Блюз как научиться играть


Блюз на гитаре: аккорды, техника, упражнения

Всем привет, любители гитары. Сегодня у нас по традиции – урок для новичков. В данном небольшом уроке я расскажу вам — как можно играть блюз на вашей шестиструнной акустической гитаре, либо электрогитаре. Также опубликую схему, на которой вы можете увидеть самые распространенные блюзовые аккорды.

Если вас интересуют блюз, джаз и импровизация, то хочу порекомендовать новый образовательный портал Анатомия-музыки.рф, где вы сможете найти уйму бесплатной информации и уроков на эти и другие не менее инетересные музыкальные темы.

На самом деле играть данный музыкальный стиль (блюз) – не сложно, достаточно знать несколько базовых понятий и техник, немного потренироваться и вы сможете играть блюз не хуже Би Би Кинга.

Содержание

Итак, давайте приступим к самому интересному.

Аккорды

Ниже, по тексту, вы можете ознакомиться со схемой, на которой изображены самые популярные блюзовые аккорды. Инструкция о том — как читать данные аккорды, их схемы, также прилагается.

Как читать схемы:

  • Схема состоит из сетки, которая состоит из шести вертикальных линий (струн) и пяти горизонтальных линий (порожков). Как вы могли догадаться – эти линии иллюстрируют струны и порожки на гитаре. Их пересечение образует лады на шестиструнной гитаре;
  • Сверху схемы стоит буква, указывающая на название аккорда изображенного на схеме;
  • Чуть ниже буквы, вы можете наблюдать два знака: крестик и нолик. Они указывают на закрытую (не исполняется) и открытую (играть нужно открытой) струну соответственно;
  • На самой схеме расположены черные метки, указывающие и показывающие на тот лад, который вам нужно прижать, чтобы исполнить аккорды;
  • Ниже схемы вы можете увидеть цифры от одного до четырех. Данный цифры указывают на то, каким пальцем предпочтительнее прижимать тот или иной лад, когда вы исполняете аккорды. Если считать пальцы слева направо, на внутренней стороне ладони, то первый – указательный, четвёртый – мизинец, большой палей цифрой не обозначается.

Упражнения

Я подготовил для вас упражнение, которое позволит вам развить технику блюзовой импровизации. Ниже вы можете ознакомиться с табулатурой данного упражнения (видео-урок по чтению табулатур, также, находится ниже).

Играть нужно так:

Если вы не знаете, как читать табулатуры на гитаре, то предлагаю вам ознакомиться с видео-уроком, в котором все наглядно показано и рассказано.


Видео

Ниже вы можете посмотреть видео-урок посвященные рассматриваемой, в данной статье, теме.


Приемы игры

Хочется, также, пару слов сказать о приемах игры на гитаре, которыми часто пользуются блюз мены:

  • Бенд – прием игры на гитаре, при котором играемая нота, в процессе звучания, подтягивается до нужно высоты. Длительность бендов может быть: коротка и длинная;
  • Вибрато – прием игры на гитаре, при котором извлекается звук с колебанием струны. Очень выразительный и популярный прием, очень часто используется в блюзе.

На сегодня это все, надеюсь, вы разобрались с техникой и приемами игры и можете играть блюз.

Если вы хотите углубиться в знания о блюзе или джазе и импровизации, обязательно посетите сайт Анатомия-музыки.рф. Вот, например, одна занимательная статья с этого сайта, связанная с блюзом:

Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи

Что общего между Джоном Фрусчанте (John Frusciante), Джими Хендриксом (Jimi Hendrix) и Стиви Рэем Воном (Stevie Ray Vaughan)? Все это — великие гитаристы. Но сегодня я хотел бы особенно подчеркнуть их умение наполнять ритм-партии гитары настроением и мощью.

