День победы 3 как играть после 1948
Hearts of Iron III / День Победы 3 - Сообщество Империал
Аорс
В конце концов я забил на ИИ, стал управлять всем вручную и к началу марта завоевал Финляндию. Война была, можно сказать, учебной - в ней я постигал азы стратегии в ХоИ 3, как и советская армия когда-то.
В подобных небольших войнах так делать ещё можно. Но когда начнётся война с Германией - Вы имеете все шансы начать тихо сходить с ума, пытаясь удержать под контролем весь фронт вручную. Есть, конечно, оригиналы, которые могут часами каждой дивизии отдельные приказы отдавать, но их немного. Вам же советую поступить согласно совету камрада alekswarss: 2-3 ТВД (я в этом случае выделяю 3: Южный и Западный южнее и севернее Припятских болот соответственно и Северный, если решил отыгрывать историчный вариант и сохранил Финляндию после Зимней войны, дав ей, таким образом, возможность вступить в Ось) не более чем в десяток провинций глубиной (так как ИИ отводит потрёпанные части в тыл для отдыха, заменяя их свежими, некоторый запас пространства нужен (но не слишком большой, чтобы дивизии не уходили дальше оперативного тыла фронта). Плюс никто не гарантировал, что немцев удастся остановить в приграничных районах - возможно, ТВД придётся углублять по ходу войны. У меня так однажды немцы прорвались аж до Таллина по узкой "кишке" вдоль Балтики, потом тем же ИИ красиво срезанной танковым ударом с юга на Ригу вдоль Западной Двины, что угробило почти половину германских сил на севере, загнанных в прорыв и оказавшихся в огромном "котле". Оставлять ли за собой управление 1-2 ТА - на Ваше усмотрение. Я лично не люблю взаимодействовать с ИИ и в больших войнах отдаю ему всё, занимаясь только организационными и общими стратегическими вопросами, а так же флотом и авиацией, но это дело вкуса. Разумеется, это не касается операций, на которые ИИ вообще не способен, вроде морских десантов и действий сил специального назначения в сложных условиях при численном превосходстве противника. Нужно помнить, что человек действует в несколько раз эффективнее ИИ. Я предпочитаю не давать ему бонусы за счёт уровней сложности, а опускать уровень командования своими силами до его уровня. Иначе играть быстро становится скучно - лупить ИИ при его двойном численном превосходстве для человека вполне реально. Да ещё и неся людские потери меньше, чем ИИ в в той же ситуации в обороне - но это актуально только для стран с хронической нехваткой людей, вроде Испании, где каждый десяток людских ресурсов на счету. Уже за Италию принципиальной разницы нет.
Касательно совета заранее давать ИИ расставлять войска - тут тоже дело вкуса. Я считаю, что ИИ неплохо действует на первом этапе войны уже созданными человеком группами войск и ударными кулаками. Лишь бы они находились прямо на границе. Потом, конечно, всё перемешивается, но и если воюет человек, обычно происходит то же самое, только в меньших масштабах. А вот резервы из оперативного тыла действительно могут сразу уехать, куда угодно.
Советую учесть некоторую странность местного ИИ: если дать ему весь советско-германский фронт в рамках одного ТВД, почему-то очень быстро, в течение полугода, возникает резкая асимметрия расположения войск: почти все дивизии переводятся либо с юга на север, либо с севера на юг, так что фронт начинает резко выгибаться в сторону противника на одном участке и так же резко уходить вглубь своей территории на другом, ослабленном.
Ещё одна странность: если дать руководство ИИ на уровне ниже фронта, то он перестаёт понимать действия на более чем одном направлении. Даже собственноручно созданный котёл перестаёт замечать и, соответственно, добивать. На уровне фронта обычно этого косяка нет, но изредка вылезает. На уровне ТВД проблема исчезает полностью.
Придавать авиацию ТВД под управлением ИИ или руководить руками - так же на Ваш вкус. Но по-моему, у ИИ она слишком часто простаивает впустую, а то и вовсе позволяет бомбардировщикам противника творить, что хотят. Авиация и флот более или менее нормально работают только в руках человека. ИИ сравнительно прилично использует только подводные лодки.
Аорс
Да что ж она такая нестабильная? Вылеты в самый неподходящий момент.
С этим ничем не могу помочь. У меня версия под чёрным флагом и вылетает очень редко, буквально раз-два за партию. А то и вообще ни разу.
Hearts of Iron 3: Обзор
Любители зубодробительных стратегий во всем мире ликуют – вышла Hearts of Iron 3. Радоваться можно было заранее, даже не знакомясь с игрой. Ведь Paradox не может подвести… Но почему-то после появления демо-версии началась паника. То не так, это иначе. Так что сегодня мы расставим все точки над i и однозначно решим, заслуживает ли этот проект нашего внимания или лучше подождать что-то более интересное…
Перед началом игры мы можем выбрать один из временных промежутков и любую страну. Рекомендации компьютера можете игнорировать.
Ликвидируем безграмотныхЕсли вы до этого никогда не переписывали историю и не сталкивались с подобными играми, то начать стоит с небольшого ликбеза.
«День победы 3» – это глобальная историческая стратегия, действие которой проходит в середине XX века аккурат перед Второй мировой войной и немногим после. Игрок может взять под руководство абсолютно любое государство из существовавших в то время. От выбора страны зависит и весь дальнейший путь. Так Германией вам придется завоевывать весь мир и делать Ось самым сильным и влиятельным союзом. У Югославии и Румынии задачи попроще – им надо лишь выжить и примкнуть к мощному альянсу. При этом вам необязательно возглавлять европейскую державу. Если захотите, сядете в кресло бразильского лидера и постараетесь, например, полностью подчинить всю Южную Америку.
Однако «День победы» состоит не только из войны. В игре представлены практически все аспекты жизни государства. Вы занимаетесь внешней и внутренней политикой, подписываете торговые соглашения, заключаете союзы и пакты о ненападении. Увеличиваете промышленный потенциал страны, растите армию, делаете людей счастливыми, издаете различные законы, выбираете лучших министров, занимаетесь пропагандой, шпионите за противниками и устраиваете чистки госаппарата.
Вот примерно об этом все глобальные стратегии «парадоксовского» типа. И сегодня мы подробно поговорим о третьей части, ее особенностях, новшествах и отличиях.

Нам вернули «треугольник». С ним очень легко понять, какая страна к какому альянсу тяготеет.
Переписать историюПредыдущие игры серии славились тем, что мы сами писали историю. Германия могла напасть на Францию и не трогать Польшу, СССР без труда первым объявлял войну Германии и при поддержке Румынии брал Берлин, пока Англия и Франция лишь тряслись от страха и боялись даже пискнуть в ответ.
Это фишка проекта. Однако реализована она была немного странно. Представьте, вы в отличных отношениях с Польшей, чуть ли не союзники, хотите вместе нападать на Германию и тут ровно по расписанию, в тот самый день, в тот самый час заключается пакт Молотова-Риббентропа. И от вас уже ничего не зависит. Просто вот такое историческое событие.
Ну, или другой пример. Вы всячески оказываете давление на Германию, ее бойкотирует вся Европа, Франция возмужала и может так ударить, что Гитлер застрелится еще задолго до 1945 года. Но наступает 22 июня, 4 утра и – война! Плевать, что фашистам она невыгодна.
Все войны, пакты и союзы свершались, разумеется, не из-за каких-то дат. Сталин не ходил к гадалке, чтобы узнать, какого числа ему напасть на финнов. Просто он выбрал наиболее удачное время – и повел войска на север. И если игрок делает все, чтобы Германии было невыгодно атаковать 22 июня, то какого рожна компьютер все равно лез в бой?

От высоты камеры зависит то, что мы видим. Сейчас солдаты обозначены прямоугольниками, а если приблизимся, то они окажутся обычными трехмерными фигурками.
Это недоразумение и исправили в третьей части. Исторические события остались, но их стало гораздо меньше, многие появляются далеко не в каждой игре и их разрешено игнорировать. Теперь если вы выберете Германию, то сможете затащить в союзники даже США или Китай. И необязательно будет устраивать аншлюс Австрии и говорить, что-де Польша и Чехословакия раскинулись на исконно немецких территориях. Вы сможете сделать из немцев классических добряков и обаяшек. И все подумают, что вы очень миролюбивый и крайне красноречивый немножко диктатор со смешными усиками и глуповатой привычкой вскидывать руку вверх…Правда, до сих пор неясно, почему в игре появляются те или иные исторические события. Виной тому Великий Рэндом, или же «День победы» правда рассчитывает вероятность появления того или иного акта?
В новой системе, однако, есть свои недостатки. Так почти все страны ведут себя жутко неестественно. Допустим, вы играете за СССР и всецело повторяете то, что делал Сталин. Просто развиваетесь, немного общаетесь с Западом, продаете Германии сталь. Исторически все достоверно. Но при этом Канада может перейти на сторону к фашистам, Япония окажется в лагере Союзников… Тут уже не вы переписываете историю, а она сама веселится вдоволь. Устала, бедная, из года в год рассказывать одно и то же. Решила побезобразничать…
Другая проблема – очень уж законсервированная политическая система в тоталитарных государствах. Чтобы вы ни делали, Сталин не покинет своего поста. Гитлеру тоже не грозит смена. Да и правящие партии никогда не окажутся аутсайдерами. Вы можете хоть каждому гражданину в морду плевать и неприлично выражаться о его матери – все равно коммунисты останутся на коне. Да, не спасают абсолютно никакие действия, включая смену всех министров, повышения недовольства и уменьшение авторитета правящей партии. Когда начнется полная задница, и в провинциях вспыхнут восстания, страну просто захватит первый попавшийся сосед. Люди сами перейдут на его сторону. Но демократии в СССР не бывать.
