натурального мажора, допустим до-мажор, таково:

Лад имеет радостное, светлое звучание. Кружком отмечена тоника лада. Поиграйте и послушайте звучание мажора.

2. Минор

Тоническое трезвучие — минорное, состоит из семи звуков. Строение натурального ля-минора таково:

Заметим, что в этих гаммах одни и те же звуки, отличаются только точки отсчета — разные тоники. Говорят что гаммы в данном случае — параллельные. Тоника мажорной гаммы выше тоники параллельной минорной на малую терцию. То есть, выучив одну гамму, допустим, ре-мажор, мы сразу знаем две: ре-мажор и си-минор! 

Для начала достаточно про гаммы трепаться! Решил разбить статью на пару частей. Попробуйте построить минорную и мажорные гаммы от других нот, попробуйте играть гаммы на гитаре , найдите другие аппликатуры на гитарном грифе! Будет очень полезно. В следующей части рассмотрим еще несколько гамм, используемых гитаристами! Обязательно подпишитесь на обновления блога.

Всего хорошего!

pro-gitaru.ru

Зачем играть на гитаре гаммы, этюды и упражнения –

Целительная сила гамм, этюдов и упражнений для гитаристов

Данная статья будет полезна начинающим гитаристам и их родителям. Так же тем, кто только планирует уроки игры на гитаре и ищет с чего начать. Поможет эта публикация гитаристам, зашедшим в тупик творчества и желающим из него выбраться. Помните: уроки игры на гитаре любят последовательность и системность. Не нужно пытаться обгонять программу, которую Вам рекомендует Ваш учитель гитары. Пусть время поможет Вам освоить и закрепить все необходимые навыки, необходимые гитаристу. Внизу статьи Вы сможете скачать этюды и упражнения для тренировок.

Уроки гитары должны принести результат как можно быстрее. И точка! (Заказчик)

Бизнес-пролог

Сегодняшний потребитель товаров и услуг стал весьма избалованным. Двумя основными причинами я хотел бы выделить:

  1. Погоня клиента за быстрым результатом
  2. Огромное количество предложений быстрых результатов на рынке от поставщиков услуг

Хочешь быстро похудеть? Есть секретное средство! Хочешь быстро накачать красивое тело? Есть уникальная методика! Нужно за месяц выучить английский? Приходи к нам и через месяц ты заговоришь любого иностранца. Я касался этих вопросов в предыдущих статьях.

С повышением конкуренции и обширной рекламы на рынке, становится все сложнее выделяться среди соперников по ремеслу. Одной из самых старых уловок дифференцирования является скорость выполняемой услуги. Такси обещают довезти Вас быстрее других служб, пиццу доставят обжигающе горячей, суши привезут суперсвежими, ремонт квартиры выполнят за неделю и т.д. Многие школы гитары и частные учителя музыки тоже обещают быстро научить Вас играть на гитаре.  И эта скорость не всегда является показателем качества. Либо за это ускорение придется доплачивать. Многие из Вас наверняка видели инфографику, приведенную ниже, где нужно выбрать 2 пункта из трех.

Очень хорошо, что люди отдают себе отчет в том, что существуют области познаний, где просто нереально получить быстрые результаты, если не обладать гениальными способностями: игра на скрипке, изучение молекулярной физики, бег быстрее Усэйна Болта и т.д.

Обучающиеся на гитаре разделились на два лагеря:

  1. Те, кто хочет быстрых результатов
  2. Те, кто относится к гитаре как к любому другому музыкальному инструменту

Люди, которые относятся к первой категории, ищут не игру на гитаре, а скоростной эффект от занятий. Им нужно в кратчайшие сроки научиться играть на гитаре так (то), чтобы у слушателей перехватило дыхание от восторга. Для таких целей вполне сойдет вступление к «Smoke on the water» группы Deep Purple и прочие популярные короткие риффы. Как только такие «гитаристы» сталкиваются с первыми трудностями (баррэ, сложные аккордовые последовательности, скоростные пассажи), они часто теряют интерес. Гитаристы этой категории наотрез отказываются совершенствовать свою технику с помощью необходимых упражнений. Многие из них попросту не понимают того, что мышцам пальцев разминки важны так же, как разогрев тела в спортзале перед часовой тренировкой. Единственная причина такого протеста: эти Ваши этюды не эффектны. Иными словами, ими нельзя похвастаться.

