Е чарушин как никита в доктора играл


Как мальчик играл в доктора

Рассказ как мальчик Никита играл со своей собакой Томкой в доктора. Он ставил ему градусник, хотел посмотреть горло, послушать трубкой. Но собака не понимала его.

Как мальчик играл в доктора читать

Стал Никита играть в доктора.

Он говорит Томке:

— Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания — дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался — это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем — это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

— Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет — не умеет говорить.

— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Никита, — я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

— Ты что кусаешься! — закричал Никита. — Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

— Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

— Я пропишу вам лекарство, — говорит доктор Никита, — и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить.

Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.

— Ты глупый, Томка! — кричит Никита. — Ведь совсем не так играют!

А Томка под диваном только своим хвостиком-обрубком об пол постукивает часто-часто да зубами похрустывает — жует, грызет щетку.

— Верно — совсем не умеет играть в больного.

Пожалуйста, оцените произведение

Подтвердить оценку

Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 75

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Прочитано 615 раз(а)

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК "Начальная школа XXI века"

- Каким вам показался этот рассказ?

- Кто главные герои?

Физминутка.

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

-В кого играл Никита?

-Кого лечил Никита?

-Как вы думаете можно так играть с собакой? Почему?

-Ребята, как вы понимаете слова:

Хвораете?

 Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Неряха?

 Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Работа над чтением трудных слов

- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - про себя, третий - целыми словами

Отработка навыков чтения.

1.Зарядка для глаз

Мы налево посмотрели,

Мы направо посмотрели,

Вверх, вниз.

Мы глазами поморгали,

Мы глазами повертели

И работать захотели

2.Чтение хорошо читающими детьми по абзацам.

IX.Анализ произведения (беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста)

   

− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

Прочитайте, как Никита готовился к встрече с больным?

− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

 Повторное чтение учащимися по абзацам.

    -Прочитайте, как Никита лечил Томку, какие процедуры он выполнял?

  - А что вас очень сильно удивило в поступках Никиты? Прочитайте?

  -А вы бы так поступили? Почему?

-За что Никита рассердился на Томку?

-А как по вашему надо играть?

 Закрепление пройденного на уроке.

Беседа на внимание:

- За что ухватил Никита Томку? (за лапу)

- Что сунул под мышку щенку Никита? (градусник)

- Какого цвета был градусник? (синего)

- что делал Томка, когда ему мерили температуру? (барахтался)

- о чём попросил доктор больного? (открыть рот, сказать –а-а-а и высунуть язык)

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

Урок литературного чтения Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора», ФГОС

- Каким вам показался этот рассказ?

- Кто главные герои?

Физминутка.

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

-В кого играл Никита?

-Кого лечил Никита?

-Как вы думаете можно так играть с собакой? Почему?

-Ребята, как вы понимаете слова:

Хвораете?

Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Неряха?

Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Работа над чтением трудных слов

- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - про себя, третий - целыми словами

Отработка навыков чтения.

1.Зарядка для глаз

Мы налево посмотрели,

Мы направо посмотрели,

Вверх, вниз.

Мы глазами поморгали,

Мы глазами повертели

И работать захотели

2.Чтение хорошо читающими детьми по абзацам.

IX.Анализ произведения (беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста)

 

− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

Прочитайте, как Никита готовился к встрече с больным?

− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

Повторное чтение учащимися по абзацам.

-Прочитайте, как Никита лечил Томку, какие процедуры он выполнял?

- А что вас очень сильно удивило в поступках Никиты? Прочитайте?

-А вы бы так поступили? Почему?

-За что Никита рассердился на Томку?

-А как по вашему надо играть?

Закрепление пройденного на уроке.

Беседа на внимание:

- За что ухватил Никита Томку? (за лапу)

- Что сунул под мышку щенку Никита? (градусник)

- Какого цвета был градусник? (синего)

- что делал Томка, когда ему мерили температуру? (барахтался)

- о чём попросил доктор больного? (открыть рот, сказать –а-а-а и высунуть язык)

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

Технологическая карта урока Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА»


Технологическая карта урока.