А вам доводилось играть фанк-рок? Если да, то, возможно, вы уже сталкивались с такой проблемой: хочется хорошего, фанкового звучания, а получается что-то не то… Умение сделать свою игру насыщенной, сочной, заводной (здесь можно перечислить целую кучу эмоций, которые вам хотелось бы выразить) жизненно необходимо каждому гитаристу!

В одном из прошлых уроков мы уже говорили о том, как можно разнообразить блюзовую прогрессию аккордов. В результате у нас получилось несколько замечательных блюзовых риффов, звучащих очень свежо и необычно. Взгляните на табулатуру, представленную ниже, и вы поймете, о чем я.

Итак, разберем эту фразу подробнее.

Первое время вам будет казаться, что играть ритм в подобном стиле не так просто, но постепенно вы справитесь, и это поможет вам значительно повысить ваш уровень владения гитарой. Ранее я уже говорил о том, что сначала нужно отрабатывать фразы медленно. Особенно если у вас появляются трудности с правой рукой — чтобы научиться правильно играть апстроками и даунстроками, нужно время.

Не забывайте разбирать и тренировать каждое движение в отдельности. Так вы сможете впоследствии играть быстрее и качественнее. Исполните фразу, представленную ниже. Это тот же самый рифф, но в более медленном темпе.


Если вы пока не привыкли играть ритм в подобном стиле, возможно, у вас появятся проблемы с глушением незадействованных струн. Такие риффы следует играть как можно более агрессивно и жестко. Так они зазвучат еще интереснее.

Если вы хотите играть, как Стиви Рэй Вон, вам придется научиться глушить струны пальцами левой руки (в том числе и большим пальцем). Научиться этому за один день не получится, но осваивать эту технику все же стоит. Особенно если ваша цель — научиться хорошо играть блюз на гитаре.

Поэтому не волнуйтесь, если поначалу у вас не будет получаться — просто дайте себе время и учитесь постепенно, шаг за шагом. Итак, начнем. Если вы только начинаете осваивать блюз, советую вам обратить особенное внимание на упражнения, приведенные ниже. Они будут очень полезны для вас.

Упражнения для тех, кто хочет научиться играть первоклассные ритм-партии

Тональность А минор, пентатоническая гамма. Все ноты на 5 ладу играем указательным пальцем. Постепенно можете привлекать и другие пальцы. Чем выше нота — тем сложнее играть.

Теперь сыграем таким образом всю гамму.

Ну а сейчас применим эту идею к блюзовому шаффлу. Особое внимание уделите глушению незадействованных струн. За один удар должна звучать только одна нота:

Чтобы научиться уверенно играть шаффл, играйте апстрок на каждую слабую долю. Не забывайте глушить все струны при апстроках. На следующей табулатуре показано, как играть шаффл:

Нередко начинающие гитаристы играют этот рифф неправильно, так как не глушат незадействованные струны, что звучит довольно скучно. Это часто происходит из-за некорректного представления риффа в табулатуре. Обычно ноты Х (т. е. приглушаемые ноты) никак не обозначаются, что, конечно, ведет к тому, что гитаристы игнорируют их.

Занимайтесь регулярно — только так вы сможете научиться играть, как настоящий профи

Что же дальше? Чтобы достичь поставленной цели, очень важно часто и регулярно тренироваться. Как заставить себя регулярно заниматься на гитаре, я уже писал в одном из прошлых уроков. Допустим, вы играете упражнения, приведенные выше, довольно уверенно, но время от времени глушите все-таки не все струны.

Нужно обязательно справиться с этой проблемой. Если вы хотите добиться виртуозного владения гитарой, вам придется смириться с тем, что на освоение этой техники потребуется несколько месяцев. Не отступайтесь и продолжайте работать.

Начните с восьмых нот и играйте под метроном. Возможно, вам придется вернуться к первому упражнению и попробовать сыграть его без метронома. Это особенно важно в том случае, если пока не удается полностью глушить все незадействованные струны. Играйте в удобном для себя темпе, даже если он кажется вам очень медленным. Вы справитесь! Главное — не сдаваться. Сначала потренируйте отдельно даунстроки. Затем сконцентрируйтесь на апстроках. И только после этого попробуйте объединить даунстроки и апстроки. Это потребует от вас определенных усилий и терпения, но это того стоит.

