Игра можно или нельзя как играть


Викторина "Можно" или "нельзя"

Викторина « Можно» или «нельзя»,

Цель. Расширить правовые знания ребят, показать необходимость выполнения правил поведения в жизни.

Участники: ученики 5 классов.

Подготовка: 2 команды по 8 человек. Знакомятся с «Правилами поведения в школе», ППД,

Реквизит: карточки: желтого и красного цветов, с числами, листы с заданиями, песочные часы.

Ход.

Ведущий: Ребята, на земном шаре живет большое количество людей. Все мы разные: у каждого свой характер, свои мечты и ритм жизни у каждого свой: кто то шустрый, кто то серьезный, веселый и медленный.

Если с космоса посмотреть на людей, то можно увидеть такую картину: люди все время в движении – ездят, ходят, бегают, суетятся, толкаются….. А как сделать так, чтобы человек никому не мешал, не вредил, а в то же время жил полноценной , спокойной жизнью. Может быть, стоит договориться. Для этого люди и придумали ПРАВИЛА.

Скажите какие ПРАВИЛА вы уже знаете..

1 Правила дорожного движения,

2.правила поведения в школе.

3 правила поведения в театре – этикет.

4. спортивные правила: в баскетболе, футболе.

Вот сейчас мы и проверим, как хорошо наши знатоки знают Правила Дорожного движения.

Конкурс по ПДД .

Пока команды обдумывают ответы на вопросы, я предлагаю проверить эрудицию наших болельщиков.

Игра по ПДД « Гонка за лидером»

И так, пожалуйста , команды ваши ответы на ПЕРВОЕ задание Выступление команд.

Вед. : Любые правила – это как закон.

В каждом государстве существуют свои Законы и свои документы, в которых записаны те или иные законы.

вот скажите, что может быть записано в Трудовой кодекс……….

а в Законе «Об образовании в РФ»………..

Закон – это документ, в котором государство записывает важные правила поведения, эти правила поведения еще называют правовыми нормами.

Государство не только составляет законы, но и следит за их выполнением. Кто, например, нарушает закон, тот подлежит наказанию, которые бывают разные: за опоздание на работу объявляют выговор, за хулиганство – арест; за нарушение ПДД – штраф, за преступление – лишение свободы.

И сейчас я предлагаю вам конкурс, вы должны будите определить какие из перечисленных действий – поступок, а какие уже относятся к преступлениям, если это преступление – то красная карточка, если проступок – то желтая

Конкурс « Преступление или проступок»

  1. юные футболисты случайно разбили мячом окно в квартире первого этажа.

( проступок)

  1. «фатаны» испортили краской стены дома, написав непристойные слова.

( проступок)

  1. введя в заблуждение редакцию, человек опубликовал в газете заведомо ложные сведения о честном человеке ( преступление)

  2. автомобилем управлял подвыпивший водитель, который совершил аварию

( преступление)

  1. подросток украл личные вещи из раздевалки ( преступление)

  2. болельщики после соревнований бросили на землю Госудаственный Флаг (проступок)

  3. в разговоре с друзьями парень употреблял брань. ( проступок)

  4. ребята курили на территории школы ( проступок)

Жюри учитывает количество правильных ответов .

Каждый человек должен знать: что «можно», а что «нельзя», то есть что разрешено, а что запрещено.

Сейчас нашим командам будет предложено составить по 5 вариантов для продолжении фраз:«Я могу»…… или «Я имею право»…….

и 5 ответов : «Я должен»…… или « Я обязан», взяв ответы из правил поведения школьников.

конкурс «Я могу»…… Я должен»

а пока команды записывают свои варианты игра для зрителей.

игра« можно» или « «нельзя»

я называю предметы, а вы отвечаете « можно» или « «нельзя» приносить их в школу.

( мяч, сменную обувь, хлопушки, учебники, спички, яблоко, дневник, книжку, украшения, циркуль, оружие, ручку, иголки, газовые баллончики, клюшку, платочек, зажигательную смесь, острые предметы, взрывчатые вещества, линейку, телефон, часы, спиртные напитки,)

Выступление команд.

Иногда мы, зная правила поведения и этикета, совершаем поступки не задумываясь о их правильности и последствиях. Сейчас я предлагаю, Вам внимательно послушать рассказ о вашем сверстнике и посчитать сколько раз, когда и какие он допустил нарушения.

конкурс: « Сколько нарушений» ведущий зачитывает рассказ. Надо перечислить нарушения.

Многие правила содержат в себе не только определенный текс, но и числа, которые ограничивают или наоборот расширяют ваши права и обязанности.

На столах у каждой команды лежат числа. Я зачитываю вопрос или высказывание, вы должны поднять ту число, которое соответствует правильному суждению.

конкурс «Правильное число»

на столе у вас лежат числа, вы, чтобы правильно ответить на мой вопрос ,должны по моей команде показать одну из карточек с числом.

на велосипеде по обочине дороги можно ездить с ………..14

день защиты детей мы празднуем в июне …… 1

в школу, до начала занятий надо приходить за ……. 15

день России празднуется …… 12 июня.

уголовная ответственность наступает с……16

мотоциклом можно управлять с…… 18

обучаться вождению можно с ……. 16.

день конституции отмечается в декабре ……12

человек имеет право избирать, голосовать и быть избранным с …… 18 лет

сколько Конституций в нашей стране -…… 1

Спасибо. А мы продолжаем нашу викторину.

На этом наша викторина завершена, пока жюри подводят итоги, я предлагаю всем принять участие в игре «Да» или «Нет»

игра «Да» или «Нет»

1.начало 1 урока в 8.30

2.пропуск занятий без причин считается грубым нарушением Правил

3. в субботу можно не приходить в школу

4 ученик должен беречь имущество школы

5. девочки уступают место мальчикам

6. ученики на переменах должны сидеть в классе.

7.ученик обязан подавать дневник учителю, когда он его попросил

8. в столовой можно громко разговаривать и веселиться.

9. в карманах одежды в раздевалки нельзя оставлять деньги, телефон.

10. книги из библиотеке выдаются домой.

В мире существуют международные документы, в которых описаны права тех или иных групп людей. Вот, например, Конвенция о правах ребенка, она была принята на заседании Организации Объединенных Наций. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами.

Главным же законом нашей страны является Конституция. В ней прописаны все основные права (право на образование, на охрану здоровья, …а так же обязанности. Конституция состоит из 137 статей. )

Одна из обязанностей граждан России – знать и соблюдать законы.

При этом знание законов одинаково полезно как для государства, так и для самого человека – он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить.

Слово жюри, подведение итогов. Награждение.