И пускай это частично правдиво, но в такой игре могли бы быть и механизмы по смене правления. Да, в Великобритании это возможно. Но там есть выборы, а где их нет – о смене курса забудьте. Остается ждать модов.

Одно из исторических событий, которое невозможно проигнорировать. Но оно происходит внутри страны и вполне гармонично смотрится. Если уж есть в Германии коммунистические партии – то их надо либо запретить, либо разрешить.
Готовься к войнеВнутренняя политика – это лишь малая часть всего того, что есть в «Дне победы». Вам, безусловно, придется ей заниматься, но, пожалуй, меньше всего. Вы можете издавать законы, но написать их самому – невозможно. Есть несколько направлений и шаблоны. Так, например, в законах о призыве вы можете выбрать, сколько лет служат в армии: добровольно, 1 год, 2 года, 3 года и по требованию. Причем чем суровее вы к своим гражданам, тем выше отдача для государства. Это даже немного странно. Все самые вкусные указы можно издать лишь во время войны. Экономика увеличится до небес, мирные граждане перестанут требовать хлеба и зрелищ, заводы так запыхтят, что только успевай танки с конвейера забирать. А штрафы? Да никаких практически. Государству просто выгодно постоянно быть в войне.
Это, кстати, один из важных недостатков «Дня победы». Допустим, командуя европейской державой, вы гарантируете независимость какой-нибудь азиатской стране. Или даже любой. Как только там вспыхивает война, вы автоматически присоединяетесь к ней. Пользуясь этим, меняете законы и начинаете активно развиваться. При этом ни одной битвы вы так и не увидите. Плевать, что происходит на другом конце земного шара, главное, что сейчас вы сильно вырветесь вперед.
Другой важный аспект жизни государства – это исследования. Они сильно изменились со времен второй части. Раньше у всех ключевых государств было свое древо технологий. Немцы разрабатывали «Пантер», русские шли к Т-34. Причем сохранялась историческая достоверность. У Великобритании все основные технологии крутились вокруг флота, а Германия делала ставку на танки.

Нападать на противника надо не только из-за желания захватить мир. На территории неприятеля могут быть очень важные ресурсы. Не просто так ведь Гитлер лез на юг СССР – нефти хотелось. Здесь немцам ее, кстати, всегда не хватает.
В третьей части разработчики отказались от заранее расписанных развитий. Теперь все страны… равны. Да, практически полностью пропал народный, так сказать, колорит. Технологии одинаковые, только названия у них различаются. То есть, русские совершенствуют винтовку Мосина, а немцы «Маузер», но итог один: +5% к атаке.Такой подход позволяет игроку самому определить развитие государства. Вот решит он в 1936 году, что СССР должен стать самой сильной «воздушной» державой – есть все шансы на успех.
Но переход к такому типу исследований все-таки неоднозначен. Теперь не чувствуется та историчность, что была раньше. А как было приятно поручить тому самому заводу разрабатывать тот самый Т-34…
Зато сейчас абсолютно все во власти игрока. Древо технологий необъятное. Во-первых, в нем мы просто совершенствуем технику и оружие. Есть ветка для бронетехники, пехоты, флота и авиации. Причем в каждом разделе свои разветвления. Пехота делится на кавалерию, ополчение и обычных солдат. Танки – на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Вслед за этими разделами идут теоретические исследования. Они могут как улучшать разработки в выбранной области (например, мы натаскиваем наших инженеров на более глубокое и детальное изучение флота), так и благодатно действовать на всю армию. Это, например, изучение блицкрига или атаки широким фронтом. И это не все. Рядом с военными «навыками» есть и промышленные. Такие как перегон электроэнергии в нефть или улучшенная добыча стали. Повышение промышленного потенциала и лучшее изготовление припасов для армии.

Если вы начинаете игру с 1941 года, то все исторические события до этого мгновения соблюдены. То есть, за СССР придется сразу же бороться с фашистами. Это далеко не всегда интересно.
Голова кругом идет. Новичок обязательно потеряется во всем этом многообразии. Я, признаться, чуть ли не впервые вижу настолько всеобъемлющее древо технологий. А ведь чтобы начать что-то исследовать, надо выделить на это очки лидерства, а они нужны еще для шпионажа, дипломатии, набора офицеров… Настоящее испытание для стратегов!Рассказать обо всех аспектах игры очень сложно. Мы затронули внутреннюю политику и исследования. А ведь вам предстоит постоянно заниматься и дипломатией. Если управляете Германией, то придется переманить на сторону Оси те державы, которые вам помогут в будущем. Например, коль решили нападать на СССР, то неплохо бы подружиться с финнами, турками и Китаем. Тогда во время наступления по Советскому Союзу ударят с нескольких сторон. И Сталин не сможет биться на четыре фронта.
И ведь вы не один такой. Сильные государства интересуют и Союзников, и Коминтерн. Они тоже постоянно занимаются дипломатией и заключают альянсы. Каждый день что-то происходит, кто-то с кем-то мирится, враждует, торгует. И нельзя все это упускать из виду.

Вот оно – древо технологий. Здесь показана лишь одна из его двенадцати веток…
***И что в итоге? «День победы 3» – это действительно очень сложная, но столь же и увлекательная для стратегов игра. Сейчас у нее еще масса недостатков. Из-за огромного обилия провинций (их больше 10000!) устраивать мировые войны невероятно утомительно. Разработчики справились с проблемой элегантно: разрешили вам лишь намечать план наступления, всю рутинную работу сваливая на компьютер… но это не работает. Баги, дурной AI и прочее. И таких недоработок – три конвоя. Игра тормозит, отчего-то лагает, бьет сохраненки… Но, все-таки, она гениальна. Paradox просто запихнула в рот такой кусок, который еще не может переживать. Постепенно будут выходить патчи, вскоре появятся великолепные моды, и тогда проект полностью раскроется и зацветет. Ну а пока надо либо ждать, либо мириться со всеми недостатками. StopGame.ru выбрал второй вариант. Ни разу не жалеем.
Плюсы: стратегия старой школы, в которой надо часами ломать голову.
Минусы: немалое количество недоработок.
Hearts of Iron 3 — Игромания
Hearts of Iron 3 вызывает чудовищную зависимость. Не удивимся, если через полгода клиника Маршака вместе с наркоманами и алкоголиками начнет принимать осунувшихся фельдмаршалов и генералиссимусов. Эта стратегия больше всего похожа на смесь новогоднего утренника и зоны строгого режима. Каждый новый нюанс в механике (вроде ширины фронта или особенностей коммунистической дипломатии) вызывает щенячий восторг и полное ощущение, что вы разбираете здоровенный мешок подарков (что там в следующей коробочке? Влияние стратегических бомбардировок на национальное единство?). В то же время добровольно оторваться от дивизий, флотов, ядерных проектов, гражданских войн и политических кризисов совершенно невозможно. Вы и не оторветесь.
Война не для всех
С увеличенным количеством юнитов даже гражданская война в Испании приобретает нешуточный размах. |
Вообще — что такое Hearts of Iron? Это геополитическая стратегия. Ее близкий аналог — серия Total War. Как и в игре Creative Assembly, нам предлагают взять под свое руководство одну из мировых держав, чтобы огнем, мечом, торговлей и дипломатией привести ее к мировому господству. Но в отличие от Total War эта игра гораздо ближе к андеграундным варгеймам с нахмуренными бровями — здесь нет эпических стратегических битв, только политика во всех ее проявлениях. Но уж она-то смоделирована во всех мыслимых подробностях.
Игра охватывает период с 1936 по 1948 год. Можно выбрать любую страну на карте мира (хоть Эквадор) и отыграть Вторую мировую войну так, как вам хочется. Наука, производство, шпионаж, фронты, флоты и эскадрильи — у новичков обычно случается истерика, когда они понимают, насколько здесь все по-настоящему.
Выглядит Hearts of Iron аскетично — плоская карта с фигурками юнитов, — но просчитывает в сотни раз больше, чем показывает. Зачатки знаний об игровой механике можно получить из обучающего режима — причем в роли гида выступает подчеркнуто идиотский Гитлер. Шутки про «странного художника с усиками» несколько смягчат шок от понимания масштабов игры. Впрочем, даже в туториале вам рассказывают дай бог про десятую часть всех игровых возможностей. Остальное придется постигать самостоятельно, но не волнуйтесь, любую из областей госуправления можно отдать компьютеру. Другое дело, что HoI 3 рассчитана на тоталитарных маньяков с плохими зубами, прокуренными легкими и желанием править миром. И если вы готовы поделиться властью с кем-то еще — значит, эта стратегия не для вас. Попробуйте поиграть в симулятор Барби.
Программа партии
Экран внутренней политики. Кружочек и график справа обозначают расстановку политических сил в стране. |
Теперь, когда с нами остались только тираны и диктаторы, следует определиться со страной, которую мы поведем к мировому господству. Выбор определяет базовую стратегию: японцам следует немного вложиться в пехоту для войны в Китае, а затем бросить все силы на строительство истребителей и авианосцев. СССР, наоборот, авианосцы без надобности, зато нужны огромные танковые армии и фронтовая авиация близкого радиуса действия. Базовые знания о Второй мировой подскажут вам верную стратегию — не поленитесь, загляните перед игрой хотя бы в «Википедию». После того, как вы выработаете план развития страны на ближайшие 12 лет, следует заняться внутренней политикой. И начинается.