Тема

Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА»

Тип урока

Цели урока

ознакомить с содержанием произведения Е. И. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; создать условия, мотивирующие выражение своих мыслей и объективизацию индивидуального уровня понимания содержания произведения и авторской мысли; стимулировать речевую активность обучающихся; способствовать выработке быстрой реакции на вопрос,

развитию навыков выразительного чтения, умения задавать разумные вопросы и аргументированно высказываться при ответах, делать логические умозаключения.

Технологии, методы , приемы

Системно- деятельностный подход, проблемное обучение и т.д

Оснащение

Планируемые результаты

Предметные знают о жизни и творчестве Е. И. Чарушина; умеют осознанно и

читать небольшие тексты со скоростью, соответствующей своему индивидуальному темпу, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; получают возможность практически освоить понятия «орфоэпическое чтение», «орфографическое чтение», формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Технология обучения

Этапы

Деятельность учителя

Самоопределение к деятельности. Фиксация затруднений в деятельности.

− Кто такой писатель? художник?

– Может ли один и тот же человек быть и художником, и писателем?

– Пока вызывает затруднение ответ на этот вопрос, но, не правда ли, открывать для себя новые знания, искать ответ на поставленную учебно-познавательную задачу – именно это и делает наши уроки интересными и нужными.

Открытие нового знания.

– Я уверена, что, прослушав рассказ об одном замечательном человеке, вы сможете ответить на проблемный вопрос.

1. Рассказ учителя о биографии и творчестве Е. И. Чарушина.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Профессия архитектора требует быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».

Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк: кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица: чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.

На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать − садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в её работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своём саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая всё живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель − трёхногий пёс Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц − чижей, щеглов, свиристелей… и голубей… Вот со всем этим связано моё раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания».

* * *

− Кем должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу?

− Закончив Академию художеств, Е. Чарушин стал работать в детском издательстве. Всё было хорошо у Чарушина, но ему словно этого было мало, и в печати появились рассказы Чарушина. Он писал не только о своих детских впечатлениях, у него есть рассказы и о детстве сына Никиты.

− Прочитаем рассказ Е. Чарушина «Как Никита играл в…».

− Отгадайте загадку:

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, − разрешит погулять. (Доктор.)

2. Первичное чтение рассказа Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора» учителем или хорошо читающими учениками.

− Кто такой Никита?

– Каким вы его представляете?

– Сколько ему лет? Как он выглядит?

− Рассказ по настроению грустный, серьёзный или весёлый?

– Что вам показалось особенно смешным?

3. Повторное чтение по цепочке.

4. Беседа по содержанию с выборочным чтением текста.

− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

Беседа по вопросу учебника.

Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой; если нельзя, то почему?

2. Работа по карточкам.

Карточка 1.

 Какой характер был у Никиты? Соедините линией черты характера с именем героя:

любознательный

НИКИТА

любопытный

любит животных

трудолюбивый

фантазёр

наблюдательный

добрый

аккуратный

Итог урока.

− Кто написал произведение? (Е. Чарушин.)

– О чём это произведение? (О том, как Никита играл в доктора.)

− Каков жанр этого произведения? (Это рассказ.)

− Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)

«Я приучился с детства, – писал Чарушин, − понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».

− В какие игры любите играть вы?

Е.Чарушин. "Как Никита играл в доктора". Письменные буквы Й, й

Цели: совершенствовать технику чтения учеников; познакомить с написанием букв Й, й; упражнять в письме слов с изученными буквами; развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.

- Ребята, мне хочется начать наш урок известными строками одного произведения.

Если вы их знаете, то продолжите вместе со мной.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.

:::::::::::.

- Из какого произведения эти строки? Кто автор?

II. Подготовка к письму букв Й, й

- Из каких двух слов состоит имя этого доктора? ( Ай, болит)

- Когда мы говорим "ай"? (Когда больно).

- Какой согласный звук есть в этом слове? ([ й ])

- Какой он? Какой буквой он обозначается?

- Мы уже читали слова с этим звуком раньше, а вот сегодня букву "й" и слова с ней будем писать.