Представители второй категории готовы к различным гитарным сложностям, потому что понимают, что «быстро», «качественно» и «эффектно» в обучении гитаре несовместимы. Сыграть Нирвану через месяц обучения перед одноклассниками, которые вообще не умеют играть – будет реально круто и, скорее всего, встречено бурными овациями. Если Вы сыграете то же произведение перед аудиторией профессиональных гитаристов, то нарветесь на критику. Особенно, если будете слишком сильно кичиться достижениями. Мелодия «В траве сидел кузнечик» на одной струне очень проста. Но гитарист с 10-ти летним стажем сыграет ее в 10 раз лучше первогодки. Разница будет в динамике работы правой руки и чистотой работы левой.

Ниже я приведу инфографику специально для начинающих гитаристов. Здесь наглядно показано, что соединения со словом «быстро» не являются удачными.


Запомните: Вам не обогнать свои физиологические способности. Для освоения множества гитарных процессов должно пройти время за сотнями часов отработки.

Ребенок должен родиться через 9 месяцев. Не существует «ускоренных курсов вынашивания младенцев».

Изучение иностранного, допустим – английского языка тоже не может быть ускоренным, ведь не зря люди учатся в инязах 5 лет и больше. Подумайте только: англоязычный словарь содержит, в среднем , 600-1000 страниц. Сколько времени нужно человеку, чтобы прочитать художественную книгу такого объема? А еще и запомнить. А еще неправильные глаголы. А еще времена. А еще произношение. И еще множество таких «ещё». Здесь нужно наращивать «языкочасы».

Всем ли гитаристам нужно играть гаммы, этюды и упражнения?

Итак, Вы записались в музыкальную школу по классу гитары и с учителем уже выучили 15 этюдов Каркасси, 17 гамм и 12 упражнений, а Ваш одноклассник-самоучка за это же время уже на электрогитаре играет в школьной рок-группе Металлику. Как же быть? Жизнь настолько несправедлива? Рано горевать! Ваше восхождение на гитарный Олимп только начинается. Задайте себе два вопроса «Как?»:

  1. Как Вы играете указанные выше мелодии?
  2. Как играет Металлику Ваш приятель?

Уж поверьте, Джеймс Хэтфилд и Кирк Хаммет находятся в топе мировых гитаристов не просто так. Иными словами, их безумно сложно сыграть качественно на первом году обучения (на 2-м, 3-м, 5-м и 7-м в принципе, тоже). А Маттео Каркасси был выдающимся гитаристом и педагогом, который писал произведения как для начинающих гитаристов, так и для профи, коим сам был. Ваша техника звукоизвлечения будет гораздо лучше, чем у того, другого. Он еще поймет, что двигать пальцы по ладам просто ради звука, как и скользить шахматными фигурами по доске лишь ради хода,неэффективно. И сядет в будущем за упражнения, гаммы и этюды. Все профессиональные гитаристы, которых я знаю и я сам, имеем в своем арсенале упражнения для любых стилей и направлений: одни на скорость, другие на динамику, третьи на координацию рук и т.д. Мы, благодаря этим упражнениям, вышли на профессиональный уровень и продолжаем их использовать, чтобы не только совершенствоваться, а и попросту не утратить навыки в случае длительных перерывов в игре на гитаре. Чтобы было понятнее, объясню на спортивном примере: парень ходил 5 лет в спортзал и накачал тело, как у греческого бога. Затем год не ходил и начал обрастать жиром. Так же и с гитарой: многие навыки можно растерять, если не поддерживать форму.

Как часто нужно играть упражнения

Играть на гитаре этюды не является конечной целью. В теплый летний вечер у моря на девушку Вашей мечты вряд ли произведет впечатление фа-диез-минорная гармоническая гамма. Даже 16-ми нотами. Даже в темпе Presto. Упражнения нужны гитаристу для отработки ударов: мягких или резких. Для тренировки силы прижатия струн к ладам: это усилие должно быть достаточным, а не избыточным или слабым. Для отработки динамики тихо–громко, громко–тихо и чередования сильных и слабых долей. С гаммами и этюдами можно хорошо развить скорость. Важно самим понимать на каком уровне Вы находитесь и как высоко хотите забраться. Гаммы, этюды и упражнения – это лишь средство для будущих вершин творчество. И это средство реально работает.