8 игр, которые научат ребёнка правилам безопасности

8 игр, которые научат ребёнка правилам безопасности

Как известно, лучше всего дети воспринимают информацию через игру. Научить их правильно переходить дорогу, ориентироваться на местности и никуда не уходить с незнакомцами помогут игры, которые специально для «О!» собрала в подборку детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

«Можно-нельзя» 3+

Наверняка современные родители помнят игру с мячом «Съедобное-несъедобное». По аналогии организована игра «Можно-нельзя». Ведущий бросает мяч, произнося различные фразы, ребёнок ловит или отбрасывает мяч от себя в зависимости от их значения. Например: «Играть возле проезжей части», «Есть сосульки», «Играть со спичками», «Брать оставленную кем-то вещь», «Уходить с незнакомым человеком», «Играть с лекарствами», «Открывать дверь незнакомцу», «Спрашивать, кто звонит в дверь». В этой игре малышу полезно меняться местами с родителем и самому быть ведущим.

«Огонь и вода» 3+

Детям 3−7 лет полезно почитать «Кошкин дом» Самуила Яковлевича Маршака и «Путаницу» Корнея Ивановича Чуковского, а после поиграть в подвижную игру «Огонь и вода». В эту игру особенно интересно играть в компании. Участникам сзади за пояс одежды вкладывают красные ленты — «огонь», а двум ведущим голубые ленты — «воду» — повязывают на руки. По сигналу взрослого дети с голубыми лентами как можно быстрее догоняют и собирают красные ленты с разбегающихся детей — таким образом «тушат огонь».

«Светофор» 4+

Положите перед ребёнком круги красного, жёлтого и зелёного цвета. Возьмите в руки карточки с изображением разных действий. С детьми постарше можно произносить эти действия вслух. Например: «Переходить дорогу на красный свет». Ребёнок должен положить картинку на красный круг или поднять круг красного цвета вверх, комментируя: «Это делать запрещено». «Переходить дорогу по подземному переходу» — зелёный круг. «Переходить дорогу» — жёлтый цвет, так как переходить можно, но с условием: найдя зебру или подземный переход.

Начинать игру можно с демонстрации кругов разного цвета, произнося слова:

«Красный свет — дороги нет,

Жёлтый — приготовиться,

А зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!»

«Наши помощники» 4+

Если вы водите машину, во время поездки обращайте внимание ребёнка на дорожные знаки. Их очень важно знать не только водителям, но и пешеходам, они являются нашими помощниками. В пути задавайте вопросы: «Почему мы притормозили перед зеброй?» — «Уступили дорогу людям, которые переходят улицу». «Почему машина не выезжает на дорогу, пока мы не проедем?» — «Потому что у нас главная дорога». Можно распечатать дорожные знаки и предложить поразмышлять, что они могут означать; дать ребёнку задание — заметить предложенный знак на дороге и сказать вам об этом.

«По дороге» 5+

Когда идёте вместе в детский сад или школу, обращайте внимание ребёнка на объекты, мимо которых вы проходите (детская площадка, дерево, остановка), обсуждайте, по каким ориентирам малыш может узнать свой дом, подъезд, этаж, квартиру. Предложите ему отвести вас к дому самому, как будто вы забыли дорогу, или покажите, как идти домой любимой игрушке или товарищу. Сделайте фотографии и предложите ребёнку разложить их в нужном порядке: «Дорога от дома до сада», «Дорога от сада до дома». Покажите название улицы и номер дома, который указан на здании. Объясните, с какой стороны считать ваш подъезд, на какой табличке указан его номер. На лестничной площадке обратите внимание на номер этажа.

«Четвёртый лишний» 5+

Если у вас есть предметные карточки, организовать игру «Четвёртый лишний» не составит большого труда. Картинки может нарисовать и сам взрослый. Выложите перед ребёнком карточки с изображением четырёх предметов. Например, съедобные грибы и ядовитый: подосиновик, подберёзовик, лисичка и мухомор; игрушки: пирамидка, паровоз, кукла и упаковка таблеток; школьные принадлежности: альбом, линейка, ручка и иголка; ягоды: малина, клубника, чёрная смородина и волчья ягода. По аналогии можно подобрать и другие комбинации. Задача ребёнка — найти лишнее изображение и объяснить, почему он думает, что именно эта картинка не подходит. Эта игра поможет предотвратить нежелательный контакт с опасными предметами.

«Спички в коробке» 6+

Для этой игры необходимо выбрать двух ведущих. Остальные игроки, стоя рядом, говорят хором:

«Мы — сестрички,

Мы все спички.

Разбегайтесь кто куда,

А не то вас ждёт беда!"

Ведущие, держась друг с другом руками, произносят:

«Ну-ка, спички, берегитесь,

В коробок не попадитесь!

«Спички» разбегаются по площадке. Водящие ловят «спички», заключив их в «коробок» — замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков будут пойманы, выбираются новые водящие — и игра повторяется вновь.

«Секретики»

Дети любого возраста очень любят секретики. Можно использовать эту особенность во благо безопасности. Придумайте свой пароль, простое кодовое слово, которое будете знать только вы. Договоритесь, что если кто-то будет звонить в дверь и просить открыть, попросит от вашего имени о помощи или предложит куда-то пойти, то ребёнку нужно спросить ваше тайное слово. Только после того, как незнакомый взрослый назовёт его, этому человеку можно доверять.

Кстати, любимые герои мультфильмов тоже изучают азбуку безопасности. Например, в мультсериале «Три кота» котята учатся правилам поведения на воде, а герои мультсериала «Бинг» узнают, что делать, если кто-то потерялся Смотрите эти мультфильмы на телеканале «О!» вместе с ребёнком и обсуждайте сюжеты, закрепляя полученные знания в увлекательной форме.

Читайте также:

4 типа трудностей, с которыми может столкнуться каждый первоклассник

Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)

Фото: stocksnap. io, shutterstock.com

В какие компьютерные игры детям играть можно?

Моя пятилетняя дочь сидела, уткнувшись в экран планшета, и не реагировала на вопросы. Я знала - она одевает на бал свою любимую героиню - виртуальную Золушку. Ее увлеченное и одновременно отрешенное лицо, согнутая спинка беспокоили – она не «здесь». Мои игры с куклами были другими. Я сама придумывала сюжеты, и какие…! А ее куклы сложены в огромную коробку, пока их маленькая хозяйка с увлечением следит за жизнью Золушки в чужом виртуальном мире.

Для современного поколения компьютерные игры — обыденность. Хотим мы этого или нет, индустрия компьютерных игр будет стремительно расти раз есть колоссальный спрос. А это значит, что людей, уходящих от реальности в иллюзорный мир – так называемых эскейперов (с англ. escape – уходить от реальности, сбегать, отделываться) – будет все больше. Особенно среди детей и подростков. Хотя чем хуже литературного или телевизионного эскейперства, эскейперство компьютерное – не так уж и очевидно.

Зависимость от киберигр, как подтверждают исследователи, не похожа на наркотическую. В ней задействованы совсем другие участки мозга. Но, тем не менее, это зависимость со всеми вытекающими отсюда последствиями как для родителей, так и для ребенка.

Психологи много пишут о том, как выявить симптомы игромании у ребенка, дают советы по предотвращению подобного пристрастия, которое способствует не только социальной изоляции, провоцирует проблемы со здоровьем (искривление позвоночника, ожирение), но и серьезные психологические расстройства.