III. Письмо букв Й, й

- Сравните буквы И, и и Й, й. Что у них общего, чем они отличаются?

- Откройте тетрадь по письму на с.32, положите под наклон, проверьте посадку.

- Приготовим к работе руки. (Тренинг для фаланг пальцев с целью подготовки к письму)

Разотрем свои ладошки
И разбудим пальчики;
Это делать каждый день-
Девочкам и мальчикам.

- Письмо букв Й, й.

IV. Целеполагание и мотивация.

- Рассмотрим иллюстрацию к сказке К. Чуковского " Айболит".

- Расскажите о докторе: как он одет? Что можно сказать о его характере?

- Как называется врач, который лечит животных?

- Откройте учебник на с. 40

- Прочитайте название рассказа.

- Рассмотрите рисунок.

- Похож Никита на доктора? Чем?

- А кого он лечит?

- Рассказ, с которым мы начнем знакомиться сегодня на уроке написал уже известный вам писатель Е. Чарушин и он не менее жизненный, чем другие его рассказы и вполне мог произойти с одним из вас.

- Давайте закроем книги, сядем по-удобнее и познакомимся с героями рассказа.

V. Первичное восприятие текста.

Читает учитель. Учебники закрыты.

- Каким вам показался этот рассказ?

- Кто главные герои?

- Встречались ли вы с ними раньше?

VI. Физкультминутка

"Живые звуки"

На зарядку - становись!

VII. Чтение и анализ произведения.

- Прежде чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько упражнений.

1. Словарная работа (Толкование лексического значения слова)

- Что, по - вашему мнению, делает человек, когда "хворает"?

- Встречается ли это слово сейчас в нашей речи?

2. Работа над чтением трудных слов.

прос-ты-ня/ простыня
на-це-пи/л нацепил
прос-лу/-ши-ва-ни-е прослушивание
по-ло-те/н-це полотенце
пок-ло-ни/л-ся поклонился
хво-ра/-е-те хвораете

- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - по себя, третий - целыми словами.

3. Чтение произведения детьми "по цепочке".

- Теперь, когда мы достаточно потренировались прочитаем рассказ все вместе: по цепочке,

друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с названия произведения.

- Откройте учебники на с.40. Начинаем.

4. Анализ произведения

- Как Никита разговаривает сТомкой? Прочитайте эти строки.

- А как ведет себя Томка? Прочитайте.

5. Жужжащее чтение

- Найдите в тексте слова с буквой "й". Сравните с соседом по парте количество найденных слов.

VIII. Письмо слов в тетради.

- Откройте тетради на с.32 и прочитайте слова, которые даны там.

- Найдите слово, которое подходит к данной звуковой модели:

- Какое слово осталось?

- Составьте звуковую модель слова. ("Живые звуки")

- Пропишите любое слово.

VIIII. Итог урока

- Какую букву мы научились сегодня писать? У кого получилось?

- А кто играл в доктора? Кого лечили?

- Прочитайте рассказ "Как Никита играл в доктора" еще раз дома.

Евгений Чарушин | Никита-доктор

Peskarlib.ru > Русские авторы > Евгений ЧАРУШИН

Добавлено: 28 апреля 2007  |  Просмотров: 22873

Распечатать текст


Говорит Никита Томке:

— Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания — дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался — это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем — это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

— Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет — не умеет говорить.

— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Никита, — я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает.

А Томка хвать его за ухо!

— Ты что кусаешься! — закричал Никита. — Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

— Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

— Я пропишу вам лекарство, — говорит доктор Никита, — и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить.

Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щётку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.

— Ты глупый, Томка! — кричит Никита. — Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.


Также смотрите:

Евгений Чарушин

Мишки

Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были маленькие: не то кутёнки, не то щенки. Читать...

Евгений Чарушин

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Читать...

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе УМК "Начальная школа 21 века". Е. Чарушин "Как Никита играл в доктора".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе УМК "Начальная школа 21 века". Е. Чарушин "Как Никита играл в доктора".»

