Игра мельница как играть


Мельница (игра) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2015; проверки требуют 27 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2015; проверки требуют 27 правок. Схема поля и расположения фишек игры мельница

Ме́льница — логическая настольная игра для двух игроков. В качестве игровых фигур обычно используются 9 чёрных и 9 белых круглых фишек. Цель игры заключается в том, чтобы поставить три фишки одного цвета в ряд.

В 1993 году Ральф Гассер выработал оптимальную стратегию. Игра сводится к ничьей[1].

Исторические и археологические сведения[править | править код]

Из «Книги игр» короля Альфонсо X (1240)

Игра в мельницу была популярна как в Средневековой Европе, так и на Руси. В археологическом материале находят доски, на которых играли в мельницу[2][3]. Известно, что игра была предметом торговли. До начала IX в. в Норвегию попала эта игра из Средней Азии. С IX—X вв. она была распространена в Гокстаде, Старой Ладоге, Новгороде, Пскове, Старой Рязани и других городах[4][3].

В норвежском городе Гокстад была найдена двухсторонняя доска, в которую можно было играть в несколько игр — на одной стороне игра в шашки и шахматы, на другой игра в мельницу. На второй стороне изображаются два-три квадрата с разными размерами, которые вписаны друг в друга. Стороны таких квадратов соединялись небольшими поперечными линиями. В Старой Ладоге (в слоях X в.) была найдена часть корабля, на которой остался кусок доски с прочерченными линиями для игры в мельницу. Считается, что эта находка является самой ранней на Руси среди находок досок для игры в мельницу[5][3]. Помимо корабельных досок, находили начерченные игровые поля на днищах бочек, каменных плитах и других[6].

Изображения этой популярной игры можно найти в придворных рукописях: «Книге игр» короля Альфонсо X (1240) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338)[7].

Игра начинается с того, что при помощи жребия определяется кто и какими фишками будет играть — чёрными или белыми. Белые начинают первыми. Для игры потребуется игровое поле и набор фишек двух цветов. При игре на квадратном поле требуется по 9 фишек, для поля «улитка» и пятиугольного поля по 12 фишек каждому.

В начале игровое поле пустое и игроки по очереди начинают выставлять свои фишки на любое свободное место, таким образом чтобы, выставить три своих фишки в один ряд. Это продолжается пока не будут выставлены все имеющиеся фишки. Если получается выстроить ряд из трёх фишек (мельницу), то игрок забирает с поля любую фишку противника. Далее игроки по очереди передвигают фишки на свободные места вдоль линий, также стараясь построить мельницу и забрать фишки противника. Если удается построить 2 ряда по три фишки, то соответственно забирается 2 фишки. Здесь есть одно правило: Мельницу можно на одном месте строить несколько раз, но фишка снимается только за первое построение.

Когда у игрока остаётся только три фишки, он получает следующее преимущество: в свой ход он может переставлять свою фишку не обращая внимания на линии на игровом поле, а другой игрок продолжает играть по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки. Проигравшим считается тот, кто больше не может сделать ходов или имеет меньше трёх фишек и не в состоянии построить мельницу.

ru.wikipedia.org

Настольная игра Мельница - одна из древнейших логических игр на земле, как играть, правила, обзор

Описание игры

Мельница – настольная игра для тренировки логики и стратегического мышления. Развлечение имеет нестандартную механику, которая может с непривычки показаться гораздо сложнее, чем есть на самом деле. Отдаленно набор может напомнить сложную версию детской игры “Крестики-нолики”.

Сложно установить точную дату изобретения настольной игры Мельница. Известно, что пик её популярности приходится на Средневековье. Распространялась она в разных концах света: Европе, Азии, Скандинавии.Изображения игры находили в Норвиче, Солсбери и даже в стенах Вестминстерского аббатства

Одни из первых записей современности об этом развлечении относятся к девятому веку нашей эры, когда игра впервые попала из Средней Азии в холодную Норвегию. Ориентировочно в тот же период набор распространился по городам Руси и скандинавским деревням. Изображения игры находили в Норвиче, Солсбери и даже в стенах Вестминстерского аббатства. Очень похожие доски находят и в других частях света, например Италии и Исландии.Такие же наборы были найдены на территории Древней Руси: Старой Ладоге, Старой Рязани, Пскове и других городах.

Поскольку для развлечения требуется деревянная доска, раньше люди делали наборы, которые подходили одновременно для шашек, шахмат и мельницы. Подобная доска была найдена в Норвегии в древнем городе Гокстад. Такие же наборы были найдены на территории Древней Руси: Старой Ладоге, Старой Рязани, Пскове и других городах. Игру создавали из дерева, рисовали на днищах бочек, камне и других материалах. Развлечение упоминалось в нескольких книгах, в том числе в манускриптах “Книга Игр”, написанных Альфонсом Десятым в тысяча двести сороковом году.

Реально древняя игра

Ученые предполагают, что сама игра существует уже более трех тысяч лет. Вероятно, первые её прототипы появились в Египте за тысячу четыреста лет до наступления нашей эры. Такой рисунок был вырезан в Египетском храме в городе Курн. Более поздние упоминание и изображения игры были найдены в Китае пятисотого года до нашей эры и Цейлоне (Шри-Ланка) в девятом году новой эры. Похожие развлечения люди находили в Древней Греции.

