Боксы на гитаре как играть


КАК ЭФФЕКТИВНО УЧИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ БОКСЫ НА ГРИФЕ ГИТАРЫ

(И НЕ ПУТАТЬ ИХ С ЛАДАМИ, ГАММАМИ И ПОЗИЦИЯМИ)

Преподаю довольно давно, но вот столкнулся с неожиданной проблемой у ученика – не может быстро запомнить боксы на грифе гитары.  Предполагаю, что эта проблема не у него одного, поэтому решил написать этот пост и записать к нему видео. Ну а если у Вас нет такой проблемы – все равно советую прочитать до конца. Или, если скорость интернета позволяет – посмотреть видео. Увидите и услышите еще кое-что полезное, помимо основной темы.
Итак, для начала утвердимся в том, что такое боксы. Как оказалось, многие начинающие (и даже не очень начинающие) гитаристы путают их то с ладами, то с гаммами, то даже с позициями.  Давайте коротко разграничим. 

Лад – если речь идет не о железной проволочке поперек грифа – это система организации звуков. То есть, например, натуральные лады из семи основных тонов и пяти полутонов, среди которых есть минорные и мажорные лады, искусственные лады, которые могут состоять из другого количество тонов и полутонов, расположенных по другим интервалам и так далее. То есть это некое правило высотного расположения звуков, в котором играется произведение.  Значит, если оно играется в таком то ладу, то всяких левых звуков, не входящих в эту систему быть не должно. 

Ну это в чистой в теории – на практике не всегда так.  
Гамма. Близкое понятие к ладу. Но если лад – более теоретическое, то гамма, это так сказать физическая проекция этого лада. Дальше углубляться не будет, а то сегодня до боксов не дойдем, может быть потом сделаю отдельный урок по этому.

Далее – позиция и бокс. Если лад и гамма – это общемузыкальные понятия, то боксы и позиции характерны именно для гитары. Вернее, даже не так – я не знаю что там насчет других струнных инструментов, и есть ли у них боксы, но позиции характерны для любых струнных, у которых есть гриф – скрипка, виолончель, не знаю, мандолина, домра…  банджо, дутар, саз, ситар, балалайка – это все позиционные инструменты. 
Для безладовых инструментов, то есть, где на грифе нет вот этих проволочек поперек  – скрипка, контрабас, альт и так далее – позиция – вообще основополагающая  вещь для техники игры.  Объяснять это сейчас сложно, да и нам вроде как не нужно, у нас на гитарах чаще всего эти проволочки (гитарные лады) есть.  Так вот – позиция это местоположение кисти гитариста –  называется по его указательному пальцу. На каком гитарном ладу указательный – та и позиция. На первом ладу- первая позиция, на втором – вторая и та далее… до 24 –ой, если у кого столько ладов есть …

При этом гриф рассматривается как — внимание – абсолютная шкала. У нее есть «0» – нулевой порожек, и от него все отсчитывается.

А что же бокс?  Бокс – это аппликатура. То есть способ наложения пальцев на гриф, в результате чего мы получаем звучание какой-то гаммы.  И при этом, в отличие от любых других способов наложения пальцев на гриф, дающих нам звучание какой-то гаммы, бокс расположен в пределах одной — максимум двух позиций.
Поясняю. Гамму можно сыграть и на одной струне – в движении по грифу. Можно сыграть так сказать «по диагонали» — неоднократно меняя позицию. А можно «встрять на одном месте», никуда далеко не лазить, и сыграть все тоже самое в боксе. На всех струнах.

И вот самое главное отличие боксов от позиций. Как я уже говорил – позиции это абсолютная шкала грифа. А боксы – относительная шкала. Они не привязаны к конкретным позициям. Нельзя считать, что первый бокс, например пентатоники, должен играться в первой, или там в пятой позиции. 
Это бред. Считается что первый бокс находится там, где тоника располагается на шестой (и первой) струне. И потому боксы легко сдвигаются вверх-вниз по грифу в зависимости от тональности.  Например, в тональности Си-минор, первый бокс будет в седьмой позиции, а в тональности Соль- мажор – в третьей. 
Единственное, что остается неизменным – это их расположение относительно  друг друга. За первым всегда идет второй, далее третий и не иначе.

Зачем нам нужны боксы? На первых порах – и не только – боксы очень помогают ориентироваться на грифе. Оставаться в тональности при игре. На их основе придумываются и играются распространенные гитарные пассажи, клише.  И эти клише потом становятся «палочкой-выручалочкой»,  которые можно будет вставить в соло "на автомате".

Тут правда есть и оборотная сторона медали – борьба со штампами, когда гитарные партии звучать уж очень предсказуемо, очень по гитарному, и наступает пора наоборот, бороться с боксовым аппликатурным мышлением. Но это отдельная тема для отдельного видео, и до такого еще надо дожить. И доиграться…. Но а теперь нам надо боксы запомнить.

90% информации человек получает из зрения. Следовательно, первый этап – назовем его «визуальный» – надо запомнить «картинку»  бокса.  Если брать пентатонику, то самые легкие для запоминания – это пятый бокс – он самый симметричный и первый, который расположен по грифу следом за ним, и как бы одной стенкой стыкуется с пятым боксом. Он же и самый употребляемый. То есть, вначале их надо на грифе представить – «увидеть».

Вот так я вижу первый бокс.