Но можно найти и мнения «защитников» геймеризации детей. Есть данные, утверждающие, что у юных геймеров практически такая же координация и концентрация внимания, как у космонавтов. Во всяком случае, эти показатели сравнимы с показателями тренированных астронавтов из НАСА. Кроме того, у таких подростков хорошо развито воображение. Многие взрослые, которые были когда-то геймерами, сейчас работают в ведущих технических компаниях мира.

Так или иначе, компьютерные игры, как впрочем, и все остальное в жизни - имеет две стороны. И нет смысла насильно уводить детей от экрана, вызывая тем самым еще большее желание получить запретный плод. Есть смысл, наоборот, принять вызовы времени. Поэтому мне, как маме маленькой девочки, важно знать и то, как развивается индустрия игр, и как я могу использовать ее для развития ребенка.

Анна Ларкина, старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» рассказала мне о том, какие игры предлагать ребенку в зависимости от его возраста и потребностей.

2-5 лет. Тачскрин лучше кнопок

- Обычно ребёнок начинает интересоваться планшетом примерно в два года. В этот момент и нужно устанавливать правила. Важно начать контролировать время, проводимое ребёнком за играми. Есть ряд игр для малышей, которые не только не вредят, но и помогают развивать разные навыки.

Для совсем маленьких рекомендую игры на планшете или телефоне, так как малышу проще пользоваться тачскрином, а не клавиатурой.

Вместе играть - семью укреплять. Только во что-то познавательное и увлекательное.

5-6 лет. Знакомство с консолями

К 5-6 годам, если ребёнок продолжает интересоваться компьютерными играми, можно обратить внимание на игровые приставки, такие как Nintendo Wii и Wii U, Xbox 360 и One, Sony PlayStation 3 и 4, а также портативные PS Vita и Nintendo ds\3ds.

Есть причины, почему игровые приставки больше подходят для детей дошкольного возраста, чем игры на PC. Во-первых, втайне от родителей установить игру на PC куда проще, чем на консоль. Выбор игр для консоли полностью контролируется родителем. Во-вторых, на приставке можно играть вместе с ребёнком, что станет еще одним видом общения. В-третьих, это дает возможность играть в подвижные игры всей семьёй.

Есть игры, которые способствуют развитию творческого начала у ребенка. Например, игра Tearaway (по-русски “Сорванец») на PS Vita предлагает собирать бумажных героев. Их можно распечатать на принтере, а потом склеить фигурки.

А игры на Nintendo ds\3ds выпускаются в основном на английском языке. Можно начать учить английский. Заинтересовать ребёнка можно такими играми как Pokemon или The Legend of Zelda – в них нужно логически думать, выстраивать стратегии, решать массу интересных загадок и всё это в атмосфере волшебного мира.

На Wii,Wii U, на Xbox 360 и One с Kinect есть масса спортивных игр. Например, серия игр Just Dance позволяет танцевать всей семьёй. А Wii Sport Club – это набор игр, где необходимо оттачивать движения для игры в теннис или бейсбол.

Контент, закаченный в приставки, проще контролировать.

Как выбирать игры для ребёнка

1) Игровая платформа

Персональный компьютер (PC) хорош тем, что в нем можно настроить родительский контроль. Он ограничивает время игры и фильтрует интернет сайты по разным тематикам.

Для того чтобы установить игры на приставку, необходимо купить игру либо в магазине, либо через интернет. А без вас ребенок этого сделать не сможет. Также, на всех игровых приставках есть функция родительского контроля, которая обычно включает в себя ограничения на выход в сеть, ограничение игрового времени, контроль запуска приложений.

2) Игра

Во многих странах мира коробки с играми маркируются специальными знаками, например в России и Германии это 0+, 6+, 12+, 16+, 18+, где цифры соответствуют возрасту. В США – EC (EarlyChildhood), E (Everyone), E10+ (Everyone 10+), T (Teen), M (Mature), AO (AdultsOnly).

Конечно, выбирайте обучающие или развивающие игры. На некоторых коробках так и написано «Обучающая игра», например «Let’s learn English». Есть игры, в которых игровой процесс построен так, что нужно «включать мозги».

Жанры. На игровых сайтах обычно есть специальный раздел «Игры для детей». Для маленьких лучше головоломки, паззлы, музыкальные игры и обучающие игры. Детям дошкольного и младшего школьного возраста подойдут спортивные игры и приключения. Для школьников постарше - стратегии. Шутеры, файтинги и слэшеры вряд ли подойдут ребёнку до 16 лет.

Родители, как правило, поступают не так: подсовывают планшет, только бы ребенок не мешал.

MMORPG? Ни в коем случае!

MMORPG - «массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра». К этому жанру относятся такие игры как знаменитые World of Warcraft и Lineage. Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими персонажами, «прокачку» своих персонажей, часто приходится тратить реальные деньги на игровые предметы. Игры эти не имеют логического сюжетного конца, в них можно играть бесконечно. И оторваться бывает крайне сложно.

Что еще в «черном списке»?

Есть игры, которые необходимо помечать не просто 18+, а ещё и аннотацией про крайне жестокий сюжет. К таким играм относится, например, Manhunt и Manhunt 2. Игра полна насилия и ненависти, а атмосфера игры может довести до депрессии даже взрослого человека.

Многие игры страшны не столь количеством кровавых сцен, сколько самой атмосферой. Бывают игры, где крови вроде бы и не много. Но весь ужас заключается в гнетущей атмосфере. Например, Pinumbra – здесь необходимо решать головоломки и убегать от ужасных существ с топором. К таким же играм относится Outlast и Amnesia и Resident Evil.

Дети все равно будут играть - хотим мы этого или нет. Поэтому управляйте процессом, а не идите на поводу.

КОММЕНТАРИЙ УЧЕНОГО

Как выявить признаки игровой зависимости у ребенка?

Рассказывает ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования Ирина Дубовик.

Вас должно насторожить если:

1. Ребенок проводит много времени за игрой, не в состоянии оторваться от нее даже ночью.

2. Разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками сводятся к обсуждению игровой тематики.

3. Идентифицирует себя с игровым персонажем.

4. Использует игры для достижения эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

5. Игра входит в привычку, ее отсутствие вызывает дискомфорт. Игровой «наркоман» проявляет тревожность, нервозность, эмоциональную зажатость (эти состояния могут выражаться в усиленной моторике ног, пальцев рук).

6. При просьбе родителей прекратить игру геймер проявляет резкий негативный отказ, агрессию.

7. Нарушается питание (вплоть до полного отсутствия аппетита).

6. Неряшливость, невыполнение необходимых гигиенических процедур, отсутствие внимания к себе.

7. При глубоких стадиях зависимости социальная действительность, окружающий мир становятся блеклыми, в то же время как за игрой рождается чувство полноценности жизненных впечатлений, яркости красок, личностного обогащения.