Чарушин

Евгений

Иванович

Дата рождения:

Место рождения:

11 ноября 1901

Дата смерти:

Вятка

18 февраля 1965

Место смерти:

Род деятельности:

Ленинград

Направление:

писатель, график

детская литература

Иллюстрации Е. Чарушина к собственным произведениям

щ е н о к

Д о кт о р,

Н и к и т а,

Как Никита

играл в доктора

Евгений Чарушин

Хво-ра-е-те

- бо-ле-е-те

Не-ря-ха

-   неопрятный, неаккуратный человек.

Докторская трубочка

для выслушивания

про-сты-ня простыня

на-це-пил нацепил

про-слу-ши-ва-ни-е прослушивание

по-ло-тен-це полотенце

по-кло-нил-ся поклонился

хво-ра-е-те хвораете

Рассердился доктор. Ухватил Томку

за лапу и сунул под мыш ку градус-

ник – синий карандаш. А Томка не

хочет измерять температуру.

Барахтается.

Доктор говорит больному:

- Теперь откройте, пожалуйста, рот

и скажите: а-а. И высуньте язык.

Книжная полка:

про Никиту

О животных

Тест

1. Никита играл в:

а) Доктора

б) Продавца

в) Учителя

2. Никита лечил

а) кролика

б) щенка

в) котенка

3.Никита измерял Томке

а) температуру

б) давление

в) рост

4. Томка:

а) хотел играть

б) визжал и кусался

в) убежал на улицу

Тест

1. Никита играл в:

а) Доктора

б) Продавца

в) Учителя

2. Никита лечил

а) кролика

б) щенка

в) котенка

3.Никита измерял Томке

а) температуру

б) давление

в) рост

4. Томка:

а) хотел играть

б) визжал и кусался

в) убежал на улицу

1

Н

И

К

И

Т

А

2

3

4

П

Р

О

С

Т

Ы

Н

Ь

Д

У

Д

О

Ч

К

А

Ч

А

Р

У

Ш

И

Н

7

Щ

5

6

Т

О

М

К

А

О

К

Х

8

Как мальчик играл в доктора

 

Как мальчик играл в доктора читать

 

Стал Никита играть в доктора.

 

Он говорит Томке:

 

— Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

 

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания — дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался — это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем — это доктор вымыл руки.

 

Поклонился щенку Томке и говорит:

 

— Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

 

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет — не умеет говорить.

 

— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Никита, — я вас выслушаю.

 

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

 

— Ты что кусаешься! — закричал Никита. — Ведь я же доктор!

 

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

 

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

 

— Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

 

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

 

— Я пропишу вам лекарство, — говорит доктор Никита, — и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить.

 

Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.

 

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.

 

— Ты глупый, Томка! — кричит Никита. — Ведь совсем не так играют!

 

А Томка под диваном только своим хвостиком-обрубком об пол постукивает часто-часто да зубами похрустывает — жует, грызет щетку.

 

— Верно — совсем не умеет играть в больного.

Количество прочтений: 299 Опубликовано: Мишуткой

Комментарий к изучению рассказа Е.Чарушина «Никита доктор».

Комментарий к изучению рассказа Е.Чарушина «Никита доктор».

Рассказ Е.Чарушина «Никита доктор».

    1. Комментарий текста (контекст-текст-подтекст)

Е.И. Чарушин является не только одним из самых любимых детьми писателем, но и прекраснейшим художником-анималистом. Его небольшой рассказа «Никита доктор», небольшая сюжетная зарисовка, героям которой становятся ребенок и животное, очень характерное для творчества писателя произведение.

Каждый из рассказов Е.Чарушин тематически и вписывается в контекст его творчества, но в то же время уникален.

Характер творчества писателя Е.Чарушина определили, с нашей точки зрения, ряд факторов: как его воспитание, мир детства, который окружал будущего писателя, так и исторические условия начала века, в которых ему пришлось жить и творить.

Е.Чарушина можно назвать ровесником века. Он родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Отец передал сыну и талант рисовальщика, и умение наблюдать жизнь во всех ее удивительных проявлениях.