Как глава государства, вы можете подбирать кабинет министров в соответствии с ситуацией. Проще говоря, если вы за поляков, начальником Генштаба лучше поставить генерала с бонусом к защите (сдерживать германские войска), а если за немцев — блицкриг-специалиста, дающего бонус к скорости передвижения войск. Аналогично со всеми остальными постами — от министра промышленности до министра иностранных дел. Еще один инструмент влияния — законы (их также надо менять на лету). Полякам логично увеличить срок обучения юнитов ради дополнительного опыта, а вот Советам, вынужденным насыщать войсками огромный фронт, следует отказаться от качества в пользу скорости обучения.
В демократических странах ко всем этим хлопотам прибавляются политические партии и выборы, причем внешние враги будут спонсировать дружественных им политиков, пытаясь завлечь вас в свой лагерь. К внутренней политике относится и то, насколько жестко вы эксплуатируете жителей покоренных стран: выдавив из них максимум промышленного потенциала, вы получите бесконечные восстания в тылу. Наконец, национальное единство — желание нации продолжать сражаться. Этот показатель (Paradox вообще хорошо умеют отображать самые абстрактные вещи с помощью видимых числовых характеристик, привыкайте) растет от побед и успешных действий ваших спецслужб, падает от поражений и действий спецслужб вражеских. Плюс если враг топит ваши конвои, бомбит ваши города и громит ваших союзников, население сильно разочаровывается в маленькой победоносной войне. Из-за этого, например, Франция не сражается до последней капли крови (как в предыдущих частях), а довольно скоро капитулирует, ужаснувшись мощи германского оружия.
Разгром фашистами Чехословакии. При приближении камеры схематичные контуры превращаются в трехмерные юниты. |
Японцы добивают ослабленный Китай. Черное пятнышко вверху — зона народного восстания против оккупантов. |
А у вас негров линчуют!
Внешняя политика завязана на трех типах государственного устройства: коммунизм, фашизм, демократия. Все страны медленно дрейфуют в сторону одного из них. Если вы хотите видеть то или иное государство в союзниках, процесс можно ускорить — для этого нужно провести воспитательную работу. За повышение лояльности приходится расплачиваться ресурсом «лидерство» (да, здесь есть и такой ресурс), а это значит, что коммунистическая революция в каком-нибудь Гондурасе ударит, к примеру, по научным исследованиям — лидерство необходимо и там.
Неудачная высадка десанта в Шанхае, спланированная компьютером. Все юниты, кроме морпехов, получают чудовищные пенальти при десантировании. |
Войну тоже просто так объявить нельзя — для этого надо сначала понизить собственный уровень нейтралитета (обозначает нежелание политической верхушки вмешиваться во что бы то ни было) или добиться, чтобы показатель угрозы со стороны вероятного противника был максимально высоким: этому в числе прочего способствуют заскриптованные исторические события типа аншлюса Австрии.
Чтобы не ждать у моря погоды, следует задействовать спецслужбы: убийства и карательные акции против пацифистов понижают нейтралитет. Кроме того, можно подослать агентов в страну-жертву, разрисовывать стены граффити («Мы всех убьем и выпьем ваш шнапс, ха-ха-ха!»), тем самым обостряя отношения. Пока вы ждете результатов работы НКВД, попробуйте с кем-нибудь поторговать или даже заказать на стороне сборку техники по лицензии. Это выгодно, если вы играете за нищую, отсталую страну — танки или самолеты произведут на технологическом уровне страны-исполнителя, плюс вы получите опыт в соответствующих областях оборонной промышленности. Кстати, у каждого из трех альянсов свои особенности: коммунисты обмениваются ресурсами без использования денег и лучше шпионят, нацисты свирепо дерутся за родные земли и объявляют «ограниченные войны» (один на один, чтобы не делиться территориями), а у союзников чудовищный минус к промышленному потенциалу в мирное время, зато если война...
Советско-румынская война. 31-й армейский корпус занимает Бухарест. |
Экран исследований. Здесь вы проведете долгие часы, готовя страну к войне. |
Все для фронта, все для победы
Но на войну нам пока рано. Разобравшись с внутренними и внешними делами, нужно заняться наукой. Союзы и репрессии бесполезны, если у вашей армии винтовки образца 1918 года. В отличие от второй части, вы исследуете не новую модель юнита, а его отдельные компоненты, поэтому, скажем, у британских танков может быть лучше броня, а у немецких — больше пушки и выше скорость. Или наоборот. Поле для исследований огромно: наземные и воздушные войска, промышленность и флот, доктрины применения и теоретические знания. Только у авиации здесь три раздела: истребители, бомбардировщики и стратегии их применения. Последние особо важны — если сверхсовременными самолетами управляют по инструкциям Первой мировой, толку не будет.
Производство. Советский Союз, потеряв всякую совесть, строит огромную армаду тактических бомбардировщиков. |
Быть впереди планеты всей во всех областях в любом случае не получится — исследование всякой технологии повышает ваши навыки в определенной области, но со временем знания утрачиваются, так что лучше концентрировать усилия на одной-двух областях, чем пытаться изучать по одной технологии в каждом разделе. Помогает ученым и практический опыт, получаемый от постройки юнитов: логично, что в стране, массово производящей танки, инженерам проще разобраться в конструкции нового дизельного двигателя.
Если, конечно, вы им это позволите. Исследования, дипломатия, шпионаж и набор офицеров — все они требуют одного и того же ресурса (снова лидерства). Стоит задуматься, надо ли спускать все на науку. Лазутчики способны не только подорвать боевой дух противника, но и устроить саботаж в науке и на производстве, усилить поддержку нужной вам политической партии или раскрыть планы наступления. Да и вражеская разведка не дремлет — отказавшись от услуг госбезопасности, вы в скором времени обнаружите, что целая свора иностранных сволочей вставляет палки в колеса вашему паровозу научно-технического прогресса. А то и просто пускает его под откос. Офицеры не менее важны — они повышают стойкость ваших войск, и на одну бригаду их потребуется не менее сотни. Армия без комсостава разбежится после пары выстрелов, расколовшись на куски, как китайская фарфоровая ваза.
Конструктор дивизий. Со временем число доступных бригад увеличится — вплоть до ракетной артиллерии вроде знаменитых «катюш». |
Наконец, последний из важнейших пунктов в управлении державой — производство. У всякой страны есть промышленный потенциал, распределяемый по нескольким областям: переоснащение войск, пополнение пострадавших частей (требует также людских резервов), снабжение, строительство и производство ширпотреба для населения (генерирует деньги, за которые вы покупаете ресурсы, снижает недовольство).
С производством новых юнитов все интересно — теперь вы не просто «строите» дивизии, вы формируете их из бригад (от одной до пяти на дивизию). Чем их больше — тем дороже и дольше производство, при этом следует учитывать особенности театра военных действий. Немецкую группировку, защищающую участок у линии Мажино, разумно усилить средствами ПВО — французы будут вас бомбить по-черному. Японцам следует создать несколько дешевых полицейских дивизий — для подавления китайских партизан. Всего различных типов бригад под два десятка (включая ракетную артиллерию), так что постоянным читателям журнала «Моделист-конструктор» есть где развернуться.
War never changes
И только потом, когда экономика страны приведена в надлежащий вид, жители полны веры в светлое завтра, а враги — деморализованы, приходит время войны. Здесь вы больше не одиноки, у вас есть верный друг — искусственный интеллект. Вместо того, чтобы лично управлять каждой дивизией (под конец игры их будет около 400) на увеличившейся в четыре раза карте (10 000 провинций против 2600 во второй части), вы просто отмечаете на карте провинции, которые надо занять или удержать. Указываете стратегию боевых действий (всего четыре вида, от оборонительной до блицкрига) и, откинувшись в кресле, нажимаете кнопку «Объявить войну».
Это непередаваемое удовольствие — смотреть, как собранная вами по винтику армия приходит в движение, как выдвигаются вперед танковые дивизии, как взлетают с аэродромов бомбардировщики, а с флотских баз выходят десантные флотилии, как начинают поступать первые отчеты о боестолкновениях... К сожалению, на сложных театрах военных действий с разорванной линией фронта, необходимостью устраивать десанты и т.п. AI немного проседает и позволяет себе делать небольшие глупости — то есть, к примеру, те же десанты высаживает, но не там, где они больше всего нужны. Поэтому на особо ответственных участках лучше управлять войсками лично.
Шпионаж. Чем больше шпионов, тем точнее информация о положении в конкретной стране. Шпионов засылает компьютер, вы лишь расставляете приоритеты. |
Внешняя политика. Здесь же ждут своего часа исторические события — так, чтобы эвакуировать промышленность в Сибирь, вы должны быть в состоянии войны с Германией. |
* * *
Hearts of Iron 3 — это больше, чем просто стратегия, это масштабный геополитический аттракцион. Здесь нет помпезности Total War, но этого и не нужно: за неказистой графикой и нагромождениями меню скрывается такая мощь, что закачаешься. Она способна бросить вам вызов, она может увлечь на долгие часы, сутки, недели. Может вымотать вас до кровавого пота… Всего этого, конечно, можно избежать: где-то перепоручить управление AI, снизить уровень сложности и т.д. Но лучше так не поступать — каждая поблажка делает долгожданную победу чуть менее сладкой.