8. Перенос игровой действительности в реальный мир (неадекватные суждения о смерти, наличии сверхъестественных способностей).

Как помочь детям избежать игромании?

По оценке специалистов компьютерная зависимость может возникнуть у ребенка довольно быстро: всего лишь за 4-6 месяцев. Как быть?

1. Сформируйте у себя установку и привейте ее ребенку: компьютер - не игра и не игрушка, а инструмент для работы ("детской" работой является саморазвитие, поиск и отбор информации для пополнения багажа знаний, получение доступа в закрытые для реального посещения интересные объекты (музеи, выстави, концерты, страны и т.д.).

2. Строго регламентируйте время взаимодействия с компьютером.

3. Подавайте достойный пример! Если папа сидит в соседней комнате и играет в ту же самую игру, к которой пристрастился ребенок... Это справедливо?

4. Развитие детей не должно сводиться исключительно к "просиживанию" за монитором. Больше гуляйте, занимайтесь спортом, общайтесь с реальными, а не виртуальными друзьями.

5. Если вы замечаете признаки компьютерной зависимости, постарайтесь не устраивать сцен, а в выходные, периоды отпуска больше времени проводите с ребенком. И, главное, ищите! Обязательно найдете интересное дело, которое заинтересует ребенка и явится альтернативой компьютерной игре! Это может быть все, что угодно — запись в спортивную секцию, авиамоделирование или, в конце концов, участие в реальных боях пейнтбола.

Крайне серьезное занятие. Почему играть в игры — важно

«Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя», — писал философ и культуролог Йохан Хёйзинга. От младенческих игр с погремушками до профессионального спорта. От пряток и салок до шахмат и сложных компьютерных видеоигр. Можно долго продолжать список того, во что играет человек. Но лучше мы ответим на главный вопрос: почему мы это делаем?

Игровой инстинкт

Хёйзинга, автор известного трактата о «человеке играющем» («Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»), был убежден, что вовсе не игра является феноменом культуры, а, наоборот, именно культура: человеческая речь, мифы, культы и даже экспериментальная наука — имеет игровую природу и проистекает из игровой деятельности.

Достаточно понаблюдать за котятами и щенками, чтобы убедиться: у живых существ есть своего рода инстинкт к играм. Они забавляются с мячами и веревками, покусывают друг друга, затевают догонялки и вовлекают во взаимодействие родителей. В играх детеныши хищников учатся прятаться, догонять, сражаться, что необходимо в дальнейшем для охоты. Многие забавы молодых животных и людей похожи: дети, как и приматы, любят раскачиваться, взбираться, карабкаться и висеть на перекладинах, играют в домик, догонялки, прятки, войнушку. Это учит их необходимым навыкам для выживания, готовит ко взрослой жизни, развивает физически и психически, а также помогает в социализации.

В одном из опытов ученым удалось научить игре в прятки даже лабораторных крыс: зверьки усвоили правила игры и понимали, когда нужно забежать за непрозрачный картон, а когда пора водить и, покинув укрытие, отправляться на поиски человека. Примечательно, что никакого лакомства за участие в прятках грызуны не получали. Единственной наградой было почесывание от сотрудника Берлинского университета имени Гумбольдта. Результаты этого исследования — еще один аргумент в пользу того, что умение играть в игры — эволюционно очень древний навык млекопитающих.

Игра — это природный процесс обучения. Дети и животные, которые были лишены возможности свободно играть в детстве, в дальнейшем имели проблемы в развитии: они вырастали агрессивными, трусливыми, замкнутыми, имели проблемы с социализацией и вниманием. При этом игра — не всегда веселая забава, но и труд. Само собой, животные играют в свои игры «без улыбки», но и дети, подражая взрослым, остаются серьезны, когда «лечат», «готовят», пользуются игрушечными сервизами и столярными инструментами, играют в семью или магазин. А если понаблюдать за младенцами первого года жизни, то вообще не останется сомнений, что игра — это крайне серьезное занятие.

Надеть кольцо на палочку, собрать пирамидку, построить башню, нажать на кнопку — все это требует большой сосредоточенности и не терпит легкомысленного отношения. Многие педагоги пишут о важности игр для развития ребенка и прямо заявляют: дети не играют, дети работают

Почему играют взрослые

Ученые предполагают, что игра помогает взрослым не останавливаться в развитии и формировать новые нейронные связи в мозге. Также это эффективный способ избавиться от агрессии у социальных животных, и для человека, по всей видимости, тоже актуален этот механизм. Игра помогает расслабиться и снять напряжение, уйти от проблем, переключиться и отдохнуть.

Еще одна гипотеза ученых состоит в том, что именно игры помогли удлинить жизнь наших предков и обеспечили Homo sapiens долгожительство. Любознательность, активность, готовность узнавать новое и экспериментировать — это эволюционное преимущество, которое человек «заработал» себе в буквальном смысле играючи

Не так давно ученые открыли эффект бабушки — доказали эволюционную пользу удлинения жизни женщин, которые вышли из детородного возраста. С древних времен старшее поколение играло с младшими членами племени, и именно бабушки помогали не только ухаживать за потомством, но и обучали детей, играли с ними и передавали им свои гены долгожительства.

Есть объяснение феномену игры и у генетиков. В одном из опытов ученые удалили у детеныша крысы — очень игривого социального млекопитающего — кору головного мозга, так называемый высший центр. Грызун выжил, выздоровел, а когда достиг возраста четырех недель, издал писк, который должен был привлечь других крыс — ученые трактуют его как сигнал «я хочу поиграть». После этого детеныш начал энергично играть, как это делали его братья и сестры с полноценным мозгом. Даже аспиранты, наблюдавшие за группами прооперированных и нормальных крыс, игравших вместе, не могли идентифицировать тех, кому была удалена кора головного мозга. Обе группы играли в свои грубые и драчливые крысиные игры одинаково. Авторы исследования пришли к выводу о том, что мозговые структуры, ответственные за раннюю игровую деятельность, анатомически расположены в подкорковых структурах мозга, которые участвуют в формировании всех поведенческих реакций у человека и у животных.

Таким образом, побуждение к игре не является усвоенным поведением, а скорее составляет врожденный инстинкт и фундаментальную потребность живого существа.

Поэтому ученые призывают уважать и поддерживать игривость не только у младенцев и детей, но и у взрослых людей — на протяжении всей жизни.

В ряде исследований было доказано, что игра способствует выбросу эндорфинов, творчеству, усиленной работе мозга. Пожилым людям она помогает сохранять энергичность и интерес к жизни, улучшает память и стимулирует рост коры головного мозга.

Как играть нельзя

Что общего между очередными поражениями украинских представителей в Лиге чемпионов? Вроде бы матчи проходили по совершенно разным сценариям, а в итоге имеем то, что имеем. «Динамо» проиграло «Роме», выглядевшей лучше во всех компонентах игры. «Шахтер» же выглядел не хуже «Селтика», превосходя соперника по многим игровым показателям. Но одинаковый результат, достигнутый при разной игре, вынуждает искать общие причины поражений.