Любовь к животным зародилась в душе будущего писателя с детства: родительский дом с огромным садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк. В самом доме жили кошки, пес Бобка, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками. Любимым книгами Е.Чарушина были также книги о животных: произведения Сетон-Томпсона, Лонга, Биара, а самой дорогой для него книгой было многотомное сочинение немецкого зоолога А. Э. Брема «Жизнь животных», которую он перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом».

Обстановка семьи, дома, в которой рос Е.Чарушин, определила и его характер, его мировоззрение, которые побудили его стать художником-анималистом и именно детским писателем: животные и дети, в чем-то похожие, определили круг тем его творчества и стали его вдохновением. Сам Е.Чарушин на всю жизнь сохранил какое-то детское мироощущение и восторг перед миром с его тайнами и чудесами. Е.Чарушин вспоминал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству... ».

Как ровесник века Е.Чарушин прошел через события, определившие его лицо: после окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Е.Чарушин был призван в Красную Армию, где был назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Е.Чарушин едет в Петербург поступать на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где и проучился пять лет (с1922 по 1927 год). Но работать после окончания учебы Е.Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев.

Начало 20 века в России было ознаменовано множеством кардинальных изменений, затронувших практически все грани жизни: социальную, политическую, общественно-бытовую, область искусства, философии, само мировоззрение человека. На период становления Е.Чарушиена как писателя и художника, его юность и молодость падает крушение прежнего социально-политического строя императорский России и становление советского государства и советской идеологии. Становление любой новой идеологии в обязательном порядке затрагивает область воспитания нового поколения граждан, т.е область детва. Не случайно поэтому в начале 20 века советское государство уделяло пристальное внимание педагогике и искусств для детей. Книги для детей должны были быть высокохудожественными и, в то же время, информативными и интересно-познавательными. В это время работают такие выдающиеся детские писатели, как К.И.Чуковский, С.Я,Маршак, М.М.Пришвина, В.В.Бианки и другие. Первая книга, иллюстрированная Е. Чарушиным, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных, о которых тепло отозвался Максим Горький. До Второй мировой войны Е.Чарушиным было создано почти 20 книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». Только во время войны Е.Чарушин, эвакуированный из Петербурга-Ленинграда в Вятку (Киров) отчасти изменил своей тематике: рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. По окончании войны писатель вернулся в Ленинград, где продолжал работать, осваивая новые художественные формы. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. Творчество Е.Чарушина как детского писателя и художника было заслуженно оценено: в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Е.Чарушин писал: «Для меня частые встречи с природой – это возвращение в детство, и в рассказах для детей я пробую смотреть глазами ребёнка».

Рассказ «Никита доктор» в полной мере отражает присущее автору радостное, детское восприятие мира, восхищение миром детства и миром животных, миром природы. Возможно, таким был его ответ трагической действительности советского государства, в которые ему пришлось работать.

У Е.Чарушина есть несколько рассказов (цикл), объединенных героем-щенком Томкой (образ которого, возможно отчасти связан и с образом любимого в детстве пса Бробки): «Томка». «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка не показался глупым», «Никита-доктор».

Пообразный анализ.

    1. Потрет:

А) внешность

В небольшом рассказе Е.Чарушина два героя- мальчик Никита и пес Томка. Рассказ очень небольшой по объему, с динамично развивающимся сюжетом, поэтому автор не дает в произведении развернутой портретной характеристики героев, однако благодаря косвенным деталям образы героев (ребенка и щенка) представлены очень выразительно.

Герои в основном представлены не через детальное описание внешности, но, например, через детали одежды («на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания — дудку-игрушку»), отдельные жесты («...вышел за дверь и постучался — это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем — это доктор вымыл руки»; «А Томка хвать его за ухо!» и др.).

Портретные характеристики не собраны в одном месте, но разбросаны в качестве отдельных деталей по тексту.

Б) психологический портрет.

Е.Чарушин создает не конкретный индивидуализированный портретный образ героев- ребенка и щенка, но отдельными штрихами создает образы ребенка определенного возраста и так схожего с ним его друга-щенка Томку.