Интересно, что в Европе игра Мельница имеет совершенно непривычное название: “Девять пляшущих мужчин”. Впервые такое прозвище упоминается в трудах Шекспира “Сон в летнюю ночь” от тысяча пятьсот девяносто четвертого года.

Мельница получила свое название за вид расстановки фишек: когда все они попадают на поле, рисунок внешне напоминает ветряную мельницу. Играть в Мельницу можно буквально везде. даже если вы отправились с детьми на пляж и забыли взять набор с собой, можно нарисовать поле на песке и использовать в качестве фишек обычные камушки.

Если вы только планируете приобрести подобное развлечение и не уверены понравится ли оно вашим детям, можно скачать интернета разноцветное поле и распечатать его. Фишки должны быть круглой формы, но сделать их можно из подручных материалов. Допустимо использовать шашки, если такие имеются дома.

Версии доски

Игровое поле Мельницы выглядеть по-разному. Самая распространенная вариация ориентирована на девять фишек. Кроме такой доски, вы можете встретить поля на шесть и три фишки, а так же поле на 3 сферы с добавлением диагональных линий. Существуют и другие версии игровых досок, но они менее распространены.Игровое поле Мельницы выглядеть по разному. Самая распространенная вариация ориентирована на девять фишек

Что в наборе?

Набор настольной игры Мельница удобен для переноски, ведь состоит только из деревянной доски и восемнадцать шариков. Весь комплект легко хранить и брать с собой на отдых.Дорожный вариант

Все компоненты, как правило, выполнены из дерева, однако, встречаются версии из камня и более дешевые вариации из пластика. Существуют и дорожные вариации Мельницы, которые делают на магнитной доске, подобно шашкам. Такие “шарики” не падают от любой тряски и подходят для путешествий на поезде.

Правила и ход игры

Правила игры Мельница разработаны для детей от шести лет, но заинтересуют и взрослых. Чтобы понять механику развлечения, достаточно разыграть одну партию. Чтобы начать сражение на деревянной доске, определитесь кто какими “фишками” будет играть. Сделать это можно с помощью розыгрыша “Камень, ножницы, бумага” или просто договориться. По стандарту стратегических игр подобного типа, первыми ходят владельцы белого “набора”.Правила игры Мельница разработаны для детей от шести лет, но заинтересуют и взрослых

Когда все определились с цветом, можно начинать битву. Каждый участник берет себе девять фишек. Пустое игровое поле выставляется в центре стола, чтобы всем участникам было удобно до него тянуться.

Цель

Цель игры – выставить три своих фишки в ряд. Этим игра напоминает усложненную версию игры “Крестики-нолики”. В начале игры оба участника поочередно ставять по одной фишке на поле, стараясь выполнить задачу. Это продолжается, пока игроки не разместят все фишки на доске.

Когда все фишки выставлены, самое время проверить смог ли кто-то выставить ряд из трех элементов. Если игроку это удалось, он забирает с поля фишку оппонента на выбор. Освободившееся пространство дает возможность передвигать фишки. В этот момент игра становится похожей на советские Пятнашки: участники по очереди двигают фишки, в попытках выстроить нужную линию. Каждый раз, когда одному из игроков удается сделать ряд, он забирает одну фишку противника.

Играть в Мельницу становится сложнее с каждой выходящей фишкой. Одно дело выставить ряд из трех сфер, имея при себе девять штук. Но попробуйте создать линию, когда у вас всего три фишки. Такое противостояние может затянуться надолго. Будьте внимательны, ведь при построении ряда на одном и том же месте, фишку вы забираете только за первый раз.

Развязка боя наступает именно в момент, когда оба игрока остались с тремя фишками на поле. Тогда начинается борьба за последнюю, финальную линию. Проигравшим игроком считается тот, кто попадает хотя бы под одну категорию:

  • У него не осталось фишек или осталось меньше трех, поэтому невозможно построить ряд.
  • Заблокирован противником и не может сделать ход.
  • Не может построить мельницу по любой другой причине.

Кому понравится?

Мельница – игра преимущественно детская. Взрослые смогут принять участие в основном в качестве наставников, обучить младшее поколение основам стратегии. С помощью этого развлечения родители смогут провести со своим ребёнком время интересно и с пользой. Если в семье два ребёнка, им будет весело играть вместе в эту интеллектуальную игру.

Благодаря многовековой истории набор станет оригинальным подарком для искушенных любителей настольных игр. Для этих целей можно приобрести Мельницу, выполненную на заказ или выбрать уже сделанные игры ручной работы, которые всегда можно найти ярмарках мастеров.

Видеообзор

Если Вам понравилось описание необычной настольной игры Мельница и Вы хотите увидеть как выглядит нестандартная механика “вживую”, посмотрите видеообзор “Девять пляшущих мужчин”.