Важно так же изучить урок, который является основой блюзовой ритмики. С его помощью Вы сможете еще более подробно разобраться что к чему.

Также вы можете играть привычные вам блюзовые шаффлы и риффы, используя технику глушения. Только не забывайте о нотах Х — в табулатуре внизу они не изображены. Тех гитаристов, которые играют эти риффы без глушения незадействованных струн, ждет разочарование — они никогда не смогут добиться звучания SRV.

Эта техника — неотъемлемая часть его стиля. Но изобразить на табулатуре его энергию и чувственность игры, к сожалению, никому и никогда не удастся! Тем не менее, прием глушения позволит вам значительно приблизиться к звучанию великого гитариста.

Создавайте собственные блюзовые риффы  

Конечно, наша основная задача — постоянно развивать технику игры, не забывая при этом о музыкальности. Я всегда и всем говорю: не бойтесь творить! В конечном итоге это всегда окупает себя.

Возможно, теперь вы захотите придумать свои интересные блюзовые риффы и сыграть их техникой глушения. Минорная пентатоническая гамма — отличная возможность для тренировки. Также это богатый источник идей.

Аппликатура этой гаммы, на которой мы основывались в данной статье, очень удобна для такого стиля игры ритм-партий. Конечно, вы также можете играть на основе других гамм, но пока я советую вам сконцентрироваться на минорной пентатонике. Никто не запрещает вам добавлять в нее ноты из других гамм, но первое время старайтесь все-таки не покидать рамки пентатоники.

Хаммер-оны, пулл-оффы, дабл-стопы, слайды, вибрато — все это вы можете использовать для украшения собственной игры. Благодаря этим приемам, многие гитаристы значительно повышают свой уровень игры соло, но мало кому удается научиться встраивать их в ритм-партии.

Если вы справитесь с этим, ваши ритмы изменятся в лучшую сторону. Более того, игра ритма и соло с применением техники глушения, о которой мы говорили сегодня, даст вам возможность поразить любого, даже самого требовательного, слушателя.

Играйте то, что вы чувствуете! И делайте это динамично

Ритм-партию всегда можно наполнить динамикой и чувством. Вы можете играть мягко или жестко, тихо или громко, ваше звучание может быть агрессивным или нежным, тяжелым и прямолинейным или более фанковым и задиристым. Глушение незадействованных струн вместо однострунных риффов поможет вам сделать вашу игру более динамичной. Так вы донесете до слушателя гораздо больше!

Надеюсь, эта статья станет для вас источником новых идей, а ваше звучание станет более профессиональным и интересным. Технику, которую я описал, можно успешно применять как к игре соло, так и в ритм-партиях, поэтому ей стоит заняться.

Об авторе:
Энтони Рэйнерт (Antony Reynaert) — преподаватель игры на гитаре в стиле блюз. Он живет и работает в Бельгии.

Хотите получать свежие интересные уроки гитары? Подписывайтесь на бесплатную ежедневную рассылку от Гитаршколы, настраивайте подписку только на те категории уроков, которые хотите получать и совершенствуйте свою игру на гитаре каждый день!

Оставить комментарий

Тягучий блюз | Гитаршкола

Блюз любят все! А без гитары в этом музыкальном стиле не обойтись. Блюз очень разнообразен, и блюзовые ходы могут украсить собой любую композицию. Многие гитаристы (в их числе Брэд Пейсли (Brad Paisley), Гатри Гован (Guthrie Govan), Джо Бонамасса (Joe Bonamassa)) черпают вдохновение из блюза и основываются на нем при создании собственных риффов в стиле кантри, рок и др.