Для творчества Е.Чарушина характерен выбор в качестве героев рассказов именно маленьких детей и детенышей зверей, чье особенно непосредственное поведение, неподдельность эмоций позволяет автору подчеркнуть важную для него мысль о единстве мира человека и природы.

Образы детей и зверей у Е.Чарушина отличаются, при всей лаконичности характеристик, точностью психологического портрета, достоверность поведенческих реакций. Автор умеет одной-двумя деталями передать особенность поведения, игра или маленького ребенка, или зверя. Например, психологически точно Е.Чарушин передает характер и особенности игровой деятельности ребенка дошкольного возраста, одновременно создавая выразительный визуально ощутимый образ персонажа: «Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания — дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался — это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем — это доктор вымыл руки». То же можно сказать и о психологической достоверности и художественной выразительности образа щенка Томки.

    1. Речевая характеристика.

А) ФИО(говорящие?).

В рассказе Е.Чарушина герои наделены только именами (без отчества и фамилии), что указывает на возраст, социальный статус(ребенок), сам тип персонажей (героями являются ребенок и щенок), но тот факт, что и животное имеет имя, сближает героев рассказа, индивидуализирует и психологизирует образ персонажа. Стоит отметить, что в имени щенка автор использует форму с уменьшительным суффиксом, что подчеркивает возраст и характер персонажа, демонстрирует отношение к нему персонажа-ребенка.

Ребенок на протяжении рассказа именуется Никита (форма имени без уменьшительно суффикса призвана подчеркнуть претензии героя на взрослость и серьезность), в названии вынесено именование по признаку «профессии»: Никита-доктор. Такая форма имени указывает на серьезно-игровую деятельность героя.

Б) Темы разговоров.

Между героями разворачивается диалог, предусмотренный сценарием игры и той роли доктора, которую берет на себя ребенок. Художественная выразительность диалога строится на том, что предусмотренные игрой ответы «пациента» не звучат, поскольку «пациентом» является щенок, не понимающий сути игры не способный разговаривать. В ответ на реплики ребенка- «доктора» следуют характерные для щенка формы игры. Например:

Поклонился щенку Томке и говорит:

— Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет — не умеет говорить.

В) Лексикон.

Поскольку сюжет рассказа строится на игре ребенка в доктора, поэтому в речи ребенок старается подражать лексике врачей: «— Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?», «— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Никита, — я вас выслушаю», «— Я пропишу вам лекарство, — говорит доктор Никита, — и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить» и т. д. Но наряду с характерными для врача формами речи. Лексикой («молодой человек», «я вас выслушаю» и т. д.), в речи героя встречаются и речевые обороты, которые выдают в нем ребенка, который не выдерживает взятой на себя игровой роли: «— Ты что кусаешься! — закричал Никита. — Ведь я же доктор!» Здесь можно отметить психологическую точность автора, его дар наблюдателя и художественную выразительность в передаче поведении речи героя.

Г) Интонация.

Поскольку ребенок подражает речи и поведению доктора, но периодически не справляясь с ролью, то и эмоциональная составляющая его речи иллюстрирует это выпадение из роли. Когда Никита выступает в роли доктора, он старается соблюдать и спокойную вежливую интонацию, характерную для обращения врача к пациенту. Когда герой выходит из роли, его обращения становятся эмоционально приподнятыми: глагол «кричит», обращения на «ты»: «— Ты глупый, Томка! — кричит Никита. — Ведь совсем не так играют!» и т.д..

    1. Интерьер и пейзаж, связанный с персонажам.

Рассказ не содержит интерьерных и пейзажных описаний, связанных с персонажем. Мастерство автора заключается в том, что положив в основу сюжета игровой момент «общения» в игре щенка и ребенка, он не отягощает сюжет ни одной излишней деталью, которая могла бы сделать его менее динамичным.

    1. История жизни.

Е.Чарушин не дает историю жизни героев, сюжет рассказа составляет только один из эпизодов жизни Томки и Никиты: герои (и ребенок, и щенок) представлены автором в их естественности, непосредственности детства, не отягощенного никакими жизненными обстоятельствами. Это позволяет автору создать незамутненный и не осложненный дополнительными смыслами образ детства через образы ребенка и щенка. Историю жизни щенка Томки можно узнать из других рассказов Е.Чарушина. т. е. она вынесена за пределы конкретного произведения.