Эта игра подойдет, конечно, не всем. Она — для сильных духом. Для тех, кто прошел Civilization на всех мыслимых уровнях сложности. Для тех, кто уже зевает в Empire: Total War. Настоящий хардкорный РС-проект и одна из главных стратегий года!
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Третья часть известной серии геополитических стратегий — такая, какой она и должна быть: продуманная до каждой мелочи, иногда — издевательски сложная, но страшно увлекательная.
Рейтинг «Мании»: 9.0
«Великолепно»
Hearts of Iron III / День Победы 3 - Сообщество Империал
При игре за Советский Союз не стоит ждать вероломного нападения Гитлера — надо успеть первым. Не будем тянуть с подготовкой к войне и надеяться на мирный исход. У нас другая стратегия. Нанести упреждающий удар, пока противник не отмобилизовался и не подтянул войска к границе, — вот ключ к победе.
Готовиться к мировому господству лучше заранее: с 1 января 1936 года. Прежде чем вы начнете расширять границы своей империи, придется серьезно потрудиться. Нужно перестроить тонкий государственный механизм под военные нужды и заложить первые дивизии победоносной (в будущем) армии.
На начало игры вам дается четыреста в основном пехотных бригад, которые хотят кушать и готовы на корню сожрать ваш промышленный потенциал (ПП). Почти все части резервные и в бою будут получать штрафы за плохую подготовку. Выход из трудной ситуации — набраться смелости... и полностью распустить пехотные части. Не бойтесь, никто на вас не нападет, зато экономика страны вздохнет с облегчением. Штабы без армии не нужны — их распускаем тоже.
Уже построенные корабли, в отличие от сухопутных частей и самолетов, после изобретения более современных технологий не улучшаются. Главные враги СССР — в Европе, и флот понадобится нескоро. Зачем долгие годы держать на балансе устаревающие эсминцы? Скрепя сердце распускаем ВМФ.
Еще до начала игры необходимо определить структуру вооруженных сил. В окне производства есть шаблоны дивизий, которые желательно переделать под себя и сохранить, чтобы потом не ломать голову и не распихивать в панике бригады по фронтовым частям. Главная трудность — соблюсти соотношение пехоты и техники в интервале от 33% до 66%. Золотая серединка дает очень важный плюс в 20% за «взаимодействие родов войск». Эта характеристика видна при производстве дивизии (доля пехоты) и подсвечивается, если условие выполнено.
Формируем армию в расчете на тактику механизированных клиньев, а значит, кроме мощи нужна скорость. Пехотные бригады будут тормозить танковые колонны, поэтому стрелковые части заменяем моторизованной пехотой.
С чистого листа, аки Петр Великий, начинаем строить армию. Сохраняем шаблон мотострелковой дивизии: две бригады моторизованной пехоты и одна танковая. Ударную дивизию составляем из трех танковых бригад и одной моторизованной. В очередь строительства закладываем первую армию нового образца: мехкорпус (пять танковых дивизий) и три мотострелковых корпуса (четыре мотострелковые дивизии и одна танковая). Сначала войска будут строиться долго, но через несколько лет ваша промышленность начнет штамповать танковые дивизии, словно опытный повар горячие пирожки.
Это важно: чтобы избежать штрафов кадрированным бригадам, не ставьте галочку в поле «как резерв». Все войска лучше строить параллельно, а не серийно. Серийно — значит, пока не построится первая дивизия из списка, вторая не начнет формироваться.
Следующее окно — технологии. Необходимо повысить характеристики моторизованной пехоты (четыре технологии пехотной дивизии и две легкого танка) и среднего танка. Сразу повышаем эффективность производства, образование, производство припасов и организацию снабжения. Можно прихватить несколько авиационных технологий.
Разработчики игры вынуждают нас ограничивать типы используемых подразделений. Во-первых, каждый тип требует своих технологий, а изучать все подряд не имеет смысла. Во-вторых, чем больше строишь одинаковых бригад, тем быстрее и дешевле строятся следующие. Поэтому на каждый род войск заранее выбираем по два типа подразделений и создаем только их.¬ Например, моторизованная пехота и средний танк, истребитель и тактический бомбардировщик, эсминец и тяжелый крейсер. Позже можно добавить бригады специального назначения: ВДВ, транспортные самолеты, авианосцы или подводные лодки.
На заметку: чтобы не открывать ненужные технологии, в окне строительства бригады посмотрите, какие открытия улучшают характеристики выбранной части.
Пытаемся убедить несознательных граждан, что Финляндия — империя зла.
С законами разобраться проще всего: чем ниже по списку, тем лучше. Когда появляется возможность установить более эффективный закон, на экране возникнет подсказка. Щелкнув по зеленому квадратику, перейдите в окно политики. Здесь еще можно поменять министров — выбор небольшой, но плюсы иногда неплохие. Стоит изредка проверять, не появился ли новый кандидат на министерское кресло.
В игре главная цель любого государства — победоносная война. Но мирные жители не позволят разжечь мировой пожар на пустом месте. Гражданам нужно внушить, что внешний враг не дремлет и фашисты-империалисты готовят родине злые пакости. Этим займутся шпионы. В окне разведки ставим максимальный приоритет на понижение собственной нейтральности и на повышение угрозы со стороны Финляндии. Из остальных стран отзываем разведчиков: нечего тратить драгоценные очки лидерства.
Это важно: в окне технологий распределяется самый ценный ресурс — лидерство. В начале игры ставьте на максимум разведку, но как только в СССР и Финляндии накопится по десять шпионов, все силы бросайте на исследование технологий.
Над седой равниной моря...
Кнопка «пауза» отпущена, игра началась. Можно спокойно осмотреть свои владения, облизнуться на богатые земли соседей, изучить интерфейс. Первые дивизии построятся через полгода, а пока займемся торговлей.
Деньги в игре за Советский Союз не нужны: наша родина богата ресурсами, но на всякий случай соглашаемся на продажу энергии, металла и дефицитного сырья — все равно избыток. На производство военных припасов и горючего тратятся очки ПП — стратегически важный товар не для торговли. Любой военной державе нужна нефть и месторождений на всех не хватает, но закупать не стоит, скоро советские танки начнут ездить на румынском топливе. Отдавать торговлю в руки компьютера не стоит, не искушенный в бизнесе кремниевый мозг сразу начнет продавать драгоценную нефть.
На заметку: если вы решили наладить международную торговлю, нужно помнить, что за безопасность конвоев с грузом отвечает сторона, предложившая сделку. Для охраны торговых судов нужно выделять корабли эскорта. В случае успешной атаки на конвой ваш уровень национального единства понизится.
В окне производства можно регулировать расход ПП. Количество товаров народного потребления (ТНП) нельзя опускать ниже нормы, иначе граждане рассердятся. Бунтовщики перестанут работать, и страна недополучит очки промышленности. Остальные показатели возможно на время занижать. Если срочно необходимы боевые части, отложите перевооружение на потом. В мирное время армия долго может обходиться без пополнения. Военные припасы можно не производить, пока их количество на складах не упало до нуля — только тогда армия перестанет получать снаряжение.
По ходу игры вам будет предложено решить несколько сложных политических вопросов. Помочь ли Китаю в борьбе против Японии? Проводить или нет чистку в армии? Наведя курсор на вариант ответа, можно получить подсказку. Соглашайтесь на любые авантюры. Почти все события либо понижают уровень нейтралитета, либо повышают национальное единство. И то и другое крайне важно. Раз в несколько месяцев заглядывайте в окно дипломатии. Некоторые события тихо ждут там вашего решения.
Ученые неустанно радуют своего вождя новыми открытиями, но если не координировать их усилия, наука зайдет в тупик. Технологии имеют много уровней, и, открыв один, кремниевый Эйнштейн немедленно берется за другой. Беда в том, что, опережая плановый год открытия (обозначен на панели каждой технологии), ученые получают штраф. Скорость исследования падает в два раза за каждый лишний год. Торопить время очень дорого и почти бессмысленно.
Наконец настал счастливый день. Военный министр сообщил о полной боеготовности первого армейского корпуса. Размещаем долгожданные дивизии вдоль границы с Финляндией. Следуя исторической правде, начнем со слабого северного соседа. Формируем армейскую иерархию: пять дивизий — корпус, потом армия, фронт и театр военных действий (ТВД).
На заметку: выбор первой жертвы во многом определяется возможностью развязать войну. Для этого уровень вашего нейтралитета должен быть выше, чем уровень угрозы потенциальной жертвы. В начальный период игры самый высокий уровень угрозы у Японии, но учитывая расстояние и островное положение империи Восходящего солнца, лучше оставить самураев на закуску.
В Финляндии лучше не ставить больше двух дивизий на провинцию. Каждая провинция имеет свой показатель снабжения в зависимости от уровня инфраструктуры и ландшафта. В Москве можно расквартировать целую армию, а в Тибете будет голодать и пара бригад. Если войска плохо снабжаются, нужно поменять место их дислокации, а то в решающий момент танки без горючего не двинутся с места.
К началу 1939 года в вашем распоряжении будет около шести корпусов с отменными боевыми показателями. Для Финляндии более чем достаточно. 1 января беспринципный Гитлер предложит подписать пакт Молотова — Риббентропа. Историки могут сколько угодно осуждать сговор с нацистской Германией, а мы с удовольствием подпишем документ. Это дает возможность напасть на Финляндию.