Отзывы и вопросы к игре

Сколько игроков одновременно могут участвовать в Мельнице?
Максимальное количество участников – два человека.
Сколько времени занимает один кон игры?
Это зависит от навыков игроков. В среднем одна партия длится от двадцати до тридцати минут.
Смогут ли дети самостоятельно разобраться в правилах?
Механика игры очень проста. Она рассчитана на детей от шести лет, которые легко поймут как играть без помощи взрослых.

Дополнения

По мотивам древнего развлечения было создано много игр, которые теперь можно приобрести в большинстве магазинов. Есть вероятность, что упомянутое ранее развлечение Крестики-Нолики тоже появилось благодаря старинной забаве “Девять пляшущих мужчин”.

Игра Мельница Привидений – один из примеров наборов, родившихся благодаря этому набору с деревянной доской. В ней вы так же получите поле и задачу выстраивать ряды, правда в этот раз из пшеницы – теперь в названии появилось еще больше смысла. Выполняйте задачу и не пугайтесь призраков.

Похожие игры

  • Шахматы – логическая настольная игра, пришедшая в современность из Индии. По легенде, один лидер был настолько кровожаден, что многие мудрецы искали способа усмирить его буйный нрав и спасти страну от вечных войн. Этим решением стали шахматы, которые позволили правителю реализовать потенциал военачальника избежав кровопролития.
  • Нарды – стратегическая игра на деревянной доске, в которой главная цель – привести свою “армию” шашек с базы к дому. Развлечение было изобретено, когда индийские мудрецы отправили персам “непонятный” набор и задание разгадать смысл игры. В ответ великие умы создали новое развлечение и переслали загадку оппонентам.
  • Пингвины на льдинах – детская игра, в которой ребёнок сможет потренировать свое умение находить выходы из сложных ситуаций. Головоломка включает в себя особые пазлы – домино, которые могут менять свою форму. выполняйте задания из книжечки и улучшайте свои стратегические навыки.
  • Маджонг – китайская игра на тренировку логики и внимательности. Находите похожие фишки и убирайте их из игры, чтобы разгадать головоломку. Только самый умный и находчивый игрок сможет разобрать маджонг полностью.
  • Улей – игра про сражение двух армий насекомых. Каждый персонаж имеет свои особенности: кто то умеет прыгать, другие бегают необычайно быстро. Используйте все навыки своих подопечных, чтобы поставить “Шах и Мат” вражеской королеве.
  • Катамино – развивающая настольная игра для детей от трех лет. Участники смогут потренировать мелкую моторику рук и умение находить решение даже самых сложных задач. В комплект входит задачник, в котором описаны головоломки, которые нужно решить. Используйте необычные фишки, чтобы заполнить указанную область поля.
  • Домино – настольная игра, в которой участники должны искать дубли. Выстраивайте линию из фишек и старайтесь замкнуть её, чтобы никто из участников не смог её продолжить. Такой расклад называется “рыба” и именно он решает кто победил в партии.

Приятной игры!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы Вконтакте, Одноклассники,Фейсбук, Твиттер

Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе :)

nastolkoff.ru

Настольные игры: мельница - Летидор

В Туркмении ткут ковры с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е года там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Игральные доски для Мельницы вырезаны на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Солсбери и Вестминстере – монахи тайком играли на них во время долгих проповедей. 

Средневековая Европа заигрывалась Мельницей – она упоминается в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).

А название «Nine Men’s Morris» – «Танец девяти мужчин» пошло гулять по миру с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летную ночь» Титания говорит: «The nine mens Morris is fild up with mud» («Дёрн, где играют в мельницу, затоплен», пер. М.Лозинского). Хотя в танце действительно есть термин «moorish», слово «morris» происходит от латинского «merellus» – «фишки». Игра была популярна у римских солдат, которые вряд ли любили танцевать, зато пронесли её через весь континент.

Правила игры

Разновидностей мельниц много, но различия касаются только формы поля и количеством фишек, правила же одинаковые.

В игре три этапа:

  1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле – на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд – «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.

  2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток и прыгать друг через друга (но не с линии на линию). Цель прежняя – выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.

  3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.

Ходы обязательны, если они возможны.

При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».

Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию.

Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.

Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты – в обеих случаях он не может построить «мельницу».

Разновидности полей

letidor.ru

Правила игры в древнюю настольную игру мельницу.

Игра начинается с того, что при помощи жребия определяется кто и какими фишками будет играть - чёрным или белыми. Белые начинают первыми. Для игры потребуется игровое поле и по 9 фишек обоих цветов.

В начале игровое поле пустое и игроки по очереди начанают выставлять свои фишки на любое свободное место, таким образом чтобы, выставить три своих фишки в один ряд. Это продалжается пока не будут выставленны все имеющиеся фишки. Если получается выстроить ряд из трёх фишек(мельницу), то игрок забирает с поля любую фишку противника.

Далее игроки по очереди поередвигают фишки на свободные места вдоль линий, также стараясь построить мельницу и забрать фишки противника.

Если удается построить 2 ряда по три фишки, то соотвественно забирется 2 фишки. Здесь есть одно правило: Мельницу можно на одном месте строить несколько раз, но фишка снимается только за первое построение.