 

 

 

Далее наступает очередь моторной, вернее кинетической памяти. Бокс нужно проиграть – в восходящем и нисходящем движении. Как говорят некоторые гитаристы – «посадить его в пальцы». При этом нарабатываются некоторые динамические стереотипы игры. Их, даже в одном боксе может оказаться много. Не только последовательная игра вверх-вниз, но и игра секвенциями, например по три ноты, каждый раз возвращаясь на одну назад, и начиная следующую группу из трех нот с нее. . Или по четыре ноты. Или группами по шесть, например, нот. 

Вариантов множество.
К сожалению, часть гитаристов на этом останавливается. И начинают «шпарить по боксам», то есть играют соло не головой при помощи растущих на ней ушей, а каким-то другим местом при помощи пальцев.  И это опять тема для отдельного видео – «Как перестать «шпарить по боксам» и начать играть музыку.

Но вкратце нужно обязательно коснуться.
Музыка воспринимается посредством слуха. И играется так же. Поэтому раскрываю важнейший секрет.
Гамму, содержащуюся в аппликатуре бокса надо расслышать. И запомнить. Причем, совершенно необязательно запоминать ее в абсолютной величине – какая нота на каком ладу должна  точно звучать. Нет! Достаточно запомнить общее звучание, характер этой гаммы (который на самом деле выражается в последовательности интервалов между ее ступенями, и как они соотносятся к тонике гаммы). 

Так вот – важная вещь, кстати, по поводу запоминания боксов. Запомнив характер гаммы, ее относительное звучание, вы без труда, просто по слуху сможете построить ее аппликатуру в любом месте грифа. А если ее строить, не уходя их одной позиции, у вас и получится какой-то ее бокс. То есть боксы вы сможете находить  и строить сами. По слуху. Но обычно, все же вначале картинка, потом пальцы, а слух служит вам контролером, если вы в каком-то боксе станете играть «левые ноты мимо кассы».

И это еще не все. Вот вам техническое решение запоминания боксов.

 

 

 

Первое. Играем допустим пятый бокс в восходящем движении. На самом верхней ноте меняем позицию для игры первого бокса и играем его в нисходящем движении. Снова меняем позицию для игры пятого бокса и все повторяется сначала.
 Заметьте – получается как бы игра по кругу, «по часовой стрелке».

Второе. Меняем направление. Начинаем восходящее движение с первого бокса,  а вверху меняем позицию для игры пятого и так далее. Получается движение против часовой стрелки.

Третье. Начинаем упражняться в произвольной смене одного бокса на другой. С середины, с самого начала и так далее. С каждым радом смена становится все более хаотической.

На самом деле она должна быть подчинена вашей задаче – поиску удобной аппликатуры, нужного звука, и особенно — фразировке.  Тема большая, про это – тоже не здесь.

Вот теперь-то вы думаете, наверное, все.  Картинку видите, в пальцы посадили, слухом различаете, смену и связь между боксами натренировали. Запомнили. Нет!  Вот теперь самое главное. Это знание – мертвое. Теперь его надо активировать. Как? Да очень просто. Включаете минусовку. Находите тональность, и начинаете импровизировать, используя вот эти два бокса.

 

 

 

Далее – все точно так же. Как стишки в детстве по строчкам и четверостишиям учили.  К первому боксу  прибавляете второй, ко второму – третий, запоминаете, потом импровизируете, используя все три, четыре бокса, и так даже, пока не дойдете снова до пятого (или первого) на октаву выше  (или ниже – смотря в какой тональности) и не замкнете круг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на Ваш сайт.

imfreedom-guitar.ru

Обучение гитаре с нуля: боксы и блюзовая гамма

В этой статье мы углубимся в подробное изучение гитарного грифа, позиций и аппликатур, а в частности их сочетания внутри одной гаммы (такое сочетание называется гитарными боксами). Это поможет нам лучше понимать расположение нот на грифе (более подробно о нотах вы можете прочитать в другой статье нашего цикла — Обучение гитаре с нуля: нотная грамота), а так же улучшит технику и импровизацию.

Гитарные боксы блюзовой гаммы

В качестве примера возьмем уже известную нам блюзовую гамму Ля-минора, как мы помним в ее звукоряд входят следующие ноты: Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ре-диез(D#) – Ми(E) – Соль(G).

Первый гитарный бокс

Мы уже изучали первый бокс этой гаммы, поэтому он должен быть вам хорошо знаком, однако стоит обратить пристальное внимание, на то какими пальцами следует зажимать ноты, они отмечены номерами в кружках.

Упражнение на первый бокс

Данное упражнение вам тоже должно быть хорошо знакомо, повторите его прижимая ноты теми пальцами, что указанны на первой аппликатуре.

Второй гитарный бокс

Этот бокс сложнее предыдущего, поэтому возможно на его освоение у вас уйдет больше времени, это нормально, не стоит спешить. Для начала просто посмотрите на аппликатуру, после чего разобравшись какой палец куда ставить, переходите к изучению.

Упражнение на второй бокс

Как говорилось выше этот бокс сложнее, поэтому и упражнение возможно не получится сыграть с первого раза. Особое внимание обратите на то: как меняется позиция указательного пальца при переходе с шестой струны на пятую.

Третий гитарный бокс

Это тоже не самый простой бокс, однако после изучения второго с ним не должно возникнуть трудностей.