Не буду останавливаться на многократно и всесторонне разобранных специалистами особенностях построения игры каждой из команд. Поговорим о поведении на поле, характерном для украинских игроков и, как мне кажется, принципиально отличающееся от поведения футболистов зарубежных клубов. Домашние встречи «Динамо» и «Селтика» начались одинаково обескураживающе для хозяев. Нелепая ошибка в обороне - и соперник ведет в счете уже на четвертой минуте игры. Но как по-разному повели себя команды после пропущенного мяча! «Селтик» спокойно продолжал играть в свою примитивную, но идеально отработанную игру, упорно «нагружая» мяч со своей половины поля на линию штрафной и стремясь делать острые передачи после фланговых проходов. Уверен, что «Селтик» играл бы точно так же, забей «Шахтер», что было вполне реально, второй и даже третий мяч. И в результате обязательно имел бы шансы на улучшение результата. У «Динамо» же игра развалилась сразу после пропущенного мяча.

И если в Манчестере этот развал начался ближе к середине первого тайма, поскольку до пропущенного мяча динамовцы старались играть в обороне максимально дисциплинированно, то в Киеве это случилось почти в начале игры. Уже с четвертой минуты матча «Динамо» - «Рома» уровень чемпионата Украины, если верить Олегу Лужному, стал вдруг неуклонно снижаться, становясь все ниже с каждым новым пропущенным нашей командой мячом. Именно уровень чемпионата, а не отсутствие налаженной игры его команды, cтали, по версии исполняющего обязанности Лужного, причиной унизительного разгрома от «Ромы». В Шотландии, надо думать, с уровнем чемпионата после пропущенного «Селтиком» от «Шахтера» мяча ничего не случилось. Он остался таким же. Не слишком высоким, но принципиально отличающимся от нашего.

Отличие почувствовали игроки «Шахтера», взявшиеся было привычно «умирать» на поле после едва ли не каждого игрового столкновения. Стадион в эти моменты реагировал на поведение гостей так убедительно, что и мертвого бы поднял. Потому что если игрок «Селтика» падал и не вставал, его уносили на носилках. И не иначе. В Шотландии никому не дадут симулировать. Не дадут не арбитры, а зрители, заполняющие стадионы и диктующие играющим для них, а не для себя, как у нас, футболистам, как себя вести. В том, что каждый игрок «Селтика» в каждом игровом моменте будет играть до конца, можно быть уверенным всегда. Эта настроенность на борьбу, а не переменчивая фортуна, помогала игрокам в полосатой форме в последний момент не дать гостям забить верный гол. И наоборот, отсутствие привычки играть до конца всегда и везде, привело к пропущенному «Шахтером» мячу на последних минутах. Причем мяч этот на последних секундах мог случиться лри любом счете.

У команд, играющих в нашем чемпионате, практически полностью отсутствует умение сохранять предельную концентрацию до последних минут игры. Вспомните, как проходят последние минуты в подавляющем большинстве игр нашего внутреннего календаря. Почти всегда в такие минуты мы видим нервный «навал» со стороны атакующих и не менее нервный «отбой» обороняющихся. Игроки не столько атакуют и защищаются, сколько вступают в стычки между собой и в споры с арбитром, валяются на поле, изображая смертельные муки. Подобное поведение невозможно в той же Шотландии, где команды играют до последней секунды при любом счете и турнирном положении. Примеры, когда бы наша команда минимально проигрывая, играла бы до последних секунд в свой футбол, и это же самое делала бы наша команда, минимально выигрывающая, можно сосчитать на пальцах одной руки.

И происходит это не потому, что у нас плохие футболисты. Тот же «Селтик» по составу явно уступает и «Шахтеру», и «Милану». Но свой гол на последних секундах обеим командам «Селтик» забил. Еще раз показав, как нужно играть в настоящий футбол, на который публика идет в любую погоду и с удовольствием. Наши же команды показали, в какой футбол играть не нужно. Отсюда, на мой взгляд, и прогнозируемая пустота трибун в играх последнего тура первой части нашего чемпионата...


Николай НЕСЕНЮК, газета «СЭ в Украине»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Устные игры, помогающие скоротать время | Материнство

Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.

Города

Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.

Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.

Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.

Песни

Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.

Три истории (правда или вымысел)

Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.

 

Ассоциации

Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:

«На кого из птиц похож этот человек: на пингвина, на воробья или на павлина?», «Если бы этот человек был домом, это была бы многоэтажка, коттедж или избушка?», «Этот человек: мак, роза или незабудка?»

Найди цвет

Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.

Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.

Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.

Найди загаданный предмет

Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.

Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.

Я никогда не…

Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.

Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.

Например, если вы скажете: «Я никогда не был пилотом на самолете», вы, скорее всего, не получите не одной спички, т.к. никто из игроков тоже не был пилотом. Но, если вы скажете: «Я никогда не ездил на велосипеде» - будьте уверены, что спичек вам дадут много. Близкие друзья, хорошо знающие друг друга, будут следить за тем, чтобы не было хитрости и обмана, т.к. некоторые факты сложно проверить у малознакомых участников игры.

Сумка

Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.

Сочинялка

Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.

Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:

В сердце у меня любовь

Вырастает, как морковь.

Потому и лью я слезы –

Для полива милой розы.

Синонимы

Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.

Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.

Продолжи слово

Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:

Первый: «Пере..»

Второй: «…права. Гор…»

Первый: «од… Удо…» и т.д.

Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.

Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.

Расшифруй песню

Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.

Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:

Ведущий: Какая сегодня погода?

1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.

Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?

2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.

Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?

3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.

Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.

Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.

Игры на смекалку

В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.

 

От креста к параллели

Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.

На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.

Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.

Я беру с собой в поход…

Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.

Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:

1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:

Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».

2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):

Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».

3. начинающиеся на первую букву имени игрока:

Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».

1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».

2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».

4. только съедобные (или только несъедобные).

5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.

Детектив

Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.

Например:

1-й игрок: «Это было в большом городе?»

Ведущий: «Да».

2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»

Ведущий: «Не знаю».

3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»

Ведущий: «Да».

Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 26.05.2016
Автор статьи: Наталья Ворожцова

О вреде слова "Нельзя" или Как правильно запрещать ребенку?

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания.

Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?»

Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать. Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения. Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к. привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет.

Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе. Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека… нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть. Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье!

Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев. И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку. В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится. Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами.

Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку «нет» и какие правила при этом нужно знать. Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3 …

1. Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы. Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки. Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки. Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия. Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный. Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя. Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

2. Позиция родителей относительно запретов должна быть одинаковой

Избегайте ситуации, когда «плохой» папа запрещает, а «добрая» мама разрешает, или наоборот. Поначалу это только сбивает ребенка с толку, но вскоре ему становится ясно, что ваш запрет не является непререкаемым, и прислушиваться к нему тоже необязательно.

3. Не отменяйте запрет только потому, что ребенок плачет или кричит

Конечно, это нелегко. Стоит только ребенку заплакать, хочется сразу все ему разрешить, лишь бы он только успокоился. Но если уж вы решили в чем-то отказать (а как я уже писала, нужно это делать обдуманно и не слишком часто), то стойте на своем до конца.