Когда у игрока остаётся только три фишки, он получает следующее примущество: в свой ход он может переставлять свою фишку не обращая внимания на линии на игровом поле, а другой игрок продолжает играть по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки.

Проигравшим считается тот, кто больше не может сделать ходов или имеет меньше трёх фишек и не в состоянии построить мельницу.

При игре на игровом поле 6 Морисов играют с 6 фишками у каждого игрока

При игре 12 Морисов или Морабара распространённой в Африке на доске добавленно 2 диагонали и играют 24 фишками.

Как играют в Морабара

Играть онлайн в Мельницу

Распечатать и играть можно здесь

Источник

История игры Мельница



 

Загрузка...

 

 

www.pravilaigr.ru

Мельница (игра для детей) - правила, как научиться правильно играть, что нужно для игры

Настольные игры

Это логическая настольная игра для двух игроков c достаточно простыми правилами. В ней возможно большое количество различных комбинаций. Цель игры – поставить три фишки одного цвета в ряд.

Что развивает?

В процессе игры ребёнок активно развивает логическое мышление. Учится анализировать действия соперника.

Для игры понадобятся:

  1. Специальное квадратное игровое поле;
  2. 9 фишек чёрного цвета и 9 – белого.

Как играть (правила)

Шаг 1.

При помощи жребия определите, какими фишками будете играть. Начинают белые. По очереди выставьте фишки на пустое игровое поле, ставя их на любое свободное место. Важно, чтобы три одинаковые фишки стали в ряд по прямой линии – это «мельница». Нужно выставить все имеющиеся фишки. Игрок, выстроивший «мельницу», убирает с игрового поля одну любую фишку соперника. Если «мельниц» получилось две – две фишки.

Шаг 2.

Далее по очереди передвигайте свои фишки на свободные места вдоль линий игрового поля, стараясь выстроить «мельницу», чтобы забрать фишку соперника. «Мельницу» можно строить на одном и том же месте несколько раз, но фишку соперника убирают только за первое построение.

Шаг 3.

Игрок, у которого осталось только три фишки, может передвигать их на любое свободное место, независимо от линий игрового поля. Игра считается выигранной тогда, когда соперник не может выстроить «мельницу»: у него осталось только две фишки или нет возможности сделать ход.

Важно помнить!

Запомнив изображение игрового поля, можно чертить его на бумаге или на песке и играть в «Мельницу» не только дома. Главное – придумать, что использовать вместо фишек.

Оцените игру

Играли в эту иргу? Оцените ее пожалуйста.

Сохранить для себя, поделиться с друзьями:

Мамы играют Загрузите фото, как вы играли с ребенком

Загрузить фото

Похожие игры

0

Для игры понадобится:

Специальная доска или расчерченное игровое поле;, 17 фишек одного цвета («гуси») и одна – другого («лиса»).

Лиса и гуси

0

Для игры понадобится:

два игрока, комплект настольной игры

Тавлеи

Больше интересных игр

Наши дети познают этот мир и проходят важные этапы развития – через игру. Так формируются мыслительные процессы, память, логика, воображение. А еще мальчики и девочки, играя, учатся существовать в команде, взаимодействовать, быть терпимей и мудрей.

Здорово, когда и родители включены в этот процесс, помогают малышам и детям постарше в том, как научиться правильно играть. И, конечно, совместные часы активностей – это отличное времяпрепровождение для всей семьи, когда разные поколения всё лучше «узнают» особенности друг друга, учатся понимать и слушать.

Из всех вариаций игр – подвижных, уличных, для маленьких и больших компаний, для взрослых и малышей – выбирайте ту, которая по душе. Например, игра "Мельница" станет отличным поводом провести время с пользой. Узнайте, что нужно для игры "Мельница", каковы правила игры и какие качества она развивает.

Играйте вместе, учите детей и узнайте правила новых полезный активностей!

detstrana.ru

Мельница. Настольная игра

 

Мельница

Логическая настольная игра.
2 игрока, 18 фишек
Цель игры: поставить три фишки одного цвета в ряд.
Игровое поле. Правила.

 

Распечатать игровое поле >>>

 Игра предназначена только для домашнего использования. Копирование и дублирование в интернете игрового поля - запрещено!

Другие варианты игровых полей “Мельницы” >>>

 

Правила игры в Мельницу

  • Партия начинается с пустого игрового поля. Каждый игрок по очереди выставляет по одной своей шашке на любой из свободных кружков. Как только игрок смог выстроить три свои шашки в ряд по прямой линии, он снимает с доски любую из шашек противника. Этот ряд из трех фишек одного цвета и называется “мельницей”.
  • После того, как игроки выставили все свои фишки на игровое поле - можно начинать ходить.Игроки также по очереди передвигает свои фишки на соседние свободные кружки вдоль линий с той же целью построить мельницу. И так же, как только у игрока образовался новый ряд из трех фишек - он забирает любую фишку соперника.
  • Если к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, он получает преимущество во время своего очередного хода переставлять фишку на любой свободный кружок поля, не зависимо от линий, в то время, как его соперник продолжает ходить по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
  • Игра считается выигранной, когда противник не сможет построить мельницу - либо осталось только 2 фишки, либо у игрока нет возможности сделать ход.