Упражнение на третий бокс

Играя данное упражнение, обратите внимание на переменный штрих, ваши удары по струне должны быть только в порядке вверх-вниз и никаком другом, с вниманием отрабатывайте сложные моменты, такие к примеру как переход с шестой на пятую струну, ударом вниз.

Четвертый гитарный бокс

Изучая блюзовую гамму, нельзя не сделать акцента на блюзовой ноте, в случае нашей тональности — это Ре-диез(D#), на аппликатурах она отмечена синим цветом, а черным отмечена тоника.

Упражнение на четвертый бокс

Играя данное упражнение постарайтесь обратить внимание, на то как звучит блюзовая нота в сочетании с тоникой и другими нотами гаммы, данные наблюдения вам очень пригодятся в дальнейшем при импровизации.

Пятый гитарный бокс

Вот мы и подошли к последнему пятому боксу, обратите внимание на то, что он играется в начале грифа, хотя с таким же успехом можно его играть и в конце, однако в позиции от третьего лада начинающим будет гораздо проще.

Упражнение на пятый бокс

К этому упражнению, вы должны уже относительно свободно играть нисходящие и восходящие пассажи первых четырех боксов, в следствии чего больше акцентируется не на визуальной составляющей, а на кинетической памяти, стараться что б пальцы сами помнили куда и в какой последовательности их ставить.

Заключение

В заключении следует привести полную диаграмму боксов ля минорной блюзовой гаммы на грифе.

Изучите ее, попробуйте играть какие то свои пассажи на ее основе, попробуйте почувствовать эту гамму, ведь блюзовые музыканты как правило даже не задумываются о том в каком они боксе, а просто играют, так же не забывайте упражняться под метроном.

Пентатоника на гитаре — 5 позиций — Теория и импровизация на гитаре — Уроки игры на гитаре


Watch this video on YouTube

gtars.ru

Как играть пентатонику на гитаре

Автор Евгений На чтение 10 мин.

Пентатоника - это самая главная гамма в популярной музыке. Зная пентатонику, вы без проблем сможете обыгрывать любые гармонии, аккомпанировать другому инструменту и придумывать собственные соло.

Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.

Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.

Что такое пентатоника? Необходимая теория

Как строится пентатоника

Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:

до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).

В Ля-минор входят те же ноты

ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).

Чтобы построить пентатонический звукоряд, нужно убрать из гаммы две ноты. Для мажорной – IV и VII ступени. Для минорной – II и VI ступени.

Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля. Это и есть пентатоника.

Для чего нужна пентатоника

  1. Сочинять музыку.
  2. Аккомпанировать любому музыканту.
  3. Импровизировать во время выступления.

Как играть пентатонику

Пентатоника играется боксами.

Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.

Минорные пентатоники

Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:

Боксы минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:

Боксы мажорной пентатоники

Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.

Теперь от теории перейдем к практике.

Возьмите гитару.

Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.

В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).

На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.

Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.

Обратите внимание!

Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.

VII позиция (от bIII ступени)

В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).

Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).

Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.

Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Гамма строится от последней ступени (Соль).

Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции

Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.

VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).

X позиция (от II ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции

XII позиция (от III ступени)

Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции

III позиция (от V ступени)

4 бокс строится от ноты Соль.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции

V позиция (от VI ступени)

Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).

Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции

Как объединять боксы пентатоники

ВАЖНО!

В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры  Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.

Два бокса в одной аппликатуре

На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.

Переходы между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.

Боксы тональности Ре-мажорБоксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность — Ля-минор (Am).

Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность — Ми-минор (Em).

Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Тональность  – Ми-минор (Em).

Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.

Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.

Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность — Ля-минор (Am).

Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.
Технические приемы и пентатоника

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.

Как играть пентатонику в разных стилях музыки

Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:

  • блюзе;
  • джазе;
  • роке;
  • металле.

В блюзе

Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.

Блюзовая пентатоника

В джазе

Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.

Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.

Джазовая пентатоника

В классическом роке

Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.

На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.

Пентатоника в классическом роке

В металле

В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.

Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.

Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).

Пентатоника в метале

Советы начинающим

  1. Выучите аппликатуры боксов наизусть.
  2. Запомните, где расположены тоники. Это поможет вам строить гамму от любой точки на грифе.
  3. Занимайтесь под метроном. Всегда начинайте с темпа 50-60 bpm. Темп увеличивайте, только добившись идеального исполнения на предыдущей скорости.
  4. Записывайте свои занятия. Так вы сможете оценивать качество исполнения и анализировать свои ошибки.
  5. Играйте упражнения переменным штрихом. Переменный штрих — основа звукоизвлечения для электрогитары. Также игра переменным штрихом полезна для развития подвижности кисти правой руки.
  6. Выучите расположение всех нот на грифе.
  7. Даже простые упражнения отрабатывайте под бэкинг-трек. Так вы научитесь аккомпанировать другому инструменту, самостоятельно составлять фразы и обыгрывать их.
  8. Выучите интервалы. Так вы научитесь лучше понимать строение музыкального произведения и предугадывать его развитие.
  9. Следите за звукоизвлечением.