Моторы танков кровожадно урчат, истребители берут разгон и взмывают в пасмурное северное небо. Мы четыре года ждали этого часа, и пусть мир содрогнется в ужасе. Теперь — только вперед!
Сказка становится былью
Линия Маннергейма пала. Северная война долго не продлится.
Финская армия слаба и, скорее всего, не отмобилизована. Смело атакуем любое подразделение в лоб без всяких хитростей — побегут как миленькие. Основной удар по укреплениям между Ладожским озером и Финским заливом. Разные части имеют разный коэффициент к передвижению и атаке в зависимости от ландшафта. Чтобы понять, каким подразделением лучше атаковать укрепления, а каким форсировать реку, нажмите два раза на значок бригады — все характеристики видны только здесь.
После прорыва линии Маннергейма рвемся на запад в направлении Хельсинки. Финны выдержат дней десять. Не стоит жалеть противника и соглашаться на частичную аннексию: нам нужно все и сразу.
Враг разгромлен. Пришло время большой политики. С одинаковой вероятностью противник может выбрать полную капитуляцию либо продолжение борьбы в изгнании. В первом случае вы можете присоединить завоеванную территорию или создать марионеточное правительство. От подконтрольного режима толку никакого. Захваченное государство присоединяется к Коминтерну, и все. Ну, пошлют они несколько дивизий союзникам в случае войны — помощь очень условная. А вот советским войскам придется всерьез защищать дружественную страну в случае агрессии.
Борьба в изгнании — неприятная для захватчика штука. Ни присоединить, ни создать марионеточное правительство не получится. Но эта беда вполне лечится перезагрузкой сохраненной игры. С другой стороны, оккупированная, но не присоединенная территория дает больше очков лидерства и меньше ПП. Что важнее? Решать главнокомандующему.
Это важно: как только войска пересекут границу с Финляндией, переключите внутреннюю разведку с понижения нейтралитета на контрразведку. Вражеские шпионы серьезно мешают вашим ученым, иногда на четверть увеличивая время открытия технологий.
После Финляндии двигаем четыре корпуса на границу со Швецией и Норвегией. Войну объявляем им одновременно и зачищаем Скандинавию широким фронтом, чтобы два раза не бегать.
Пора отработать тактику механизированных клиньев. Активно атакуем войска по краям выбранного участка фронта и заставляем их отступить, а потенциальных «окруженцев» не трогаем. В прорыв вводим свежие, заранее приготовленные части и быстро смыкаем клещи. Враг внутри кольца лишен снабжения и получает серьезные штрафы к обороне. Отбивая попытки деблокировать, постепенно сжимаем кольцо. Прелесть окружения в том, что когда дивизии некуда отступать, она лопается как мыльный пузырь и выходит из игры, а отступившие части пополняются.
Большой «котел» с немецким мясом. Четверть сухопутных дивизий вермахта отправляется на обед Красной Армии.
Это важно: если основа вашей армии — моторизованные и танковые части, обязательно увеличьте скорость штабов (окно технологии — закладка армии, технология «маневренная война»), иначе при наступлении они будут отставать и терять управление.
После открытия технологий и постройки транспортных самолетов и частей ВДВ операции по тотальному уничтожению вражеских подразделений станут еще эффективнее. Вместо того чтобы вводить в прорыв сухопутные части и с боями двигаться по тылам противника, сбрасываем крылатую пехоту за спину врагу. Замкнуть кольцо окружения, используя десант, можно практически мгновенно.
Это важно: если законы государства приняты с расчетом на войну, то в мирное время потребность населения в ТНП резко возрастает. Выход простой: найдите маленькую слабую страну, главное, чтобы подальше находилась и не состояла в союзах. Объявите войну — не воюйте и не миритесь. Доминиканская Республика не отважится послать десант в Европу.
Войска, не занятые в Скандинавии, двигаем к Румынии, пополняя их по дороге вновь построенными частями. Когда наберется четыре корпуса, атакуем Румынию. Велик соблазн по дороге заглянуть в Прибалтику и вернуть исконные земли Российской империи, но время тратить не стоит. Эти страны скоро отойдут СССР по пакту Молотова — Риббентропа. Проверьте окно дипломатии.
В Румынии можно применить другую тактику. У каждого государства есть провинции, которые дают очки победы. Нажав на звездочку над мини-картой, их можно увидеть. Пробиваем бреши в приграничных порядках супостата и быстрым маршем двигаем части в ключевые провинции. Компьютер основные силы концентрирует на границе. Иногда в столице может стоять дивизия, но это не проблема для советского ударного мехкорпуса. Теперь наши танки будут заправляться в Плоешти.
Если в Красной Армии уже есть части ВДВ, задача упрощается. С объявлением войны сбрасываем десант на ключевые провинции и без пограничной перестрелки заканчиваем войну за пару дней. В маленьких странах провинций, дающих очки победы, не больше пяти. Воздушный спецназ можно сбрасывать даже на голову противнику.
Теперь перед опытной советской армией открыт путь на Балканы. Выбор следующего противника на усмотрение генералиссимуса. Перед объявлением войны главное — посмотреть, какие международные соглашения связывают потенциальную жертву и с кем.
За страну члена альянса сразу вступятся, не сомневайтесь. Если государство — сателлит или ему гарантирована независимость, войну придется объявлять хозяину. Военные союзники не всегда поддерживают друг друга; если воевать на два фронта желания нет, можно перезагрузиться.
Турки не успели и пару раз выстрелить, а красные парашютисты уже в Стамбуле, Анталье и Анкаре.
К сожалению, нейтральные страны в Европе скоро закончатся. Воевать с альянсами пока рано, и пришло время обратить взор на восток. Необъятная наша родина не располагает к сухопутным путешествиям. Гонять армии с запада на Камчатку долго и незачем. Промышленность работает вовсю, и новые дивизии ставим по южной границе. Маршрут экспансии: Персия — Афганистан — северные китайские провинции.
Страны третьего мира крайне слабы, но защищены самой природой. Горы, пустыни, джунгли — не Европа с накатанными магистралями. Из-за недостатка снабжения войска будут продвигаться медленно. Не страшно. Ставим на каждую страну не больше корпуса и, окончив войну, размазываем тонким слоем вдоль границы. Мы вплотную подошли к территориям Британской империи.
В Африке, Азии — куда ни ткнись, все сплошь ее сателлиты или колонии. Ключевые проливы, удобные базы, богатые ресурсами земли — кругом владения английской короны. Растущую советскую империю такая ситуация не устраивает. Но время еще не пришло. Нужно копить силы. Выйдя к азиатским границам Великобритании, ставим войска на удобные квартиры — до лучших времен.
К лету 1940 года Красная Армия будет насчитывать до четырехсот бригад. Империя окрепла. За полтора года покорились Скандинавия, Прибалтика, Румыния, Венгрия, Югославия, Греция, Турция, Болгария, Персия, Афганистан, Синьдзян, Тибет. Пора испытать силу на серьезном противнике. Германия и Италия мешают нашему расширению на запад. Пришло время утопить «серые шинели» в Ла-Манше.
Тактика, отработанная на малых странах, сработает и сейчас. Основные войска вдоль границы, механизированные корпуса в кулаке на линии прорыва, части ВДВ на аэродроме у транспортных самолетов. В войне с Германией не получится быстро захватить провинции с очками победы — их слишком много. В первый период войны основные силы бросайте на окружение и уничтожение дивизий противника. Неожиданное нападение даст некоторое преимущество: подразделения вермахта разбросаны по всей Европе. Пока Гитлер не собрал войска, уничтожьте восточную группировку.
Немецкий солдат, сдавайся! В плену тебя ждут жирные сардельки и пиво!
В первом же «котле» (Польша — Восточная Пруссия) можно уничтожить до сорока дивизий противника. Следующий удар по Словакии, чтобы лишить Германию союзника. Активно наступая по линии Триест — Инсбрук — швейцарская граница, разрываем общий германо-итальянский фронт. Остатки армий Муссолини неспешно гоним вниз по «сапогу», не отвлекая основные силы с польского фронта. К этому времени из Франции подойдет вторая волна гитлеровцев. Еще два-три окружения, и дорога на Берлин открыта. Разрозненные части не смогут оказать серьезного сопротивления.
Геббельс неустанно поднимает уровень национального единства немцев. Чтобы враг капитулировал, придется дойти до Атлантики, но после приграничной мясорубки марш через Францию покажется послеобеденным променадом. Путешествие через всю Европу займет три-четыре месяца.
Это важно: Бельгия и Нидерланды оккупированы Германией, но не сдались. На территории захваченных государств ваши танки не будут получать снабжения. Нужно отвести войска и дальше двигаться по землям Франции.
Если вы доиграли до начала 1941 года и СССР полностью виден только на стратегической карте, советы больше не нужны. Поздравляю, вы — Жуков, Рокоссовский и Конев в одном лице. Но это еще не День Победы. Дальше: Великобритания — Япония — США.
Игра «День Победы 3», как хорошая математическая задача, предлагает много вариантов решения. Какой из них выбрать — ваше дело. Путь к победе может быть любым, и не все советы подойдут под выбранную вами стратегию. Каждый игрок сам себе генералиссимус. Главное помнить: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
Обзор игры День Победы 3
Версия для печати страницы: Обзор игры День Победы 3
Все самое свежее об играх читайте и смотрите на StopGame.ru
Любители зубодробительных стратегий во всем мире ликуют – вышла Hearts of Iron 3. Радоваться можно было заранее, даже не знакомясь с игрой. Ведь Paradox не может подвести… Но почему-то после появления демо-версии началась паника. То не так, это иначе. Так что сегодня мы расставим все точки над i и однозначно решим, заслуживает ли этот проект нашего внимания или лучше подождать что-то более интересное…

Перед началом игры мы можем выбрать один из временных промежутков и любую страну. Рекомендации компьютера можете игнорировать.