*Игрок может строить мельницу на одном и том же месте, сколько угодно, но фишку соперника снимать за эту мельницу - только один раз.
*Если игрок за один ход построил сразу две мельницы - снимается 2 фишки соперника.

 

Настольная игра с простыми правилами и со множеством возможных комбинаций. В эту игру играют по всему миру уже около 3000 лет, и она по прежнему пользуется популярностью у производителей настольных игр. История игры “Мельница” >>>

 

В Мельницу можно играть дома с фишками, на улице или на пляже с камешками, в гостях с пуговицами, а игровое поле можно просто расчертить на листке бумаги.
Но, чтобы заинтересовать этой старинной игрой детей, предлагаем распечатать красочное игровое поле и подготовить 18 настоящих фишек, по 9 штук каждого цвета.

 

www.printplay.ru

Настольная игра Мельница - Славянская Традиция

Ме́льница — логическая настольная игра для двух игроков. В качестве игровых фигур обычно используются 9 чёрных и 9 белых круглых фишек. Цель игры заключается в том, чтобы поставить три фишки одного цвета в ряд.

Игра в мельницу была популярна как в Средневековой Европе, так и на Руси. В археологическом материале находят доски, на которых играли в мельницу. Известно, что игра была предметом торговли. До начала IX в. в Норвегию попала эта игра из Средней Азии. С IX—X вв. она была распространена в Гокстаде, Старой Ладоге, Новгороде, Пскове, Старой Рязани и других городах.

В норвежском городе Гокстад была найдена двухсторонняя доска, в которую можно было играть в несколько игр — на одной стороне игра в шашки и шахматы, на другой игра в мельницу. На второй стороне изображаются два-три квадрата с разными размерами, которые вписаны вдруг друга. Стороны таких квадратов соединялись небольшими поперечными линиями. В Старой Ладоге (в слоях X в.) была найдена часть корабля, на которой остался кусок доски с прочерченными линиями для игры в мельницу. Считается, что эта находка является самой ранней на Руси среди находок досок для игры в мельницу.

Изображения этой популярной игры можно найти в придворных рукописях: «Книге игр» короля Альфонсо X (1240) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338).

Доска ( XIIв.) и фишки (XIVв.),(ХVв.) для игры в мельницу, Старая Русса.

Правила:

Игра начинается с того, что при помощи жребия определяется кто и какими фишками будет играть — чёрным или белыми. Белые начинают первыми. Для игры потребуется игровое поле и набор фишек двух цветов. При игре на квадратном поле требуется по 9 фишек, для поля «улитка» и пятиугольного поля по 12 фишек каждому.

В начале игровое поле пустое и игроки по очереди начинают выставлять свои фишки на любое свободное место, таким образом чтобы, выставить три своих фишки в один ряд. Это продолжается пока не будут выставлены все имеющиеся фишки. Если получается выстроить ряд из трёх фишек (мельницу), то игрок забирает с поля любую фишку противника. Далее игроки по очереди передвигают фишки на свободные места вдоль линий, также стараясь построить мельницу и забрать фишки противника. Если удается построить 2 ряда по три фишки, то соответственно забирается 2 фишки. Здесь есть одно правило: Мельницу можно на одном месте строить несколько раз, но фишка снимается только за первое построение.

Когда у игрока остаётся только три фишки, он получает следующее преимущество: в свой ход он может переставлять свою фишку не обращая внимания на линии на игровом поле, а другой игрок продолжает играть по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки. Проигравшим считается тот, кто больше не может сделать ходов или имеет меньше трёх фишек и не в состоянии построить мельницу.

slavtradition.com

Настольные игры: Мельница - Сайт для всей семьи — LiveJournal


текст: Дмитрий Скирюк

Среди настольных игр, которые незаслуженно забыты в России, особое место занимает мельница. Трудно понять, как игра, в которую столько веков играют Европа и Азия, у нас оказалась на задворках. Видимо, городская жизнь на всём готовом настолько испортила людей, что когда по причине войны и прочих неурядиц фабрики перестали выпускать наборы для игры, она исчезла сама собой.

Между тем, совершенно зря: мельница проста, увлекательна, и у неё очень необычная тактика.

Мельница – дальняя родственница крестиков-ноликов. В Армении её называют «рез», в Туркмении – «дызым» или «дюз-дюм», в Молдавии – «куран», а в Европе – «моррис», «мерельс» или «миллс». Родом она из Египта – самая древняя доска найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.). Археологи нашли сотни досок для мельниц в Греции, Италии, Китае, на Цейлоне и в Исландии.

В Туркмении ткут ковры с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е года там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Игральные доски для мельницы вырезаны на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Солсбери и Вестминстере – монахи тайком играли на них во время долгих проповедей.

Средневековая Европа заигрывалась мельницей – она упоминается в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).