Что послушать

  • Metallica – Nothing Else Matters
  • Eric Clapton – Layla
  • ZZ Top – I Gotsta Get Paid
  • B. King – The Thrill is Gone
  • Joe Bonamassa – Drive

gitarmonstr.ru

Игра на гитаре - несколько полезных идей - Блог - Kombik.com

14 августа 2013 | Максим Иванов

Привет! В последнее время я начал более осознанно подходить к игре не гитаре чем раньше, когда песни сочинялись просто от балды. У меня появилось несколько идей, которые, возможно, вам также будут полезны.

Первое, что стоит изучить, если вы вдруг еще не сделали этого - это CAGED система. Впервые ее опубликовал Билл Эдвардс в своей книге Fretboard Logic и я считаю ее очень полезной и важной в игре на гитаре. Её суть в том, что все аккорды можно представить в 5 базовых формах: C, A, G, E и D.

Что это вам даёт? Во-первых инверсии аккордов в разных позициях. Зная 5 форм и используя их все, ваша игра уже становится более интересной. Особенно важно уметь обыгрывать аккорды по-разному в группе, где кроме вашей гитары есть и другие инструменты, а тем более вокал, которому нельзя мешать, а надо его дополнить. Я понимаю, что пишу здесь вещи не вполне очевидные и до некоторых нужно дойти опытом и головой, но я надеюсь, что у вас уже есть пару лет игры на инструменте за плечами.

Книжку Fretboard Logic в 3 томах нужно купить - это вообще не обсуждается.

Второе, начав с базовых мажорных трезвучий по системе CAGED, переходите к минорным и септаккордам, уменьшенным аккордам и аккордам с задержанием. Не все формы будут удобны для игры но по крайней мере у вас 100% появится куча свежих идей.

Вот, как выглядят эти формы для обычного натурального мажора:

Итак, начертите себе схемы аккордовых форм на грифе. Теперь потренируйтесь их поменять одну за другой. Попробуйте обыграть часть каждой формы, а не ее полностью. Попробуйте надстройки к каждой из форм.

Вы правильно поняли, каждая форма плавно переходит в следующую. C -> A -> G -> E -> D.

Вроде всё понятно, осталось только поиграть это все и переварить в голове. Ситуация с грифом проясняется :)

Третье. Я всегда играл гаммы в разных позициях из расчёта три ноты на струну. Так меня учил мой первый препод по гитаре. Ну так я и играю всю жизнь :) Итак, поливаем сверху вниз, всаживая ноты в пальцы. Сначала в одной позиции сверху вниз и наоборот, потом переходим из одной позиции в другую - поднимаемся по одной, опускаемся по другой. и т.д. Простора для маневров у вас просто море.

Самое главное, что нужно сделать изначально - это нарисовать себе схематические "боксы" - для каждой позиции свой бокс. У вас их получится 7.

Выглядят они вот так:

Чёрным обозначена тоника, в данном случае - нота G. Ничего сложного. Но игры вам здесь на годы вперёд. Я играю эти штуки до сих пор.

Ну а теперь самое вкусное, на что меня недавно пробило :) Меня всегда смущали лады. Учить каждый лад как новую гамму - это просто уныло. Поэтому все мои отношения с ладами были чисто интуитивными до последних пор. И только недавно я допёр, как можно понять, и, главное, объяснить непонимающему человеку, в чём суть всех этих дорийских-лидийских-локрийских штук.

Всё просто, но вместе с тем не очень. Для игры вам понадобится хорошо знать все эти 7 форм или боксов, которые я на картинке привёл выше.

Короче, профессор. 

Берем мажорную гамму. Пусть это будет тот самый затёртый до дыр до мажор :) Гармонизируем гамму. (чо-чо? :)))) Ага, только не говорите, что вы не умеете играть гамму аккордами :)

До мажор состоит из нот CDEFGAB. Если начать считать с ноты до, получится 7 нот, 7 ступеней. 

Попробуйте сыграть гамму аккордами вверх, теперь вниз. Получилось? Ура!

В ступенях это записывается вот так:

Теперь вы знаете, что такое гармонизация мажорной гаммы и какими септаккордами ее можно обыграть. Зашибись. И ступени вы тоже видите. А теперь главый фокус. Те самые 7 боксов, которые я рисовал выше, вы их играли просто так, механически, просто тупо запоминая из на грифе, без понимания, что к чему и почему. Боксов 7. Ступеней сколько? Правильно, тоже 7. Есть подозрение, что каждой из ступеней соответствует свой бокс. Как это я догадался? Корону мне и карету срочно! :)

Теперь вдруг стало ясно, что минорный аккорд второй ступени обыгрывается только определенным боксом и никаким другим. А мажорный септаккорд 5 ступени - своим боксом. Ёклмн, где мои 17 лет? :)

А причём здесь лады спросите вы меня? А я вам отвечу, что лады строятся таким образом, Миша. На примере до мажора, опять двадцать пять.

I - C мажор натуральный
II - D дорийский
III - E фригийский
IV  - F лидийский
V - G миксолидийский
VI - A минор натуральный
VII - B локрийский

То есть, в D дорийском все те же самые ноты, что и в обычном натуральном C мажоре, в F лидийском все те же, что и в C мажоре и так далее. Центральный аккорд для каждого из ладов соответствует аккорду, расположенному соответствующей ступени, как я это рисовал чуть повыше. Этот момент я не просто так упоминаю, это важно. У лада должен быть свой характер иначе вы скатитесь в до мажор и характер потеряется. Чтобы было понятнее, центральный аккорд в D дорийском - Dm. То есть, в него всё должно в итоге разрешаться.