    1. Поступки.

В основу сюжета рассказа Е.Чарушина положен единственный случай-игра ребенка в доктора со щенком, поэтому о поступках как средстве характеристики персонажа говорить здесь сложно. Как поступок в узком смысле можно назвать решение ребенка «стать» врачом. т.е вести себя как врач, а щенка Томку научить быть пациентом. Тот факт, что понимание игры для ребенка и зверя имеет разный характер, вызывает алогичность их взаимного поведения: для ребенка играть означает следовать правилам роли, поэтому он ждет от щенка соответствующих поступков, а для зверя игра заключается в ином, поэтому его ответное поведение не совпадает с ожиданиями ребенка и выглядит нелогично и комично.

Но именно в игре происходит и взросление и ребенка, и животного, с другой стороны, игра раскрывает внутреннее сходство героев как представителей детства, внутреннее родство человека и мира животных.

6) Мировоззрение.

Поскольку в художественно произведении любой персонаж в какой-то степени наделен некоторыми представлениями о мире, можно сказать, что оба персонажа переживают важный для себя момент взросления и вхождения в мир, знакомства с миром, которое для них происходит через игру. Для мальчика Никиты взросление происходит как вхождение в мир взрослых через ролевую игру, для щенка- как осознание рядом с собой существа, которое ему близко. Т. е., происходит формирование представления о мире героев, для каждого свое. Но в то же время автор стремится показать, как герои интуитивно осознают-принимают мир человека и природы как единый.

7) Вывод.

А) оценка другими персонажами;

Оба героя играют, и хотя разница игр и создает эффект нелогичности, но в игре же проявляется и знакомство героев друг с другом, понимание и принятие друг друга.

Б) оценка автором;

Авторская оценка персонажа дана не прямо, но косвенно: через именование героя «Никита доктор», выдающее и ироничное, но и доброе отношение к ребенку, через игру познающему мир, через его детали, позволяющие представить портрет «доктора», создающего эффект добродушного комизма.

В) оценка литературной критикой;

Мы не можем назвать критические высказывания литературных критиков конкретно о данном персонаже, но в целом о рассказах Е.Чарушина о животных критика отзывалась положительно, как об авторе, мастерски передающего образ детства, психологически точный, верный в деталях и полный глубокой любви к героям и гуманистического пафоса.

Г) собственная оценка.

Подводя итог анализу персонажей рассказа Е.Чарушина, мы бы сделали вывод о художественном мастерстве автора в создании психологически точного образа персонажа ребенка и щенка в лаконичной форме, с использованием не развернутых характеристик, но точных выразительных деталей,точных речевых характеристик, поведенческих реакций, что выдает в нем тонкого наблюдателя и психолога. Образы «детей» в рассказе очень живые, выразительные, полные влюбленности в жизнь.

    1. Анализ сюжета. Составления плана, выявления особенностей сюжетной линии.

Сюжет очень прост (одна сюжетная линия), мало насыщен событиями, благодаря чему рассказ очень мал по объему. Тем не менее сюжет очень динамичен, быстро развивается, чему способствует выбранная автором форма диалога, что делает сюжет рассказа похожим по типу на сюжеты, характерные для драматического произведения.

Сюжет с точки зрения событий практически совпадает с фабулой: события развиваются последовательно, линейно, целенаправленно.

Если рассматривать сюжет вне зависимости с фабулой (событийной составляющей произведения), можно отметить, что, как и в большинстве рассказов Е.Чарушина, сюжет данного произведения основан на моменте взросления ребенка и щенка, их совместном узнавании друг друга, становления и укрепления дружбы человека и животного как основы их взрослой жизни.

План (подробный):

    1. Никита объявляет Томке о решении играть в доктора.

    2. Никита наряжается доктором.

    3. Никита обращается к Томке с типичным для доктора вопросом.

    4. Томка в ответ виляет хвостом.

    5. Никита пытается выслушать Томку.