Ликвидируем безграмотныхЕсли вы до этого никогда не переписывали историю и не сталкивались с подобными играми, то начать стоит с небольшого ликбеза.
«День победы 3» – это глобальная историческая стратегия, действие которой проходит в середине XX века аккурат перед Второй мировой войной и немногим после. Игрок может взять под руководство абсолютно любое государство из существовавших в то время. От выбора страны зависит и весь дальнейший путь. Так Германией вам придется завоевывать весь мир и делать Ось самым сильным и влиятельным союзом. У Югославии и Румынии задачи попроще – им надо лишь выжить и примкнуть к мощному альянсу. При этом вам необязательно возглавлять европейскую державу. Если захотите, сядете в кресло бразильского лидера и постараетесь, например, полностью подчинить всю Южную Америку.
Однако «День победы» состоит не только из войны. В игре представлены практически все аспекты жизни государства. Вы занимаетесь внешней и внутренней политикой, подписываете торговые соглашения, заключаете союзы и пакты о ненападении. Увеличиваете промышленный потенциал страны, растите армию, делаете людей счастливыми, издаете различные законы, выбираете лучших министров, занимаетесь пропагандой, шпионите за противниками и устраиваете чистки госаппарата.
Вот примерно об этом все глобальные стратегии «парадоксовского» типа. И сегодня мы подробно поговорим о третьей части, ее особенностях, новшествах и отличиях.

Нам вернули «треугольник». С ним очень легко понять, какая страна к какому альянсу тяготеет.
Переписать историюПредыдущие игры серии славились тем, что мы сами писали историю. Германия могла напасть на Францию и не трогать Польшу, СССР без труда первым объявлял войну Германии и при поддержке Румынии брал Берлин, пока Англия и Франция лишь тряслись от страха и боялись даже пискнуть в ответ.
Это фишка проекта. Однако реализована она была немного странно. Представьте, вы в отличных отношениях с Польшей, чуть ли не союзники, хотите вместе нападать на Германию и тут ровно по расписанию, в тот самый день, в тот самый час заключается пакт Молотова-Риббентропа. И от вас уже ничего не зависит. Просто вот такое историческое событие.
Ну, или другой пример. Вы всячески оказываете давление на Германию, ее бойкотирует вся Европа, Франция возмужала и может так ударить, что Гитлер застрелится еще задолго до 1945 года. Но наступает 22 июня, 4 утра и – война! Плевать, что фашистам она невыгодна.
Все войны, пакты и союзы свершались, разумеется, не из-за каких-то дат. Сталин не ходил к гадалке, чтобы узнать, какого числа ему напасть на финнов. Просто он выбрал наиболее удачное время – и повел войска на север. И если игрок делает все, чтобы Германии было невыгодно атаковать 22 июня, то какого рожна компьютер все равно лез в бой?

От высоты камеры зависит то, что мы видим. Сейчас солдаты обозначены прямоугольниками, а если приблизимся, то они окажутся обычными трехмерными фигурками.
Это недоразумение и исправили в третьей части. Исторические события остались, но их стало гораздо меньше, многие появляются далеко не в каждой игре и их разрешено игнорировать. Теперь если вы выберете Германию, то сможете затащить в союзники даже США или Китай. И необязательно будет устраивать аншлюс Австрии и говорить, что-де Польша и Чехословакия раскинулись на исконно немецких территориях. Вы сможете сделать из немцев классических добряков и обаяшек. И все подумают, что вы очень миролюбивый и крайне красноречивый немножко диктатор со смешными усиками и глуповатой привычкой вскидывать руку вверх…Правда, до сих пор неясно, почему в игре появляются те или иные исторические события. Виной тому Великий Рэндом, или же «День победы» правда рассчитывает вероятность появления того или иного акта?
В новой системе, однако, есть свои недостатки. Так почти все страны ведут себя жутко неестественно. Допустим, вы играете за СССР и всецело повторяете то, что делал Сталин. Просто развиваетесь, немного общаетесь с Западом, продаете Германии сталь. Исторически все достоверно. Но при этом Канада может перейти на сторону к фашистам, Япония окажется в лагере Союзников… Тут уже не вы переписываете историю, а она сама веселится вдоволь. Устала, бедная, из года в год рассказывать одно и то же. Решила побезобразничать…
Другая проблема – очень уж законсервированная политическая система в тоталитарных государствах. Чтобы вы ни делали, Сталин не покинет своего поста. Гитлеру тоже не грозит смена. Да и правящие партии никогда не окажутся аутсайдерами. Вы можете хоть каждому гражданину в морду плевать и неприлично выражаться о его матери – все равно коммунисты останутся на коне. Да, не спасают абсолютно никакие действия, включая смену всех министров, повышения недовольства и уменьшение авторитета правящей партии. Когда начнется полная задница, и в провинциях вспыхнут восстания, страну просто захватит первый попавшийся сосед. Люди сами перейдут на его сторону. Но демократии в СССР не бывать.
И пускай это частично правдиво, но в такой игре могли бы быть и механизмы по смене правления. Да, в Великобритании это возможно. Но там есть выборы, а где их нет – о смене курса забудьте. Остается ждать модов.

Одно из исторических событий, которое невозможно проигнорировать. Но оно происходит внутри страны и вполне гармонично смотрится. Если уж есть в Германии коммунистические партии – то их надо либо запретить, либо разрешить.
Готовься к войнеВнутренняя политика – это лишь малая часть всего того, что есть в «Дне победы». Вам, безусловно, придется ей заниматься, но, пожалуй, меньше всего. Вы можете издавать законы, но написать их самому – невозможно. Есть несколько направлений и шаблоны. Так, например, в законах о призыве вы можете выбрать, сколько лет служат в армии: добровольно, 1 год, 2 года, 3 года и по требованию. Причем чем суровее вы к своим гражданам, тем выше отдача для государства. Это даже немного странно. Все самые вкусные указы можно издать лишь во время войны. Экономика увеличится до небес, мирные граждане перестанут требовать хлеба и зрелищ, заводы так запыхтят, что только успевай танки с конвейера забирать. А штрафы? Да никаких практически. Государству просто выгодно постоянно быть в войне.
Это, кстати, один из важных недостатков «Дня победы». Допустим, командуя европейской державой, вы гарантируете независимость какой-нибудь азиатской стране. Или даже любой. Как только там вспыхивает война, вы автоматически присоединяетесь к ней. Пользуясь этим, меняете законы и начинаете активно развиваться. При этом ни одной битвы вы так и не увидите. Плевать, что происходит на другом конце земного шара, главное, что сейчас вы сильно вырветесь вперед.
Другой важный аспект жизни государства – это исследования. Они сильно изменились со времен второй части. Раньше у всех ключевых государств было свое древо технологий. Немцы разрабатывали «Пантер», русские шли к Т-34. Причем сохранялась историческая достоверность. У Великобритании все основные технологии крутились вокруг флота, а Германия делала ставку на танки.

Нападать на противника надо не только из-за желания захватить мир. На территории неприятеля могут быть очень важные ресурсы. Не просто так ведь Гитлер лез на юг СССР – нефти хотелось. Здесь немцам ее, кстати, всегда не хватает.
В третьей части разработчики отказались от заранее расписанных развитий. Теперь все страны… равны. Да, практически полностью пропал народный, так сказать, колорит. Технологии одинаковые, только названия у них различаются. То есть, русские совершенствуют винтовку Мосина, а немцы «Маузер», но итог один: +5% к атаке.Такой подход позволяет игроку самому определить развитие государства. Вот решит он в 1936 году, что СССР должен стать самой сильной «воздушной» державой – есть все шансы на успех.
Но переход к такому типу исследований все-таки неоднозначен. Теперь не чувствуется та историчность, что была раньше. А как было приятно поручить тому самому заводу разрабатывать тот самый Т-34…
Зато сейчас абсолютно все во власти игрока. Древо технологий необъятное. Во-первых, в нем мы просто совершенствуем технику и оружие. Есть ветка для бронетехники, пехоты, флота и авиации. Причем в каждом разделе свои разветвления. Пехота делится на кавалерию, ополчение и обычных солдат. Танки – на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Вслед за этими разделами идут теоретические исследования. Они могут как улучшать разработки в выбранной области (например, мы натаскиваем наших инженеров на более глубокое и детальное изучение флота), так и благодатно действовать на всю армию. Это, например, изучение блицкрига или атаки широким фронтом. И это не все. Рядом с военными «навыками» есть и промышленные. Такие как перегон электроэнергии в нефть или улучшенная добыча стали. Повышение промышленного потенциала и лучшее изготовление припасов для армии.

Если вы начинаете игру с 1941 года, то все исторические события до этого мгновения соблюдены. То есть, за СССР придется сразу же бороться с фашистами. Это далеко не всегда интересно.