Крутой способ понять характер лада - засемплировать на любом семплере, типа BOSS RC3, BOSS DD7 или любой другой педали со встроенным семплером основной тон или тонику, как это принято говорить в приличном обществе. И наверх уже поиграть гамму. Перевожу с албанского - взяли ноту F и обыграли ее до мажорной гаммой, получили F лидийский. Запомнили характер, прониклись, заставили домашних себя уважать. А что вы думали, кто не покачает головой с пониманием, когда вы скажете что играли только что в проникновенном лидийском ладу? То-то же!

Этот способ понимания ладов куда круче и проще, чем изучать все эти дебильные надстройки и смещенные ступени. Типа ля миксолидийский  - это то же самое, что ля мажор натуральный, только у него 4 ступень понижена на полтона. Да ладно, какого хрена? еще 7 боксов разучивать? А это всего лишь один из ладов...

Ну, я надеюсь, у вас еще не совсем крыша закипела :) Как всё это богатство применить на практике? А вот как. Например вы сегодня хотите сочинить песню и так себе думаете, задолбал меня этот натуральный минор, уже столько в нём песен написано, ничего нового. Хочу в миксолидийском ладу сочинить что-нибудь. Отлично. Ля миксолидийский хочу! Ну, пожалуйте, вот вам схемка, барин.

A миксолидийский - это 5 ступень какой гаммы? Я надеюсь, считать до 7 вас мама с папой научили :) Это гамма D мажор. Как я так быстро посчитал? Ну во-первых я знаю базовую 1-октавную мажорную гамму. В ступенях она рисуется вот так:

Зная, какой ступени какой лад соответствует, вы можете за 2 секунды понять, какой гаммой вы будете его обыгрывать, какие боксы использовать, какие аккорды будут у вас в этом ладу встречаться и из каких аккордов вы собственно можете построить вашу новую песню.

Для каждого из аккордов (каждой из ступеней), как вы уже запомнили, свой бокс.

Вот и всё. в этом коротком уроке сконцентрировано лет 10 бестолкового хождения по преподам, самостоятельных занятий без понимания зачем и что откуда растёт. Если вы эту информацию переварите, ее вам хватит на всю жизнь как гитариста как минимум. Есть еще один вопрос который меня интересует сейчас - это модуляции, но я уже близко к тому чтобы и его раскусить.

Да, не забывайте что есть еще мелодический минор, гармонический минор и соответствующие им аккорды в системе CAGED и свои боксы. Но к ним обычно подходят очень избирательно.

Будут вопросы - задавайте. Я еще пока не успел эту систему объяснить достаточному числу людей, чтобы всё доходило максимально понятно.

Я не объяснил какой ступени какой бокс соответствует, но я думаю, вы сами разберетесь, если хотя бы дочитали эту статью до конца и даже сели с гитарой подумать о вечном.

Помните, что бокс - это всего лишь маленький кусочек грифа в одной позиции. Смешивая систему CAGED и паттерны "3 ноты на струне" вы получаете что? Весь гриф!

Удачи!

www.kombik.com

Импровизация | uroki-guitary.ru

Данный текст является продолжением статьи о пентатонике. Так что если вы ещё не прочитали её, то прочтите. Импровизация на гитаре в рок музыке строится на основе пентатоники, пятинотной гаммы, о которой говорилось в предыдущей статье. Однако только пентатоникой дело, как правило, не ограничивается. В соло присутствуют разные дополнительные ноты, и сама пентатоника играется в разных позициях. О них мы сейчас и поговорим:

Система боксов

В соло обычно используется не вся пентатоника, а только верхние 3-4 струны. Это называется игра в боксе (англ. Box - коробка). Пример бокса для ля-минорной пентатоники приведён на картинке. Бокс ограничен 5-м и 8-м ладами и называется Боксом А в тональности ля (А).

Это наиболее распространённый бокс. В нем начинаются большинство рок-н-рольных соло.

Теперь попробуем сохранить ноты взятые на 8-м ладу, а ноты с 7-го и 5-го ладов перенести (транспонировать) вверх по грифу. В результате мы получим первое "обращение" ля минорной пентатоники, или Бокс B. Выглядит он следующим образом:

Здесь ладами ограничивающими бокс будут 8-й и 10-й (только блюзовая нота наверху играется на 11-м). Попробуйте сыграть ноты этого бокса как показано на таблатуре. Вы услышите ту же самую ля минорную пентатонику, только с начиная с ноты ми. В этом боксе мы можем играть развитие нашего соло, фразы будут несколько иными, чем в боксе А. Переход между боксами обычно осуществляется по третей струне, через блюзовую ноту на 8-м ладу.

Если нам нехватает пространства для нашей импровизации, то мы можем перейти в Бокс С. Для этого оставим ноты взятые на 10-м ладу, а с 8-го и 9-го их опять транспонируем наверх.

Этот бокс используется реже, обычно он является продолжением бокса B.

Транспозиция боксов

До сих пор мы говорили о боксах и пентатонике в тональности ля-минор или A. Если наша песня звучит в другой тональности, например в си (B), то для того чтобы сыграть соло, нам нужно передвинуть или, выражаясь правильными терминами транспонировать нашу пентатонику на два лада наверх. Таким образом мы получим си-минорную пентатонику и бокс А для неё (см. рис). Далее можно играть её в боксе B и боксе C, как было рассмотрено ранее. Передвигая пентатонику выше мы попадем в тональность С и т.д. 