    6. Томка кусает Никиту за ухо.

    7. Никита пытается измерить Томке температуру.

    8. Томка барахтается.

    9. Никита пытается чистить Томке зубы.

    10. Томка выхватывает зубную щетку и разгрызает ее.

    11. Рассерженный Никита заканчивает неудачную игру.

4. Анализ фабулы-анализ порядка повествования о событиях.

Фабула как последовательность событий произведения в хронологической последовательности в данном рассказе проста, мало насыщена событиями. С точки зрения тематики ее можно характеризовать как реалистическую, поскольку она реалистично и психологически точно отображает характер типичной для ребенка младшего возраста игровой ситуации.

    1. Анализ композиции- анализ основных этапов в развитии действия; характеристика конфликта. Начертить схему композиции.

В качестве особенности композиционного построения рассказа Е.Чарушина можно назвать практически отсутствие предисловия и экспозиции. Действия начинается сразу с завязки («Говорит Никита Томке: — Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить»). Такое начало рассказа придает фабуле внезапность и сразу определяет динамизм развития действия. Развитие действия представляет собой борьбу Никиты с неуправляемым щенком, попытки заставить его слушаться и постепенный рост эмоций ребенка («— Ты что кусаешься! — закричал Никита. — Ведь я же доктор! Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш»). В качестве кульминации мы бы выделили эпизод:

Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щётку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.

Именно в этом эпизоде накал эмоций героя достигает своего пика. Но здесь кульминация практически совпадает с развязкой. В качестве окончательной развязки можно назвать строку: «Так и не научился Томка играть в больного».

кульминация

завязка развязка

Внешний конфликт в рассказе заключается в несовпадении представлений об игре ребенка (для него это ролевая игра) и щенка. Внешний конфликт является выражением внутреннего конфликта (в определенной мере философского, мировоззренческого)-столкновение мира человека в лице ребенка и мира животных (природы) в лице щенка. Их столкновение происходит в процессе игры, которая и сближает героев в силу их возраста(детство), и показывает несовпадение миров.

    1. Краткий анализ содержания ( тема-проблема-идея).

В небольшом рассказе Е.Чарушина можно выделить несколько тем, проблем, идей. Отметим некоторые из них:

Тема 1: мир человека и природа (мир животных). Проблема 1: человек и животные-единство или противоположность? Идея 1: человек и животные-части одного мира природы, но это и разные миры.

Тема 2. тема дружбы человека и животного. Проблема 2. каковы должны быть отношения человека и животного? Идея 2. Между человеком и животным возможна дружба, основанная на том, что все мы представляем собой мир природы.

Тема 3: тема детства. Проблема 3: какова роль детства в процессе становления и воспитания человека? Идея 3: детство открывает человеку его родство с миром животных и позволяет научиться любить и уважать этот мир.

    1. Психолого-педагогический анализ: какие знания читатель может извлечь из данного произведения; развитию каких качеств личности способствует; в чем заключается его педагогическая ценность.

Рассказ Е.Чарушина обладает большим педагогическим потенциалом, особенно для детей младшего школьного возраста:

  • рассказ способствует углублению и расширению знаний детей о мире животных, своеобразии их поведения в игре;

  • способствует научению детей восприятию художественного произведения, формирует у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;

  • рассказ Е.Чарушина способствует воспитанию у детей всего аспекта положительных нравственных качеств (сострадания, доброты, сочувствия, умения заботиться о другом, брать на себя ответственность и т.д..), интереса и любви к животным, сочувствия к животным. Также его рассказы способствуют созданию условия для поисково – исследовательской деятельности ребенка, учат понимать характер поведения животных.

Т.о., рассказ Е.Чарушина «Никита доктор» способствует всестороннему формированию личности ребенка.

Литература:

  1. Чарушин Е. Никита доктор// URL:http:// www. kotmurr.spb.ru/library/ charushin/ charushin9.html

  2. Педагогический проект «Мир Чарушина»//URL: http:// dohcolonoc.ru /proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/ 4730-pedagogicheskij-proekt-zhivotnyj-mir-charushina.html


Смотрите также