Голова кругом идет. Новичок обязательно потеряется во всем этом многообразии. Я, признаться, чуть ли не впервые вижу настолько всеобъемлющее древо технологий. А ведь чтобы начать что-то исследовать, надо выделить на это очки лидерства, а они нужны еще для шпионажа, дипломатии, набора офицеров… Настоящее испытание для стратегов!Рассказать обо всех аспектах игры очень сложно. Мы затронули внутреннюю политику и исследования. А ведь вам предстоит постоянно заниматься и дипломатией. Если управляете Германией, то придется переманить на сторону Оси те державы, которые вам помогут в будущем. Например, коль решили нападать на СССР, то неплохо бы подружиться с финнами, турками и Китаем. Тогда во время наступления по Советскому Союзу ударят с нескольких сторон. И Сталин не сможет биться на четыре фронта.
И ведь вы не один такой. Сильные государства интересуют и Союзников, и Коминтерн. Они тоже постоянно занимаются дипломатией и заключают альянсы. Каждый день что-то происходит, кто-то с кем-то мирится, враждует, торгует. И нельзя все это упускать из виду.

Вот оно – древо технологий. Здесь показана лишь одна из его двенадцати веток…
***И что в итоге? «День победы 3» – это действительно очень сложная, но столь же и увлекательная для стратегов игра. Сейчас у нее еще масса недостатков. Из-за огромного обилия провинций (их больше 10000!) устраивать мировые войны невероятно утомительно. Разработчики справились с проблемой элегантно: разрешили вам лишь намечать план наступления, всю рутинную работу сваливая на компьютер… но это не работает. Баги, дурной AI и прочее. И таких недоработок – три конвоя. Игра тормозит, отчего-то лагает, бьет сохраненки… Но, все-таки, она гениальна. Paradox просто запихнула в рот такой кусок, который еще не может переживать. Постепенно будут выходить патчи, вскоре появятся великолепные моды, и тогда проект полностью раскроется и зацветет. Ну а пока надо либо ждать, либо мириться со всеми недостатками. StopGame.ru выбрал второй вариант. Ни разу не жалеем.
Плюсы: стратегия старой школы, в которой надо часами ломать голову.
Минусы: немалое количество недоработок.
Гайды и советы по Hearts of Iron III / День Победы 3
От себя добавлю очень кратко по ТВД и ИИ. Так как все аспекты невозможно рассмотреть.Авиацию лучше подчинять напрямую ТВД, так ИИ её активнее использует.
Большие территории ТВД ИИ лучше не давать- ИИ будет перебрасывать дивизии с одного фланга на другой периодически. Лучше иметь несколько небольших ТВД, чем один большой.
Смотреть какие зоны у ТВД удобнее на карте ТВД. Но перекрашивать зоны ТВД лучше на географической или политической карте, но не на карте просмотра ТВД. А то может вылезти баг, когда ты вроде перекрасил и переподчинил провы под другой ТВД, а ИИ туда шлёт войска с прежнего ТВД.
ПРимерный вид ТВД под управлением ИИ на примере Барбароссы.
Чуть ближе
То есть идея такова, что есть 4 ТВД: атакующие-север, центр и юг и тыловой-тыл. Атакующие ТВД небольшие: и по протяжённости фронта и в глубину не больше 2-3 пров. Это позволяет не пропадать связи со штабами, плюс ИИ будет маневрировать войсками в пределах этого небольшого ТВД, а не посылать дивизии к чёрту на куличики за тридевять земель в случае огромного одного ТВД.По мере продвижения атакующих ТВД вглубь СССР, захваченные ими территории переподчиняются ТВД ТЫЛ, для того чтобы атакующий ТВД опять же не разрастался. При необходимости создаются новые ТВД по мере продвижения вглубь СССР: Кавказ, Арктика, Украина, Дон и т.д.
В ТВД ТЫЛ уже включены протвиопартизансике полицейские дивизии, которые при появлении партизан сами спрявятся с ними.
Линия фронта ТВД на примере ТВД НОРД. Крайне не рекомендую актвировать кнопку реорганизации ИИ. Иначе ИИ так растасует вам дивизии- хрен разберёшься потом.
Для того чтобы задать общее направление атаки зажимаеи шифт и указываем конечный пункт. Для того чтобы указать ИИ какие провы нужно захватить и удержать нажимаем кнтрл и правым кликом указываем точку захвата. Если точка захвата потеряла свою актуальность также ещё раз ПКМ и она исчезнет. Можно помимо ключевых городов и очковых пров можно указать ПКМ новую линию фронта, к которой ИИ будет стремится.
Также на скрине в чёрной рамке показана зелёная полоска на которой показана численность войск выделенного обьединения: в данном случае 4 армии в составе 3 корпусов. При нажатии на эту зелёную полоску показываются все дивизии, подчинённые этому штабу, то есть 4 армии Очень удобно, когда нужно к примеру вывести нужные корпуса и армии для передислокациии после к примеру заврешения какой-то операции. Например: в ходе наступления танковые дивизии разбрелись веером. Операция завершена линия фронта передана пехотным дивизиям. Теперь, чтоыб не искать каждую танковую дивизию, находим к примеру штаб 1 танковой армии, кликаем на зелёную полоску и все дивизии, где бы они не находились, перекидываем в нужное место.Также можно использовать некий "полуавтомат"- то есть дать ИИ преимущественно пехотные дивизии, чтобы он держал линию фронта, а себе оставить танковые ударные дивизии, включённые к примеру в штаб уровня группы армий- фронта.
Вимание!!!-этот штаб фронта не должен быть подчинён ни одному из ТВД, дабы не закрашивать захваченные территории. Только 5 звёздочный штаб и всё.
Провы, захваченные дивизиями такого фронта (не подчинённого ТВД), будут закрашиваться в тот ТВД, с территории которого они атаковали.
Такой симбиоз "полуавтомата" позволяет купировать ошибки ИИ за счёт подчинённых игроку небольшого числа мощных элитных дивизий.
«День Победы 3»: и целого мира мало… | Мир ПК
Июнь 1942-го. Красная Армия готовится к последнему сражению на Восточном фронте. Захватив в ходе зимнего наступления плацдармы на Одере, советские войска были вынуждены остановиться буквально в одном шаге от Берлина — фронты выдохлись, тылы растянулись, да и весенняя распутица не способствовала проведению крупномасштабных сухопутных операций. Но теперь, после почти трехмесячной передышки, использованной для восстановления и накопления сил, а также для их перегруппировки, ничто уже, кажется, не сможет помешать Красной Армии взять «логово зверя»…
…А на другом конце света цепь поражений союзников продолжается. После сокрушительного разгрома у атолла Мидуэй американцы теряют и сам остров: теперь на нем хозяйничают японцы. Базируясь там, подводные лодки императорского флота начинают блокаду главной тихоокеанской военно-морской базы США, размещенной на Гавайях. Несомненно, это ведется подготовка к захвату островов, после чего у японцев остается только одна цель — Западное побережье США. Зловещая тень «восходящего солнца» все сильнее накрывает Великий океан…
«Стойте, стойте! — остановите меня вы. — Что это?! Альтернативная история или бред сумасшедшего? И какое отношение все это имеет к компьютерным играм?!»
Что же, искушенные игроки уже догадались, о чем пойдет речь. Ну а все остальные готовьтесь к встрече с Hearts of Iron 3, или в русском варианте с «Днем Победы 3».
Мы метим все в Наполеоны…
Если вкратце, то игры из серии ДП предназначены для тех, кто в детстве на уроках истории представлял себя на месте Сталина, Черчилля, Рузвельта или, может быть, даже — тсс! — Гитлера. Разумеется, никто не позволит игроку устроить Холокост для вдохновения нации — только большая политика и большая стратегия. Но вот, скажем, при игре за Германию ничто не мешает «задружиться» с СССР и вместе воевать против «столпов демократии» — было бы желание! Что же касается альтернатив для нашей родной «одной шестой» — смотрите первый абзац статьи про взятие Берлина в 42-м, он написан «по мотивам» кампании за Советский Союз. Я уже не говорю про такой волнующий для любого игрока-»стратега» вызов, как спасти Францию в 1940-м или привести императорскую Японию к победе в войне.
Реализовывать все эти исторические (и не очень!) альтернативы в ДП3 еще интереснее, чем в предыдущих играх серии. Почему? А потому, что теперь игрока не гонят по «сюжету» 30–40-х гг. ХХ в. с помощью жестко привязанных ко времени «исторических событий». Вместо этого, создав те или иные политические, экономические или военные предпосылки, вы получаете право принять так называемое «решение» (decisions). Если выполнили определенные условия — пожалуйста, подписывайте пакт Молотова — Риббентропа не 23 августа 1939 г., а, скажем, 23 мая. Не хотите? Да ради бога, расплата за «неисторичность» не будет такой жестокой, как в ДП2. И такая свобода выбора будет сопровождать вас на протяжении всей игры.
А чтобы вы окончательно прониклись возможностями и масштабами «Дня Победы», предусмотрено и такое: одним щелчком мыши можно выбрать любую страну мира и сыграть за нее партию. Вот так просто и со вкусом, перефразируя поэта: «Все державы хороши, выбирай на вкус!»
Тяжела ты, шапка Мономаха…
Однако независимо от того, играете ли вы за супергиганта вроде США или за заштатную Бангладеш, нужно еще научиться пользоваться всеми «инструментами», чтобы вести выбранное вами государство от победы к победе. Не скрою: люди, запускающие «День Победы» первый раз в жизни, будут буквально раздавлены кажущейся неподъемностью и сложностью игры. Промышленность, наука, внутренняя и внешняя политика, международная торговля — вот далеко не полный список того, чем придется заниматься начинающему стратегу. Проверено: поначалу игроку кажется, что игра в буквальном смысле утекает у него сквозь пальцы!