 

Блюзовая гамма по всему грифу

Дальнейшим развитием навыков импровизации является представление пентатоники или блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Для тональности ля-минор (A) это выглядит следующим образом:

Здесь показаны все пять обращений блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Соответственно Бокс А у нас будет на 5-м ладу, бокс B на 8-м и т.д. пока на 17-ладу не повторится пентатоника в её стандартном виде (Бокс А). Признанные мастера блюзовой импровизации, такие как Д. Хендрикс, Д. Пейдж, Г. Мур, используют весь гриф, переходя из пентатоники в открытой позиции сразу на 12 лад и обратно. В некоторых случаях фраза может начинаться с самого низа (6-я струна в открытой позиции) и, постепенно повышаясь, проходить по всему грифу наверх, заканчиваясь на 15-17 ладах, охватывая три с половиной октавы. В любом случае, где бы мы не играли нашу импровизацию, её основой должна служить пентатоника соответствующей тональности. Об использовании дополнительных нот, не входящих в пентатонику, мы поговорим в следующей статье.   

uroki-guitary.ru

Импровизация на гитаре: пентатоника, боксы пентатоники

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы. Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника», которая  ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пентатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной, а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую «блюзовую пентатонику»,  которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип —  нужно овладеть всеми боксами пентатоники. Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

Советы

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля-минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: Музыкальные идеи

proguitarworld.ru

гамма, боксы, аппликатура, как построить

Часть 1: формула и боксы

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор — это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) — B (си) — C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) — B (си) — C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора — это замена G на G#.

Гармонический минор используется для обыгрывания минорных, мажорных, полууменьшённых аккордов и доминантсептаккордов.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

 1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) — F (фа) — G# (соль диез) — A (ля) — B (си) — С (до) — D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Лад легко определяется на слух из-за колоритного восточного звучания.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Обратите внимание на то, что в боксах используется расширенная аппликатура, поэтому нужно предварительно «разогреть» пальцы.

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно скачать здесь.

I игровая зона

(от b2 — второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# — опорным тоном (терцией ми мажора).

II игровая зона

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

III игровая зона

(от 5 ступени — квинты E)

IV игровая зона

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

V игровая зона

(от 7 ступени — септимы)

VI игровая зона

(от 1 ступени — тоники)

Рекомендации

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, читайте здесь.
  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.
  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях. К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту — аккорд A7.
  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора — <открыть 2 часть>.

mirgitar.com

Как играть блюз на гитаре

Автор Евгений На чтение 6 мин.

Это третья часть статьи "Как играть блюз на гитаре - уроки блюза для начинающих". В ней рассказывается о блюзовой импровизации, популярных приемах и упражнениях.

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора – это IV и VII ступени. Для минора – II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота – желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

ВАЖНО!

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

https://www.youtube.com/watch?v=4TJx9gctbtQ

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую – нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

ИНТЕРЕСНО.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

gitarmonstr.ru

Всё о директ-боксах

Сегодня мы поговорим о незаменимом для звукорежиссеров и музыкантов устройстве – директ-боксе (ди-бокс или DI-BOX). Оно помогает избежать многих проблем с согласованием уровней и типов разъемов при работе на сцене, а также в студии при записи гитар и других устройств с несимметричным входом/выходом.

На фото – классический ди-бокс (директ-бокс)

Если вы новичок и никогда ранее не пользовались этим устройством, то выбор моделей разных производителей с различными функциональными возможностями вас удивит. Как не запутаться в этом многообразии и сделать правильный выбор, будем разбираться вместе.

Кому и зачем нужен директ-бокс?

Основная задача, которую выполняет директ-бокс – удобное и безопасное подключение инструмента на сцене напрямую к остальному звуковому оборудованию (обычно микшерному пульту). Директ-бокс преобразовывает небалансный высокоомный выходной сигнал в низкоомный балансный, что позволяет использовать длинные соединительные кабели без риска получения дополнительных шумов.

Обычно директ-боксы имеют один вход (иногда выполненный на двух разъемах, XLR и TRS) и два выхода:

• Сквозной (директ) – для инструментального усилителя.
• Усиленный (микрофонного уровня) – для дальнейшего подключения к вещательной системе (в микшерный пульт или в звуковую карту для записи).

Функции директ-боксов

Устройство выполняет две важные функции:

1. Гальванической развязки (изолирования) аудиосигнала от электрической сети, которая не позволит гитаристу на сцене получить удар током при коротком замыкании или смене фазы и избавит от гула на частоте 50 Гц. Данная функция важна для работников сцены.

2. Согласования разъемов входного и выходного уровней, которое позволяет подключить между собой устройства с небалансным (несимметричным) и балансным (симметричным) разъемами. Эта функция директ-бокса незаменима при работе в студии.

Немного о входах для разных устройств

Входы концертных микшеров рассчитаны на подключение к ним микрофонов. Их сопротивление нагрузки обычно лежит в пределах от 1,5 до 10 кОм. Большинство профессиональных микрофонов имеют достаточно низкое (до 600 Ом) выходное сопротивление, подключаются к микшеру напрямую с помощью XLR-разъема. При этом применяется балансная схема.