А название «Nine Men’s Morris» – «Танец девяти мужчин» пошло гулять по миру с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летную ночь» Титания говорит: «The nine mens Morris is fild up with mud» («Дёрн, где играют в мельницу, затоплен», пер. М.Лозинского). Хотя в танце действительно есть термин «moorish», слово «morris» происходит от латинского «merellus» – «фишки». Игра была популярна у римских солдат, которые вряд ли любили танцевать, зато пронесли её через весь континент.

Правила игры

Разновидностей мельниц много, но различия касаются только формы поля и количеством фишек, правила же одинаковые.

В игре три этапа:

1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле – на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд – «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.

2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток и прыгать друг через друга (но не с линии на линию). Цель прежняя – выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.

3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.

Ходы обязательны, если они возможны.

При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».

Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию.

Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.

Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты – в обеих случаях он не может построить «мельницу».

Разновидности полей

В простейшей мельнице у игрока всего 3 фишки (в африканской «Аши» – 4). В ней нет захвата – игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Увы, анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах.

Это не мешало древним римлянам: «Рота» или «Tabula Lusoria» была весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, и непонятно, где она была придумана впервые.


Доска на 5 или 6 фишек – это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (а фишек становится 7) – это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает.

Занятный вариант мельницы на 6 фишек – «Sixpenny Maddell» существовал в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на соединительных линиях.

Самые захватывающие – большие мельницы с 9 и 12 фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (вопрос, как и сколько линий их соединяют).

Вообще, главная изюминка этой игры – множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и «мельниц», которые на них можно построить. На простом поле только прямые углы. «Паутинка» и «Сетка» с диагоналями дают больше комбинаций для построения «мельниц».

В конце XX века появились новые доски: «Улитка» и Пятиугольная (12 фишек), и Шестиугольная (13).

Начните с простой мельницы, и если она наскучит, можно расчертить другую. Шашки, два альбомных листа, фломастер, линейка, клей и старая картонная шахматная доска – вот всё необходимое, чтобы сделать набор для этой невероятно увлекательной игры.

letidor.livejournal.com

Настольные игры древности : «Мельница»


   Итак, настала пора потихоньку переходить к играм, так сказать, «без костей».
   Начнём с древнейшей — с «Мельницы»!

  Игра, которую в России называют «Мельница», – дальняя родственница крестиков-ноликов.
В Германии её называют «Mühle», в Дании – «Møller» или «Møllespil», в Голландии – тоже «Molenspel» (а также «Negensticken» – «девять палочек»), в Швеции – «Qvarn» или «Dubbel-qvarn», в Исландии – «Mylna» или «Mylla», в Чехии – «Млын», в Венгрии – «Malomsdi», во Франции – «Jeu de moulin» или «Charett», в Италии – «Mulinello», в Индии – «Tule paid», в Бангладеш – «Bara-guti-pait-pait», на Цейлоне – «Nerenchi keliya», в Армении – «Рез», в Молдавии – «Куран», а в Туркмении – «Дызым» или «Дюз-дюм».
   Происхождение Мельницы теряется во тьме веков.
Древнейшие поля для Мельницы, конечно же, до наших дней не сохранились :).


   Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт.

Археологи нашли сотни древних досок для игры в Мельницу в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы Мельницы находят уже в Трое-I Шлимана (3000-2500 до н.э.). Пакистанские поля для Мельницы тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600-1800 до н.э.).

   Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие — что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».
Есть и другие теории, но эти самые популярные.

   Роберт Белл считал, что Мельница родом из Египта: подобная доска действительно была там найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.), но это явно поздняя версия: поле украшено коптским крестом, что позволяет датировать её временами распространения христианства, то есть около 300-600 н.э.


   Когда арабы вторглись в Египет, они переняли у местного населения эту игру. Греки тоже узнали о Мельнице от египтян при Птолемеях, а римляне — либо от греков, либо от троянцев, которых они считали своими предками.
Римский поэт Овидий среди прочих игр упоминает о Мельнице в своей «Науке любви»:

Есть и такая <игра>, где каждый выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

   Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась «Tabula lusoria», «Ludus terni», «Rota» или просто «Lines» (то бишь «чёрточки»).

   В точности по такому же принципу устроены: «Shisima» из Кении, «Tsoro yemutatu» из Зимбабве, «Achi» из Ганы, «Fanoron-telo» с Мадагаскара, «Tapatan» с Филиппин, «Luk tsut k'i» из Китая, «Padavettu», «Nira» и «Kallukali» из Индии, «Pitarilla тewas»; американских индейцев — и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц (перечень займёт целую страницу).

Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в «Аши» — по 4).
В ней нет захвата — игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает.
Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам: Rota была у них весьма популярна:
на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть.


   В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием «Sam k'i», откуда попала в Корею под названием «Gonu», и — немного видоизменённая — к монголам, где была известна под поэтичным именем «Altan-Xaraacaj» («золотая ласточка»).

   В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу — круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу.

   В Англии Мельницу чаще всего называют «Merels».
Ещё одно популярное в англоязычных странах название Мельницы, «Nine men’s morris» («Танец девяти мужчин») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь» нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону:


The fold stands empty in the drowned field,
And crows are fatted with the murrion flock;
The nine men's morris is fill'd up with mud,
And the quaint mazes in the wanton green
For lack of tread are undistinguishable.