У блюза есть направление, которое я называю «тягучим блюзом». Если вы находитесь в рамках тональности D и играете блюзовые фразы или фразы в минорной пентатонике, ориентируясь при этом на кантри-роковое звучание — это беспроигрышный вариант. Здесь практически невозможно ошибиться — просто чувствуйте грув и плывите по его волнам. Давайте же подробнее остановимся на этой самой «тягучести» блюза.

Начнем с акустического звучания, хотя все эти фразы можно с тем же успехом играть и на электрогитаре. На акустической гитаре предпочтительнее играть на нижних ладах, активно используя открытые струны, поэтому мы так и сделаем. Пример 1 — это фраза с открытыми струнами. Ноты на пятой струне следует играть медиатором, а на четвертой и третьей струнах — средним и безымянным пальцем соответственно. В данном случае гибридный подход дает возможность не менять позицию правой руки.

Во второй половине фразы мы смещаемся на четвертую, третью и вторую струны. Здесь добавляется нота Ab, являющаяся так называемой «блюзовой нотой» (пониженной пятой ступенью) для тональности D. Если задержаться на этой ноте надолго, она прозвучит ужасно. Но если использовать ее как мостик к пятой или четвертой ступеням, она придает истинный блюзовый колорит.


Сдвигаемся вверх по грифу. Тональность остается прежней — D. В Примере 2 рейком подходим к ноте F и делаем небольшую подтяжку, прежде чем начать спуск по блюзовой гамме D (D-F-G-Ab-A-C). Затем переходим от ровных шестнадцатых к секстолям. Если вы научитесь быстро переключаться с шестнадцатых на секстоли, у вас не будет проблем с ритмикой в блюзовом контексте.


А теперь берем электрогитару и активируем бриджевой датчик. Бриджевой датчик дает агрессивное звучание, которое никогда не останется незамеченным.

В блюзе (да и вообще в игре на гитаре) важны не только те ноты, которые вы играете. Немалое значение имеют также ноты, которые вы глушите. Пример 3 начинается с приглушенного апстрока, что придает фразе определенный характер. Затем становится еще интереснее: играем рейк-даунстрок к двенадцатому ладу, делаем бенд на полтона и отпускаем его (подтягиваем шестую ступень до пониженной седьмой), после чего делаем пулл-офф к десятому ладу. Пулл-офф следует исполнять плавно и быстро.

Бенды — замечательная вещь! Чтобы больше узнать о них, посмотрите видео на YouTube под названием 45 способов подтянуть гитарную струну (45 Ways to Bend a Guitar String). Этот пример завершается блюзовым бендом на двух струнах, за которым следует унисонный бенд (это означает, что вы удерживаете одну ноту и подтягиваете другую до той же высоты). Это отличный способ понять, насколько точен ваш бенд, ведь вы можете ориентироваться на звучание другой струны. Такой ход иногда называется «слиянием», потому что речь идет о своеобразном «слиянии» звучания двух струн.


В Примере 4 мы наращиваем скорость за счет триолей. Здесь мы спускаемся по D-дорийскому ладу (D-E-F-G-A-B-C) с добавленной блюзовой нотой (Ab). Основная «фишка» этой фразы — необычная аппликатура правой руки. Сначала играем ноту на третьей струне медиатором, затем — ноту на первой струне средним пальцем, после чего делаем пулл-офф. Далее переходим к триольному ритму по схеме «вниз / вверх / пулл-офф», что дает нам возможность сохранять четкость звучания, спускаясь и поднимаясь по струнам, без необходимости играть каждую ноту правой рукой.


Для следующего примера переключитесь на нэковый датчик. Этот датчик, в сравнении с агрессивностью бриджа, дает более гладкое, текучее звучание. Оно уже больше полувека является характерной чертой блюза, поэтому давайте же пользоваться его преимуществами!

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) нередко играл подобные дабл-стопы. Их можно услышать, например, в “The Wind Cries Mary”, и с тех пор гитаристы активно пользуются этой идеей. Начнем Пример 5 с дабл-стопа первым пальцем и хаммер-она на нижнюю из двух струн третьим пальцем. То, что нужно! И в качестве бонуса — бенд на двух струнах.