Выходной сигнал электрогитары, в отличие от микрофонов небалансный, с типичным динамическим диапазоном – от 30 до 0 dBu, а для активных бас-гитар – до +10 dBu. Сопротивление источника звука высокое: от 5 до 20 кОм. Для пьезозвукоснимателей, используемых в акустических гитарах, еще выше.

Чтобы звук с гитары передавался правильно, она должна быть подключена ко входу с достаточно большим сопротивлением нагрузки, которое может достигать 1 мОм на входе гитарного усилителя. Нежелательно, чтобы это сопротивление составляло меньше 250 кОм.

Цепь между усилителем и гитарным звукоснимателем достаточно сложная, и обычно имеет резонансную частоту около 2–3 кГц. Сопротивление нагрузки определяет силу этого резонансного пика: меньшее сопротивление глушит этот пик, а большее делает его более ярко выраженным, что в свою очередь делает звук более ярким и читаемым.

Что касается синтезаторов и драм-машин, то они обычно выдают такой же динамический диапазон от -30 до +10 dBu, но их выходное сопротивление очень низкое и составляет около 100 Ом. Им достаточно сопротивления нагрузки чуть больше нескольких кОм.

Из вышесказанного следует, что обычный микрофонный вход микшерного пульта не подходит для большинства инструментов – его входное сопротивление слишком низко, что влияет на тембр звука, а чувствительность слишком высока. То есть предусилитель микшерного пульта легко можно перегрузить. Большинство концертных микшерных консолей имеют XLR- или TRS-разъемы, рассчитанные на балансный микрофонный сигнал. Подключать устройства с небалансным сигналом к ним нельзя.

Вывод напрашивается однозначный: необходимо преобразовать инструментальный сигнал в балансный, сопоставимый по уровню с микрофонным.

Что делает директ-бокс?

• Обеспечивает высокое сопротивление нагрузки от 250 кОм на входе, необходимое для правильной передачи звука с инструмента.
• Разделяет сигнал для одновременной подачи звука на усилитель на сцене и на микшерную консоль.
• Выравнивает уровень сигнала до микрофонного уровня.
• Преобразует небалансный сигнал высокого сопротивления в балансный низкого сопротивления, подходящий для микрофонного предусилителя консоли.
• Изолирует источник звука, исключая возможность появления нежелательного «земного» шума.

Cхема подключения директ-бокса

Виды директ-боксов

Директ-боксы (ди-боксы) бывают двух видов: активные и пассивные, они обладают одинаковым функционалом, но пассивные работают с активными источниками сигнала, активные – с пассивными. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Активный директ-бокс

Активные директ-боксы представляют собой предусилители и обладают целым набором опций: смена полярности выходного сигнала, ВЧ-фильтр и другими, выход на «футсвич» для отключения звука (Mute), дополнительный активный или трансформаторный выход на второй усилитель, записывающее устройство. Дополнительно они могут иметь два входных разъема с независимыми регулировками уровней сигналов, что полезно для использования одного прибора в стереоподключении.

На фото – разъём для подключения директ-бокса

Главная задача таких директ-боксов – обеспечение большего входного сопротивления, по сравнению с трансформаторным, для «поддержки» инструментов со слабым сигналом.

Активные директ-боксы запитываются от батареи (или за счет фантомного питания микшерного пульта) и предназначены для записи инструментов, не имеющих собственного встроенного питания. Например, при подключении электроакустической гитары активные директ-боксы выделяют высокие частоты, что хорошо для записи слэпа или других видов техники, в которых большое значение имеет не только тональная составляющая звука, но и атака.

Для энергичной и резкой игры на гитаре или бас-гитаре, отличающихся высоким уровнем выходного сигнала, лучше выбрать директ-боксы, способные работать с высоким входным напряжением, они позволят не опасаться искажений.

В активных директ-боксах на входе применяется буферная схема, что позволяет звукоснимателям гитары работать, передавая должный тембр и сустейн. В некоторых активных директ-боксах – выходной трансформатор, чтобы предоставить необходимую гальваническую изоляцию. В более дешевых моделях – электронная схема без него.

Цепь подключения директ-бокса

Гальваническая развязка может пригодиться при работе с неизвестной или ненадежной акустической системой, а также при проведении выступлений на открытом воздухе с использованием отдельного генератора. Активный директ-бокс с подходящим выходным трансформатором может стать хорошим средством защиты, если что-то произойдет с акустической системой или другим оборудованием на сцене. Директ-боксы с качественно разработанной выходной схемой в большинстве случаев превосходят по данным трансформаторные, имея больший запас максимально допустимого уровня входного сигнала и большую выносливость к искажениям. Они меньше, легче, дешевле, потому что для их работы не требуется массивный и тяжелый трансформатор.

Директ-бокс


Пассивный директ-бокс

Пассивный директ-бокс по сути представляет собой трансформатор, который играет роль посредника между входом и выходом, осуществляя связь при помощи электромагнитной индукции. Сигнал передается через общее магнитное поле, потому вход отделен от выхода по причине отсутствия проводной связи, что помогает уничтожить гул переменного тока частотой 50 Гц. Пассивные директ-боксы, в отличие от активных, не искажают сигнал при возникновении перегрузки. Источник питания для пассивного директ-бокса не требуется.