   (То же самое в переводе М.Лозинского):


Загон пустует в наводнённом поле,
Овечьим мором сыто вороньё;
Дёрн, где играют в мельницу, затоплен.
И лабиринты на лугах зелёных
Заброшены и еле различимы.

   Хотя действительно существовал такой староанглийский танец «moorish» («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово «morris» происходит от латинского «merellus» т.е. «фишки».
Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги.

При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13x13, а другая — для 9-шашечной Мельницы.

Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску.


    «Mylna», как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой.
На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги — там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.

   С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве — древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски, затем распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием.
Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).
Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку.
   Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей — это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же — третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья).
Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1» в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей — на другой и нардами внутри, на развороте.
В Европе подобные наборы популярны до сих пор.
   Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы.

   Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере — монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы — «Nine holes» («Девять дырочек»).
Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.

   Наверное, пора перейти к правилам.
   Принцип Мельницы прост, как всё гениальное, и восходит к построению трёх фишек в ряд (то есть, всё к тем же крестикам-ноликам), только фишки в Мельнице получили возможность передвижения.
   * В игре три этапа:
   1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле — на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд — «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.
   2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах — ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя — выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.
   3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.
   * Ходы обязательны, если они возможны.
   * При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».
   * Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника — против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры.
   * Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.
   * Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты – в обеих случаях он не может построить «мельницу».
   Вот, в общем, всё, что можно сказать о правилах Мельницы.
   Как игры семейства манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квадратов-загонов. В Англии её не зря называют «Shepherd's mills» («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США — Техасе, Нэшвилле, Нью-Мексико – Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками».

    В ЮАР в 12-шашечные Мельницы «Morabaraba» (слева) и «Sesotho» (справа) издревле играли в деревнях, называя фишки «коровами» (кстати, в настоящее время эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной).
В скотоводческой Туркмении «Дюз-дюм» был так популярен, что тамошние мастерицы специально ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

...Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки — обереги от зла. Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть.


   На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале — их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.).
Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости — так называемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата.

Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки.
По мнению В.А.Рыбакова, подобные шаблоны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее:
«Оказывается, что стороны прямоугольников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. [...] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров».

   В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно — то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф.

   В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными:
в центре располагался святой «котёл» — символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра.

В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам.

   У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона — Минтака, Альнилам и Альнита, которые они называли «Прялкой Хель»: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени.
Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовёт себя Хелависой (да ещё и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.


   Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно — вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки.
В некоторые игры (Мельница, Го, рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверьё) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули, японские Хасами Сёги) — на доске с клетками.
Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался так и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию:
от египетской игры «Qirkat» — в испанский Aлькуерк (что есть не более чем искажённое мавританское «Al-Qirkat»), который в конечном итоге был перенесён на индийскую аштападу (шахматную доску).
На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки «Dana», полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями.

   Современное французское и испанское название шашек — «Dames» сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты.
   Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это «Дра» из Мавритании, «Дали» и «Доки» из Судана, «Вали» из Сонгаи, «Болотуду» из центральной Африки и некоторые другие.

   Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную мельницу я рассказал достаточно.
Доска на 5 или 6 фишек — это два квадрата, один в другом.
Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

   На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) — это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел.

   Довольно курьёзный вариант 6-шашечной Мельницы на треугольном поле — «Sixpenny maddell» («Шестипенсовая Мельница») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии.
Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на всех соединительных линиях.

   Самые захватывающие всё-таки большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками.
Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница — классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле три квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей — только прямые углы.

   На поле для 12-шашечной Мельницы (известной в России как «Паутинка» — справа) добавлены четыре диагональные линии, и у каждого игрока уже двенадцать фишек.
Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если «мельница» при этом не была построена и снятия произошло, игра заканчивается вничью.

Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения — на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных «мельниц».

9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения «мельниц».
  В XX веке появились новые типы мельничных досок: 12-шашечная «Сетка» с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка» на основе, скажем так, усложнённой свастики:

  «Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных.

   Вообще, главная изюминка этой игры — колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить.


  Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» — малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея.
В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.

История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькуерк.
История шашек ч.7: "Военные" игры Индии и Америки.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.
История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.

enigmatic-past.livejournal.com

Обсуждение:Мельница (игра) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Здесь написано "Здесь есть одно правило: Мельницу можно на одном месте строить несколько раз, но фишка снимается только за первое построение."

Точно также пишут вот здесь https://nastolkoff.ru/taktika-i-strategiya/melnitsa : "Будьте внимательны, ведь при построении ряда на одном и том же месте, фишку вы забираете только за первый раз."

_________________________________________________________

Но во всех виденных мной компьютерных версиях игры это не так

Кроме того вот здесь https://skyruk.livejournal.com/241051.html написано прямо противоположное: "Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника – против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры."

В английской версии этой статьи написано: "A player can "break" a mill by moving one of his pieces out of an existing mill, then moving it back to form the same mill a second time (or any number of times), each time removing one of his opponent's men"


Что это - разные варианты игры?