4. Выберите правильный тон

Некоторые родители, боясь показаться «плохим» папой или «злой» мамой, говорят «нельзя» заискивающим, извиняющимся тоном. Другие же наоборот кричат на ребенка истошным голосом. Конечно, оба эти варианта крайне неправильны. Слова запрета нужно произносить четко, твердо и однозначно. Голос должен быть спокойный и, если того требуют обстоятельства, строгий. Желательно при этом смотреть ребенку в глаза. Чтобы ребенок поверил вам и прислушался, вы должны сами себе поверить, не должно быть ни сомнения, ни истерики в ваших словах.

5. Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам.

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди. А это очень важно для счастливой жизни маленького человека.

Что запрещать?

Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда. У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться). Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.

Зачем же все-таки нужны запреты и правила?

Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.

Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам. Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. «Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов. А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

 Из личного опыта

В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась. Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.

Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно. Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться. Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.

Вообще о том, как эффективно справляться с детскими истериками я напишу подробнее в отдельной статье. Чтобы не пропустить статью, не забудьте подписаться на обновления блога. Читайте также:


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?



ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ



ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2


С уважением, Яна Разначенко

Игры, с помощью которых можно изучать школьную программу

Польза игр 

Игры развивают способность к обучению. Например, в стратегиях и головоломках не справиться без логического мышления, внимательности и хорошей памяти. А есть игры, где необходим творческий подход и развитая фантазия. 

Игры развивают навыки общения. В процессе игры мы учимся взаимодействовать с разными людьми, договариваться или отстаивать свою позицию. 

Компьютерные игры, полезные для школьников

Hearthstone 

Предмет: математика.

Heathstone — это популярная онлайн-игра по мотивам вселенной Warcraft. В ней огромное количество разнообразных коллекционных карт. Сюжета нет, только соревнования с другими игроками. 

Для победы необходимо мыслить стратегически и быстро считать в уме. Партия длится 15-30 минут — за это время игрок должен продумать стратегию и просчитать все ходы при помощи чисел на картах. Отвлекаться на калькулятор некогда  — складывать, вычитать и умножать придётся самому. 

Human Resource Machine

Предмет: информатика.

Human Resource Machine — игра-головоломка для начинающих программистов. Она в лёгкой форме поможет освоить принципы программирования.

Игрок управляет виртуальным офисом с помощью команд: копирования, перемещения, сложения и вычитания и других. Человечки на экране двигаются так, как их запрограммировали. Поэтому необходимо продумать их действия заранее. Каждый верный код приближает к решению загадки. Игра долго не наскучит. 

Civilization 

Предметы: обществознание, история.

«Цивилизация» — это большая серия стратегий. Игрок управляет собственной цивилизацией: расселяет её по деревням и городам, развивает инфраструктуру, добывает полезные ископаемые. Со временем его народ становится крепче, расширяет экономическое и культурное влияние. Можно играть с друзьями и даже целой командой. 

Всё в игре происходит по знакомым с уроков истории и обществознания законам. На начальных этапах аграрное общество, с разделением труда, строгой иерархией, необходимостью развивать армию. Позже главным условием развития становится образование и достижения науки. Ребёнок в игровой форме изучает весь опыт развития человеческой цивилизации и законы, по которым оно происходило. 

Spore 

Предмет: биология.

Spore — игра, иллюстрирующая эволюционный процесс. Уроки по биологии игра не заменит, но она и не претендует на научность. Spore помогает понять, по каким законам происходит эволюция и зачем она нужна. 

У игрока изначально в распоряжении одна клетка. Она плавает в мировом океане, старается выжить. Когда она вырастет в большой организм ей можно будет добавить хвост, плавники, колючки. Каждая новая деталь влияет на то, как будет вести себя организм. Впоследствии их можно будет

10 игр, которые нельзя запускать при родителях


Игры family friendly, то есть подходящие для всей семьи - для некоторых это стиль жизни. Та же Nintendo десятки лет придерживалась принципа стерильной чистоты, и вы смело могли запускать любые игры на их системах хоть при бабушке. И лишь недавно даже на Switch появились кровавые бани вроде Wolfenstein и Doom - в угоду массам. Не секрет, что современному пресытившемуся геймеру порой хочется попробовать нечто странное и экзотическое, и даже обычная мясорубка не попадает в эту категорию. Gmbox не собирается выступать в роли морального арбитра и говорить, что хорошо, а что - плохо. Мы лишь посоветуем, какие 10 игр НЕ стоит запускать при родителях (или слишком строгой девушке), если вы не хотите, чтобы у них возникли сомнения в вашей нормальности.

Игры family friendly, то есть подходящие для всей семьи - для некоторых это стиль жизни. Та же Nintendo десятки лет придерживалась принципа стерильной чистоты, и вы смело могли запускать любые игры на их системах хоть при бабушке. И лишь недавно даже на Switch появились кровавые бани вроде Wolfenstein и Doom - в угоду массам. Не секрет, что современному пресытившемуся геймеру порой хочется попробовать нечто странное и экзотическое, и даже обычная мясорубка не попадает в эту категорию. Gmbox не собирается выступать в роли морального арбитра и говорить, что хорошо, а что - плохо. Мы лишь посоветуем, какие 10 игр НЕ стоит запускать при родителях (или слишком строгой девушке), если вы не хотите, чтобы у них возникли сомнения в вашей нормальности.

10. Dead or Alive 5

Вы можете сколько угодно с пеной у рта доказывать родным и близким, что франшиза DoA - это серьёзные файтинги, по количеству приёмов, разнообразию бойцов и сложности комбо не уступающие таким грандам, как Tekken или же Street Fighter. Однако родственники достаточно быстро заметят, что все девушки в игре одеты весьма скудно, обладают размером груди не менее 3, а уж физика поведения этих вторичных половых признаков настолько отличается от реальной, что у “нормального” человека сразу возникнет подозрение - а не для японских ли извращенцев её создавали!?

9. South Park (Stick of Truth, Fractured but Whole)

Если вы смотрели мультсериал, то и так всё понятно. Но мы решили на всякий случай напомнить: игры этой франшизы тоже не являются образцом морали и нравственности. Тут даже и не знаешь, с чего начать. Домашнее насилие? Интимные сцены без цензуры? 8-ми летние девочки в форме официанток Hooters? Нет, пожалуй самое табу - это католические священники с не очень нормальными склонностями и прочие “заигрывания” с темой религии. Если ваша бабуля помнит хорошие времена и доложит куда следует, можно присесть. Бога ради, будьте осторожны!

8. Who’s Your Daddy?

Во-первых, это косвенная пропаганда суицида, что почти так же опасно, как и предыдущий пункт. Во-вторых, пожалейте родителей! Ведь эта игра напомнит об их реальных страхах, ибо вы в ней - младенец, а ваша цель - найти собственную смерть. Бытовые приборы, чистящие средства, таблетки, розетки, наполненная ванна: средств масса, был бы минимум фантазии. Вам по фану, но для предков это точно станет болезненным психологическим триггером. Можно конечно поиграть за отца, цель которого - предотвратить суицид. Но в случае провала...