Директ-бокс пассивного типа

Однако работа пассивных директ-боксов со слабым сигналом не всегда хороша, так как у них недостаточно мощности для его раскачки. Поэтому используют данные устройства обычно с инструментами, выдающими сильный сигнал, например для инструментов со встроенным предусилителем, работающим от батареи. Пассивные директ-боксы могут вам пригодиться при возникновении проблем с шумом.

Путем подбора отношения числа витков и сопротивления трансформатор может обеспечить достаточно высокое выходное сопротивление (до 150 кОм), позволяя при этом снизить выходное напряжение на 20 dB, обеспечивая полностью балансный выход с низким сопротивлением, подходящим для подключения к микрофонному предусилителю.

Цепь подключения пассивного директ-бокса

Трансформатор также является гальванической развязкой. В хорошем трансформаторе электрическая изоляция может выдержать тысячу вольт и более. А это, в свою очередь, дает достаточный запас прочности и предотвращает возможный выход из строя оборудования, находящегося как на сцене, так и в зале.

Часто бывает необходимо, чтобы сигнал от источника звука, например электрогитары, одновременно поступал на гитарный усилитель на сцене и на микшерную консоль. Для этого в директ-боксах существует функция разделения сигнала. Оно достигается с помощью параллельного подключения входного (Input) и сквозного (Through) разъемов. Разделение сигналов помогает избежать нежелательной «земли».

Пассивные директ-боксы оснащены входным (Input) и сквозным (Through) разъемами

Некоторые директ-боксы могут выполнять функции активных и пассивных устройств, что особенно нужно в тех случаях, когда нет определенности в вопросе, с каким источником сигнала придется работать.

О стоимости директ-боксов

Стоимость директ-боксов различных моделей и производителей может существенно отличаться. Она зависит от конструкции устройства, от качества используемых материалов, сборки и бренда.

Если в двух словах, то более дорогие модели обычно сделаны более качественно, что делает их более прочными и гибкими в настройках. Обычно они звучат лучше, имеют меньшее число искажений, обладают большим запасом максимально допустимого уровня входного сигнала, с меньшим количеством шумов и большим частотным диапазоном.

Как выбрать директ-бокс?

1. Самое главное правило: ориентируйтесь на звучание. Выбирайте устройство, которое понравилось вам больше всего. Обычно пассивные директ-боксы выдают более округлое звучание, тогда как активные дают звук, насыщенный высокими частотами. Эти особенности очень схожи с разницей в звучании ламповых и транзисторных предусилителей.

2. Помните, что пассивные директ-боксы работают с активными источниками сигнала, активные – с пассивными. Хотя стоит отметить, что существуют некоторые активные устройства, которые хорошо функционируют с активными источниками, особенно в случае их специального проектирования для работы с более высокими уровнями напряжения.

3. В хорошем директ-боксе должны быть инструментальный вход и балансный выход (желательно, чтобы он был с разъемом XLR), переключатель ground-lift и хороший трансформатор.

4. Цена пассивного директ-бокса в основном определяется качеством трансформатора, который он содержит. Поэтому обращайте внимание на его характеристики (класс А, линейная АЧХ и т. д.).

Несколько полезных функций директ-боксов

• Pad – понижает мощность входного сигнала, что позволяет работать с очень мощными сигналами без перегрузки директ-бокса.
• Thru-put – нужна для подключения инструмента к усилителю параллельно с подключением к пульту.
• Polarity reverse – используется для комбинации разных по фазе сигналов.
• Ground-lift – переключатель, используемый в DI, как и во многих других приборах, который отключает «землю» сигнала от «земли» прибора.
• Isolated line outputs – это питание с помощью развязывающего трансформатора (floating-transformer-isolated). Выход не соединен с землей или с другими выходами, что обеспечивает максимальную электрическую изоляцию. Такой способ питания уменьшает шумы.

Несколько советов по использованию директ-боксов.

• Если вам необходимо избавиться от шума, подключите директ-бокс между проблемными устройствами.
• Для получения чистого и хорошего звука попытайтесь записать микрофонный и линейный сигнал на два канала с последующим их сведением. При этом применяйте переключатель смены фазы, которым должен быть оснащен директ-бокс.
• Если при использовании небалансного линейного выхода микшерного пульта слышится гул от сети питания, поэкспериментируйте с пассивным директ-боксом, имеющим развязывающий трансформатор и переключатель ground-lift. Поместите его между выходящим из пульта небалансным кабелем и кабелем мониторов. Если шум не прекратился, воспользуйтесь переключателем ground-lift – шум исчезнет.
• Если вы используете пассивный директ-бокс для подключения гитары одновременно к комбику и к пульту, никогда не кладите его на комбик или усилитель. Магнитные поля, которые генерируют трансформаторы питания усилителя, могут негативно влиять на изолирующие свойства устройства, взаимодействуя с его собственным трансформатором. В результате вы получите шум фазы и сдвиг сигнала.

Директ-бокс нельзя размещать на комбике или усилителе

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что ди-бокс хоть и небольшая вещица, но весьма полезная. Выступаете вы на сцене или работаете в студии, качество звука вашего инструмента должно быть в приоритете, не говоря уже о безопасной работе всего музыкального оборудования. Качественный директ-бокс – это почти вечное устройство. Вложившись в него однажды, вы сможете избежать многих проблем с коммутацией на сцене и в студии.


pop-music.ru


Смотрите также