И вот тут сразу бросается в глаза заметное отличие ДП3 от предшественников: в любой момент можно «поделиться властью» с искусственным интеллектом. Скажем, если дипломатические интриги вам претят — отдаете дипломатию на откуп компьютеру и вмешиваетесь только тогда, когда надо принять какое-то совсем уж судьбоносное решение. Удобно, особенно для тех, кто только-только начал осваивать «День Победы».
Само собой, чем сильнее вы будете углубляться в игру, тем больше управления вам захочется взять в свои руки. Путь от «Я ничего тут не могу понять!» до «Да тут все просто!» короче, чем кажется на первый взгляд. Одна-две недели вдумчивого неспешного изучения методом проб и ошибок — и вот уже вчерашний адепт танковых ратей и вездесущей «резиновой рамки» управляется с ДП3 с необыкновенной легкостью. Здесь-то и открывается истинная глубина игры!
Возьмем, например, полностью переработанную научную и технологическую систему. Теперь игрок не просто разрабатывает «Средний танк» или «Базовый перехватчик», но и усовершенствования для них, в частности 30-мм броню для танков вместо 15-мм или 1500-сильный двигатель для истребителей вместо 1200-сильного. Модернизация по мере возможностей промышленности проводится и в войсках, что, конечно же, весьма способствует повышению их боевой мощи.
Наиболее прозорливые уже догадались, какую еще возможность дает новое «устройство» науки: теперь допустимо «лепить» технику с такими характеристиками, которые наилучшим образом соответствуют выбранной вами стратегии. Нужны танки для блицкригов? Нет проблем, напираем на мощь моторов, повышение надежности — и дело в шляпе! Пришло время обороняться от полчищ вражеских бронированных машин, как это было у немцев в конце войны? Да ради бога, вкладываемся в ускоренное развитие брони и мощных орудий– и получаем в свое распоряжение те самые «королевские Тигры» или ИС-3.
Вообще, тщательность разработчиков проявляется даже в незначительных, казалось бы, мелочах. Вот, скажем, по поводу ДП2 все знающие люди очень веселились, потому что единственным «топливным» ресурсом там была нефть. Ну да, танки не заправляются у нефтяных вышек, но, положа руку на сердце, есть ведь стратегии с претензией, в которых условностей и того больше! И это не мешает им завоевывать бешеную популярность у игроков.
Но казуальные упрощения не в чести у студии Paradox. Поэтому в ДП3 в дополнение к сырой нефти появляется новый ресурс — «топливо», под которым понимаются и бензин, и керосин, и другая продукция нефтеперерабатывающей промышленности. И здесь же имеются отдельные технологические ветки для усовершенствования переработки нефти и выработки синтетического горючего. Венчает все это совершенно не обязательная, но оттого вдвойне приятная «вишенка на торте»: оккупировав вражескую страну, вы можете захватить ее топливные запасы. Как писал Сун Цзы, «на войне один фунт снаряжения, захваченный у врага, равен десяти своим…»
Пример с введением в игру топлива очень хорошо характеризует подход шведов к разработке глобальных стратегий. Мало того что во всем заметно бескомпромиссное стремление к «правде жизни», так еще и нововведения умело вплетаются в ткань игры, делая ее более глубокой, более продуманной, более связной. Как имеющий стаж поклонник серии «День Победы», возьму на себя смелость утверждать: никогда еще «управлять» государством не было так интересно и так удобно, как в ДП3.
Война… есть путь существования и гибели государства
Каким бы прожженным политиком вы ни были, как бы альтернативно ни развивался исторический сюжет в вашей кампании, а воевать рано или поздно придется. От древних римлян пришло выражение: «Хочешь мира — готовься к войне!» Что же нового приготовили «парадоксы» для любителей передвигать солдатиков по карте мира?
Первый сюрприз поджидает нас в меню производства войск: теперь мы не просто заказываем дивизии, но и решаем, из каких именно полков она будет состоять. Сколько танковых полков лучше иметь в танковой дивизии — два или три? А мотопехотных — один или два? И какую бригаду придать дивизии: артиллерийскую или инженерную? Ответы на эти вопросы зависят от того, какой вы представляете будущую войну. Пробуйте, ищите оптимальную структуру, благо разработчики вас в этом ничем не ограничивают.
«Принцип конструктора» возобладал и в строительстве кораблей. Вы еще не забыли, что мы теперь изобретаем отдельные узлы и улучшения к вооружению? Так вот, разработав, например, 380-мм линкорные орудия, вы, как и раньше, сможете устанавливать на ваши дредноуты предыдущие модели пушек. Естественно, это уменьшит огневую мощь посудин, но ведь и стоимость такого линкора будет ниже! Что лучше: два боевых корабля помощнее или три послабее? Вопрос опять-таки риторический, все зависит от выбранной военно-морской стратегии.
Как бы ни было приятно играть в военно-прикладное «лего» и плодить бесчисленные дивизии, эскадрильи и флотилии, в итоге наступает время бросить всю эту армаду в бой. И здесь мы сталкиваемся с еще одним нововведением: в ДП3 дивизии должны быть организованы в корпуса, корпуса — в армии, а те, в свою очередь, — во фронты. Нет, чисто теоретически некая структура вооруженных сил всегда присутствовала в мозгу игрока, просто теперь она получила зримое — и исторически точное, замечу! — воплощение в игре. Кстати, введение командной структуры позволяет управлять войной так, как это было на самом деле, т.е. ставить задачи и отдавать приказы штабам, а не конкретным дивизиям. Как вы будете вести ваше воинство к победе — «по-старому» или «по-новому», решайте сами, благо переключиться между стилями командования можно буквально двумя-тремя нажатиями кнопок.
Что касается самих боевых действий — War never changes, как говорилось в другой очень популярной игре. Концентрация сил, стремительные прорывы в глубину вражеских боевых порядков, окружение войск противника с последующим их уничтожением в «котлах» — все эти известные рецепты успеха отлично работают в ДП3. И конечно же, не забывайте о превосходстве в воздухе!
Обязать начальника службы тыла…
Увы, желание напихать в игру всего и по максимуму вышло-таки разработчикам боком. Периодически «День Победы» сильно подтормаживает, и кажется, что ни до какой победы недотянуть, успеть бы вовремя сохраниться! Не бойтесь, немного мучений — и все само придет в норму, нужно лишь запастись терпением. Чего уж тут удивляться: «движок» новый, игра, не побоюсь этого определения, массивная… Давно известно, что продукты Paradox достигают зрелости ко второму-третьему исправлению. Кстати, второе уже выложено на сайте разработчиков, так что не забудьте сразу после установки обновить игру — это сильно добавит ей скорости и стабильности.
Veni, vidi, vici! (Пришел, увидел, победил !)
Про «День Победы 3» можно написать еще очень много — для этого не хватит не только статьи, но и целого журнала! Поэтому я ограничусь простой констатацией факта: ДП3 — лучшая в настоящее время стратегия про Вторую мировую войну. Абсолютно лучшая, ни с чем не сравнимая.
И для вас она станет такой же, если вы хотя бы немного приподниметесь над унылыми трехкнопочными RTS «по мотивам» и традиционными орками-гоблинами-эльфами. Потому что на самом деле нет ничего более интересного и захватывающего, чем игры в историю, никакое фэнтези и никакая фантастика с этим не сравнится…
Советы и рекомендации
-
Не забудьте произвести настройки для разных типов сообщений — будут ли они появляться по ходу игры или нет, и будет ли игра при этом вставать на паузу или нет.
-
Не пытайтесь исследовать все технологии сразу. Играя за СССР, бессмысленно браться за изучение авианосцев в 1936 г., а вот для США улучшение «плавучих аэродромов» жизненно необходимо. Всегда соотносите свое научное рвение с реальными потребностями страны.
-
Чтобы получить ядерную бомбу хотя бы к концу войны, начинайте соответствующие исследования не позднее 1939–1940 гг.
-
Помните, что после войны можно демобилизовать только те войска, которые изначально заказывались как резервные. Так что не забывайте включать функцию «Создавать как резервные» в меню производства войск.
-
Поскольку резервным дивизиям нужно время, чтобы восстановить полные численность и организацию, объявляйте мобилизацию заранее, за два-три месяца до предполагаемого начала войны.
-
Не забывайте пользоваться вкладкой «Законы» в меню «Политика». Это позволит, например, мобилизовывать производство, что заметно прибавляет вам очков промышленности.
-
Не пренебрегайте дипломатией. Сильные союзники всегда могут подкинуть вам ресурсы и технологии по льготной цене, а в особо тяжелых случаях помогут войсками.
-
Всегда ставьте вашим агентам, находящимся внутри страны, задание «Контрразведка». Компьютер обожает ставить палки в колеса вашему научно-техническому прогрессу, а вам это нужно?
-
Когда будете вести сухопутные операции, используйте бомбардировщики и штурмовики на направлениях главных ударов. Умелое применение ударной авиации часто означает разницу между победой и поражением.
День Победы 3
Системные требования: Pentium 4-2800, 1-Гбайт ОЗУ, 1,8 Гбайт свободного дискового пространства, видеоадаптер с памятью 128 Мбайт (nVidia GeForce 6800, ATI Radeon X850XT или аналогичные), совместимый с DirectX 9.0с, 4Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP2.
Разработка: Paradox Interactive
Издание: «1С», Snowball Studios