7. Wolfenstein (New Order, New Colossus)

Даа, Nintendo в погоне за длинным долларом явно подкачала. А как же family friendly? В обеих частях ребута этим и не пахнет. Когда-то японцы не хотели пускать на свою консоль невинного робота-Адольфа с двумя шестистволками, а теперь - такое. В New Order Бласковиц после стресс-теста на принадлежность к арийской расе решает “расслабиться” со своей девушкой. В New Colossus - и того хлеще: на втором плане развивается “романтическая” история любви чернокожего атлета и невероятно толст… о боже, нет, конечно же body positive немки. Мало того: в качестве пасхалки можно наткнуться на сцену любви уже плотской. Будьте внимательны. Близким это может понравиться чуть меньше, чем брутал киллы с двух автоматических дробовиков.

6. Hatoful Boyfriend

В дэйтинг-симы лучше вообще не играть. А если играть - то одному. И уж точно никогда - ни в коем случае! - не вздумайте запускать Hatoful Boyfriend при родителях, даже чисто ради прикола. Мама будет убита горем. Мало того, что весь день вы сидите за компом и не можете выйти на улицу, чтобы познакомиться с девочкой - вас, оказывается, интересуют голуби! Причём эти голуби - мальчики, что наталкивает на мысли не только о чрезмерном затворничестве, но и о ненормальной ориентации.

5. My Horse Prince

...Однако “Любовь и голуби” - это ещё так, семечки по сравнению с данным пунктом. Ибо My Horse Prince - это мегазашквар даже для девушки-геймерши. Признать, что ты мечтаешь о коне - тот ещё выход из шкафа. Для него надо набраться смелости, и лучше попрактиковать перед друзьями, прежде чем шокировать родителей. Единственное “оправдание” заключается в том, что у Юмы - человеко/коне/принца - гуманоидное лицо. Но оправдание ли это, или указание на ещё более серьёзные психические проблемы игрока? Здесь можно поспорить, но точно не вовлекайте в это родственников.

4. Stayin’ Alive

Несколько пунктов назад мы рассказывали о Who’s Your Daddy и суицидальном младенце. Так вот, Stayin’ Alive тоже эксплуатирует страхи взрослых, но немного другие. Страх надвигающейся смерти. В этой игре команда пенсионеров в доме престарелых борется за своё право на эвтаназию: не только вилки, ножи, огнетушители, зажигалки и таблетки, но даже и зубные щётки могут стать инструментом завершения жизни. Команда медсестёр, соответственно, пытается их остановить. Зрелище циничное, не для слабонервных возрастной категории 45+.

3. Bayonetta 1 & 2

В этой игре совершенно лютый фэнсервис, не для родительских глаз. Тысячелетняя ведьма слишком хорошо сохранилась, все кривые при ней, а уж идея с волосами, которые являются одновременно и одеждой, и супероружием, затриггерит любого великовозрастного обладателя слишком правильного морального компаса. Дело в том, что часть мощных ударов Байонетта делает при помощи своей причёски (которая сплетается, например, в гигантский каблук), и на какой-то момент тело обнажается полностью. А во второй части вообще безобразие и стыдоба: древнее божество в обличии 13-ти летнего паренька заигрывает с ведьмой-домохозяйкой. Мама после этого никогда не поверит, что вы способны интересоваться нормальными девочками своего возраста.

2. Persona 5

В целом играми из нашего рейтинга можно напугать в основном матерей, бабушек и субтильных отцов. Но Persona 5 - это специально для сурового бати, который служил под Псковом, прыгал с парашютом, ломал кирпичи об голову и знает наизусть все столичные фонтаны. Его реакция на Persona 5 будет однозначной: “Ну чё, пацан, аниме!?”. Японские школьники учатся в школе, а в свободное от учёбы время спасают мир от вторжений из параллельной вселенной, зло в которой является воплощением реальных человеческих грехов. Что на!? Увидев же Энн Такамаки в красном латексном костюме кошечки, батя окончательно всё поймёт и взгрустнёт: его сын, отпрыск славных чресел ВДВ, неспособен найти такую бабу в реальной жизни, вот и залипает за экраном. Не разочаровывайте отца, играйте украдкой.

1. Catherine

На самом деле, это философская история о так называемой “любви” и навязанном обществом понятии “верности”, но родственникам вы этого так просто не объясните. Они увидят лишь то, что на поверхности: безработный раздолбай, которому под 30, помолвлен с серьёзной девушкой Катей. Вместо того, чтобы взяться за ум, найти работу и окончательно связать свою судьбу с ней, он начинает волочиться за непонятно откуда взявшейся… Катей, но уже через английскую C. Потом выясняется, что Catherine - адовый суккуб, подвергающий неверных мужчин суровым испытаниям. В общем, всё это крайне интересно, однако избавьте от этой запутанной истории родителей. А главное - девушку, ежели таковая имеется в наличии.

Можно ли разрешать ребенку игры с едой?

«Не играй с едой!», «Не суй пальцы в варенье!», «Ешь нормально!» – эти и другие фразы можно услышать в любом доме, на любой кухне, где есть маленькие дети. Наверняка вы и сами не раз грешили, одергивая свое чадо, которое, вместо того чтобы быстро справиться с обедом, уже двадцать минут размазывает картофельное пюре по тарелке. Почему же мам так беспокоит этот факт, что малыш играет с едой? Стоит ли так зацикливаться на этом моменте? Оказывается, эта тема волнует не только родителей, но и ученых. Великие умы ежегодно исследуют детскую психологию и тем не менее до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу.

Игры с едой: маленький экспериментатор

Одни педагоги и психологи, а вместе с ними и консультанты по прикорму, убеждены, что обеденный стол – это не место для забав. По их мнению, любые игры с едой отвлекают ребенка от главной цели – научиться есть «взрослую» еду самостоятельно. Специалисты советуют прекращать трапезу в тот момент, когда кроха начинает играть с едой. Строго? На первый взгляд, да, но смысл в этом, конечно же, есть. Все-таки процесс принятия пищи – это своеобразный ритуал. Очень важно, чтобы за столом собиралась вся семья, и ребенок мог наблюдать, как едят взрослые, и подражать им. В возрасте до полутора лет малыши обладают уникальной способностью «считывать» нужную им информацию, глядя на поведение взрослых. Если он видит, что родственники едят с удовольствием, не отвлекаясь, а за столом царит теплая и расслабленная атмосфера – скорее всего, у крохи сформируется правильное пищевое поведение. Психологи рекомендуют маме и папе быть терпимее, пока кроха осваивает нормы поведения за столом, не вмешиваться в этот процесс с придирками и замечаниями. Несколько советов.