Как я уже говорил, блюзовая нота (Ab) отлично подходит для перехода к ноте выше или ниже, и эта фраза подтверждает это. Сыграйте ноту D на десятом ладу первой струны и одновременно с ней — ноту Ab на тринадцатом ладу третьей струны. Затем, удерживая ноту D, сделайте слайд от тринадцатого лада к двенадцатому. На Ab следует задержаться лишь на долю секунды. У вас получится нота, которую по длительности нельзя отнести ни к восьмым, ни к шестнадцатым. Она как бы подводит к целевой ноте (G). Звучит очень блюзово!


Пример 6 — это уже фьюжн. Здесь важную роль играют триоли. Начинаем с октавы А, затем переходим к минорной пентатонике D. И в завершение — нелинейная серия нот блюзовой гаммы. Здорово, не правда ли?


Ну а сейчас давайте посмотрим, чем нам поможет слайд. Воспользуемся примерами Дерека Тракса (Derek Trucks), Дуэйна Оллмэна (Duane Allman) и Сонни Лэндрета (Sonny Landreth) и вооружимся волшебной трубочкой из стекла или металла. Данный пример написан для стандартного строя. Открытые строи дают больше возможностей, но в практическом плане удобнее просто взять гитару, которая уже настроена, и начать играть слайдом.

Несколько советов: прижмите медиатор указательным пальцем к ладони и играйте большим, средним и безымянным пальцами. Прижимайте слайд к струнам с достаточной силой, чтобы ноты звучали чисто, но не так, чтобы струны касались ладов.

Сонни Лэндрет — один из величайших слайд-гитаристов в блюзе, и Пример 7 написан в его стиле. Вы играете ноту, смещаетесь на полтона ниже и делаете слайд обратно к первоначальной ноте. Получается уникальное звучание! Затем переходите к классическому варианту: дабл-стоп на двух соседних струнах и слайд на два лада вверх к целевому аккорду.


Слайд — отличная штука, ведь он не требует подчинения теоретическим правилам. Пример 8 начинается с нот C и G#. Затем спускаемся к A и F. Триоли играем большим и средним пальцами.

Замечательно! Если вы хорошо отработали все примеры, попробуйте поиграть под минус.

Оставить комментарий

Блюз | Гитаршкола

В этой категории собраны уроки гитары на акустической и электрогитаре в стиле блюз. Так же здесь публикуются статьи, советы и рекомендации от лучших блюз-гитаристов. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле блюз, подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.

Блюз


    Волшебные ритмы соула
    В этом уроке рассмотрим 5 упражнений для ритм-гитары в стиле соул. Табы и аудиоприложение прилагаются.


    Игра соло на фоне смен гармонии в блюзе
    В этом уроке рассмотрим 6 примеров исполнения блюзового соло на фоне стандартной смены гармонии. Если Вы хотите начать сочинять собственные гитарные соло, этот урок для Вас.




    Педальный тон в ритм- и соло-партиях
    Что такое педальный тон на гитаре, и как его использовать при игре ритм- и соло-партий в стиле блюз, - Вы узнаете из этого урока. Табулатуры и аудио к уроку прилагаются.



    Теле-трюки Роя Бьюкенена
    В этом уроке разберем 7 упражнений и одно полноценное соло на электрогитаре в стиле медленного блюза. Табулатуры, ноты и аудиотреки прилагаются.


    Ритмические смены и блюз
    В этом уроке рассмотрим 10 упражнений, основанных на блюзовой прогрессии. Используя ее, Вы сможете сочинять свои собственные мелодии и соло в стиле блюз и джаз.

    Кантри-мудрость Кита Урбана
    В этом уроке представлены десять упражнений с нотами, табулатурами и аудиоприложением в стиле кантри от гитариста Кита Урбана.