 

Материалы для скачивания (поставьте Like чтобы открыть ссылки на скачивание):

 

[like-gate]
Этюд Маттео Каркасси
Этюд Франциско Таррега
Этюд Эмилио Пухоль
Этюд для электрогитары на технику свипа
Этюд Дионсо Агуадо

[/like-gate]

 

С уважением,

Искренне Ваш учитель гитары Алексей Грифф

 

 

Похожие записи

gitarist.kiev.ua

4 способа выучить ноты на грифе гитары

Недавно уже обсудили тему почему же стоит уделить особое внимание изучению расположения нот на грифе гитары. Если вы уже согласны с важностью этого занятия, я хотел бы предложить несколько способов как именно можно эффективнее изучить гриф.

Гитара, в отличие от пианино или аккордеона, позволяет исполнять одни и те же ноты на разных струнах в различных позициях, кому-то разница в звучании этих нот покажеться не существенной, но, например, Eric Johnson в большинстве своих соло при исполнении пентатоники использует не очень удобные позиции, все потому что на его слух ноты в этих аппликатурах звучат лучше.

Это, конечно, мнение субьективное, но знать как играть одну и ту же фразу в разных местах грифа все же стоит. Для этого потребуется сначала занятся изучением расположения нот на грифе. Чтобы запомнить где и какая нота находиться, подумайте о формуле мажорной гаммы C, а именно ноты из этой гаммы(в гамме С мажор нет знаков альтерации, поэтому будем использовать именно ее) мы будем первоначально представлять на грифе.

Распечатайте гриф и повесьте его перед глазами, так чтобы постоянно обращать на него внимание, или расположите эту картинку на рабочем столе своего компьютера.

Выучите интервалы и их расположение на грифе. Для каждого интервала есть определенная аппликатура, это маленькая хитрость, которой пользуются многие гитаристы. Когда требуется построить интервал от какой-либо ноты, нет необходимости высчитывать сколько полутонов между нотами, достаточно вспомнить форму этого интервала. Чтобы запомнить формы различных интервалов есть отличное упражнение. нам поможет обычная мажорная гамма. В рамках гаммы нужно играть последовательно от каждой ноты нужный интервал. Занимайтесь этим упражнением хотя бы раз в неделю и ваши познания в области интервалов выйдут на более высокий уровень.

Грамотное использование интервалов, может украсить любое соло или песню. Сначала следует обратить внимание на интервалы: мажорная и минорная терция, секста большая и малая, кварта и квинта. Ну и конечно все оставшиеся, в том числе и октавы. Подробнее об интервалах можно почитать тут. Или можно найти небольшое упражнение в этом уроке.

После того как вы хорошо проработаете различные интервалы, переключите все свое внимание на аккорды для гитары. Знание строения аккордов и их обращений позволит по новому взглянуть на гриф. Теперь вы начнете видеть связки последовательностей аккордов в разных позициях на грифе.

Формы аккордов CAGED достаточно эффективно помогают освоить гриф. Когда вы запомните аккордовую аппликатуру, вы сможете впоследствии легко ориентироваться в рамках нот аккорда в нужной позиции грифа.

Есть множество книг, которые могут помоч в изучении аккордов для гитары, я бы рекомендовал обратить внимание на книгу Игорь Бойко. Основы аккордовой техники

Продолжая работу над изучением грифа, следует уделить особое внимание исполнению гамм и ладов. Опять нам на помощь придет гамма C мажор, выучите гамму во всех позициях на гитаре, используя формулу 3 ноты на струну. После того как вы освоитесь с фомрами гаммы C мажор, попробуйте поработать над гаммой G мажор и т.д.

Гаммы — это один из лучших способов освоить гриф, так что уделите исполнению гамм и секвенций на их основе достаточно времени, результат не заставит себя долго ждать

Но главное это не останавливаться в освоении грифа. Каждый день изучая новую фразу или аккорд, снимая чужую песню, вы осваиваете гриф. Постепенно, играя в определенных позициях, выработается чувство комфорта, поэтому следует заниматься именно в тех позициях, в которых вам играть не комфортно.

Помните, что вы можете заниматься на гитаре, даже не имея гитару под рукой. Достаточно просто представлять ноты на грифе, или если есть возможность, можно расчертить гриф и проставить ноты гаммы С мажор или какого-либо аккорда.

Итак, давайте повторим наши 4 способа, это:

Методов по изучению грифа еще достаточно, попробуйте эти, а если знаете какие-то свои, пишите в комментариях, с удовольствием обсудим.

Это интересно:

guitarline.ru


Смотрите также