Если малыш до 1,5 лет предпочитает брать еду руками – пусть делает это. Это вовсе не игра с едой, а абсолютно нормальная особенность, характерная для раннего возраста. Младенцы и годовалые дети активно изучают мир не только визуальным, но и тактильным методом. Им важно потрогать еду, ощутить ее консистенцию, температуру, понять цвет и вкус. Кроме того, в этом возрасте у детей формируется «пинцетный захват» пальчиками, и они пытаются все схватить и пощупать. Мама может помочь ребенку, нарезав кушанье мелкими кубиками, чтобы его было удобнее брать ручками. 

Малыш также может брать еду руками и класть ее в ложку, или, наоборот, – брать еду ложкой, а потом доставать из нее кусочки и тянуть их в рот. Это тоже нормально. Так кроха экспериментирует! Скоро это закончится, а пока радуйтесь, что у ребенка развивается мелкая моторика.

Дети очень любят пить из трубочки, но очень часто, по мнению мам, начинают баловаться, пуская в напиток пузыри. На самом деле такая забава – неплохая дыхательная гимнастика. И возможность узнать кое-что новое и интересное: объясните ребенку, что пузырьки – это воздух, который он сам запускает в воду своим дыханием. 

Принятие через игру

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой игры с едой могут быть полезны. Пару лет назад группа зарубежных ученых провела эксперимент с участием нескольких десятков детишек, которые ранее недолюбливали фрукты и овощи. Малышам раздали целый набор полезной еды – огурцы, помидоры, брокколи, зеленый горошек, яблоки, голубику – и предложили делать с ними все, что хочется. Дети с азартом принялись мять и разламывать овощи, раскидывать их по столу, катать и подбрасывать. В завершение такого «праздника непослушания» испытуемым предложили попробовать любой из продуктов, но исключительно по доброй воле, а не в обязательном порядке. Что вы думаете – дети съели добрую половину еды, с которой до этого играли! Этот эксперимент в очередной раз подтвердил факт, что малыши гораздо эффективнее познают окружающий мир через игру и тактильное восприятие. Отсюда вывод: если ваш ребенок совершенно не признает какие-то виды продуктов, попробуйте дать ему их в качестве игрушек. Есть большая вероятность, что кроха сначала поиграет-поиграет «невкусным» сельдереем, а потом, глядишь, да и съест его. Особо увлеченным родителям можно порекомендовать такие игры для вкусного досуга:

Предложите ребенку сортировать овощи или фрукты по цвету и размеру. Такие занятия неплохо развивают логику;

Сравните форму и фактуру овощей и фруктов. Например: апельсин круглый, а слива овальная; помидор гладкий, огурчик колючий, персик бархатный, а кокос шершавый;

Поиграйте в игру «Угадай-ка». Мама завязывает ребенку глаза и дает попробовать порезанные на кусочки овощи и фрукты. Задача ребенка – угадать, какой продукт дала мама. При этом полезно проговаривать, какой ощущается вкус: сладкий, кислый, горьковатый и т.д.

Играть с едой: меньше критики, больше свободы

Многие родители уделяют слишком много внимания аккуратности ребенка во время трапезы и очень часто сокрушаются, что у крохи все «валится из рук» и вообще он «ест, как поросенок». На самом же деле это большая ошибка – требовать от малыша соблюдать правила этикета за столом. Во-первых, это чревато развитием невроза у мамы, потому что годовалый малыш вряд ли так быстро научится не крошить и не проливать воду. А во-вторых, такое поведение взрослых способно отбить у ребенка желание учиться есть самостоятельно. И потом не удивляйтесь, что чадо не притрагивается к ложке и воротит нос от некогда любимой каши! Психологи в один голос твердят, что еда ни в коем случае не должна ассоциироваться со стрессом. Поэтому задача родителей – сделать так, чтобы процесс принятия пищи проходил как минимум спокойно и без нервов, а как максимум – на позитивной волне. Если малыш во время трапезы в очередной раз с ног до головы измазался пюре или перевернул себе на грудь тарелку супа, не нужно делать скорбное лицо и тем более ругаться. Наоборот, радуйтесь, что кроха проявляет пищевой интерес и пытается есть без вашей помощи. Помните, что ваш малыш растет, и очень скоро все проблемы, связанные с аккуратностью за столом, станут не актуальны. Еще ни один ребенок не пошел в школу, не научившись есть «по-человечески», так зачем же сейчас тратить нервы себе и малышу? Тем более сегодня на помощь приходят  достижения цивилизации: пластиковые нагрудники с карманами-ловушками для еды и небьющаяся детская посуда из безопасного пластика. Кстати, вы можете купить тарелки на присосках – идеальный вариант для активных малышей. Еще один лайфхак для мам: подстелите под стульчиком для кормления клеенку, и вам не придется каждый раз после еды мыть пол на кухне. 

Как видите, вариантов облегчить себе жизнь, имея маленького ребенка, очень много! 

А это – под запретом

Знакома ли вам такая картина: малыш сидит за столом перед планшетом или телевизором и, вместо того чтобы есть, увлеченно смотрит мультик, а мама тем временем сует ему в рот ложку за ложкой? К сожалению, этим сегодня грешат многие родители. Кто-то пытается таким образом накормить малоежку, кому-то не нравится, что ребенок играет с едой, поэтому отвлекают его мультиками. А кто-то просто экономит время, ведь самостоятельно кроха будет есть не меньше получаса. 

Родители забывают, что планшет – это самый главный враг пищевого поведения. Сначала мы «подсаживаем» ребенка на гаджет, формируя связь «еда – мультик», а потом сокрушаемся, что без планшета ребенок отказывается есть. 

Поэтому ни при каких обстоятельствах не включайте малышу мультик для того, чтобы его накормить. 

Лучше на собственном примере покажите ребенку, что еда – это удовольствие, и тогда никаких проблем с пищевым поведением у него не будет. 

Мнение эксперта

Людмила Работягова, педагог-психолог раннего развития

Запрет на игры с едой берет корни из глубокой древности. Наши предки с большим уважением относились к еде, особенно к хлебу, считая этот продукт священным. Хлеб было запрещено не только выбрасывать, но и крошить, катать шарики из его мякиша. Сегодня люди хоть и не помнят традиции предков, но бережное отношение к еде соблюдают. С одной стороны, это правильно, но нельзя не принимать во внимание детскую психологию. Ребенок в раннем возрасте активно познает мир и проявляет интерес ко всему, что его окружает. В том, что ему захотелось помять хлебушек, покатать фрукт или залезть пальчиками в суп, нет ничего удивительного. Если вам не нравится, что малыш играет с едой, попробуйте найти компромисс: попросите ребенка украсить кашу ягодами или превратить обычное блюдо в забавную мордочку какого-нибудь зверька. Веселые примеры украшения блюд легко найти в интернете. Деткам постарше можно дать в руки пластиковый ножик и попросить нарезать вареные овощи для салата. 

Мало того что творческий подход очень полезен для детей, есть большая вероятность того, что ребенок все-таки съест блюдо, которое он «приготовил».


Смотрите также