    Тайны медленного блюза
    Сегодняшний урок мы посвятим игре медленного блюза на электрогитаре. Вы поймете, что играть медленный блюз ничуть не легче, чем играть быстрый блюз.

    В глубины блюза: Джон Скофилд
    8 упражнений в стиле блюз и бибоп, написанные в стиле легендарного гитариста Джона Скофилда. Табулатуры, ноты и аудио прилагаются.

    В глубины блюза: Соединяя точки
    В этом уроке Вы узнаете, как объединить различные позиции на грифе гитары в одну. Так Вы обретете свободу в игре, не ограничиваясь рамками позиций.

    Мы рождены для буги!
    Если Вы только знакомитесь с таким музыкальным стилем как буги-вуги, этот урок для Вас. Табы, ноты и аудио-приложение 10 упражнений ждут Вас в этом уроке.


    В глубины блюза: Ларри Карлтон
    В этом уроке разберем 10 гитарных фраз в духе Ларри Карлтона, которые познакомят Вас со стилем этого блюзового гитариста. Табы, ноты и аудио треки прилагаются.

    Тягучий блюз
    В этом уроке представлены 8 упражнений для акустической и электрогитары, которые научат Вас играть медленный тягучий блюз.

    Восемь лучших тернэраундов
    В этом уроке Вы узнаете, что такое тернэраунд, а так же разберете восемь примеров тернэраундов с нотами и табами для электрогитары.













    Блюзовые фразы Би Би Кинга в джазовых соло
    Сегодняшнее занятие мы посвятим трем классическим фразам Би Би Кинга, которые будут полезны для всех джазовых гитаристов, желающих пополнить свой арсенал интересных ходов и решений.

    Блюз на электрогитаре — видео
    В этом уроке Джон Хьюзенстамм расскажет о работе комбинаций септаккордов и пентатонических гамм, а так же Вы увидите несколько простых идей в первой позиции пентатонической гаммы А минор.

    Блюзовая гамма в тяжелой музыке — видео
    Сегодня мы будем говорить о фразе, основанной на "блюзовой гамме" Е мажор. Так же я покажу возможность использовать традиционную блюзовую гамму в более тяжелой музыке.

    Смешанная блюзовая гамма – свежая идея для вашего соло
    Сегодня мы поговорим о смешанной блюзовой гамме, в которую входят ноты как минорной, так и мажорной блюзовых гамм. С ее помощью можно эффектно подчеркивать смену аккордов, не теряя при этом качественного блюзового звучания.

    Как победить рутину – помощь гитаристам. Фразировка
    Сегодня мы поговорим о фразировке и о том, как сделать ваши соло более музыкальными, придать им некоторую схожесть с вокальными партиями, а также о том, как играть и выражать в своем творчестве именно то, что хочется, а не просто перебирать "удачные" идеи и ходы, уже придуманные кем-то другим.


    Основы блюзовой ритмики
    В этом уроке Вы познакомитесь с основами блюзовой ритмики. Вы научитесь считать доли при игре на гитаре в стиле блюз и узнаете, как обозначается в нотах блюзовая ритмика.

    Другие примеры риффов
    В этом уроке опубликованы дополнительные примеры риффов для блюза. Табулатуры с блюзовыми риффами присутствуют.

    Риффы в блюзе
    В этом уроке представлены табулатуры двухтактовых риффов для электрогитары в стиле блюз.


    Блюз в тональности ЛЯ
    В этом уроке мы разберём блюз в тональности А (ля). Приведенное в уроке упражнения крайне просты технически, но очень эффективны.

    Классическая схема блюза
    Классическая двенадцатитактовая блюзовая схема очень проста, и все же большинство "чайников" ухитряются в ней запутаться. В этом уроке разберемся, как выглядит классическая схема блюза для гитары.

    Блюз для акустической гитары
    В этот курс вошло 15 примеров (небольших, но эффективных упражнений), которые в той или иной степени служат для повышения мастерства игры на гитаре в стиле блюз.


Смотрите также