Если у кого-то есть под рукой авторитетная книга по истории этой игры - отпишитесь пожалуйста.

Ivan Petrov Snow (обс.) 19:32, 14 марта 2019 (UTC)

  • Ivan Petrov Snow, Ну тут просто несколько причин: разные варианты и неправильное изложение правил. Скорее всего правила со временем изменялись, чтобы улучшить баланс и интересность, и происходило это в разных регионах по разному. И к тому же правила, передаваемые устно, обязательно непреднамеренно искажались. Конечно имеет смысл описать самый последний вариант, но это невозможно. Имело бы смысл описать самый лучший вариант, но тогда нужно их все перепробовать, а это тоже маловероятно.

Да и к этим, описанным правилам, тоже есть претензии. Вот написано про остающиеся три шашки, что "Когда у игрока остаётся только три фишки, он получает следующее преимущество: в свой ход он может переставлять свою фишку не обращая внимания на линии на игровом поле". Во 1-х, такое правило не везде написано, но без него игра далее не имеет смысла. Во 2-х, как понять, что "может переставлять свою фишку не обращая внимания на линии на игровом поле"? Это противоречит правилу "Проигравшим считается тот, кто больше не может сделать ходов".

По вашему вопросу, лично мне кажется более правильным вариант когда "Мельницу можно на одном месте строить несколько раз, но фишка снимается только за первое построение." Иначе баланс игры нарушается и интересность сразу падает.

Философский аспект всего этого: "Дьявол кроется в деталях". Мне не понятна огромная популярность этой игры, так как детали правил этой игры явно утеряны, а играть по многим дошедшим до нас вариантам просто не интересно. Да, что-то вспоминается, что эту игру продвигала, продавала и рекламировала какая-то американская или европейская фирма - отсюда и её популярность. То есть тут еще и патент на владение правилами игры вмешивается, а не потому, что игра интереснее других; или что игра по одним правилам лучше, чем игра по другим правилам.— Dit (обс.) 12:36, 18 ноября 2019 (UTC)

ru.wikipedia.org

Мельница (игра) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Схема поля и расположения фишек игры мельница

Ме́льница — логическая настольная игра для двух игроков. В качестве игровых фигур обычно используются 9 чёрных и 9 белых круглых фишек. Цель игры заключается в том, чтобы поставить три фишки одного цвета в ряд.

В 1993 году Ральф Гассер выработал оптимальную стратегию. Игра сводится к ничьей[1].

Исторические и археологические сведения

Из «Книги игр» короля Альфонсо X (1240)

Игра в мельницу была популярна как в Средневековой Европе, так и на Руси. В археологическом материале находят доски, на которых играли в мельницу[2][3]. Известно, что игра была предметом торговли. До начала IX в. в Норвегию попала эта игра из Средней Азии. С IX—X вв. она была распространена в Гокстаде, Старой Ладоге, Новгороде, Пскове, Старой Рязани и других городах[4][3].

В норвежском городе Гокстад была найдена двухсторонняя доска, в которую можно было играть в несколько игр — на одной стороне игра в шашки и шахматы, на другой игра в мельницу. На второй стороне изображаются два-три квадрата с разными размерами, которые вписаны друг в друга. Стороны таких квадратов соединялись небольшими поперечными линиями. В Старой Ладоге (в слоях X в.) была найдена часть корабля, на которой остался кусок доски с прочерченными линиями для игры в мельницу. Считается, что эта находка является самой ранней на Руси среди находок досок для игры в мельницу[5][3]. Помимо корабельных досок, находили начерченные игровые поля на днищах бочек, каменных плитах и других[6].

Изображения этой популярной игры можно найти в придворных рукописях: «Книге игр» короля Альфонсо X (1240) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338)[7].

Правила

Игра начинается с того, что при помощи жребия определяется кто и какими фишками будет играть — чёрными или белыми. Белые начинают первыми. Для игры потребуется игровое поле и набор фишек двух цветов. При игре на квадратном поле требуется по 9 фишек, для поля «улитка» и пятиугольного поля по 12 фишек каждому.

В начале игровое поле пустое и игроки по очереди начинают выставлять свои фишки на любое свободное место, таким образом чтобы, выставить три своих фишки в один ряд. Это продолжается пока не будут выставлены все имеющиеся фишки. Если получается выстроить ряд из трёх фишек (мельницу), то игрок забирает с поля любую фишку противника. Далее игроки по очереди передвигают фишки на свободные места вдоль линий, также стараясь построить мельницу и забрать фишки противника. Если удается построить 2 ряда по три фишки, то соответственно забирается 2 фишки. Здесь есть одно правило: Мельницу можно на одном месте строить несколько раз, но фишка снимается только за первое построение.

Когда у игрока остаётся только три фишки, он получает следующее преимущество: в свой ход он может переставлять свою фишку не обращая внимания на линии на игровом поле, а другой игрок продолжает играть по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки. Проигравшим считается тот, кто больше не может сделать ходов или имеет меньше трёх фишек и не в состоянии построить мельницу.

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

wikipedia.bio


Смотрите также